с. Алексеевка
Рабочая программа по географии составлена в соответствии: с Федеральным Законом" Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. (Низовцев. М-Дрофа,2013г), основной образовательной программой МБОУ Алексеевская сош, учебника «География» 5-6 класс О. А. Климановой М. Дрофа, 2015год
- объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы
- определять (измерять) направления и расстояния ,работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;
- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;
- обозначать на контурной карте географические объекты.
- объяснять понятия и термины, выражения: "путь из варяг в греки", Великий шелковый путь, Старый Свет, Новый Свет, поморы.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее - выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
объяснять понятия и термины: Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины.
Мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы.
Гидросфера, речная система (и ее части). Озёра, болота, подземные воды, ледники.
Атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушная масса, метеорология, синоптическая карта.
Биосфера, биологический круговорот.
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;
- уметь вести полевой дневник.
- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета географии в 5 классе 35 часов за год из расчета 1 час в неделю ( 35 учебных недель). По данной программе ( по расписанию) 34 часа, праздничные дни 02.05.2017 .и 09. 05 2017г
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
.
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля — обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна — спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля — планета Солнечной системы.2ч Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум №1 Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
Тема 4. История открытия и освоения Земли (7 ч)
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум№2. Записки путешественников и литературные произведения — источники географической информации.
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум№3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум№4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью, каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?
Урок-практикум№5. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнять природу? Воздействия человека на природу.
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые универсальные учебные действия (УУД) | Характеристика деятельности обучающегося | Виды контроля |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
5 КЛАСС |
Раздел 1. Как устроен наш мир (11часов) |
1. | 6.09 | Что изучает география. Представления об устройстве мира | 1 | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географ. задач. | Приводить примеры объектов живой и неживой природы, их приспособлений, определять сферы взаимодействия наук о природе. Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе. | Работа с различными источниками информации: таблицами и схемами учебника Работают с источниками информации: таблицами и схемами учебника, презентацией, моделью"Солнечная систем Просматривают и обсуждают презентацию | предварительный |
2. | 13.09 | Звезды и галактики. | 1 | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. | Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов; | Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. | Работа с различными источниками информации. Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение расстояний до недоступного объекта | текущий |
3. | 20.09 | Солнечная система. | 1 | Становление ответственным отношением к учебе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; | Использование географических знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. | Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц. | Работа с различными источниками информации. Анализировать иллюстративно-справочные материалы | текущий |
4. | 27.09 | Луна – спутник Земли. | 1 | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников. | Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей | Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами. | Работа с различными источниками информации. Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Составление рассказа по рисункам | текущий |
5 6 | 4.10 11.10 | Земля – планета Солнечной системы. | 2 | Развитие ответственного отношения к учебе, опыта участия в социально значимом труде, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; | Сформировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце – как источнике тепла для планет Солнечной системы. | Работа с различными источниками информации. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Описание особенностей вращения Земливокруг Солнца. Анализ положения Землив определенных точках орбиты. | текущий |
Тема 2. Облик Земли (4 часа) |
7 | 18.10 | Облик земного шара. | 1 | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. | Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов; | Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. | Умение работать с различными источниками информации. Составление схемы «Облик земного шара» | предварительный |
8 | 25.10 | Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. | 1 | Становление ответственным отношением к учебе, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности; | Использование географических знаний и методов для решения учебных задач, работать с текстом и нетекстовыми компонентами, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников. | Называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты–гиганты. Уметь давать характеристику группам планет, систематизировать знания в виде схем и таблиц. | Умение работать с различными источниками информации. Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. | текущий |
9 | 8.11 | Параллели и меридианы. Градусная сеть. | 1 | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации, анализ и синтез разрозненных знаний первоисточников. | Формировать умения ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; | Знать и объяснять понятия «астероид», «комета», «метеор», «метеорит». Уметь наблюдать и фиксировать результаты наблюдений разными методами. | Умение работать с различными источниками информации. Выявление особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. | текущий |
