СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку "Занимательная математика", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учителю начальных классов при составлении программы по внеаудиторной занятости.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку "Занимательная математика", 4 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________ Голюкова А.Я.



Протокол № _1 от

«27» августа 2014 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»


____________ Крымпоха Ю.И.


«28» августа 2014 г

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

________________ Аникина Л.В.


Приказ № 160 от

«29» августа 2014 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Юшиной Надежды Владимировны,

учителя начальных классов высшей категории

Ф.И.О., категория



кружка «Занимательная математика»

предмет


класс 4













Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«29» августа 2014 г.







2014 – 2015 учебный год



Пояснительная записка.


Цель:

привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

  • развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание настойчивости, инициативы.

Специфика

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Общая характеристика

«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в кружок включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми. При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка «Занимательная математика» в учебном плане МОУ СОШ № 2.

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на преподавание кружка «Занимательная математика» в 4 классе отводится 1 час в неделю продолжительностью 30 – 35 минут. Соответственно программа рассчитана на 34 учебных часа.

Ценностные ориентиры содержания кружка « Занимательная математики»:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностными результатами изучения данного кружка являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные и предметные результаты:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

- решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;

- решение комбинаторных задач путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

- проведение и успешное участие в математических соревнованиях






Календарно-тематическое планирование


Номер урока


Темы



Содержание

Кол-во часов


Формы проведения занятий


УУД


Дата


План


Факт

1

Интеллектуальная разминка.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».



1

Интеллектуальный марафон «Умники и умницы»

Учащиееся научатся нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор), распознавать знаково-символическое обозначение,моделировать .


02.09.14


2

Числа-великаны.

Как велик миллион? Что такое гугол?



1

Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей»

Учащиеся научатся:целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планировать (определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

09.09.14


3

Мир занимательных задач.

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


1

Познавательная игра « В мире занимательных задач»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных);проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;


Будут иметь возможность научиться понимать причины успеха в учебной деятельности

16.09.14


4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений

1

Практическая работа

_Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

принимать и сохранять учебную задачу;



23.09.14


5

Римские цифры


Занимательные задани с римскими цифрами.



1

Урок-практикум

Учащиеся научатся: целеполаганию (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно


_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;


30.09.14


6

.

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).



1



Исследовательский  мини-проект: «В мире ребусов»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;



07.10.14


7

Секреты задач.

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

1

Мини-проект: «Книжка малютка. « Мои первые задачи»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: самоопределению (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Формулировать проблемы;

Самостоятельно создавь способы решения проблем творческого и поискового характера.

14.10.14


8

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


1

Посещение кабинетов математики и физики.

Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

21.10.14




9.



Математический марафон.

.

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».






1

Познавательная игра «Машина времени».

Конкурс «Кенгуру»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодействия).

Постановке вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

28.10.14


10-11

«Спичечный конструктор».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы

2

Практическая работа в парах и группах.


Учащиеся научатся: планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;


11.11.14

18.11.14


12

Выбери маршрут..

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.



1

Исследовательский  мини-проект: «Составление плана маршрута « Школа-дом»»

Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

_ выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;


25.11.14


13

Интеллектуальная разминка.

Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1

Практическое занятие.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать проблему;

самостоятельно находитьь способы решения проблем творческого и поискового характера.

_ принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;


02.12.14


14

Математические фокусы.

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.


1

Урок –игра.

Работа в парах и группах.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;


09.12.14


15-17

Занимательное моделирование..

Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед,усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.


3

Практическое моделирование.

Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;


16.12.14

23.12.14

13.01.15


18

Математическая капилка.

Составление сборника числового материала, взятого из жизни для составления задач.



1

Работа в библиотеке со справочной литературой..

Учащиеся научатся: формулировать познавательные цели;

находить и и выделять информацию;

подведение под понятие, выведение следствий

20.01.15


19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)


1

Групповая работа.

Учащиеся будут иметь возможность научиться :формулировать познавательные цели;

- искать и выделятье информацию;

- анализировать с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

27.01.15


20

Математика-наш друг!

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных

1


Учащиеся будут иметь возможность научиться: формулировать познавательную цель;

-классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

_ отрабатывать вычислительные навыки;

_ осуществлять синтез как составление целого из частей

03.02.15


21

Решай, отгадывай, считай.

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки

1

Парная работа, практикум.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать(определять цели, функции участников группы , способы взаимодействия).

Ставить вопросы (инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации).

Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

10.02.15


22-23

В царстве смекалки..

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


2

В классной редакции. Работа в группах.

Учащиеся будут иметь возможность научиться нравственно-этическому оцениванию (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра).


17.02.15

24.02.15


24

Числовые головоломки.

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).



1

Практическая работа

Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;


03.03.15


25-26

Мир занимательных задач..

Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,сизбыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв

в условной записи

2

Занятие –практикум.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

-анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

_ различать способы и результат действия;

_ адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

10.03.15

17.03.15


27-29

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры), математические головоломки,

занимательные задачи.



