Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Рисование, лепка, ручное творчество» для 11 класса направлена на развитие творческих способностей и имеет важное коррекционно-развивающее значение, в том числе, необходимостью таких детей в разнообразие видов доступной деятельности.
Ручной труд, так же, как игровая деятельность, (конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения учащихся с ОВЗ ручному труду на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями о ручном труде, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период учащиеся с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками. Действия учащихся лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы явления. Недоразвитие психических процессов, которые составляют основу ручной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.
Уроки лепки, рисования, ручного творчества, при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала. Положительное влияние на ход уроков оказывает введение игровых и сюрпризных моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того хорошо использовать художественное слово - стихи, потешки, загадки. Одним из важных элементов, для создания особого эмоционального настроя является использование музыки .
Программа рассчитана в 11 на 68 часов, 2 раза в неделю
Цель:
Формирование трудовых умений и навыков, эмоционально-положительного отношения к лепке, рисованию, ручному творчеству, развитие эстетического вкуса, творческих способностей.
Реализовать данную цель можно через решение задач:
образовательных – формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка ; навыков рисования с натуры , по памяти , по представлению , декоративного рисования и умения применять их в учебной , трудовой и общественно полезной деятельности
коррекционных – развитие всех познавательных процессов ( память , мышление , внимание , воображение , речь ), мелкой моторики рук
воспитательных – формирование личностных качеств : художественный вкус , аккуратность , терпение , настойчивость , усидчивость ; патриотическое и эстетическое воспитание
Методы обучения :
словесные – рассказ, беседа
наглядные – демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности , готовых рисунков ( схем ), педагогическое рисование
практические – практические работы , выходы на природу
Формы организации учебного процесса:
урок
беседа
практические работы
Для проведения уроков используются : иллюстративный материал , репродукции картин , предметы декоративно-прикладного искусства , муляжи , ИКТ , ТСО.
Место предмета в учебном плане.
11 класс - 2 часа в неделю , 68 часов в год
Содержание программы:
1. | Рисование с натуры. «Дерево осенью», цифры (по шаблону), буквы (по шаблону), геометрические фигуры (по трафарету) |
2. | Декоративное рисование. «Пушистые снежинки», «Узор из геометрических фигур в квадрате», «Украсим шапочку», «Цветы маме» |
3 | Рисование на темы: «Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку», «Салют», «Букет маме». |
4 | Работа с бумагой: Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем. Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют», «Цветы». Аппликация из салфеток: «Овечка», «Снеговик», «Ёлка», «Радуга». |
5 | Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок. |
6 | Работа с пластилином: Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином. Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография « Радуга», « Зонтики», «Ёлка», «Открытка маме». |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Достаточный уровень:
Учащиеся должны под контролем учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Знать правила техники безопасности; Знать инструменты и материалы, используемые в процессе лепки, рисования. Узнавать изображённые предметы; называть их. | Организовать своё рабочее место;, Уметь ориентироваться на листе бумаги, Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов; Уметь сравнивать работы с изображением. Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину. |
Средний уровень:
С частичной помощью учителя:
Знать/понимать | Уметь |
Понимать правила т/б; Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя; Узнавать свои работы с помощью учителя; | Владеть некоторыми приёмами лепки и рисования с помощью учителя; Ориентироваться на листе бумаги; с помощью учителя; Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя; Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя; Сравнивать работы с изображением с помощью учителя. |
Низкий уровень:-уметь выполнять работы с помощью учителя
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Час | Дата |
1 | Беседа об искусстве, где работает художник. Техника безопасности. | 1 | 02.09.2014 |
2 | Пропедевтика. Работа с трафаретом. Карандаш. | 1 | 04.09.2014 |
3 | Проведение линий прямых и волнистых | 1 | 09.09.2014 |
4 | Узор из прямых линий (декоративное рисование) | 1 | 11.09.2014 |
5 | Какого цвета осень? Трафареты листиков. Рисунок. | 1 | 16.09.2014 |
6 | Листики осенние (акварель). | 1 | 18.09.2014 |
7 | Геометрический орнамент в круге. Деление круга на 4 части. | 1 | 23.09.2014 |
8 | Узор. Цветок в круге (акварель). | 1 | 25.09.2014 |
9 | Натюрморт «яблоки» с натуры. | 1 | 30.09.2014 |
