Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углублённым изучением отдельных предметов № 164
«Согласовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №___ от «___» _________ 20__г. | «Рассмотрено» Заседание НМС Протокол № ____» «___» _________ 20__г. _____ /______________ / ФИО | «Утверждено» Руководитель «МАОУ СОШ № 164» _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
Образовательная область: Физика
Рабочая программа
по курсу «Физика вокруг нас»
для 5 – 6 классов
основного (общего) образования
Учитель начальных классов «МАОУ СОШ № 164»
Ахматгалиева Лариса Николаевна
Первая квалификационная категория
г. Екатеринбург
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Физика вокруг нас» для основной школы предназначена для обучающихся 5 – 6 классов.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «ОБ образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемые результаты основного общего образования;
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам «Физика», 5 – 9 классы;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Календарно-тематический план ориентирован на использование авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015, рекомендованного МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. Он знакомит учащихся 5-6 класса с многочисленными явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания. Так как учащиеся этой ступени обучения только начинают знакомство с предметами естественно-математического цикла, то главная задача курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике.
Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а также много внимания уделено фронтальному эксперименту. Весь материал доступен для учащихся и соответствует их уровню развития, поэтому включены элементы занимательности и игры, которые необходимы для жизнерадостной деятельности.
Этот курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
использование этих знаний для поиска решения;
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
нахождение различных решений данной проблемы.
Данный курс предполагает тесную связь при изучении математики, биологии, технологии, способствуя тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе и природных явлениях.
Целью изучения пропедевтического курса физики – «Физика вокруг нас» является:
создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности на первом этапе изучения предмета – физики.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
развивать логическое, физическое мышление при решении задач, упражнений и выполнении простейших опытов;
развивать способности к самостоятельному приобретению знаний;
расширить межпредметные связи между физикой и другими науками;
познакомить учащихся с понятиями: физическая величина, измерительные приборы, методы измерения, экспериментальное исследование;
увидеть физические явления в простых бытовых ситуациях, что позволяет учащихся разобраться в сложных законах физики;
показать глубину и оригинальность мышления ученых прошлого, показать историческую значимость их работ;
привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста детей и их способностей.
Общая характеристика учебного курса
Личностными результатами обучения являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения:
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых,, световых и звуковых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия простейших технических устройств, (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; влияния технических устройств на окружающую среду;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа курса занятий для 5-6 классов рассчитана на 2 часа в неделю, общий объем 34 часа, второе полугодие.
Средствами реализации программы курса является:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
- стимулирование учащихся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
- использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего учащимся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
- проведение на занятиях занимательных опытов и фронтальных работ, значительно усиливает интерес учеников.
В ходе изучения курса «Физика вокруг нас» учащиеся получат возможность научиться:
работать с физическим оборудованием;
проводить физические опыты;
правильно оформлять проводимые работы;
анализировать результаты опытов;
работать с Периодической таблицей химических элементов;
соблюдать правила ТБ при проведении лабораторных работ;
проводить мини-исследования в домашних условиях и классе;
решать простейшие физические задачи.
Ожидаемый результат:
- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
- понимание целостности окружающего мира при изучении различных
предметов;
- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь:
уметь объяснять устройство и пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр);
иметь представление о строении вещества;
понимать сходство и различие разных состояний веществ;
знать физические явления и их признаки;
уметь определять размер физического тела;
описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
уметь измерять температуру воздуха и воды;
уметь наблюдать за плавлением тела и испарением жидкости;
выделять положительное и отрицательное воздействие человека на природу.
В результате занятий у детей могут быть развиты такие качества личности, как:
- избирательность,
- самореализация при достижении целей,
- смыслотворчество,
- творческое преобразование,
- ответственность за собственное решение.
И как основной результат – это развитие способностей личности: мыслительных, коммуникативных, творческих.
