СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса на 2016-2017 учебный год

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа составлена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.

 

Рабочая программа разработана на основании:

 

  1. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  1. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.
  2. Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым                                                      

Данная программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана. 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса на 2016-2017 учебный год»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Армянска Республики Крым


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Руководитель школьного методического объединения

__________Корчак Т.В.

Протокол № 06

от «26» августа 2016 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР___________Полякова Т.А.

«29» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________Козырь Л.Н.

Приказ № 548 от

«31» августа 2016 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

для 9 классов

базовый уровень










Составитель программы:

Корчак Т.В., учитель химии высшей категории





















г. Армянск

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений, изучающих химию на базовом уровне.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.


Рабочая программа разработана на основании:


  1. Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

  2. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

  3. Положения о рабочей программе учителя МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Армянска Республики Крым

Данная программа рассчитана на 68 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю в течение 1 учебного года, реализуется в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ за счёт инвариативной части учебного плана.



УМК (учебно-методический комплект):


  1. Авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.

  2. Учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, 2014. -208 с. ил.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Задачи учебного предмета, решаемые при реализации рабочей программы:

  • привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторных и практических работ, нестандартных уроков контроля знаний;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение учащимися знаний неорганической химии: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

  • способствовать формированию у учащихся предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • продолжить развивать у учащихся общеучебные умения и навыки; особое внимание уделять развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетрадях и делать рисунки, составлять схемы.


Задачи развития:


  • создание условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы;

  • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

  • эстетических эмоций;

  • положительного отношения к учебе;

  • умение ставить цели через учебный материал каждого урока (для этого на уроках использовать красивые наглядные пособия, музыкальные фрагменты, стихи, загадки);

  • определение значимости любого урока каждым учеником;

  • развитие умений с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знаний в общении с природой;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.


Задачи воспитания:


  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию;

  • воспитание умения жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.



  1. Планируемые результаты освоения курса химии


Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:



  • воспитание российской гражданской идентичности: патри­отизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующе­го современному уровню развития науки и общественной прак­тики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профес­сиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учё­том устойчивых познавательных интересов;

  • формирование коммуникативной компетентности в обра­зовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование понимания ценности здорового и безопас­ного образа жизни; усвоение правил индивидуального и кол­лективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование познавательной и информационной куль­туры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необхо­димости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, спо­собности оценивать проблемные ситуации и оперативно прини­мать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).



Метапредметными результатами освоения основной образо­вательной программы основного общего образования являются:



  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и позна­вательных задач;

  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, струк­турировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми резуль­татами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои дей­ствия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информа­ционных технологий (компьютеров и программного обеспече­ния) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач;

  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учеб­ного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носите­лях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  9. умение организовать свою жизнь в соответствии с пред­ставлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимо­действия;

  10. умение выполнять познавательные и практические зада­ния, в том числе проектные;

  11. умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обо­сновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели опреде­лённой сложности;

  12. умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных пози­ций при выработке общего решения в совместной деятельно­сти; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки аль­тернативных способов разрешения конфликтов.



Предметными результатами освоения Основной образова­тельной программы основного общего образования являются:



  1. формирование первоначальных систематизированных пред­ставлений о веществах, их превращениях и практическом при­менении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  2. осознание объективной значимости основ химической нау­ки как области современного естествознания, химических пре­вращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление пред­ставлений о материальном единстве мира;

  3. овладение основами химической грамотности: способно­стью анализировать и объективно оценивать жизненные ситу­ации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведе­ние в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  4. формирование умений устанавливать связи между реаль­но наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про­исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  5. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при прове­дении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожо­гах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  7. овладение приёмами работы с информацией химическо­го содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

  8. создание основы для формирования интереса к расшире­нию и углублению химических знаний и выбора химии как про­фильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности;

  9. формирование представлений о значении химической нау­ки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Планируемые предметные результаты освоения курса химии 9 класса

Раздел 1. Многообразие химических реакций


В результате изучения раздела учащиеся должны


Знать

  • важнейшие химические понятия: классификация химических реакций различными способами, окислительно-восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления; тепловой эффект химической реакции, экзо и эндотермические реакции, скорость химической реакции и зависимость ее от различных факторов, катализаторы, ингибиторы, химическое равновесие, условия необратимости реакции,

