Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № ___ от «___»___________ 2017 года
Директор школы __________ Р. Н. Ермощенко
Рабочая программа
по физике
(предмет)
7 класс
базовый
(уровень)
СОСТАВИТЕЛЬ:
Ермощенко Раиса Николаевна
учитель, кв./категория – первая, образование – высшее
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № 1 от 28.08.2017 г |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР 30.08.2017 г __________ С. В. Зенченко |
ПРИНЯТО педагогическим Советом № 1 от 30.08. 2017 года |
с. Стечна
2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС.
Рабочая программа по курсу физики 7 класс составлена с учетом внесенных изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования №1577 от 31.12.2015. ( Минюст 08.02.2016 г.), Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования и авторской программы по физике 7-9 класс /составитель Ф50 Тихонова Елена Николаевна ООО «Дрофа», 2015 г, с изменениями.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использования;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
7 класс
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного обучения.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
2-й уровень (программный)
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Предметные результаты по 7 классу:
Введение:
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
-владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
-понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
-владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
-понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
-умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
3. Взаимодействия тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
-умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
-владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
-умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
-умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
-понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
-умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
-понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
-понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)
5. Работа и мощность. Энергия.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
-понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
-умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
-владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
-понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
-владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
I I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Физика и физические методы изучения природы (5 ч)
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Лабораторные работы:
1.Определение цены деления измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Лабораторные работы:
2.Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Скорость механического движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Явление тяготения. Сила тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы:
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Определение плотности твердого тела.
6.Измерение силы с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч)
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
7.Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.
8.Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (15 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Лабораторные работы:
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Определение КПД наклонной плоскости.
Повторение – (4 ч).
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий: физика, тело, вещество, материя, величина, наблюдение, опыт, измерение, погрешность, единицы измерения, измерительные приборы, цена деления, экспериментальные и теоретические методы изучения природы, атом, молекула, капилляр, механическое движение, траектория, система отсчета, график движения, инертность, взаимодействие тел, простые механизмы; диффузия, смачивание, несмачивание, инерция, невесомость, перегрузки, свободное падение, плавание;
- давать определение физическим величинам: скорость, путь, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, коэффициент трения, коэффициент жесткости, давление, архимедова сила, работа, механическая энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия, мощность, КПД, момент силы;
- определять цену деления и погрешность прибора;
- правильно пользоваться мензуркой, линейкой;
- измерять объем тела с помощью мензурки;
- приводить примеры физических явлений, физического тела вещества;
- формулировать основные положения МКТ;
- решать качественные задачи по теме;
- по таблицам находить температуру перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- приводить примеры смачивающих и несмачивающих жидкостей; использования капиллярности; вещества в различных агрегатных состояниях;
- экспериментально определять размеры малых тел.
- записывать формулы скорости, пути, времени движения, плотности, массы и объема тела; равнодействующей силы; закона Гука; веса тела, силы тяжести;
- правильно пользоваться весами, динамометром;
- измерять силу, массу;
- по числу раскрыть физический смысл скорости, плотности вещества, жесткости тела;
- приводить примеры материальной точки, поступательного движения; различных видов движения; практического использования инерции; видов трения; подшипников;
- формулировать законы Гука, Паскаля, Архимеда, «золотое правило» механики; условие равновесие рычага, закон сохранения энергии;
- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и погрешности измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точки зрения строения вещества.на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон Гука; задачи на расчет сил природы, расчетные задачи на закон Архимеда, плавание тел, на закон сообщающихся сосудов, на расчет работы, энергии, мощности, КПД, момента сил; задачи на применение условия равновесия рычага;
- правильно пользоваться приборами манометром, барометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия барометров, манометров, гидравлических машин, насосов и их использование;
- измерять архимедову силу;
- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости;
- приводить примеры практического применения простых механизмов.
