Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. Рабочая программа составлена на основе примерной программы для четырехлетней начальной школы под редакцией Р.Н.Бунеева, составлена на основе авторской программы «Информатика в играх и задачах»2 класс (А.А.Горячев) М.Баласс, 2013); Программа составлена с учётом Учебного плана начального общего образования и ООП НОО МОУ – СОШ №…, разработана в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МОУ –СОШ №…
Роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода {т. е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Рассматриваются два аспекта изучения информатики:
— технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодня технологии — информационные;
— общеобразовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Общая характеристика изучаемого курса «Информатика»
Цели и задачи курса:
Главная цель курса — дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача курса — развить умение проведения анализа действительности для построения информационной модели и ее изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Общеобразовательные цели курса информатики умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.
Цели изучения курса в начальной школе
1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка: применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией (“начинают и выигрывают”) и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.
3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач — “как решать задачу, которую раньше не решали” (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Структура курса
В материале курса выделяются следующие рубрики:
статическая картина объекта (структуры, классы);
картина поведения объекта (процессы и алгоритмы);
язык как объект моделирования (логика рассуждений);
информационная модель объекта (приемы моделирования и решения задач).
Материал этих рубрик изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объем соответствующих понятий возрастает от класса к классу.
Описание места курса «Информатика» в учебном плане
На изучение информатики отводится 1 час в неделю – всего 34 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Содержание учебного предмета
2 класс (34 ч)
Признаки предметов (9ч)
Признаки предметов. Описание предметов. Состав предметов. Действия предметов. Симметрия. Координатная сетка.
Действия предметов (8ч)
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность событий. Алгоритм. Ветвление.
Множества. Действия с множествами (11ч.)
Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отображение множеств. Кодирование. Вложение множеств. Пересечение множеств. Объединение множеств.
Комбинаторика (6ч.)
Высказывание. Понятия истина и ложь. Отрицание. Высказывания со связками и, или. Графы. Деревья. Комбинаторика.
Предметные результаты освоения информатики.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
№ | Наименование разделов и тем программы | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
По плану | По факту |
| Признаки предметов | 9 | | | | |
1. | Признаки предметов. | | 1 | классифицировать предметы их по общему признаку | | |
2. | Описание предметов. | | 1 | определять, сравнивать предметы | | |
3. | Состав предметов. | | 1 | Описывать составные части предмета | | |
4. | Действия предметов. | | 1 | определять предметы по их действиям | | |
5. | Симметрия. | | 1 | Характеризовать симметричные фигуры | | |
6. | Координатная сетка. | | 1 | Находить предметы на координатной сетке | | |
7. | Повторение по теме «План действий». Контрольная работа (20 минут) | | 1 | | | |
8. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | 1 | | | |
9. | Повторение пройденного материала. | | 1 | | | |
| Действия предметов | 8 | | | | |
10. | Действия предметов. | | 1 | определять результат действия | | |
11. | Обратные действия. | | 1 | определять действия, обратные данному | | |
12. | Последовательность событий. | | 1 | определять последовательность событий и действий в быту, в сказках | | |
13. | Алгоритм. | | 1 | составлять и выполнять действия по алгоритму | | |
14. | Ветвление. | | 1 | Составлять алгоритмы с ветвлениями. | | |
15. | Повторение. Контрольная работа по теме «Отличительные признаки предметов» (20 минут) | | 1 | | | |
16. | Повторение. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | | 1 | | | |
17. | Повторение по теме: «Действия множеств». | | 1 | | | |
18. | Множество. Элементы множества. | | 1 | определять множество по его элементам | | |
19. | Способы задания множеств. | | 1 | задавать множества в перечислении. Находить ошибки | | |
20. | Сравнение множеств. | | 1 | соотносить количество элементов одного множества с другим | | |
21. | Отображение множеств. | | 1 | ставить в соответствие элементы одного множества с элементами другого | | |
22. | Кодирование. | | 1 | зашифровывать и расшифровывать слова | | |
23. | Вложение множеств. | | 1 | различать вложенные множества | | |
24. | Пересечение множеств. | | 1 | изображать графами пересекающиеся и непересекающиеся множества | | |
25. | Объединение множеств. | | 1 | выявлять признаки объединения множеств | | |
26. | Повторение. Контрольная работа по теме «Множества» (20 минут) | | 1 | | | |
27. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | | 1 | | | |
28. | Повторение по теме «Множества». | | 1 | | | |
| Комбинаторика | 6 | | | | |
29. | Высказывание. Понятия истина и ложь. | | 1 | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. | | |
30. | Отрицание | | 1 | Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. | | |
31. | Высказывания со связками и, или. | | 1 | Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». | | |
32. | Графы. Деревья. Комбинаторика. | | 1 | Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов | | |
33. | Повторение. Контрольная работа (20 минут) | | 1 | | | |
34. | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала. | | 1 | | | |
| | | | | | |
Материально-техническое обеспечение.
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2015г.
2. Информатика в играх и задачах для 2 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2013г.
ИКТ-средства:
- Компьютер
-Презентации из Интернета
Интернет-ресурсы:
www.school-collection.edu.ru
www.window.edu.ru
www.edu.ru