  • электролиты и не электролиты, электролитическая диссоциация; ионы, катионы и анионы, степень электролитической диссоциации, сильные электролиты, слабые электролиты, определение понятий «кислоты», «основания», «соли» с позиций ТЭД, реакции ионного обмена;

  • основные законы химии: основные положения теории электролитической диссоциации;

  • сущность реакций ионного обмена

Уметь

  • характеризовать реакции по известным признакам классификации

  • объяснять зависимость скорости реакции от различных факторов;

  • объяснять зависимость свойств веществ от их строения, сущность электролитической диссоциации

  • записывать уравнения диссоциации кислот, оснований, солей; уравнения реакций ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде; уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;

  • определять возможность протекания реакций ионного обмена; степень окисления

  • проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ.


Раздел 2 Многообразие веществ


В результате изучения темы: «Общие свойства неметаллов, галогены» учащиеся должны

Знать

  • положение неметаллов и галогенов в периодической таблице и строение их атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства;

  • свойства хлора, его получение и применение;

  • свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов;

  • лабораторный способ получения соляной кислоты, ее свойства,

  • качественную реакцию на хлорид-ион.


Уметь


  • характеризовать галогены как химические элементы;

  • обосновывать свойства галогенов как типичных неметаллов;

  • составлять уравнения характерных для хлора реакций;

  • записывать уравнения химических реакций, характерных для соляной кислоты;

  • давать сравнительную характеристику галогенов;

  • выполнять химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.


В результате изучения темы: «Кислород и сера» учащиеся должны

Знать


  • важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные видоизменения; особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода;

  • строение, свойства аллотропных модификаций серы, химические свойства серы, ее применение;

  • свойства сернистой кислоты и сероводородной кислоты и их солей; качественную реакцию на сульфид-ионы. *

  • состав и свойства оксида серы (VI); серной кислоты, ее солей, качественную реакцию на сульфат-ионы; особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами.


Уметь

  • характеризовать свойства аллотропных модификаций серы

  • характеризовать свойства кислот с точки зрения ТЭД;

  • записывать формулы изученных веществ и уравнения реакций с их участием, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;

  • записывать уравнения ОВР концентрированной серной кислоты с металлами;

  • проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

  • решать экспериментальные задачи на распознавание веществ;

  • подтверждать экспериментально качественный состав веществ;

  • вычислять по химическим уравне­ниям массу, объём и количество вещества одного из продуктов ре­акции по массе исходного веще­ства, объёму или количеству вещества, содержащего определён­ную долю примесей.



В результате изучения темы «Азот и фосфор» учащиеся должны


Знать


  • важнейшие химические понятия:

  • особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества;

  • состав, строение, свойства аммиака, способы его получения и распознавания, применение;

  • состав, свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония;

  • состав и свойства оксидов азота (II и IV)

  • строение, свойства и применение азотной кислоты;

  • свойства и применение нитратов, биологическую роль азота;

  • состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе, применение фосфора;

  • состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей,

  • определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы некоторых азотных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений


Уметь

  • давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы; белого и красного фосфора;

  • характеризовать азот как химический элемент и простое вещество, биологическую роль азота, круговорот азота в природе;

  • определять опытным путем аммиака, катион аммония;

  • записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения веществ, уравнения ОВР, уравнения реакций, отображающих генетическую связь;

  • определять принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях;

  • называть соединения изученных классов, определять состав веществ по их формулам;

  • проводить хим. эксперимент, соблюдая правила ТБ;


В результате изучения темы «Углерод и кремний» учащиеся должны:


Знать

  • особенности строения атомов элементов главной подгруппы IV группы; строение,

  • физические и химические свойства, получение и применение углерода – простого вещества, сущность круговорота углерода в природе;

  • состав, строение, свойства, применение оксида углерода (II) и оксида углерода (IV), качественную реакцию на оксид углерода (IV);

  • свойства угольной кислоты и карбонатов, качественную реакцию на карбонат-ионы;

  • иметь представление о жесткости воды и способах ее устранения;

  • важнейшие природные соединения кремния, свойства, применение; строение кристаллической решетки оксида кремния (IV), его свойства, применение;

  • состав, строение, свойства, получение, применение кремниевой кислоты и ее солей

  • технологию производства керамики, стекла, цемента.


