СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина, М: Дрофа, 2014

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Старобазаново муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей географии

___________ В.Н.Цирульникова


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ с. Старобазаново

______________ В.Н. Валитова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с.Старобазаново ______________ М.Б. Янбарисова

Приказ № 110 от «_29_» августа 2016 г.


Рабочая программа

по географии для 8 класса

основного общего образования

на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2014 г.


Составил учитель географии

Павлюк Александр Валентинович






Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с.Старобазаново

Протокол № __1____ от «_28__» ___08____ 2016 года

Руководитель ШМО _________________ В.Н.Валитова

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:


Называть и (или) показывать:


предмет изучения географии России;


основные средства и методы получения географической информации:


субъекты Российской Федерации;


пограничные государств;


особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;


границы часовых поясов:


основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;


климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;


распределение рек страны по бассейнам океанов;


основные области современного оледенения и крупные ледники:


зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;


основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;


важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:


народы, наиболее распространенные языки, религии;


примеры рационального и нерационального размещения производства;


объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);


районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);


экологически неблагополучные районы России:


маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.



2. Определять (измерять):


географическое положение объектов;


разницу в поясном времени территорий;


погоду по синоптической карте;


параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.



3. Описывать:


географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);


образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;


особенности быта и религии отдельных народов.



4. Объяснять:


роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем


страны;


влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;


образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;


образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;


влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;


как составляют прогноз погоды;


распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;


почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;


причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;


разнообразие природных комплексов на территории страны;


различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;


изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;


особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;


роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;


уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;


причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;


особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;


объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; «мелиорация «: «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование’; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.



Оценивать и прогнозировать:


природно-ресурсный потенциал страны, региона;


экологическую ситуацию в стране, регионе


изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;


изменния в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;


развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Содержание учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 ч, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ (1ч)


Что изучает география России. Источники географических знаний.


Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)


Тема 1: Географическое положение России


Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.


Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России


Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория


Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


Этапы и методы географического изучения территории России.


Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.


Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Часть II ПРИРОДА (27 ч)


Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые


Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.


Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.


Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Тема 2: Климат и климатические ресурсы


Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.


Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.


Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Климат своего региона.


Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы


Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.


Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.


Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.


Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного


использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.


Тема 4: Почва и почвенные ресурсы


Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.


Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.


Особенности почв своего региона и своей местности.


Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы


Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.


Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.


Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Тема 6: Природное районирование


Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.


Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?


Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.


Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.


Практическая работа. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах


Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (8 ч)


Тема 1: Численность населения


Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.


Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.


Тема 2: Национальный состав


Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.


Тема 3: Городское и сельское население страны


Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.


Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.


Тема 4: Миграции населения


Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.


Тема 5: Трудовые ресурсы


Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.


Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.


Практические работы. 1. Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ. 2. Определение различий в расселении населения по территории. 3. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране. 4. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.


Часть IV


ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (15 ч)


Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.


Тема 1: Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу


Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.


Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.


Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.


Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.


Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.


Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.


Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.


Практические работы. 1. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям. 2. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования. 3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


Практическая работа. Определение географического положения РБ на карте РФ, Аскинского района на карте РБ. Обозначение на контурной карте административных районов и городов.













Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ







Четверть

Количество недель в четверти

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество

контрольных работ

I четверть

9

1

18

1

II четверть

8

1

16


III четверть

10

1

20

1

IV четверть

8

1

15

1

Итого в год

35


70

3






















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

география 8 класс


Тема урока

Виды контроля

Примечание

Дата

план

факт


Введение





1

 Что изучает география России. Источники географических знаний.



02.09.16



Раздел 1. Россия на карте мира – 11 уроков





2

Географическое положение России: территория, население. Виды и уровни географического положения.



05.09


3

Особенности физико-географического положения России.


№1: Характеристика ГП России. Сравнение ГП РФ и других стран.

(РТ 8 с.6, к/к – с. 34-35)

к/к – крайние точки

09.09


4

Экономико – и транспортно- географическое положение России.


океаны к/к: моря, острова, полуострова, заливы, пролив

12.09


5

Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.



16.09


6

Государственная территория России.



19.09


7

Российское пространство: вопросы и проблемы.



23.09


8

Государственные границы России. Типы и виды российских границ.


Обозначение на К/К пограничных гос-тв. РТ с. 34-35

26.09


9

Сухопутные и морские границы России.



30.09


10

Россия на карте часовых поясов.

№2: Определение поясного времени для разных пунктов РФ. (РТ 8 с. 7-8)

к/к с. 36-37

03.10


11

Этапы и методы географического изучения территории.