3

Практическая мастерская.

Учащиеся научаться нравственно-этическо оценивать работу своих товарищей (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Проводить синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты

31.04.15

07.04.15

14.04.15


30

Блиц-турнир по решению задач.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющихнесколько решений.


1

Турнир зрудитов.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу;

_ планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;


21.04.15


31

Математическая копилка.

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

1

Групповая работа.

_Учащиеся будут иметь возможность принимать участие в совместной работе коллектива;

_ вести диалог, работая в парах, группах;

_ допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

_ координировать свои действия с действиями партнеров;


28.04.15


32

Геометрические фигуры вокруг нас.

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?



1

Урок-практикум.

Учащиеся будут иметь возможность научиться: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера

05.05.15


33.

Математический лабиринт.

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».




1


Учащиеся научатся: анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

_ анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

_ находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

_ классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;


12.05.15


34.

Математический праздник.

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Задачив стихах. Игра «Задумай число».


1

Праздник.

принимать участие в совместной работе коллектива

19.05.15



Планируемые результаты освоения программы.

Ученик научится:

называть:

-любое следующее (предыдущее) при счёте многозначное число, любой отрезок натурального ряда чисел в прямом и в обратном порядке;

-классы и разряды многозначного числа;

-единицы величин: длины, массы ,скорости ,времени;

-пространственную фигуру, изображенную на чертеже или представленную в виде модели (многогранник, прямоугольный параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр);

сравнивать:

- многозначные числа;

-значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

различать:

-цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду:

читать:

-любое многозначное число;

-значения величин;

-информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;

воспроизводить:

-устные приемы сложения, вычитания, умножения, деления в случаях, сводимых к действиям в пределах сотни;

-письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами;

-способы вычисления неизвестных компонентов арифметических действий (слагаемого, множителя, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя);

-способы построения отрезка, прямоугольника, равных данным, с помощью циркуля и линейки;

моделировать:

-разные виды совместного движения двух тел при решении задач на движение в одном направлении, в противоположных направлениях;

упорядочивать:

-многозначные числа, располагая их в порядке увеличения (уменьшения);

-значения величин, выраженных в одинаковых единицах;

анализировать:

-структуру составного числового выражения;

-характер движения, представленного в тексте арифметической задачи;

конструировать:

-алгоритм решения составной арифметической задачи;

-составные высказывания с помощью логических слов-связок “и”, “или”, “если…, то…”, “наверно, что...”;

контролировать:

- свою деятельность: проверять правильность вычислений с многозначными числами, используя изученные приёмы;

решать учебные и практические задачи:

-записывать цифрами любое многозначное число в пределах класса миллионов;

-вычислять значения числовых выражений, содержащих не более шести арифметических действий;

-решать арифметические задачи, связанные с движением ( в том числе задачи на совместное движение двух тел);

-формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях;

-вычислять неизвестные компоненты арифметических действий.

Ученик получит возможность научиться:

называть:

-координаты точек, отмеченных в координатном углу;

сравнивать:

-величины, выраженные в разных единицах;

различать:

-числовое и буквенное равенство;

-виды углов и виды треугольников;

-понятия “несколько решений” и “несколько способов решения” (задачи);

воспроизводить:

-способы деления отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки;

приводить примеры:

-истинных и ложных высказываний;

оценивать:

-точность измерений;

исследовать:

-задачу (наличие или отсутствие решения, наличие нескольких решений);

читать:

-информацию, представленную на графике;

решать учебные и практические задачи:

-вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры;

-исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять их с моделями пространственных геометрических фигур;

-прогнозировать результаты вычислений;

-читать и записывать любое многозначное число в пределах класса миллиардов;

-измерять длину, массу, площадь с указанной точностью;

-сравнивать углы способом наложения, используя модели.






Описание материально – технического обеспечения


1. Методические и учебные пособия.

- Нестандартные задачи по математике. Т. П. Быкова. 4 класс. М. Экзамен. 2012г.

- Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. М. Айрис-Пресс. 2012г.

- Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /В.Н. Рудницкая. Т.В. Юдачёва. М. Вентана-Граф, 2012г.

2. Дидактический материал

- Математика в начальной школе: контрольные работы, тесты, проверочные работы. /В.Н. Рудницкая. М. Вентана-Граф. 2011г.

- Проверочные тестовые работы: математика, русский язык, чтение: 4 класс. /Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Е.Э. Кочурова и др. М. Вентана-Граф. 2013г.

-Дидактический материал. 4 класс. В. Н. Рудницкая. В 2 ч. М. Вентана-Граф. 2012г.


3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

«Уроки с применением информационных технологий» Методическое пособие с электронным приложением. О. А. Архипова. Ю. М. Багдасарова М. Планета. 2011г.

=Математика и конструирование: электронное издание. ООО ДОС. Калуга. 20