Рабочая программа
по географии
для 6-х классов
1час в неделю (всего 35 часов)
| Составитель: учитель географии Тутынина Татьяна Владимировна |
| |
| |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014), федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии (Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011г.), с учетом авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Домогацких Е.М. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд.-М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ -13;
Рабочая программа имеет целью познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии, способствует решению следующих задач изучения на ступени основного общего образования:
- продолжить формированию географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Актуальность рабочей программы обусловлена недостаточной детализацией примерной программы и необходимостью адаптации ее к реальным условиям преподавания. Новизна программы состоит в том, что в ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Специфика курса связана с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой межпредметных связей ( с биологией, историей), а также с возрастными особенностями развития учащихся.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических технологий деятельностного типа: проблемно-исследовательского обучения, информационно-коммуникативная технология, применение логических опорных конспектов, коммуникативно-диалоговой деятельности. Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы. В учебной программе рекомендуется осуществление краеведческого принципа обучения, что способствует сочетанию разнообразных методов и приемов учебной работы. Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является проблемный метод обучения. Широко используется учебные карты, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, дополнительная литература. В составе практических методов выделяются методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями
Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом «МБОУ СОШ №13 с УИП эстетического цикла» в форме тестирования.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в следующих формах: задания исследовательского характера, экскурсии, выполнение проектных работ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Универсальные общеучебные умения и навыки
1. Регулятивные (учебно-организационные):
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
оценивать работу одноклассников.
2.Познавательные учебно-логические:
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта
3.Учебно-информационные:
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами (выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки,
составление по тексту таблицы, схемы;)
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
Предметные
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4.Описывать:
- географические объекты.
5. Объяснять:
- особенности компонентов природы своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Практическая работа:
Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практические работы:
Определение направлений и расстояний по карте.
Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера (8 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора — верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Практические работы:
1.Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
2. Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Практические работы:
1.Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды
Тема 5. Гидросфера (3 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Практические работы:
Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды.
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Практическая работа:
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и геосфера (4 часа)
Почва. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Практические работы:
1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе: |
практические работы |
1. | Земля как планета | 5 | 1 |
2 | Географическая карта | 5 | 3 |
3 | Литосфера | 8 | 2 |
4 | Атмосфера | 8 | 1 |
5 | Гидросфера | 3 | 3 |
6 | Биосфера | 2 | 1 |
7 | Почва и геосфера | 4 | 2 |
| Итого | 35 | 13 |
Перечень литературы и средств обучения
Основная литература
Домогацких Е.М, Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: ООО « «Русское слово – учебник», 2014. – 232 с.: ил.
Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 96 с.
География: Введение в географию. Физическая география .5- 6 кл.: атлас-2-е изд., изд.-М.: ООО «Русское слово », 2014.
География. 6 класс. Физическая география. Контурные карты.– М.: ООО «Русское слово », 2014.
Контрольно- Измерительные материалы. География. 6 класс/ Сост.Е.А. Жижина. – 2-е изд., перераб. –М. : ВАКО,2013.
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций/ Н.В. Болотникова .- М.: ООО«Русское слово- учебник », 2014.
Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие/ Е.А. Беловолова.-М.: Вентана-Граф,2015.-224с.
Дополнительная литература:
1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).
2.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.- сост. И.А. Кугут. 2-е изд.стереотип. _ М.: Планета, 2013. ( Современная школа).
3. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
4.Касаткина Н.А.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед). –Волгоград: Учитель, 2005.-155с.
5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).
6. Уроки географии с использованием информационных технологий.6-9классы.Методическое пособие с электронным приложением/ И.А. КУГУТ, Л,И, Елисеева и др.-М.:Глобус,2008.-244с.
7.Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003 –160с
8. Литература для учащихся
Домогацких Е.М, Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 5-е изд. – М.: ООО « «Русское слово – учебник», 2014. – 232 с.: ил.
Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.
Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет. энцикл. // М., АСТ, 2002.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. Книга для учащихся 6-8 классов. // М., Просвещение, 1990.
Интернет - ресурсы.
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
топографические карты http://miltop.narod.ru/
Атлас Облаков http://www.hmn.ru
Экологические новости http://biodat.ru/
Google планета Земля http://earth.google.com/
блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
сервис You Tube (видеоролики для уроков)
среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
www.astrolab.ru.
Средства мультимедиа:
СD «Уроки географии.6 класс»
DVD «История географических открытий»
DVD «Земля. Климат»
DVD «Как устроен океан»
DVD «Природные зоны мира»
Учебно- наглядные пособия:
Коллекция « Минералы и горные породы»
Таблица «Связь рельефа Земли со строением земной коры»
Таблица « Классификация горных пород»
Учебно-практическое оборудование:
Компас ученический
Рулетка
Теодолит
Теллурий
Календарно - тематическое планирование по географии 6 класс на 2017-2018 уч. год
по УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского.
(35 часов - 1 час в неделю)
№ | Дата проведения | Наименование изучаемой темы | Количество часов |
план | факт |
Земля как планета (5 часов) |
1(1) | 02.09 | | Введение. Земля и Вселенная | 1 |
2(2) | 09.09 | | Система географических координат | 1 |
3(3) | 16.09 | | Система географических координат ПР №1 Определение по карте географических координат различных географических объектов | 1 |
4(4) | 23.09 | | Времена года | 1 |
5(5) | 30.09 | | Пояса освещенности | 1 |
Географическая карта (5 часов) |
6(1) | 7.10 | | Географическая карта и масштаб карты. ПР№2. Определение направлений и расстояний по карте | 1 |
7 (2) | 14.10 | | Виды условных знаков. ПР№3. Чтение тематических карт | 1 |
8 (3) | 21.10 | | Ориентирование ПР№4. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. | 1 |
9(4) | 28.10 | | Изображение рельефа на карте. | 1 |
10 (5) | 11.11 | | Итоговый урок по теме «Географическая карта». ПР №5.Составление простейшего плана местности. | 1 |
Литосфера ( 8 часов) |
11(1) | 18.11 | | Строение земного шара. | 1 |
12(2) | 25.11 | | Виды горных пород. | 1 |
13(3) | 2.12 | | Полезные ископаемые | 1 |
14(4) | 9.12 | | Движения земной коры | 1 |
15(5) | 16.12 | | Выветривание горных пород ПР № 6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). | 1 |
16(6) | 23.12 | | Рельеф суши. ПР№ 7. Определение по карте географического положения гор, равнин. Составление схемы различий гор и равнин по высоте. | 1 |
17(7) | 30.12 | | Рельеф дна Мирового океана. | 1 |
18 (8) | 13.01 | | Итоговый урок по теме « Литосфера» | 1 |
Атмосфера (8 часов) |
19(1) | 20.01 | | Строение атмосферы | 1 |
20(2) | 27.01 | | Температура воздуха | 1 |
21(3) | 03.02 | | Атмосферное давление | 1 |
22(4) | 10.02 | | Движение воздуха ПР №8. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. | 1 |
23(5) | 17.02 | | Вода в атмосфере | 1 |
24(6) | 24.02 | | Погода | 1 |
25(7) | 9.03 | | Климат | 1 |
26 (8) | 16.03 | | Итоговый урок по теме «Атмосфера» | 1 |
Гидросфера (3 часа) |
27(1) | 23.03 | | Единство гидросферы. ПР №9. Описание «Путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. | 1 |
28(2) | 06.04 | | Воды суши: реки и озера ПР№ 9. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком. | 1 |
29(3) | 13.04 | | Воды суши: подземные воды и природные льды ПР № 10. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | 1 |
Биосфера (2 часа) | |
30(1) | 20.04 | | Царства живой природы | 1 |
31(2) | 27. 04 | | Биосфера и охрана природы ПР№11. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности | 1 |
Почва и геосфера (4 часа) |
32(1) | 04.05 | | Почва | 1 |
33 (2) | 11.05 | | Природный комплекс ПР № 12 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности. | 1 |
34(3) | 18.05 | | Природные зоны ПР№.13. Описание природных зон Земли по географическим картам. | 1 |
35(4) | 25.05 | | Обобщающее повторение | 1 |
Приложение.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.