Приложение к ООП МБОУ СОШ № 20
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ № 20
________________ Е.И. Юзбекова
Приказ от ________20___ г. № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ на 2015-2016 учебный год
Уровень общего образования
основное общее образование, 8 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель: Крюкова Ольга Юрьевна
Программа разработана на основе «Примерной программы по информатике в 7-9 классах» автор Босова Л. Л.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
(указать примерную программу, издательство, год издания)
г. Новочеркасск
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 7 класса общеобразовательной школы составлена на основе «Примерной программы по информатике в 7-9 классах» автор Босова Л. Л.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Данная программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), предусмотренных в инвариантной части учебного плана школы. Программа реализуется за 36 часов в связи с переизбытком календарных дней.
Содержание программы курса реализуется посредством учебно-методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:
Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
В цели обучения информатике на этапе 7 класса входят:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
Задачи обучения:
выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;
формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;
формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.
Задачи воспитания:
Задачи развития:
развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;
развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
Валеологические задачи:
соблюдение гигиенических условий в классе;
применение активных методов изложения и закрепления учебного материала;
использование методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, воображения учащихся;
развитие мотивации учащихся (создание ситуации успеха на уроке, дальнейшее развитие интереса к предмету;
поддержание благоприятного психологического климата на уроке.
В основу вводного курса информатики для 7-9 классов положены такие принципы как:
научность;
систематичность и последовательность;
доступность;
наглядность;
индивидуальный и дифференцированный подход, воспитывающий и развивающий характер обучения.
Информатика — одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно - информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
Современный период общественного развития характеризуется интенсивным становлением новой образовательной парадигмы, основывающейся на изменении фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Требование освоения учащимися всех знаний, накопленных человечеством, уже давно не ставится перед современной общеобразовательной школой. Современный ученик должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учащимися.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Количество часов | Сроки изучения | Основное содержание темы | Контрольные, лабораторные, практические работы, направления проектной деятельности | Использование резервного времени |
1 | Информация и информационные процессы | | 04.09 - 30.10 | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | КР | |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией. | | 13.11 - 25.12 | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | КР | |
3 | Обработка графической информации | | 15.01 - 05.02 | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | КР | |
4 | Обработка текстовой информации | | 12.02 - 15.04 | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | КР | |
5 | Мультимедиа | | 22.04 - 13.05 | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | КР | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (лабораторной, практической, контрольной работы и т.д.) | Примечание |
1 | 04.09.2015 | Техника безопасности и организация рабочего места. Цели изучения курса информатики и ИКТ. | |
2 | 11.09.2015 | Информация и её свойства | |
3 | 18.09.2015 | Информационные процессы. Обработка информации | |
4 | 25.09.2015 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | |
5 | 02.10.2015 | Всемирная паутина как информационное хранилище | |
6 | 09.10.2015 | Представление информации | |
7 | 16.10.2015 | Дискретная форма представления информации | |
8 | 23.10.2015 | Единицы измерения информации | |
9 | 30.10.2015 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | |
10 | 13.11.2015 | Основные компоненты компьютера и их функции | |
11 | 20.11.2015 | Персональный компьютер. | |
12 | 27.11.2015 | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | |
13 | 04.12.2015 | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | |
14 | 11.12.2015 | Файлы и файловые структуры | |
15 | 18.12.2015 | Пользовательский интерфейс | |
16 | 25.12.2015 | Контрольная работа по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» | |
17 | 15.01.2016 | Формирование изображения на экране компьютера | |
18 | 22.01.2016 | Компьютерная графика | |
19 | 29.01.2016 | Создание графических изображений | |
20 | 05.02.2016 | Контрольная работа по теме «Обработка графической информации» | |
21 | 12.02.2016 | Текстовые документы и технологии их создания | |
22 | 19.02.2016 | Создание текстовых документов на компьютере | |
23 | 26.02.2016 | Прямое форматирование | |
24 | 04.03.2016 | Стилевое форматирование | |
25 | 11.03.2016 | Визуализация информации в текстовых документах | |
26 | 18.03.2016 | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | |
27 | 25.03.2016 | Оценка количественных параметров текстовых документов | |
28 | 08.04.2016 | Оформление реферата История вычислительной техники | |
29 | 15.04.2016 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовой информации» | |
30 | 22.04.2016 | Технология мультимедиа. | |
31 | 29.04.2016 | Компьютерные презентации | |
32 | 06.05.2015 | Создание мультимедийной презентации | |
33 | 13.05.2016 | Контрольная работа по теме «Мультимедиа» | |
34 | 20.05.2016 | Основные понятия курса. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику«Информатика. 7 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику«Информатика. 8 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Технические средства обучения.
Компьютеры.
Экран или интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Сканер.
Графический планшет.
Принтер.
Акустические колонки в составе рабочего места преподавателя.
Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.
Результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и система их оценки
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.Основными личностнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметныерезультаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Согласовано Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 20 от_______ № ___ ______________/ ФИО | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________ / ФИО дата |