муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №2 городского округа Электросталь Московской области»
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа-интернат №2» __________________ Е.С.Новикова Приказ № _____от________________2017 г. |
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
9 «б» класс
Составитель: Бобкова Оксана Александровна
учитель высшей категории
2017 г.
Пояснительная записка по географии
Рабочая программа по географии составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов / Под редакцией В.В. Воронковой – М.: «Владос»,2014.
Категорию детей со сложной структурой дефекта характеризует недостаточность или низкий уровень всех познавательных процессов. Нарушение речевого развития, бедный словарный запас (на бытовом уровне). Эмоционально-волевая сфера слабо развита, не сформировано произвольное поведение. Средний или низкий уровень работоспособности. Повышенная утомляемость, истощаемость. Мотивационная сфера слабо развита. У школьников с ОВЗ преобладают: игровой мотив; внешний (подчинение требованиям взрослых) мотив; мотив получения отметки. Ведущая деятельность - игровая. Помощь детям со сложной структурой дефекта должна содействовать их эмоционально-коммуникативному развитию, включению их в окружающую социальную среду, общению и сотрудничеству с взрослыми и детьми, познавательному развитию, усвоение ими общественно-исторического опыта, формированию адекватного поведения для последующей адаптации и интеграции в окружающую их жизнь. Для достижения таких результатов проводиться коррекционно-развивающее обучение, построенное с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, их актуального уровня развития и потенциальных возможностей.
Цель данной программы – социализация личности ребенка через получение знаний, предусмотренных программой.
Задачи:
-определить содержание учебного материала по предмету и последовательность его прохождения;
- учитывать индивидуально-личностные особенности ребенка;
- планировать практическую направленность изучаемого предмета;
- использовать специальные методические приёмы обучения и специальные пособия;
- использовать межпредметные связи для лучшего усвоения материала.
Данный учебный предмет является специфическим при обучении категории детей со сложной структурой дефекта и имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания данной категории детей. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет бедный словарный запас детей со сложной структурой дефекта, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. На уроках используются сплавы различных педагогических технологий: игровые, гуманно-личностная, дифференцированного обучения и др.
При обучении географии учтена неоднородность состава класса, осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Цель обучения:
- всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию,
расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи обучения:
- расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире;
- дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России, зарубежных стран;
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов;
- помочь усвоить правила поведения в природе;
- получать некоторые представления о мире, который находится вне поля чувствительного опыта учащихся;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность;
- расширять лексический запас, развивать связную речь;
- развивать у детей интерес к урокам географии;
- развивать эмоции и чувств на основе доступных видов деятельности;
- формировать нравственные и эстетические представления;
- формировать эмоциональное отношение к действительности и нравственные позиции поведения;
- оказывать помощь в адаптации в социуме.
Рабочая программа по географии была составлена с учётом индивидуальных психофизических особенностей данной категории детей.
Основное содержание программы
Согласно рекомендуемому учебному плану для 9 «б» класса обучения детей со сложной структурой дефекта на уроки географии отводится:
Количество учебных недель в год – 34.
Количество часов:
в неделю - 2;
всего часов за год - 68;
самостоятельных (проверочных) работ - не предусмотрено;
контрольных работ - не предусмотрено.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | Введение | 4часа |
2 | Ориентирование на местности | 4часа |
3 | Формы поверхности Земли | 3часа |
4 | Вода на Земле | 10часов |
5 | План и карта | 9часов |
6 | Земной шар | 17часов |
7 | Карта России | 21час |
| Итого за год: | 68 часов |
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
что изучает география;
правила поведения в природе;
меры по охране воды от загрязнения;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;
имена первых космонавтов;
названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).
Учащиеся должен уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по местным признакам природы;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику с помощью учителя;
показывать на карте объекты, указанные в программе при помощи учителя.
Практическое применение:
Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование по географии
№ п/п | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Введение (4 ч.) |
1. | Что изучает география. | | |
2. | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. | | |
3. | Явления природы. | | |
4. | Географические сведения о вашей местности и труде населения. | | |
| Итого: 4часа | | |
Ориентирование на местности (4 ч.) |
5. | Горизонт. Линия горизонта. | | |
6. | Стороны горизонта. | | |
7. | Компас и правила пользования им. | | |
8. | Ориентирование по местным признакам природы. | | |
| Итого: 4часа | | |
Формы поверхности Земли (3 ч.) |
9. | Равнины, холмы. | | |
10. | Овраги, их образование. | | |
11. | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. | | |
| Итого: 3 часа | | |
Вода на Земле (10ч.) |
12. | Вода в природе. | | |
13. | Родник, его образование. | | |
14. | Колодец, водопровод. | | |
15. | Части реки. Равнинные и горные реки. | | |
16. | Как люди используют реки. | | |
17. | Озёра. Водохранилища. Пруды. | | |
18. | Болота, их осушение. | | |
19. | Океаны и моря. | | |
20. | Острова и полуострова. | | |
21 | Водоёмы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения. | | |
| Итого: 10часов | | |
План и карта (9 ч.) |
22. | Рисунок и план предмета. | | |
23. | План и масштаб. | | |
24. | План класса. | | |
25. | Условные знаки плана местности. | | |
26. | План и географическая карта. | | |
27. | Условные цвета физической карты. | | |
28. | Условные знаки физической карты. | | |
29. | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | | |
30. | Обобщающий урок по теме: План и карта. | | |
| Итого: 9 часов | | |
Земной шар (17 ч.) |
31. | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. | | |
32. | Планеты. | | |
33. | Земля – планета. Освоение космоса. | | |
34. | Глобус – модель земного шара. | | |
35. | Физическая карта полушарий. | | |
36. | Распределение воды и суши на Земле. | | |
37. | Для любознательных. | | |
38. | Океаны на глобусе и карте полушарий | | |
39. | Материки на глобусе и карте полушарий | | |
40. | Первые кругосветные путешествия | | |
41. | Первые путешественники: И. Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский. | | |
42. | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. | | |
43. | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. | | |
44. | Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные. | | |
45. | Природа тропического пояса. | | |
46. | Природа умеренных и полярных поясов. | | |
47. | Обобщающий урок по теме: Земной шар. | | |
| Итого: 17 часов | | |
Карта России (21 ч.) |
48. | Географическое положение России на карте. | | |
49. | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. | | |
50. | Работа с картой. | | |
51. | Морские границы. Моря и океаны, омывающие берега России. | | |
52. | Работа с картой. | | |
53. | Моря Северного Ледовитого океана. | | |
54. | Работа с картой. | | |
55. | Моря Тихого и Атлантического океанов. | | |
56. | Работа с картой. | | |
57. | Острова и полуострова России. | | |
58. | Работа с картой. | | |
59. | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. | | |
60. | Горы: Кавказ, Урал, Алтай. Саяны. | | |
61. | Работа с картой. | | |
62. | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. | | |
63. | Реки: Волга с Окой и Камой. | | |
64. | Реки: Дон. Днепр, Урал. | | |
65. | Реки Сибири: Обь, Енисей. | | |
66. | Реки: Лена и Амур. | | |
67. | Озёра России. | | |
68. | Ваш край на карте России. | | |
| Итого: 21 час | | |
| Итого за год: 68 часов | | |
Примечание:
Дата | Причины расхождения с планом |
| |
| |
| |
Учебно-методическое обеспечение
Учебник: География. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Составители: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. -7-е издание – М.: Просвещение, 2014.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №____ от__________ 20_____г. Руководитель ШМО: |
______________ / Рыжова Т.В.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
________________ /_Буровская А.В.
«____» ___________ 20___года