СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Рудзитис

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Рудзитис

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8 класс к учебнику Рудзитис»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, раскрывает содержание обучения химии в 8-9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 140 часов, 70 часов в год (2 ч / нед.). Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие обучающихся. Она призвана вооружить обучающихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение обучающихся в окружающей среде.

Изучение химии в 8-9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для обучающихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Указанные теоретические основы курса позволяют обучающимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В результате изучения химии в 8 классе обучающийся должен знать (понимать) / уметь:

- химическую символику: знаки химических элементов, формулы

химических веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом,

молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион,

химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, малярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства

состава, периодический закон;

уметь:

- называть: химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять: физический смысл атомного(порядкового) номера

химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент

принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых

периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на

основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и

особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и

свойствами веществ; химические свойства основных классов

неорганических веществ;

- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ

к определенному классу соединений, типы химических реакций,

валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип

химической связи в соединениях, возможность протекания реакций

ионного обмена;

- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов;

схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы

Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ,

аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-,

карбонат-ионы;

- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле

соединения; массовую долю вещества в растворе; количество

вещества, объем или массу по количеству вещества, объему и массе

реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на

организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовления растворов заданной концентрации.


Содержание учебного предмета «Химия»

.

  1. Методы познания веществ и химических явлений

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерения, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе;

2) массовой доли растворенного вещества в растворе;

3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

  1. Вещество

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. группы и периоды Периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная и металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

  1. Химическая реакция

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

  1. Элементарные основы неорганической химии.

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот и солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы. Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочно -земельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

  1. Первоначальные представления об органических веществах.

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Экспериментальные основы химии.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа вещества. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

  1. Химия и жизнь

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов, нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.































Календарно-тематическое планирование по химии

(8 класс)

Учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия 8 класс»

2 часа в неделю, всего 70 часов (67 часов + 3 часа резервное время)

уроков

Тема урока

Дата проведения

(по плану)

Домашнее задание

1

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Методы познания в химии.



2

Практическая работа №1.

Правила техники безопасности в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием



3

Чистые вещества и смеси.



4

Практическая работа №2.

Очистка загрязненной поваренной соли. Разделение смесей. Фильтрование. Нагревание.



5

Физические и химические явления. Химические реакции.



6

Атомы, молекулы и ионы.



7


Вещества молекулярного и немолекулярного строения



8

Простые и сложные вещества.



9

Химический элемент.



10

Относительная атомная масса химических элементов.



11

Знаки химических элементов



12

Закон постоянства состава вещества.



13

Химические формулы. Относительная молекулярная масса.



14

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля элемента в соединении.



15

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.



17-18

Составление химических формул по валентности.



19

Атомно-молекулярное учение



20

Закон сохранения массы веществ.



21

Химические уравнения



22

Типы химических реакций.



23

Решение задач по уравнениям реакций



24

Контрольная работа №1 по теме:

«Первоначальные химические понятия»



25

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.



26

Свойства кислорода.



27

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.



28


Практическая работа №3.

Получение и свойства кислорода.



29

Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав.


26-27

30

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.



31

Свойства и применение водорода.



32

Практическая работа №4.

Получение водорода и исследование его свойств.



33

Вода. Химические свойства и применение воды.


31-32

34

Вода – растворитель. Растворы.



35

Массовая доля растворенного вещества



36

Практическая работа №5.

Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества



37

Контрольная работа № 2 по темам

Кислород. Водород. Растворы. Вода.



38

Количество вещества. Моль. Молярная масса.



39-40

Вычисления с использованием понятий «количество вещества» и « молярная масса».



41

Закон Авогадро. Молярный объем газов.



42

Объемные отношения газов при химических реакциях.



43

Оксиды.



44

Гидроксиды. Основания.



45

Химические свойства оснований.



46

Амфотерные оксиды и гидроксиды



47

Кислоты.



48

Химические свойства кислот



49

Соли.



50

Химические свойства солей



51

Практическая работа 6.

Решение экспериментальных задач: «Важнейшие классы неорганических соединений»



52-53

Повторение и обобщение темы «Важнейшие классы неорганических соединений»



54

Контрольная работа № 3 теме: «Классы неорганических соединений»



55

Классификация химических элементов.



57

Периодический закон Д.И. Менделеева



58

Периодическая таблица химических элементов.



59

Строение атома.



60

Распределение электронов по энергетическим уровням



61

Строение электронных оболочек атомов первых 20-ти элементов



62

Значение периодического закона.



63

Электроотрицательность химических элементов



64

Основные виды химических связей



65

Степень окисления



66-67

Обобщение по темам 6 – 7




68

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон. Строение атома», «Строение вещества. Химическая связь»



69-70

Резерв