Виды деятельности | Пункты контроля | Формы контроля |
Активное слушание, решение проблемных вопросов, анализ возникающих ассоциаций и рефлексия, ведение диалога с учителем, работа с раздаточным или видео материалом, наблюдение физических демонстраций или экспериментов, запись в тетради схем, положений и выводов, внимание к аргументам всех участников диалога. | Оценка уровня усвоения основных понятий, оценка умения использовать изученные методы, оценка степени владения навыками применения знаний, анализ ответов и аргументаций, оценка степени активности, оценка восприимчивости обучающихся, оценка динамики роста уровня восприимчивости к материалу и самих знаний. | Наблюдение за ходом работы. Самостоятельные работы. Контрольные вопросы. Презентации проектов учащихся. Собеседование. Экспресс-опрос. Наблюдение. |
Программное и учебно-методическое обеспечение
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media2000.ru
Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: Вако, 2014.
Гуревич А.Е. Физика и химия 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2015.
Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru
Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.: Дрофа, 2015.
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2014.
Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015.
Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет, кроме лабораторного и демонстрационного оборудования, должен быть оснащен:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа-проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами, руководствами по проведению учебного эксперимента, инструкциями по эксплуатации учебного оборудования);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ;
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики, портретами выдающихся физиков.
Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ п/п | Примерные сроки | Тема занятия | Количество часов | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
1 | 11.01.-16.01. | Введение в физику (2ч) Тела и вещества. Измерительные приборы. | 1 | Беседа, презентация |
2 | 11.01.-16.01. | Человек преобразует природу. Определение размеров физического тела. | 1 | Урок - практикум |
3 | 18.01.-23.01. | Тело и вещество (10ч) Форма, объём, цвет, запах. | 2 | Беседа, презентация Урок - практикум Лабораторная работа «Сравнение характеристик тел» |
4 | 25.01.-30.01. | Состояние вещества. Строение вещества. | 2 | Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение делимости вещества» |
5 | 01.02.-06.02. | Движение частиц вещества. | 2 | Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение диффузии» |
6 | 08.02.-13.02. | Взаимодействие частиц вещества. Взаимодействие тел. | 2 | Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение горения» |
7 | 15.02.-20.02. | Сила. Разнообразие сил. | 2 | Урок - практикум Лабораторная работа «Наблюдение возникновения сил» |
8 | 22.02.-29.02. | Физические явления (11ч) Механические явления: наблюдение относительности движения; звук, звуки живой природы, голоса людей, птиц, звучание музыкальных инструментов и голосов певцов. | 2 | Презентация, практикум |
9 | 01.03.-16.03. | Тепловые явления: тепловое расширение, плавление и кристаллизация, испарение и конденсация. | 3 | Урок – практикум Лабораторные работы: 1) «От чего зависит скорость испарения» 2) «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении» 3) «Отливка игрушечного солдатика» |
10 | 17.03.-09.04. | Световые явления: источники света, свет и тень, отражение и преломление света, глаз и очки, цвет, радуга. | 3 | Презентация, практикум |
11 | 11.04.-16.04. | Человек и природа (4ч) Древняя наука Астрономия. | 1 | Лекция, практикум |
12 | 11.04.-16.04. | В мире звезд. Солнце. Луна. | 1 | Презентация, практикум |
13 | 18.04.-23.04 | Космические исследования. | 2 | Презентация, практикум |
14 | 25.04.-30.04. | Земля – место обитания человека (5ч) Строение земного шара. Гидросфера. Исследования морских глубин. | 1 | Презентация, практикум |
15 | 25.04.-30.04. | Атмосфера. Атмосферные явления. Воздухоплавание. | 1 | Презентация, практикум |