I I I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |
ВВЕДЕНИЕ. Физика и физические методы изучения природы (5 ч) | | | |
1/1 | Физика – наука о природе. Физические тела и явления. | Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. Наблюдения, гипотезы и опыт по проверке гипотезы. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. | 1 | | | |
2/2 | Физические величины и их измерение. | Лабораторный опыт «Измерение расстояний» | 1 | | | |
3/3 | Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. | Физические приборы. Измерение длины. Время, как характеристика физических процессов. Среднеарифметическое. Лабораторный опыт «Измерение времени между ударами пульса» | 1 | | | |
4/4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора ( мензурки)». | | 1 | | | |
5/5 | Наука и техника. Физика и техника. | Физические законы и закономерности. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности. | 1 | | | |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) |
1/6 | Строение вещества. Атомы и молекулы. | Опыты, доказывающие атомное строение вещества. | 1 | | | |
| Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | | 1 | | | |
2/7 | Тепловое движение атомов и молекул. | Броуновское движение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. Демонстрации: 1) модель хаотического движения молекул в газе; 2) модель броуновского движения | 1 | | | |
3/8 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Демонстрации: 1) диффузия в растворах и газах, в воде | 1 | | | |
4/9 | Взаимодействие частиц вещества. | Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Демонстрации: сцепление твердых тел | 1 | | | |
5/10 | Агрегатные состояния вещества | Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Демонстрации :1) модель строения кристаллических тел; 2) образцов кристаллических тел; 3) расширение твердого тела при нагревании. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей | 1 | | | |
6/11 | Повторительно-обобщающий урок. | | 1 | | | |
Взаимодействие тел (21 ч) |
| | | | |
1/12 | Механическое движение. Траектория. Путь. | Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Путь – скалярная величина. Относительность движения. Демонстрации: 1) равномерное прямолинейное движение; 2) зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета. | 1 | | | | |
2/13 | Скорость равномерного прямолинейного движения. | Скорость – векторная величина. Модуль вектора скорости. Единицы скорости. Методы измерения скорости, расстояния и времени. Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения». | 1 | | | | |
3/14 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | | 1 | | | | |
4/ 15 | Графическое представление движения. | График зависимости пути от времени и модуля скорости от времени движения.Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении». | 1 | | | | |
5/16 | Взаимодействие тел. Явление инерции. | Демонстрации: явление инерции. Лабораторный опыт: изучение столкновения тел | 1 | | | | |
6/17 | Масса – скалярная величина. | Единицы измерения массы .Методы измерения массы. Демонстрации: сравнение масс тел с помощью равноплечих весов | 1 | | | | |
7/18 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | | 1 | | | | |
8/19 | Плотность вещества. | Ареометр. Лабораторный опыт: «Измерение плотности жидкости» | 1 | | | | |
9/20 | Лабораторная работа№ 4, 5 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела». | | 1 | | | | |
10/21 | Расчет массы и объема тела по его плотности | | 1 | | | | |
11/22 | Контрольная работа № 1по теме «Взаимодействие тел». | | 1 | | | | |
12/23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила – векторная величина. Связь между силой тяжести и массой тела. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы» | 1 | | | | |
13/24 | Сила тяжести на других планетах | Физические характеристики планет. | 1 | | | | |
14/25 | Сила упругости. Закон Гука. | Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы удлинения стальной пружины от приложенной силы». | 1 | | | | |
15/26 | Вес тела. Невесомость. | Демонстрации:1) измерение силы по деформации пружины; 2) явление невесомости. | 1 | | | | |
16/27 | Динамометр.Лабораторная работа №6 «Градирование пружины и измерение силы динамометром». | Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. | 1 | | | | |
17/28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой». Демонстрации: сложение сил. | 1 | | | | |
18/29 | Сила трения. | Трение скольжения, трение покоя, трение качения. Трение в природе и технике .Демонстрации:свойства силы трения. Лабораторный опыт: «Исследование силы трения скольжения | 1 | | | | |
19/30 | Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления» | | 1 | | | | |
20/31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сила». | | 1 | | | | |
21/32 | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» | | 1 | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч) |
| | | |
1/33 | Давление. Единицы измерения давления. | Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | | | |
2/34 | Давление газа. | Лабораторный опыт «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». | 1 | | | |
3/35 | Давление в жидкости и в газе .Закон Паскаля. | | 1 | | | |
4/36 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Давление. | 1 | | | |
5/37 | Решение задач на расчет давления. | | 1 | | | |
6/38 | Сообщающиеся сосуды. | | 1 | | | |
7/39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосферное давление на разных высотах | 1 | | | |
8/40 | Опыт Торричелли. Барометр – анероид. | Методы измерения атмосферного давления. | 1 | | | |
9/41 | Манометр. | Методы измерения давления. | 1 | | | |
10/42 | Решение задач на расчет давления. | | 1 | | | |
11/43 | Гидравлические машины. | Гидравлические машины (пресс, насос). | 1 | | | |
12/44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Архимедова сила. Закон Архимеда. | 1 | | | |
13/45 | Лабораторная работа № 6 «Измерение архимедовой силы». | Методы измерения силы. | 1 | | | |
14/46 | Условие плавания тел. Плавание судов. | Условие плавания тел. | 1 | | | |
15/47 | Решение задач на определение архимедовой силы. | | 1 | | | |
16/48 | Плавание тел и судов. | | 1 | | | |
17/49 | Лабораторная работа № 7 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | | 1 | | | |
18/50 | Воздухоплавание. | | 1 | | | |
19/51 | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | | 1 | | | |
Работа и мощность. Энергия (15 ч) |
| | | |
1/52 | Механическая работа. | Методы измерения работы. | 1 | | | |
2/53 | Мощность. | Методы измерения мощности. Лабораторный опыт «Измерение мощности» | 1 | | | |
3/54 | Простые механизмы. Рычаг. | Рычаги в технике, быту, природе. | 1 | | | |
4/55 | Равновесие сил на рычаге. | Условие равновесия твердого тела, имеющего ось движения. Условия равновесия тел. | 1 | | | |
5/56 | Момент силы. Центр тяжести тела. | Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». | 1 | | | |
6/57 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условия равновесия рычага». | | 1 | | | |
7/58 | Подвижные и неподвижные блоки. | Применение законов рычага к блоку. | 1 | | | |
8/59 | «Золотое» правило механики. | Равенство работ при использовании простых механизмов. | 1 | | | |
9/60 | Коэффициент полезного действия механизма. | КПД. | 1 | | | |
10/61 | Решение задач на расчет КПД. | | 1 | | | |
11/62 | Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | | 1 | | | |
12/63 | Потенциальная и кинетическая энергия. | Потенциальная взаимодействующих тел и кинетическая энергия. Методы измерения энергии. Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | 1 | | | |
13/64 | Закон сохранения механической энергии. | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | | | |
14/65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия». | | 1 | | | |
15/66 | Контрольная работа по теме «Механическая энергия» | | 1 | | | |
67 | Повторение | | 1 | | | |
68 | Итоговая контрольная работа за год | | 1 | | | |
69-70 | Резерв | | 2 | | | |