СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10 класса на 2016-2017 учебный год базовый уровень

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

 

Рабочая программа разработана на основании:

 

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  1. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым.

Данная программа рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 учебный час в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана. 

 

Учебно- методический комплекс:

 

  1. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Учебник: Химия.10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2014. 224с. ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10 класса на 2016-2017 учебный год базовый уровень»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Руководитель школьного методического объединения

__________Корчак Т.В.

Протокол № 06

от «26» августа 2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР___________Полякова Т.А.

«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________Козырь Л.Н.

Приказ № 548 от

«31» августа 2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 10 класса

базовый уровень
















Составитель программы:

Корчак Т.В., учитель химии высшей категории












г. Армянск

2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.


Рабочая программа разработана на основании:


  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  2. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.

  3. Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым.

Данная программа рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 учебный час в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана.



Учебно- методический комплекс:



  1. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 10-11 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Учебник: Химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2014. 224с. ил.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.




Задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы:


Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответствен­ному выбору жизненного и профессионального пути. Обучаю­щиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и опреде­лять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся: она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседнев­ной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершен­ствования этих знаний, а также способствовать безопасно­му поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней.

  1. Планируемые результаты освоения курса химии

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образо­вания, отражающим индивидуальные, общественные и государ­ственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Основные личностные результаты освоения курса химии:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовно­сти и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных пред­почтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, раз­вития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно­гообразие современного мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего воз­раста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жиз­ни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасно­го поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование основ экологической культуры, соответству­ющей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты обучения в старшей школе со­стоят из освоенных учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, по­знавательной и социальной практике, самостоятельности плани­рования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проекти­рованию и построению индивидуальной образовательной траектории.

Основные метапредметные результаты обучения химии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения це­лей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия ре­шений и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать при­чинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и симво­лы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать ин­дивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соот­ветствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятель­ности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, уме­ние применять его в познавательной, коммуникативной, социаль­ной практике и профессиональной ориентации.


Планируемые предметные результаты освоения курса химии 10 класса



Тема 1 Теоретические основы органической химии. (2 часа).


В результате изучения темы «Теоретические основы органической химии» учащиеся должны


Знать/понимать:


  • важнейшие химические понятия: предмет органической химии, особенности органических веществ, особенности атома углерода в органических веществах, углеродный скелет, изомерия, основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова; гомологи, изомеры;


Уметь:


  • определять принадлежность веществ к органическим и неорганическим,

  • составлять полные и сокращенные структурные формулы изомеров;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в разных формах;

Приобретать опыт:

  • оценки достоверности химической информации об органических соединениях, поступающей из разных источников;


Тема 2. Углеводороды (14 часов)


В результате изучения темы «Углеводороды» учащиеся должны


Знать/понимать:

  • химические понятия: гомологический ряд, гомологи, алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены, реакции полимеризации, реакции изомеризации; названия первых десяти гомологов предельных и непредельных углеводородов;

  • важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, пластмассы.

Уметь:


  • называть углеводороды по «тривиальной» (этилен, ацетилен, бензол, каучук) и по международной номенклатуре;

  • определять принадлежность органических веществ к предельным и непредельным углеводородам;

  • характеризовать: общие химические свойства предельных и непредельных углеводородов (реакции, горения, качественные реакции, реакции замещения, присоединения, разложения, изомеризации, полимеризации);

  • объяснять: зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере изученных углеводородов;

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию предельных и непредельных углеводородов;

  • проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

  • Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об углеводородах поступающей их разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе, в быту и на производстве с участием изученных углеводородов; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными углеводородами и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм человека; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами и лабораторным оборудованием.

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (13 ч)

В результате изучения темы учащиеся должны


Знать/понимать:


  • химические понятия: функциональная группа: гидроксильная, карбонильная, карбоксильная; качественная реакция,

  • важнейшие вещества и материалы: метиловый и этиловые спирты, этиленгликоль, глицерин, фенол, альдегиды, карбоновые кислоты, формальдегид, уксусный альдегид, муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновые кислоты, сложные эфиры, жиры, мыла, углеводы, моно-, ди- и полисахаридов, маргарин, глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза, искусственные волокна.

Уметь:


  • называть кислородсодержащие орг. вещества по международной номенклатуре;

  • определять принадлежность органических веществ к определенному классу;

  • характеризовать общие химические свойства кислородсодержащих орг. веществ,

  • объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их строения

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

  • Приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации об орг. веществах (ОВ), поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих на производстве, в природе и в быту с участием кислородсодержащих ОВ; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными ОВ; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием.

Тема 4 Азотсодержащие органические вещества. Полимеры (5 ч)

В результате изучения темы учащиеся должны

Знать /понимать:

    • химические понятия: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, реакция поликонденсации,

денатурация, термопластичные и термореактивные полимеры, стереорегулярные полимеры, реакция полимеризации, синтетические и искусственные волокна;

    • названия некоторых аминов и аминокислот;

    • важнейшие вещества и материалы: амины, анилин, аминокислоты; белки полиэтилен, полипропилен, фенолформальдегидные смолы, капрон, лавсан.

Уметь:

    • называть амины и аминокислоты по «тривиальной» и международной номенклатуре;

    • определять принадлежность органических веществ к аминам и аминокислотам и белкам;

    • характеризовать общие химические свойства аминов, аминокислот; белков объяснять зависимость физических и химических свойств веществ от их состава и строения на примере аминов, аминокислот; белков

    • выполнять химический эксперимент по распознаванию белков, полимеров

    • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

    • приобретать опыт: критической оценки достоверности химической информации о природных синтетических полимерах поступающей из разных источников; объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения различными азотсодержащими ОВ и продуктами их переработки на окружающую среду и на организм.