07.10


12

Особенности административно-территориального устройства России.



10.10



Раздел 2. Природа России — 27 уроков


Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 6 уроков





13

Геологическая история и геологическое строение территории России.


анализ геохр. таблицы (в учебнике)

14.10


14

Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы.


к/к с. 38-39

17.10


15

Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.



21.10


16

Как и почему изменяется рельеф России.


к/к 8: с. 40-41

24.10


17

Стихийные природные явления в литосфере.

Контрольная работа 1.


28.10


18

Человек и литосфера.

№3: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. (РТ 8 с. 9-10)


31.10



Тема 2. Климат и климатические ресурсы – 6 уроков





19

Факторы, определяющие особенности климата России. Солнечная радиация.

№4: Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной радиации и их объяснение. (РТ 8 с. 11)


07.11


20

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

№5: Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

(РТ 8 с.11-12)


11.11


21

Сезонность климата.



14.11


22

Типы климатов России.

к/к 8: с. 42-43


18.11


23

Комфортность (дискомфортность) климатических условий.



21.11


24

Климат и человек.

№6: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения


25.11



Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 3 урока





25

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

№7: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. (РТ 8 с. 15-16)

к/к 8: речные системы

(с. 44-45)

28.11


26

Озера и болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.


к/к 8 : озера, болота, вдхр. (с. 44-45)

02.12


27

Водные ресурсы и человек.



05.12



Тема 4. Почва и почвенные ресурсы – 3 урока





28

Почва – особое природное тело. Образование почв и их разнообразие.



09.12


29

Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.

№8: Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия, знакомство с образцами почв своей местности.


12.12


30

Почвенные ресурсы России.



16.12



Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 2 урока





31

Растительный мир и животный мир России.

№9 : Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК. (устно)


19.12


32

Биологические ресурсы и их рациональное использование. Охрана органического мира.



23.12



Тема 6. Природное районирование – 7 уроков





33

Разнообразие природных комплексов.



26.12


34

Природно-хозяйственные зоны России.



30.12


35

Арктические пустыни, тундра, лесотундра



16.01.17


36

Разнообразие лесов России.



20.01


37

Лесостепи, степи и полупустыни.

№10: Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей компонентов природы в разных природных зонах (РТ 8 с. 18-21)


23.01


38

Высотная поясность.



27.01


39

Особо охраняемые природные территории.

Контрольная работа 2.


30.01



Раздел 3. Население России – 8 уроков





40

Численность и воспроизводство населения.



03.02


41

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.



06.02


42

Этнический, языковой и религиозный состав населения.


Изучение этнич. Состава населения народов РФ. (РТ 8 с. 30-31)

10.02


43

Городское и сельское население.

№11: Определение различий в расселении населения по территории РФ. (РТ 8 с. 26-27)

к/к 9: с. 38-39

13.02


44

Размещение населения России.


Определение плотности населения

17.02


45

Миграции населения в России.


Причины миграций

20.02


46

Люди и труд.



24.02


47

Тематический контроль знаний: Население.

№12: Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений


27.02



ГЕОГРАФИЯ БАШКОРТОСТАНА. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ.- 8 уроков





48

Введение. Заселение территории Башкортостана

№13: Определение географического положения РБ на карте РФ, Бирского района на карте РБ.

Обозначение на контурной карте административных районов и городов.



49

История исследования



03.03


50

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые



06.03


51

Климат и внутренние воды



10.03


52

Почвы, растительный и животный мир



13.03


53

Природные территориальные комплексы



17.03


54

Численность и состав населения Башкортостана



20.03


55

Этнический состав населения



24.03



Раздел 4. Хозяйство России – 15 уроков





56

Что такое хозяйство страны?



03.04


57

Как география изучает хозяйство.



07.04


58

Состав первичного сектора экономики



10.04


59

Природно-ресурсный потенциал России.



14.04


60

Обеспеченность России природными ресурсами.



17.04


61

Сельское хозяйство.



21.04


62

Земледелие.



28.04


63

Животноводство.

№ 14: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


05.05


64

Лесное хозяйство. Охота.



08.05


65

Рыбное хозяйство. Географический фактор в развитии общества.



12.05


66

Географический фактор в развитии общества.



15.05


67

Итоговое повторение материала учебного курса

№15: Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.


19.05


68

Итоговое повторение материала учебного курса.

Итоговая контрольная работа 3.


22.05


69

Итоговое повторение материала учебного курса.



26.05


70

Итоговое повторение материала учебного курса.



29.05