СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 класс (индивидуальное обучение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по курсу  Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)  составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 3 класс (индивидуальное обучение)»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ

Программа по курсу рассчитана в 3 классе - на 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год. По базисному учебному плану для индивидуального обучения на 2014-2015 г определено 17 ч, по 0, 5 ч в неделю.

В работе используется учебник Е.Д.Худенко, И.А.Терехова «Знакомство с окружающим миром. 3 класс». – М.: Аркти, 2013

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цель коррекционных занятий в 3 классе:

  • обогащение и уточнение словаря

  • называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам

  • сравнение с другими предметами и явлениями

  • классификация предметов.

Задачи коррекционных занятий:

  • Привлекать учащихся к участию в беседе.

  • Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

  • Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

  • Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

  •  Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

  Формы работы на коррекционных занятиях: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

       Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.

      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.


Основное содержание тем

Сезонные изменения в природе. Улица, на которой расположена школа. Транспорт. Посуда. Мебель. Одежда. Обувь. Овощи. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Ягоды. Деревья. Растения на клумбах. Комнатные растения. Раннецветущие растения. Растение. Обобщение. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Домашние птицы. Насекомые. Животные. Обобщение. Охрана здоровья. Повторение.

Учебно-тематическое планирование

раздела

тема

Количество часов

Из них экскурсий

1

Сезонные изменения в природе.

4

3

2

Растения

3


3

Улица, транспорт

2

1

4

Бытовые предметы

2


5

Животные

5


6

Охрана здоровья

1



Итого за год

17

4


Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

  • участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

  • ухаживать за одеждой и обувью;

  • поддерживать порядок в классе, и дома;

  • соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила уличного движения.

      Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов;

  • выученные правила дорожного движения.





Поурочное планирование

урока

Дата

Изучаемая тема

Тема урока

Основные понятия

1



1. Сезонные изменения в природе.

Погода. Летние каникулы.

Признаки лета

Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег

Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов

2


Признаки осени.



Растения на клумбах.

Экскурсия в осенний парк

Сезонная работа на огороде, в саду.


Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

Астры, бархатцы, ноготки или другие.

Деревья, лес, парк, живая и неживая природа

Сад, огород, инструменты. Правила техники безопасности при работе на огороде

3



2. Растения

Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы..

Вкус овощей.

Хранение овощей зимой. Употребление овощей в пищу.

Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы.

Кислый, сладкий. Горький. Соленый вкус

Способы хранения овощей. Блюда из овощей.


Бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху.

Укладка на хранение семян арбуза, подсолнечника и дыни для подкормки птиц зимой.

Ягоды.

Арбуз, дыня. Цвет, величина, форма, вкус, запах этих культур.

Семена культур. Хранение. Подкормка птиц.

Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды Отличие ягод. Виды ягод.

4


Деревья.Части дерева

Практическое занятие. Сравнение семян дуба, тополя по окраске, форме, размеру.

Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние.

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.

Форма, окраска, размер семян дуба, тополя

5


3.Улица, транспорт

Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус.

Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта.

6


Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия.

Школьный и домашний адрес

Практическое занятие «Адрес на конверте»

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

Практическое занятие по переходу улицы по пешеходному переходу

Номер дома, табличка, четные и нечетные номера домов.


Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт



Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход


7



4.Бытовые предметы

Посуда: чашка, стакан, кружка, Различение.

Посуда: тарелка, блюдце, миска. Различение.

Чашка, стакан, кружка, Различение и назначение

Тарелка, блюдце, миска. Различение и назначение

Уход за посудой (мытье, хранение).

Мебель. Стол, стул, диван, Назначение.

Мебель: кровать, кресло, шкаф. Назначение.

Стол, стул, диван, Назначение.

Кровать, кресло, шкаф. Назначение.

8



Одежда: шапка, шляпа, берет, шкаф. Назначение различных видов одежды.

Одежда: варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды.

Практическое занятие. Уход за одеждой

Назначение и различение головных уборов

Назначение и различение одежды для рук и ног




Чистка одежды щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя.

Практическое занятие. Уход за обувью

Виды обуви для разных сезонов

Мытье, просушивание, чистка щеткой обуви, использование кремов для обуви

9


1.Сезонные изменения в природе.

Экскурсия в зимний парк.
Зимние забавы детей.
Проверочная работа.


Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели

10


5. Животные

Птицы.

Практическое занятие. Сравнение птиц Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая людям.

Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Кормушка, корм, скворечник, синичник. Гнездо.

11



Птицы нашего парка.

Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности


Домашние птицы.

Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

12


Труд людей города и села зимой.


13



Домашние животные.

Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.


Дикие животные

Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют

14


1.Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в природе. Экскурсия в весенний парк. Признаки весны


Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

15


2. Растения

Комнатные растения. Различение комнатных растений

Практическое занятие. Уход за комнатными растениями

Раннецветущие растения.

Практическое занятие. Наблюдения за появлением цветов комнатных растений.

Традесканция, герань или другие.

Мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе

Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие

Первоцветы

16


5. Животные

Насекомые.

Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут

17


6. Охрана здоровья

Мой организм. Лицо, части лица.


Охрана здоровья


Глаза человека.

Уши человека.

Нос человека.


Практическое занятие. Как пользоваться носовым платком.

Лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз).

Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного движения

Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение.

Ушами мы слышим. Как беречь уши.

Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа.

Носовой платок. Назначение. Использование. Уход за носовым платком.


Рот. Губы, зубы, язык.

Практическое занятие. Правила чистки полости рта зубной щеткой и пастой

Проверочная работа.

Назначение зубов, уход за зубами.

Зубная щетка, зубная паста. Правила чистки полости рта.


8