Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, раскрывает содержание обучения химии в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 140 часов, 70 часов в год (2 ч / нед.). Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся. Она призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение обучающихся в окружающей среде.
Изучение химии в 8-9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для обучающихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Указанные теоретические основы курса позволяют обучающимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
В результате изучения химии в 8 классе обучающийся должен знать (понимать) / уметь:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом,
молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион,
химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, малярная
масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства
состава, периодический закон;
уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного(порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент
принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева;
закономерности изменения свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и
свойствами веществ; химические свойства основных классов
неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ
к определенному классу соединений, типы химических реакций,
валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип
химической связи в соединениях, возможность протекания реакций
ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;
схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы
Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ,
аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,
карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле
соединения; массовую долю вещества в растворе; количество
вещества, объем или массу по количеству вещества, объему и массе
реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на
организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебного предмета «Химия»
.
Методы познания веществ и химических явлений
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерения, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе;
2) массовой доли растворенного вещества в растворе;
3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. группы и периоды Периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная и металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической химии.
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот и солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочно -земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Первоначальные представления об органических веществах.
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Экспериментальные основы химии.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа вещества. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов, нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Календарно-тематическое планирование по химии
(8 класс)
Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 класс»
2 часа в неделю, всего 70 часов (67 часов + 3 часа резервное время)
№ уроков | Тема урока | Дата проведения (по плану) | Домашнее задание |
1 | Предмет химии. Вещества и их свойства. Методы познания в химии. | | |
2 | Практическая работа №1. Правила техники безопасности в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием | | |
3 | Чистые вещества и смеси. | | |
4 | Практическая работа №2. Очистка загрязненной поваренной соли. Разделение смесей. Фильтрование. Нагревание. | | |
5 | Физические и химические явления. Химические реакции. | | |
6 | Атомы, молекулы и ионы. | | |
7 | Вещества молекулярного и немолекулярного строения | | |
8 | Простые и сложные вещества. | | |
9 | Химический элемент. | | |
10 | Относительная атомная масса химических элементов. | | |
11 | Знаки химических элементов | | |
12 | Закон постоянства состава вещества. | | |
13 | Химические формулы. Относительная молекулярная масса. | | |
14 | Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении. | | |
15 | Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. | | |
17-18 | Составление химических формул по валентности. | | |
19 | Атомно-молекулярное учение | | |
20 | Закон сохранения массы веществ. | | |
21 | Химические уравнения | | |
22 | Типы химических реакций. | | |
23 | Решение задач по уравнениям реакций | | |
24 | Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия» | | |
25 | Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. | | |
26 | Свойства кислорода. | | |
27 | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. | | |
28 | Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода. | | |
29 | Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. | | 26-27 |
30 | Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение. | | |
31 | Свойства и применение водорода. | | |
32 | Практическая работа №4. Получение водорода и исследование его свойств. | | |
33 | Вода. Химические свойства и применение воды. | | 31-32 |
34 | Вода – растворитель. Растворы. | | |
35 | Массовая доля растворенного вещества | | |
36 | Практическая работа №5. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества | | |
37 | Контрольная работа № 2 по темам Кислород. Водород. Растворы. Вода. | | |
38 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | | |
39-40 | Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и « молярная масса». | | |
41 | Закон Авогадро. Молярный объем газов. | | |
42 | Объемные отношения газов при химических реакциях. | | |
43 | Оксиды. | | |
44 | Гидроксиды. Основания. | | |
45 | Химические свойства оснований. | | |
46 | Амфотерные оксиды и гидроксиды | | |
47 | Кислоты. | | |
48 | Химические свойства кислот | | |
49 | Соли. | | |
50 | Химические свойства солей | | |
51 | Практическая работа 6. Решение экспериментальных задач: «Важнейшие классы неорганических соединений» | | |
52-53 | Повторение и обобщение темы «Важнейшие классы неорганических соединений» | | |
54 | Контрольная работа № 3 теме: «Классы неорганических соединений» | | |
55 | Классификация химических элементов. | | |
57 | Периодический закон Д.И. Менделеева | | |
58 | Периодическая таблица химических элементов. | | |
59 | Строение атома. | | |
60 | Распределение электронов по энергетическим уровням | | |
61 | Строение электронных оболочек атомов первых 20-ти элементов | | |
62 | Значение периодического закона. | | |
63 | Электроотрицательность химических элементов | | |
64 | Основные виды химических связей | | |
65 | Степень окисления | | |
66-67 | Обобщение по темам 6 – 7 | | |
68 | Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон. Строение атома», «Строение вещества. Химическая связь» | | |
69-70 | Резерв | | |