  1. Содержание учебного предмета


п/п

Перечень и название разделов и тем

К-во часов

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Практическая часть

Формы и темы контроля

Виды

самостоятель

ной работы учащихся. **

Тема 1. Теоретические основы органической химии. (2ч)



Теоретические основы органической химии.

Органические вещества. Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Углеродный скелет. Изомеры. Химическое строение и свойства органических веществ. Значение теории строения органических соединений. Классификация органических соединений.

Демонстрации:

  1. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. 2. Модели молекул орг веществ.



1,2

Тема 2. Углеводороды (14 ч)



Предельные углеводороды

Строение алканов. Гомологический ряд. Гомологи, радикалы. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах

Демонстрации:

  1. Отношение алканов к растворам перманганата калия, щелочей, кислот и к бромной воде.

Лабораторный опыт:

  1. Изготовление моделей молекул углеводородов

КР №1

1-7


Непредельные углеводороды

Алкены. Алкины. Строение алкенов и алкинов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов и алкинов.  Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Демонстрации:

  1. Получение этилена и изучение его свойств.

  2. Получение ацетилена карбидным способом.

  3. Взаимодействие непредельных углеводородов с раствором перманганата калия и бромной водой.


Арены.

Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации:

  1. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.



Природные источники углеводородов

Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.

Лабораторный опыт:

  1. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (13 ч.)

Спирты и фенолы      

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.       Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.       Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.


Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач

Лабораторные опыты:

  1. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II) (качественная реакция на многоатомные спирты).

Демонстрации:

  1. Растворение глицерина в воде.

  2. Качественные реакции на многоатомные спирты и фенол

КР №2



Альдегиды, карбоновые кислоты

 Альдегиды. Строение молекул. Функциональная группа. Понятие о кетонах на примере ацетона. * Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение.      Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.  Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

Лабораторные опыты:

  1. Свойства уксусной кислоты

Демонстрации:

  1. Взаимодействие альдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксида меди (II).

2 -4,6


Жиры и углеводы

Сложные эфиры, жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.   Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.    Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.  Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты:

  1. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера.

  2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.

  3. Взаимодействие крахмала с йодом.

  4. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон

Демонстрации:

  1. Сравнение свойств мыла и СМС.

  2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).

  3. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании

  4. Гидролиз сахарозы.


2-4,6,7

Тема 4. Азотсодержащие органические вещества. Полимеры. (5 ч)

Амины, аминокислоты, белки

   Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации:

  1. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

Лабораторный опыт:

  1. Цветные реакции на белки (биуретовая реакция).

  2. Изучение свойств синтетических волокон


1-7


Полимеры.

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации и поликонденсации. Синтетические волокна

Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон



Всего




ПР -2, ЛО -10

КР -2


*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

**Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Работа с учебником, составление конспектов,

  2. решение задач и выполнение упражнений

  3. лабораторные опыты и фронтальный эксперимент,

  4. наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов.

  5. работа с раздаточным материалом,

  6. рецензирование ответов и выступлений товарищей,

  7. подготовка сообщений и рефератов,

  8. изготовление некоторых приборов и учебных пособий,

  9. выполнение практических заданий во время экскурсий,

  10. постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.

Календарно-тематическое планирование 10 класс



п/п

Дата проведения

Коррекция

Тема урока

план

факт

Тема 1. Теоретические основы органической химии. (2 ч.)

06.09



Предмет органической химии. Органические вещества. Особенности орг. веществ. Классификация органических соединений

13.09



Теория химического строения органических веществ. Изомерия.

Тема 2. Углеводороды (14 часов)

20.09



Классификация углеводородов. Метан- простейший представитель алканов. Строение метана. Гомологи метана. Номенклатура и изомерия алканов

27.09



Свойства метана и его гомологов

04.10



Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Решение задач на нахождение молекулярной формулы

11.10



Этилен и ацетилен – представители непредельных углеводородов. Строение молекул, гомологи изомерия и номенклатура

18.10



Свойства непредельных углеводородов. Реакции присоединения.

25.10



Реакции полимеризации. Полиэтилен. Пластмассы.

08.11



Получение и применение непредельных углеводородов.

15.11



Диеновые углеводороды. Натуральный каучук. Каучуки.

22.11



Контрольная работа №1

29.11



Строение и свойства аренов. Бензол. Гомологи бензола. Номенклатура

06.12



Свойства и применение бензола и его гомологов.

13.12



Генетическая связь между углеводородами

20.12



Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяные газы, их состав и использование.

11.01



Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти.



Тема 3. Кислородсодержащие органические вещества (13 часов)

17.01



Классификация кислородсодержащих орг. веществ. Спирты. Функциональная группа. Особенности строения. Физические свойства. Номенклатура и изомерия. Получение спиртов

24.01



Химические свойства предельных одноатомных спиртов. Влияние на организм. Применение

31.01



Многоатомные спирты.

07.02



Фенол. Особенности строения и свойства.

14.02



Альдегиды. Строение молекул, функциональная группа. Номенклатура, изомерия. Свойства и применение альдегидов.

21.02



Карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

28.02



Свойства и применение карбоновых кислот.

07.03



Контрольная работа №2

14.03



Строение и свойства сложных эфиров, их применение Жиры как сложные эфиры.

21.03



Углеводы. Глюкоза.

04.04



Сахароза.

11.04



Крахмал и целлюлоза. Волокна.

18.04



Практическая работа №1.

Тема 4. Азотсодержащие органические вещества. (5 ч.)

25.04



Классификация азотсодержащих орг. веществ. Амины. Анилин.

02.05



Белки Аминокислоты.

10.05



Синтетические полимеры

16.05



Практическая работа №2

23.05



Повторение важнейших вопросов курса органической химии



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!