Уметь

  • давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;

  • характеризовать углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода;

  • распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы;

  • записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства и способы получения веществ, генетическую связь.

  • проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

  • приводить примеры изделий силикатной промышленности;

  • производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.


В результате изучения темы «Металлы» учащиеся должны:


Знать

  • важнейшие химические понятия: металлическая химическая связь, металлическая кристаллическая решетка; металлургия, сплавы;

  • особенности строения и свойств атомов металлов, их физические и общие химические свойства;

  • способы получения металлов;

  • особенности строения и свойств атомов, нахождение в природе, физические и химические свойства, получение и применение щелочных, щелочноземельных металлов, кальция, алюминия, железа и их соединений;

  • качественные реакции на ионы;

  • важнейшие сплавы, их свойства и применение.


Уметь


  • характеризовать химические свойства металлов, составлять уравнения реакций с участием металлов, указывать их тип, называть продукты реакций, записывать уравнения реакций, отражающих генетическую связь;

  • записывать уравнения реакций получения металлов;

  • характеризовать свойства некоторых сплавов и их применение;

  • давать сравнительную характеристику строения и свойств атомов элементов главной подгруппы I группы;

  • распознавать вещества, используя качественные реакции;

  • осуществлять реакции, лежащие в основе цепочки превращений;

  • составлять уравнения ионных реакций, окислительно-восстановительных реакций;

  • характеризовать алюминий по плану, составлять уравнения реакций с участием алюминия и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;

  • характеризовать железо по плану, составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений, указывать их тип, называть продукты реакций;


Раздел 3 Органические вещества.


В результате изучения темы «Краткий обзор важнейших органических соединений» учащиеся должны


Знать

  • важнейшие химические понятия: органическая химия, органические вещества, химическое строение, валентность, гомологи, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, изомеры, предельные углеводороды, непредельные углеводороды, функциональная группа, спирты, карбоновые кислоты, карбоксильная группа, сложные эфиры, жиры, белки, мономер, полимеры,

  • общие формулы метана и этана, нахождение их в природе, получение, свойства, применение;

  • общую формулу этилена, получение, свойства этилена, применение;

  • формулы и важнейшие свойства, применение и влияние на организм человека одноатомных спиртов (метанола, этанола), многоатомных спиртов (глицерина);

  • формулы и важнейшие свойства карбоновых кислот (уксусной, стеариновой), применение карбоновых кислот, сложных эфиров, биологическую роль жиров;

  • важнейших представителей углеводов, их молекулярные формулы, свойства, значение в природе и в жизни человека;

  • биологическое значение аминокислот, функции белков;

  • свойства, применение полимеров на примере полиэтилена;


Уметь


  • записывать молекулярные и структурные формулы органических веществ

  • составлять шаростержневые модели молекул веществ;

  • составлять молекулярную и структурную формулы метана

  • характеризовать основные химические свойства метана;

  • составлять молекулярную и структурную формулы этилена

  • характеризовать основные химические свойства этилена.

  • составлять формулы простейших спиртов, давать им характеристики;

составлять формулы простейших карбоновых кислот, сложных эфиров, общую формулу жиров, характеризовать их важнейшие свойства;

  • характеризовать значение важнейших углеводов;

  • характеризовать биологическое значение и свойства аминокислот и белков.
























  1. Содержание учебного предмета


п/п

Перечень и название разделов и тем

К-во часов

Содержание учебной темы

Основные изучаемые вопросы

Практическая часть

Формы и темы контроля

Виды

самостоятельной работы учащихся**

1

Многообразие химических реакций

15

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно-восстановитель­ные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические расчеты. *

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на ско­рость химических реакций. Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и не электролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неор­ганических соединений в свете представлений об электролитиче­ской диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Демонстрации:

  1. Примеры экзо- и эндотерми­ческих реакций

  2. . Изучение влия­ния условий проведения химической реакции на её скорость.

  3. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Лабораторные опыты

  1. Реакции обмена меж­ду растворами электролитов

Практическая работа 1. Решение экспе­риментальных задач по теме «Свойства кис­лот, оснований и солей как электролитов».


КР 1

2, 3, 5

2

Многообразие веществ (всего), в том числе:





1-6


Неметаллы. Галогены.


Неметаллы. Галогены. Положение в периодической систе­ме химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и примене­ние галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора. Хлороводород. Физические свойства. Полу­чение. Соляная кислота и сё соли. Качественная реакция на хло­рид-ионы.

Демонстрации:

  1. Физические свойства галогенов.

Лабораторные опыты

  1. Качественные реакции на соляную кислоту и хлориды

Практическая работа № 2. Изучение свойств соляной кислоты. Качественная реакция на хлорид-ионы

КР 2



Кислород и сера.


Кислород и сера. Положение в периодической системе хими­ческих элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. При­менение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физи­ческие и химические свойства. Применение. Оксид серы(VI). Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентри­рованной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Применение серной кислоты

Демонстрации:

  1. Аллотропные модификации серы.

  2. Образцы природных сульфидов и суль­фатов

Лабораторные опыты

  1. Ознакомление с образцами серы и её природ­ных соединений.

  2. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы в растворе.

Практическая работа 3. Решение экспе­риментальных задач по теме «Кислород и сера».



Азот и фосфор


Азот и фосфор. Положение в периодической системе химиче­ских элементов, строение их атомов. Азот, физические и хими­ческие свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. При­менение азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их приме­нение. Азотные удобрения. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Демонстрации:

  1. Получение аммиака и его растворение в воде.

  2. Образцы природных ни­тратов и фосфатов.

Лабораторные опыты

  1. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Качественная реакция на ионы аммония

КР 3



Углерод и кремний.

9

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства углерода. Адсорб­ция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на орга­низм. Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качествен­ная реакция на карбонат-ионы. Жёсткость воды и способы её устранения. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент. Строительные материалы.


Демонстрации:

  1. Модели кристаллических ре­шёток алмаза и графита.

  2. Образцы природных карбонатов и силикатов.

Лабораторные опыты

6. Качественная реак­ция на углекислый газ.

7. Качественная реакция на карбонат-ион.

Практическая работа №4. Получение ок­сида углерода (IV) и изучение его свойств. Рас­познавание карбонатов. Взаимопревращение карбонатов в гидрокарбонаты



Металлы.

14

Металлы. Положение металлов в периодической системе хи­мических элементов, строение их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов (электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие способы получения металлов. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в пери­одической системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства щелочных металлов. При­менение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе, строение их атомов. Нахож­дение в природе. Магний и кальций, их важнейшие соединения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и хими­ческие свойства алюминия. Применение алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строе­ние его атома. Нахождение в природе. Физические и химиче­ские свойства железа. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(Ш).

Демонстрации:

  1. Образцы важнейших соедине­ний натрия, калия, природных соединений магния, кальция, алюминия, руд железа.

  2. Вза­имодействие щелочных, шёлочно-земельных металлов и алюминия с водой.

  3. Сжигание же­леза в кислороде.

  4. Получение гидроксида алюминия и взаи­модействие его с кислотами и щелочами


Лабораторные опыты

  1. Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

  2. Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

  3. Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

  4. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

  5. Распознавание катионов натрия, ка-

лия, кальция, бария

Практическая работа № 5. Решение экспе­риментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

КР 4



Краткий обзор важнейших органических веществ.

9

Предмет органической химии. Неорганические и органиче­ские соединения. Углерод — основа жизни на Земле. Особен­ности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан — простейшие представители предельных углеводородов. Структурные формулы углеводородов. Гомологи­ческий ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства метана. Реакции горе­ния и замещения. Нахождение в природе предельных углеводо­родов. Природные источники углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этилен. Физические и химиче­ские свойства этилена. Реакция присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен. При­менение этилена.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты (метанол, этанол), многоатом­ные спирты (глицерин), карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая), сложные эфиры, жиры, углеводы (глю­коза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме. Химия и пища.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Полиэтилен

Практическая работа №6 Составление моделей молекул углеводородов

Демонстрации:

  1. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки

  2. Модели молекул органических соединений.

  3. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

  4. Получение эти­лена. Качественные реакции на этилен.

  5. Растворение этилового спирта в воде.

  6. Раство­рение глицерина в воде.

  7. Свойства уксусной кислоты.

  8. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.

  9. Качественная реакция на крахмал.

  10. Образцы изделий из полиэтилена


1, 3, 4,5


Всего



ПР – 6, ЛО - 12

КР - 4


*Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Работа с учебником, составление конспектов;

  2. решение задач и выполнение упражнений;

  3. лабораторные опыты и фронтальный эксперимент, наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов;

  4. работа с раздаточным материалом;

  5. рецензирование ответов и выступлений товарищей;

  6. подготовка сообщений и рефератов;

  7. изготовление некоторых приборов и учебных пособий;

  8. выполнение практических заданий во время экскурсий;

  9. постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Дата проведения

Тема урока

План 9-А, 9-В

Факт 9-А, 9-В

План 9-Б

Факт 9-Б

Коррекция

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 ч.)

Классификация химических реакций (6 ч.)

02.09

02.09

01.09

01.09


Повторение. Строение вещества. Виды химической связи. Типы кристаллических решеток.

06.09

06.09

02.09

02.09


Степень окисления. Окислительно-восстановительные реак­ции. Метод электронного баланса.

09.09

09.09

08.09

08.09


Реакции соединения, разложения, заме­щения и обмена с точки зрения окисления и восстановления

13.09

13.09

09.09

09.09


Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические расчеты.

16.09

16.09

15.09

15.09


Скорость химических реакций. Первона­чальные представления о катализе.

20.09

20.09

16.09

16.09


Обратимые и необратимые реакции. Понятие о химическом равновесии

Химические реакции в растворах. Электролитическая диссоциация (9 ч.)

23.09

23.09

22.09

22.09


Электролиты и не электролиты. Сущность процесса электролитической дис­социации.

27.09

27.09

23.09

23.09


Диссоциация кислот, оснований и солей.

30.09

30.09

29.09

29.09


Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации

04.10

04.10

30.09

30.09


Реакции ионного обмена и условия их протекания.

07.10

07.10

06.10

06.10


Химические свойства основных клас­сов неорганических соединений в свете пред­ставлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

11.10

11.10

07.10

07.10


Химические свойства основных клас­сов неорганических соединений в свете пред­ставлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

14.10

14.10

13.10

13.10


Обобщение по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». Решение расчетных задач

18.10

18.10

14.10

14.10


Практическая работа № 1. Решение экспе­риментальных задач по теме «Свойства кис­лот, оснований и солей как электролитов».

21.10

21.10

20.10

20.10


Контрольная работа№1 по темам «Классифи­кация химических реакций» и «Электролити­ческая диссоциация».

Раздел 2 Многообразие веществ (44 ч)

Неметаллы. Галогены. (5 ч.)

25.10

25.10

21.10

21.10


Неметаллы. Галогены. Общая характеристика галогенов по их положению в периодической та­блице и строение их атомов.

28.10

28.10

27.10

27.10


Хлор. Свойства и применение хлора

08.11

08.11

28.10

28.10


Хлороводород: получение и свойства.

11.11

11.11

10.11

10.11


Соляная кислота и её соли.

15.11

15.11

11.11

11.11


Практическая работа № 2. Изучение свойств соляной кислоты.

Кислород и сера (6 ч.)

18.11

18.11

17.11

17.11


Кислород и сера. Положение кислорода и серы в периоди­ческой системе химических элементов, строе­ние их атомов. Аллотропия серы.

22.11

22.11

18.11

18.11


Свойства и применение серы.

25.11

25.11

24.11

24.11


Решение расчётных задач. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

29.11

29.11

25.11

25.11


Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли.

02.12

02.12

01.12

01.12


Окислительные свойства концентрирован­ной серной кислоты.

06.12

06.12

02.12

02.12


Практическая работа 3. Решение экспе­риментальных задач по теме «Кислород и сера».