10 | 15.11 | Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. | 1 | Развитие ответственного отношения к учебе, опыта участия в социально значимом труде, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. | Определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов | Сформировать представления об особенностях звезд и их многообразии, сформировать знания о названии созвездий, о Солнце – как источнике тепла для планет Солнечной системы. | Определение по глобусу расстояний и направлений. Выполнение практической работы. | тематический индивидуальный |
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 часов) |
Тема 3. Изображение Земли (3 часа) |
11 | 22.11 | Способы изображения земной поверхности. Контрольная работа | 1 | Становление основных умений принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых общечеловеческих знаний. Определение знаний и незнаний в мотивации познания нового. Развитие этических норм понимания поведения человека в природе. | Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и практической деятельности, навыками разрешения проблем; развивать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Знать и объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование». Уметь работать с компасом и ориентироваться по местным признакам. | Умение работать с различными источниками информации. Изучение различных видов изображенияземной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана икарты с аэрофотоснимками и фотографиямиодной местности | тест |
12 | 29.11 | История географической карты. | 1 | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, ответственное отношение к учебе. | Владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения через практическое применение. | Знать понятие «масштаб»,«рельеф», «легенда», «условные знаки», «горизонтали», «план местности», его особенности и правила построения с помощью цвета, линий и условных знаков. | Чтение карт различных видов. Определениезависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов,определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий длявыявления искажений в изображении крупных географических объектов | Текущий |
13 | 6.12 | Обобщение тематических знаний. По темам Облик Земли. Изображение Земли. | 1 | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя. | Обобщать тематические знания и умения по теме «Строение Земли» | Выполняют задания теста | промежуточный |
Тема 4. История открытия и освоения Земли (7 часов) |
14 | 13.12 | Географические открытия древности. | 1 | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. | Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никити-на. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. | предварительный |
15 | 20.12 | Географические открытия Средневековья. | 1 | Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Осознание необходимости уважительного отношения к мнению других людей на примере трагического развития знаний о Вселенной. Оценивать вклад отечественных ученых. Становление основ мирозданья, мироощущения и принятие роли человека в стремлении познавать новое. Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | Выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами;искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, составлять описания объектов;Определять цели обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы познавательной деятельности. Самостоятельно применять и преобразовывать знаки и символы в модели и схемы для решения учебных проблем. Работать в соответствии с предложенным планом. | Описывать представления древних людей о Вселенной, характеризовать систему мира по Птолемею в сравнении с Коперником и Д.Бруно. Определять изменения представлений Г.Галилея и современность. Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками мира и России: финикийцы, греки, открытие Америки, Австралии, Антарктиды, Африки, океанов, Сибири, Европ. Севера, А.Никитина. Умение называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Изучение по картаммаршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий наконтурной карте. | Текущий |
16 | 27.12 | Великие географические открытия. | 1 | Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. | Текущий |
17 | 10.01 | В поисках Южной Земли. | 1 | Сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, через осознанное уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека. | Умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позиции, через различия взглядов и гипотез ученых разных эпох на возникновение Земли. Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Сформировать представления о развитии «гипотез» Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта на возникновение Земли, и их роли в становлении мировоззрений сегодняшнего времени. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | . Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена иМ. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и т.д. | текущий |
18 | 17.01 | Исследования Океана и внутренних частей материков. | 1 | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. | текущий |
19 | 24.01 | Урок-практикум. Текст как источник географической информации. | 1 | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации | тематический |
20 | 31.01 | Обобщение тематических знаний. | 1 | Сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной задачей под руководством учителя. | Обобщать тематические знания и умения по теме «Строение Земли» | Выполняют задания теста | промежуточный тест |
Раздел 3. Как устроена наша планета (14 часов) |
Тема 5. Литосфера (5 часов) |
21 | 7.02 | Внутреннее строение Земли. | 1 | Осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли как важнейшего компонента научной картины мира, о веществах, слагающих земную кору, как важнейшего компонента природы и объекта использования в хоз. деятельности. Заложить основы экологической культуры | Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли», умение организовывать свою деятельность и развивать эстетические качества при создании коллекции горных пород своей местности, модели конструктора литосферных плит. | Знать и объяснять признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «ядро», «мантия», «литосферные плиты», выделять и описывать разные группы минералов и горных пород. | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой | текущий |
22 | 14.02 | Горные породы и их значение для человека. | 1 | Овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях. | Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора районов землетрясений и вулканов. | Знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения», «сейсмически активный район». Определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер»,виды вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы. | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования №горных пород | текущий |