16 | 02.05.-14.05. | Человек дополняет природу: механизмы; двигатели; микрофон и громкоговоритель; радио и телевизор; материалы для современной техники (кристаллы, полимеры, резина, каучук). | 2 | Урок-практикум Лабораторные работы: 1) «Выращивание кристаллов» 2) «Распознание химических и природных волокон» |
17 | 16.05.-21.05. | Загрязнение окружающей среды. Экономия ресурсов. | 1 | Презентация, практикум |
18 | 23.05.-31.05. | Повторение изученного (резерв) | 2 | |
| Итого | 34 ч | |
Тематическое планирование
6 класс (34 часа)
№ п/п | Примерные сроки | Тема занятия | Количество часов | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий |
1 | 11.01.-16.01. | Человек и природа (6ч) Земля- планета Солнечной системы. | 1 | Беседа, презентация |
2 | 11.01.-16.01. | В мире звезд. | 1 | Презентация, практикум |
3 | 18.01.-23.01. | Названия созвездий. | 1 | Урок - практикум |
4 | 18.01.-23.01. | Солнце. | 1 | Презентация, практикум |
5 | 25.01.-30.01. | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | Урок- практикум |
6 | 25.01.-30.01. | Космические исследования. | 1 | Урок, презентация, практикум |
7 | 01.02.-06.02. | Земля – место обитания человека (10ч) Литосфера, мантия, ядро. | 1 | Беседа, презентация |
8 | 01.02.-06.02. | Строение земного шара. | 1 | Беседа, презентация |
9 | 08.02.-13.02. | Гидросфера. | 1 | Презентация, практикум |
10 | 08.02.-13.02. | Исследования морских глубин. | 1 | Практикум |
11 | 15.02.-20.02. | История судостроения. | 1 | Презентация, практикум |
12 | 15.02.-20.02. | Атмосфера. | 1 | Презентация, практикум |
13 | 22.02.-29.02. | Барометры. | 1 | Презентация, практикум |
14 | 22.02.-29.02. | Влажность. | 1 | Презентация, практикум |
15 | 01.03.-10.03. | Гигрометр и психрометр. | 1 | Презентация, практикум |
16 | 01.03.-10.03. | Атмосферные явления. Воздухоплавание. История развития авиации. | 1 | Презентация, практикум |
17 | 11.03.-02.04. | Человек дополняет природу (16 ч) Механизмы. | 2 | Беседа, презентация Урок - практикум Лабораторная работа «Изучение действия рычага и простых механизмов» |
18 | 04.04.-09.04. | Механическая работа. | 1 | Урок – практикум Лабораторная работа «Вычисление механической работы» |
19 | 07.04.-16.04. | Энергия. Источники энергии. | 2 | Презентация, практикум |
20 | 11.04.-16.04. | Тепловые двигатели. ДВС. | 1 | Презентация, практикум |
21 | 18.04.-23.04. | Электростанции. | 1 | Презентация, практикум |
22 | 18.04.-23.04. | Автоматика в нашей жизни. | 1 | Презентация, практикум |
23 | 25.04.-30.04. | Микрофон и громкоговоритель. Радио и телевидение. | 1 | Презентация, практикум |
24 | 25.04.-30.04. | Наука сегодня. Материалы для современной техники. | 1 | Презентация, практикум |
25 | 02.05.-07.05. | Искусственные кристаллы. | 1 | Урок - практикум Лабораторная работа «Выращивание кристаллов» |
26 | 02.05.-07.05. | Полимеры. Химические волокна. | 1 | Презентация, практикум |
27 | 09.05.-14.05. | Загрязнение окружающей среды. | 1 | Презентация, практикум |
28 | 09.05.-14.05. | Наука и безопасность людей. Контроль за состоянием атмосферы. | 1 | Презентация, практикум |
29 | 16.05.-21.05. | Экономия ресурсов. | 1 | Презентация, практикум |
30 | 16.05.-21.05. | Использование новых технологий. | 1 | Презентация, практикум |
31 | 23.05.-31.05. | Повторение изученного (резерв) | 2 | |
| Итого | 34 ч | |
Паспорт рабочей программы
Учебный курс | Физика вокруг нас |
Класс | 5-6 |
Количество часов в неделю/год | 2/34 |
Цель курса | создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности на первом этапе изучения предмета – физики. |
Используемый учебник (автор, название, класс, издательство, год издания) | Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015. |
Дополнительные учебные пособия | Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. – М.: Вако, 2014. Гуревич А.Е. Физика и химия 5-6 классы. – М.: Дрофа, 2015. Перельман Я.И. Занимательная физика 1-2ч. – М.: Дрофа, 2015. Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. – М.: Просвещение, 2014. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.: БИНОМ «Лаборатория знаний», 2015. |
Методическая литература | Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media2000.ru Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. Ru Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit-m.ru Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». |