Азот и фосфор (10 ч.)

09.12

09.12

08.12

08.12


Положение азота и фосфора в периодиче­ской системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

13.12

13.12

09.12

09.12


Аммиак. Физические и химические свой­ства. Получение и применение

16.12

16.12

15.12

15.12


Соли аммония.

20.12

20.12

16.12

16.12


Контрольная работа№2 по теме: «Неметаллы»

23.12

23.12

22.12

22.12


Оксиды азота (II и IV) Азотная кислота. Строение молекулы. Свойства разбавленной азотной кислоты.

13.01

13.01

23.12

23.12


Свойства концентрированной азотной кислоты

17.01

17.01

12.01

12.01


Соли азотной кислоты. Азотные удобре­ния

20.01

20.01

13.01

13.01


Фосфор. Аллотропия фосфора.

24.01

24.01

19.01

19.01


Свойства фосфора.

27.01

27.01

20.01

20.01


Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний (9 ч.)

31.01

31.01

26.01

26.01


Положение углерода и кремния в перио­дической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модифика­ции углерода.

03.02

03.02

27.01

27.01


Химические свойства углерода. Адсорбция.

07.02

07.02

02.02

02.02


Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

10.02

10.02

03.02

03.02


Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

14.02

14.02

09.02

09.02


Жёст­кость воды и способы её устранения Круговорот углерода в природе.

17.02

17.02

10.02

10.02


Практическая работа №4. углерода (IV) и изучение его свойств. Рас­познавание карбонатов. Взаимопревращение карбонатов в гидрокарбонаты

21.02

21.02

16.02

16.02


Кремний и его соединения.

24.02

28.02

17.02

17.02

праздничные дни

Кремниевая кислота и ее соли Стекло. Це­мент

28.02

03.03

23.02

02.03

праздничные дни

Контрольная работа№3 по теме «Неметаллы»

03.03

07.03

24.02

03.03

праздничные дни

Обобщение по теме «Неметаллы»

Металлы (14 ч.)

07.03

10.03

02.03

09.03


Металлы. Положение металлов в периодической си­стеме химических элементов Д. И. Менделе­ева. Металлическая связь. Физические свойст­ва металлов. Сплавы металлов

10.03

14.03

03.03

10.03


Нахождение металлов в природе и общие способы их получения.

14.03

17.03

09.03

16.03


Химические свойства металлов. Ряд актив­ности (электрохимический ряд напряжений) металлов

17.03

21.03

10.03

17.03


Щелочные металлы. Нахождение в приро­де. Физические и химические свойства.

21.03

24.03

16.03

23.03


Оксиды и гидроксиды щелочных металлов. Применение щелочных металлов.

24.03

04.04

17.03

24.03


Щёлочноземельные металлы. Нахождение в природе. Кальций и его соединения.

04.04

07.04

23.03

06.04


Алюминий. Нахождение в природе. Свой­ства алюминия

07.04

11.04

24.03

07.04


Амфотерность оксида и гидроксида алю­миния.

11.04

14.04

06.04

13.04


Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

14.04

18.04

07.04

14.04


Соединения железа.

18.04

21.04

13.04

20.04


Практическая работа № 5. Решение экспе­риментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

21.04

25.04

14.04

21.04


Повторение и обобщение изученного по теме «Металлы»

25.04

28.04

20.04

27.04


Контрольная работа №4 по теме «Металлы

Раздел 3.Органические вещества (9ч.)

28.04

02.05

21.04

28.04


Органическая химия.

02.05

05.05

27.04

04.05


Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Практическая работа №6 Составление моделей молекул углеводородов

05.05

12.05

28.04

05.05


Непредельные (ненасыщенные) углеводо­роды.

09.05

16.05

04.05

11.05

праздничные дни

Производные углеводородов. Спирты.

12.05

19.05

05.05

12.05


Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

16.05

23.05

11.05

18.05


Углеводы.

19.05

26.05

12.05

19.05


Аминокислоты. Белки.

23.05


18.05

25.05


Полимеры.

26.05


19.05

26.05


Повторение. Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».



25.05



Повторение. Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».



26.05



Повторение. Обобщающий урок по теме «Важнейшие органические соединения».



12