23 | 21.02 | Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | 1 | Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. | Знать и объяснять признаки понятий «рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относительная высота». Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами. | Выполнение практической работы. Сравнение свойств горных пород. Описание по плану образцов горных пород из коллекции. | текущий |
24 | 28.02 | Рельеф и его значение для человека. | 1 | Сформировать осознанное отношение к знаниям о разнообразии земной поверхности, установки на ответственное использование богатств литосферы как части среды | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний | Знать и объяснять признаки понятий «рельеф», «горы», «равнины», «абсолютная высота», «относи | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации | текущий |
25 | 7.03 | Основные формы рельефа Земли. | 1 | обитания(влияние антропогенной деятельности на рельеф). Овладеть навыками работы по определению на местности относительных и абсолютных высот точек земной поверхности. | форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). Формировать способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. | тельная высота». Составлять описания гор и равнин, их географического положения. Устанавливать взаимосвязи между формами рельеф и внешними, внутренними географическими процессами. | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение погеографическим картам количественных икачественных характеристик крупнейшихгор и вершин, их географического положения | тематический |
26 | 14.03. | Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. | 1 | Сформировать основу саморазвития и самовоспитания на примере знаний о воде и ее значении, общечеловеческих нравственных ценностей, бережного отношения к природе; | Развивать умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей при решении географических задач. | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «круговорот воды». Показать состав водной оболочки и ее значение на Земли. | Умение работать с различными источниками информации. Анализ схемы мирового круговорота воды | тематический |
27 | 21.03 | Гидросфера – кровеносная система Земли. | 1 | Сформировать осознанное понимание о разнообразии вод суши, установки на ответственное использование богатств гидросферы как части среды обитания(влияние антропогенной деятельности). Овладеть навыками работы по определению на местности водных объектов, бережного отношения к ним. | Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации для составления описаний объектов гидросферы, для объяснения происхождения географических названий, знаний о своей местности из разных источников (работа с топонимическим словарем). | Знать и объяснять значение понятий: «река»,«озеро», «ледники», «айсберги», «подземные воды»;уметь давать характеристику образования разных типов озер, ледников и подземных вод. Решать познавательные задачи по выявлению причин образования внутренних вод, просачивания воды через разные горные породы. | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Давать характеристику рек по плану. Работа с контурной картой | текущий |
Тема 7. Атмосфера (2 часа) |
28 | 4.04 | Атмосфера Земли и ее значение для человека. Погода. | 1 | Сформировать мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основы экологической культуры на примере изменения атмосферы, необходимость охраны атмосферного воздуха | Владение навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками решения учебных задач; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; | Объяснять значение понятий и их особенности: «облака», «осадки», «гигрометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с явлениями в атмосфере. Уметь работать графическими методами обобщения географической информации. | Умение работать с различными источниками информации. Составление рассказа «Если бы не было атмосферы» | предварительный |
29 | 11.04 | Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. | 1 | Обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности. | Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности. | Обобщать знания и умения по теме «Воздушная одежда Земли» | Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. Проведение простейших наблюдений за погодой. | текущий |
Тема 8. Биосфера (1 час) |
30 | 18.04 | Биосфера – как живая оболочка Земли. Урок-практикум. Экскурсия в природу | 1 | Сформировать осознание целостности природы, навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; | Умения вести самостоятельный поиск, отбор информации. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления. | Знатьиобъяснятьсущественныепризнаки и значение понятия: «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «мезосфера», «ионосфера», верхние слои, использоватьпонятия длярешенияучебныхзадачпоопределениюатмосферногодавления, созданию и работе с метео-измерителями. | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Составление пищевых цепей. Наблюдения на природе. Составление геоботанического описания территории. Сбор гербария. Ведение полевого дневника | Текущий Отчет об экскурсии |
Тема 9. Природа и человек (3часа) |
31 | 25.04 | Воздействие человека на природу Земли. | 1 | Сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде, основы экологической культуры, опыт участия в социально значимом труде. | Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством составления описания экологической тропы. | Умение оценивать последствия антропогенных воздействий на природную среду. Понимание роли человека и своей роли в частности в деле охраны природы. | Работа с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. Приводить примеры загрязнения окружающей среды | презентация |
32 | 16.05 | Итоговое тестирование за курс 5 класса. | 1 | Сформировать ответственное отношение к учебе | Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей. | Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса. | Отвечают на вопросы теста | итоговый |
33 34 | 23.05 30.05 | Обобщение полученных знаний за год | 1 | Сформировать ответственное отношение к учебе | Умение работать в соответствии с поставленной учебной задачей. | Актуализация знаний и умений за курс географии 5 класса. | Участвуют в беседе, обсуждают актуальные проблемы охраны окружающей среды | комплексный |
_______ Пужалина Т.В.
подпись Ф.И.О.