10 | Натюрморт «фрукты на столе» (акварель) | 1 | 02.10.2014 |
11 | Симметричный узор по трафарету («вазочка») | 1 | 07.10.2014 |
12 | Рисунок вазы с цветами. | 1 | 09.10.2014 |
13 | Любимая сказка. Игра-лото «сказка» | 1 | 14.10.2014 |
14 | Рисуем сказку «колобок» | 1 | 16.10.2014 |
15 | Пейзаж. Заливка неба. | 1 | 21.10.2014 |
16 | Деревья осенью (акварель). | 1 | 23.10.2014 |
17 | Рисунок с натуры «цветок в кашпо». | 1 | 28.10.2014 |
18 | Продолжение рисунка «цветок в кашпо» (акварель) | 1 | 30.10.2014 |
19 | Построение рисунка по точкам. | 1 | 11.11.2014 |
20 | Практическая работа (рисунок по точкам) | 1 | 13.11.2014 |
21 | Дорожные знаки. | 1 | 18.11.2014 |
22 | Композиция «внимание, дорога!» | 1 | 20.11.2014 |
23 | Предметы быта. Коническая форма. | 1 | 25.11.2014 |
24 | Предметы быта. Трафарет. | 1 | 27.11.2014 |
25 | Композиция «за чашкой чая» | 1 | 02.12.2014 |
26 | Сложные по форме предметы быта. | 1 | 04.12.2014 |
27 | Новогодние карнавальные очки. Построение рисунка. | 1 | 09.12.2014 |
28 | Новогодние карнавальные очки. Аппликация. | 1 | 11.12.2014 |
29 | Новогодняя елка в лесу. | 1 | 16.12.2014 |
30 | Лес зимой (рисунок) | 1 | 18.12.2014 |
31 | Лес зимой (гуашь) | 1 | 23.12.2014 |
32 | Новогодние игрушки на елке. | 1 | 25.12.2014 |
33 | Поделки новогодних игрушек. | 1 | 13.01.2015 |
34 | Работа с трафаретами «цветы» | 1 | 15.01.2015 |
35 | Поздравительные рисунки. | 1 | 20.01.2015 |
36 | Практическая работа (рисунок ко дню рождения школы) | 1 | 22.01.2015 |
37 | Рисунок с натуры. Пропорция. | 1 | 27.01.2015 |
38 | Орнамент. Построения. | 1 | 19.01.2015 |
39 | Декоративное рисование. | 1 | 03.02.2015 |
40 | Аппликация из цветной бумаги | 1 | 05.02.2015 |
41 | Предметы цилиндрической формы. | 1 | 10.02.2015 |
42 | Предметы быта (цилиндрической формы) | 1 | 12.02.2015 |
43 | Декоративный узор из растительных элементов. | 1 | 17.02.2015 |
44 | Декоративный узор в квадрате. | 1 | 19.02.2015 |
45 | Предметы прямоугольной формы. | 1 | 24.02.2015 |
46 | Предметы быта (прямоугольной формы) | 1 | 26.02.2015 |
47 | Построение пятиконечной звезды. | 1 | 03.03.2015 |
48 | Объемная пятиконечная звезда. | 1 | 05.03.2015 |
49 | Аппликация «звезда» | 1 | 10.03.2015 |
50 | Цветы и пропорции. | 1 | 12.03.2015 |
51 | Поздравительные открытки к 8 марта. | 1 | 17.03.2015 |
52 | Коллективная работа «панно 8 марта» | 1 | 19.03.2015 |
53 | Трафареты «рыбки». Пропорции. | 1 | 31.03.2015 |
54 | Рыбки в аквариуме (рисунок) | 1 | 04.04.2015 |
55 | Аппликация «рыбки» (коллективная работа) | 1 | 07.04.2015 |
56 | Предметы овальной формы. Яйцо. | 1 | 09.04.2015 |
57 | Корзина с яйцами, раскраска, орнамент. | 1 | 14.04.2015 |
58 | Пасха, орнамент. Беседа. | 1 | 16.04.2015 |
59 | Спутник в космосе (тематическое рисование) | 1 | 21.04.2015 |
60 | Моя любимая игрушка. Беседа и рисунок. | 1 | 23.04.2015 |
61 | Игрушка (раскраска). Иллюстрации из книг «игрушки» | 1 | 28.04.2015 |
62 | Птички. Построение формы, размер. Беседа. | 1 | 03.05.2015 |
63 | Птицы- наши друзья, композиция. | 1 | 05.05.2015 |
64 | День победы. Флажки, звезды, трафареты. | 1 | 07.05.2015 |
65 | Бабочки- трафареты, симметрия в рисунке. | 1 | 12.05.2015 |
66 | Композиция «скоро лета» | 1 | 14.05.2015 |
67 | Весенние цветы (гуашь) | 1 | 19.05.2015 |
68 | Итоговое занятие. | 1 | 21.05.2015 |
69 | Оформление лучших работ | 1 | 26.05.2015 |
70 | Скоро лето.Просмотр слайдов | 1 | 28.05.2015 |
Формы и средства контроля:
Учебные опросы проводятся по итогам окончания четверти с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Задания выполняются с помощью учителя.
Критерии оценки:
Оценка 5 ставится, если ученик:
- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;
- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);
- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги.
- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;
- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;
- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с небольшой помощью учителя;
Оценка 4 ставится, если ученик:
- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;
- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);
- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги с помощью учителя.
- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;
- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме с помощью учителя;
- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с помощью учителя;
Оценка 3 ставится, если ученик:
- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш с помощью;
- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками с помощью учителя;
- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги с помощью учителя;
- умеет выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;
Учебно-методические средства обучения:
Основная литература:
- И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).- М., Владос, 2005.
Дополнительная литература:
- Геронимус Т.М. Урок труда. Справочник маленького мастера.
Комплект учебников-тетрадей по трудовому обучению.- М.,Арт-пресс, 2008.
Раздаточный материал:
- наборы цветных карандашей;
- краски;
- наборы цветного картона;
- бумага
-пластилин
-кисти
-ножницы