| «Реальность и фантазия» Изображение и реальность. Приемы изображения лица человека, понятия «набросок», «портрет», рисование с натуры. Карандаш, акварельные краски Выдающиеся художники 2-ой половины 19 века: И.Шишкин, И.Левитан. | Уметь: передавать в изображении характер животного | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Изображение и фантазия. Изображение фантастического животного, птицы. Холодная и теплая гамма, смешивание красок, понятие «пропорция» пространственное расположение. Карандаш, гуашь | Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Украшение и реальность.«Узоры паутины» Изобразительные возможности и характер линии, рисование по представлениям. Тульские печатные пряники. Выполнение эскиза лепного пряника. Гуашь. | Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Украшение и фантазия «Кружевные узоры» Познакомить с новым видом худ. деятельности, понятие орнамент, цветовой контраст. Цв. бумага, гуашь. Выдающиеся художники 2 половины 19 века: И.Репин, В.Суриков | Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Постройка и реальность. «Подводный мир» Бумагопластика- как изобразительное ср-во, ТБ при работе с ножницами. Бумага, клей. | Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Постройка и фантазия. Конструирование из бумаги, понятие «архитектура» Бумага, клей. | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Реальность и фантазия» Урок-сказка. Открытка Деду Морозу. Понятие «эскиз», «композиция» Выставка открыток, рисунки и плакаты на новогоднюю тему. | Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| Обобщающий урок по разделу «Реальность и фантазия» Экскурсия по своим работам. Повторение изученного, рисование на тему «Мой город в будущем» Выставка детских работ. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
О чем говорит искусство (10ч) | |
| «О чем говорит искусство» Изображение природы в разных состояниях. «С Чего начинается родина?» Холодные и теплые оттенки, палитра, смешивание красок, понятие «контраст» Карандаш, акварельные краски, палитра, репродукции картин с контрастными состояниями природы. Творчество В.Поленова. | Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Изображение животных в разных выразительных движениях. Положение в пространстве, выражение характера через внешний облик, повторить о графике. Карандаш. Беседа «Экзотические животные тульского зооэкзотариума» | Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Образ человека и его характер. (женский образ) Пропорции лица и тела человека, симметричность, передача характера через цвет. Карандаш. | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Умение слушать и вступать в диалог | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | |
| «О чем говорит искусство» Образ человека и его характер. (мужской образ) Пропорции лица и тела человека, симметричность, передача характера через цвет и характер линий. Восковые мелки. Памятники Л.Н.Толстому, ПетруI в Туле. | Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Образ человека и его характер (в объеме) работа с пластилином. Скульптура, передача характера через объем, Тб при работе с пластилином. Памятник Левше в Туле. | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Образ здания и его характер «Замок Снежной королевы» Архитектура, характер владельца и внешний облик здания, пропорции. Карандаш, акварельные краски | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Выражение характера человека через украшение. «Человек и его украшения» Декоративное конструирование, понятие «орнамент», «узор». Карандаш, акварельные краски | Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Выражение намерений человека через конструкцию и декор Конструирование форм кораблей и парусов двух контрастных сказочных флотов. Бумага, ножницы. | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» Выражение намерений, целей через украшение. «Морской бой Салтана и пиратов». Цвет и украшение как выразительные средства, холодные и теплые цвета. Карандаш, акварельные краски | Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «О чем говорит искусство» В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы «О чем говорит искусство») | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
Как говорит искусство (8ч) | |
| «Как говорит искусство» Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. «Перо жар-птицы» Повторить о теплых и холодных оттенках, смешивание цветов. Карандаш, акварельные краски, палитра. | Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» Глухие и звонкие цвета. «Весенняя земля». Понятие «глухие и звонкие цвета», получение серого цвета, пейзаж. Репродукции картин весеннего пейзажа, краски, палитра. | Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» Урок-эксперимент Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Понятие «ритм», «симметрия», ТБ при работе с ножницами. Цв бумага, ножницы, клей. | Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» «Дерево за окном». Линия как средство выражения. Характер линии. Выразительные возможности линии, приемы композиции, графика. Графические материалы. | Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» Ритм цвета, пятен как средство выражения. «Ветка в цветах». Зрительное равновесие форм, цвета (композиция, ритм), ТБ при работе с клеем. | Уметь: использовать технику обрывной аппликации Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» «Весна идет». Рисование по мокрому. Подмалевок с растениями. Прием рисования по мокрому, многоплановость, композиция. Акварельные краски. | Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» «Весна идет». Рисование по мокрому. Изображение стрекозы. Прием рисования по мокрому, многоплановость, композиция. Акварельные краски. | Уметь: работать с разными материалами | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |
| «Как говорит искусство» «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. Повторение изученного. | Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв | Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | |