СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса  составлена  на основе следующих документов:

 

  • Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
  • Федеральный государственный стандарт общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),
  • Примерная образовательная  программа основного общего образования по литературе и авторская программа по литературе к учебно-методическому комплекту «Литература. 8 класс» (автор: Г.С Меркин);

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса составлена на основе следующих документов:


  • Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)

  • Федеральный государственный стандарт общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

  • Примерная образовательная программа основного общего образования по литературе и авторская программа по литературе к учебно-методическому комплекту «Литература. 8 класс» (автор: Г.С Меркин);

  • Образовательная программа II и III ступени образования МБОУ ………

  • Положение о рабочей учебной программе.

Данная рабочая программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования в соответствии с учебным планом МБОУ ……….. рассчитана на один год обучения (2 часа в неделю, всего – 70 часов).


Преподавание ведется по учебнику: «Литература. 8 класс» (автор: Г.С Меркин), М.: «Русское слово», 2014


В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности литература обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его критическое мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, литература неразрывно связана со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника— гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения; должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.


Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской. позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г. в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

Задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений;

Умения:

- пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;



ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Учащиеся 8 класса

должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений), житие как жанр литературы (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление), поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений),

Учащиеся должны уметь:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-исторические и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

  • сравнивать авторские позиции в произведении с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников


должны владеть:

  • коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями; использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Содержание учебного предмета


Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.


Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для

внеклассного чтения).

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач, героический эпос народов России.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен; репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.


Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод,.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; икона святых благоверных князей-страстотерпцов Бориса и Глеба; древнерусская миниатюра; репродукция картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».


Из русской литературы XVIII века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте; ода.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Связь с другими искусствами: портрет Г.Р. Державина.


Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» – новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова “Пушкин”».

Связь с другими искусствами: портрет Н.М. Карамзина.


Из русской литературы XIX века

В.М. Гаршин «Красный цветок»

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Невыразимое», «Море».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений»

Е.А. Баратынский «Чудный град порой сольется»

А.А. Дельвиг «Русская песня»

Н.М. Языков «Пловец»

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», «Иван Сусанин».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня, элементы романтизма, романтизм, символизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями, живописью.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».


А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «песни о Стеньке Разине», «19 октября», «И.И. Пущину». Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, честь, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. «Пикова дама», «Маленькие трагедии»

Теория литературы: эпиграмма, послание, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями; портрет Екатерины II (художник В. Боровиковский).

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».


М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Демон», «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукции картин М.Ю.Лермонтова.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник».


Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».


И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).


Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей; репродукции картин А. Рылова «Зеленый шум» и А. Венецианова «Крестьянка с косой и граблями».


А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: портрет А.А. Фета; репродукция картины И.Шишкина «Дубы в Старом Петергофе».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Майков. «Весна! Выставляется первая рама…»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая, сценическая история пьесы.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В. Васнецовым; прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.


Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола – рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: портрет Л.Н. Толстого; работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.


Из русской литературы XX века

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие, образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода – по Руси».


В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В.Маяковский – художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.


О серьезном с улыбкой

(сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка».

Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону, от фельетона – к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.


Д.Б. Кедрин «Зодчие»

Б.Л.Пастернак «Никого не будет дома», «Июль»

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, красоты, духовноcти. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 – 60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».


М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

Теория литературы: стилизация, устная народная поэзия, тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М.В. Исаковского».


А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России – с болью и любовью (выставка произведений А.Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

А.Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;

В.С. Высоцкий. «Я не люблю» и др.


В.П. Астафьев

Основные вехи биографии писателя. Фронтовой опыт Астафьева. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.


Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.


В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В.Г. Распутина на киноэкране.

Писатели и поэты Татарстана

М.Карим «Цветы на камне», «Я – россиянин»

М. Джалиль «Мои песни», «Дуб»


Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.


М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


В. Скотт

Краткие сведения о писателе. Роман «Айвенго» основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Позиция писателя.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о писателе. Роман «Корсар» основная проблематика и художественная идея романа. Позиция писателя.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Данте Алигьери

Краткие сведения о писателе «Божественная комедия»: основная проблематика и художественная идея произведения. Позиция писателя.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


Для заучивания наизусть


Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Невыразимое».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» (отрывок).

Н.А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».

А.А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).

В.В. Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

М.В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору).

А.Т. Твардовский. «За далью даль» (отрывок).


Для домашнего чтения


Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».


Из древнерусской литературы

«Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».


Из русской литературы ХIХ века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

К.Ф. Рылеев. «Державин».

П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...».

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад».

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка».

А.А. Фет. «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо».

Л.Н. Толстой. «Холстомер».


Из русской литературы ХХ века

М. Горький. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...».

М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года».

С.А. Есенин. «Письмо матери».

Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво...»

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида».

В. Шаламов. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки».

В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».


Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».





Критерии оценивания устных ответов учащихся

На «4 и5»: анализировать и оценивать произведение с исторической тематикой, композицию, тему, идею; выявлять значение самых важных эпизодов произведения , их взаимосвязь; роль портрета, пейзажа, интерьера; различать понятия: род, жанр; особенности авторской речи и речи действующих лиц; личностная оценка произведения; понимание взаимосвязи изученного произведения с исторической эпохой; пересказ, заучивание наизусть узловых сцен произведения; устный и письменный развёрнутый ответ на вопросы учителя; писать изложения и сочинения по тексту изученного произведения; выявлять нравственной проблематики произведения.

На «3»: чтение и пересказ основных эпизодов произведения; усвоить основные понятия : род, жанр, портрет, пейзаж, характер и пр.; личностная оценка произведения; писать изложения и сочинения о прочитанном произведении.


Критерии оценивания письменных работ учащихся

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


Объем и характер домашнего задания определяется возможностями класса и в соответствии с СанПиН



Календарно-тематическое планирование



п./п

Тема урока

Виды работы

Планируемые результаты освоения материала

Дата






план

факт



ВВЕДЕНИЕ




1

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Литература и история

Знакомство с учебником, лекция, беседа, ответы на вопросы

Получить более глубокое понимание о литературе как одном из видов искусства. Знать жанры и роды художественной литературы.

Знать образную природу словесного искусства.


1 неделя





УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



2

Исторические песни. Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне. «Возвращение Филарета», «Солдаты освобождают Смоленск»

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

Беседа, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой Различные виды чтения, анализ песни

Уметь выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении. Уметь выразительно читать поэтический текст. Дать представление об отличии исторических песен от былин и песен-плачей, углубить представление об особенностях жанра песни; совершенствовать навыки устной речи, навыки ана­лиза текста. Дать представление о героическом эпосе народов России

1 неделя





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА




3-

4



«Житие Сергия Радонежского».


«Житие Алексан­дра Невского»


Беседа, опрос, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой, работа с репродукциями, сравнительный анализ Цитатный план о Сергии Радонежском

Владение различными видами чтения и пересказа. Уметь наблюдать над лексическим составом произведения.

Уметь находить средства выразительности в художественном произведении. Познакомить с особенностями жанров древнерусской литературы.

Помочь учащимся понять взгляды, идеалы народа, отражённые в произведениях древнерусской литературы, почувствовать нравственную красоту и силу героев, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу. Готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы.

2 неделя





ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА




5-6






Г.Р. Державин «Памятник», «Вельможа»


Беседа, опрос, выразительное чтение, анализ текста, работа с книгой, сравнительный пересказ. Выразительное чтение, запись ключевых слов; чтение наизусть

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.Познакомить учащихся с особенностями литературы XVIII века и с фактами биографии Г.Р. Державина, рассказать о его роли в развитии русской литературы;

Дать понятие о жанре классицизма.

Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.

3 неделя


7-8-9







Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

«Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.


Беседа, опрос, анализ текста, работа с книгой, сравнительный анализ, пересказ. Беседа по тексту

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Дать краткий обзор жизненного и творческого пути Н.М Карамзина; Дать понятие сентиментализма;

Рассмотреть образ Лизы и основную проблематику повести.

Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владение монологической и диалогической речью

4 -5 неделя





ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА








10-11












Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.М.Гаршин «Красный цветок»

В.А.Жуковский. «.Лесной царь»,

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется,,.». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»).

Н.М.Языков. «Пловец».

Образ главного героя в думах Рылеева «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»

Беседа, лекция, тезисный план, выразительное чтение Сообщения учащихся

Основные темы, мотивы. «Невырази­мое» и др..

Краткие сведения о поэтах. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Познакомить с творчеством предшественников и современников А.С.Пушкина;

Помочь ученикам выявит тему и основную идею стихотворений.

Совершенствовать навыки выразительного чтения,

навыки анализа поэтического текста монологической речи.

Дать понятие об особенностях жанра думы, баллады Уметь находить признаки думы, баллады в лирическом произведении.

5-6 неделя



12-13






14-15-16





А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».


«Капитанская дочка»: творческая история,

проблематика (любовь и друж­ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ аналитическая беседа Составление дружеского послания; сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повети»

беседа

Владеть навыками выразительного чтения стихотворения, элементами анализа поэтического текста.

Знать основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

Использование различных видов чтения. Владение монологической и диалогической речью

Выделять смысловые части текста.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения. этапы формирования характера героя. Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из “Истории Пугачевского бунта”

А. С. Пушкина).


6-7 неделя





7-8 неделя


17

Р.Р. Подготовка и написание домашнего сочинения по повести «Капитанская дочка»

Обобщение и систематизация знаний Беседа, составление планов Сочинение

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

9 неделя


18

Творческая работа по повести «Капитанская дочка»

Контроль усвоения материала. Тестирование

Систематизация знаний

9 неделя


19

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа, опрос, беседа,

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения

10 неделя



20-21-

22









М.Ю. Лермонтов

Жизнь и судьба. Поэма «Мцыри». Художественное мастерство М.Ю.Лермонтова.

«Мцыри» — основные мо­тивы поэмы.


Художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж.

Изучение нового материала Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Расширить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова; помочь ученикам выявить основную идею и основные мотивы поэмы «Мцыри»; совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ.

10-11

неделя


23

В/ч. «Страшный и могучий дух!» (М.Ю.Лермонтов). Образ Демона в русской литературе и живописи XIX века. (Лермонтов и Врубель)

Аналитическая беседа, сравнительный анализ, работа с репродукциями.

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя поэмы, картины. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ. Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы

12

неделя


24

Проект «Тема свободы в поэме «Мцыри»

Сбор материала к сочинению, его систематизация. сочинение

Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру Подготовить учащихся к пониманию темы сочинения;

Дальнейшее развитие речи учащихся

13 неделя


25-26







27-28

Н.В.Гоголь. «Ревизор»







Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения

Изучение нового материала. Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя.


Комментированное чтение, беседа по прочитанному материалу, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.Б. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.


Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Формирование умения проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя литературного произведения, картины. Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ. Совершенствование умения отбирать материал для раскрытия темы. Совершенствование умения анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.

13-14 неделя










14

неделя



29

Р.Р. Сочинение на тему Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

Сбор материала к сочинению, его систематизация. сочинение

Уметь аргументировать свою позицию, опираясь на авторский текст, выстраивать устное и письменное рассуждение в соответствии с составленным планом

15 неделя


30

Проектная работа. «Особенности русской литературы первой трети 19 века»

Контроль Тестирование

Решение тестовых заданий. Письменные ответы на проблемные вопросы. Знать: содержание и идейно-художественное своеобразие изученных произведений, уметь анализировать художественный текст (фрагмент) и отвечать на проблемные вопросы

15

неделя






31-32-33





И.С. Тургенев. «Ася»

Беседа по содержанию повести, работа над содержанием понятия «герой-повествователь» выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася».

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.


16 -16неделя







34-35







Н.А. Некрасов.

«Внимая ужасам войны...», «Тройка».


Беседа , опрос, работа над худ.-выраз.средствами,, сопоставительная работа, тест

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. и жизнь народная Судьба в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини..


17

неделя



36

Реализм в литературе и живописи 19 века.

Аналитическая беседа, опрос, сравнительный анализ, выступление

Сообщения учащихся

18 неделя



37



А.А. Фет. «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».


Изучение нового материала Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения. Анализ стихотворения

18-19 неделя



38



А.Н. Островский. «Снегурочка»


Выразительное чтение, беседа, опрос, анализ

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.Беседа по тексту.

20

неделя


39-40

В.Ч. «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Ан н е н с к и и. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение стихотворений, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Краткие сведения о поэтах. Мир природы и духовности в поэзии. Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики поэтов.

Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения. Анализ стихотворения.

19 неделя


41

Л.Н. Толстой

«Отрочество»

Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, сравнительный анализ, характеристика персонажей, тест.

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности.





42-

43






Л.Н. Толстой

«После бала».

Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, сравнительный анализ, характеристика персонажей, тест.

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности.

«После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

21-22 неделя


44

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»

Сбор материала к сочинению, его систематизация.

Уметь аргументировать свою позицию, опираясь на авторский текст, выстраивать устное и письменное рассуждение в соответствии с составленным планом

22

неделя


45

46










М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,

«Макар Чудра».


Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, сравнительный анализ, характеристика персонажей, тест.

М. Горький. Слово о писателе. История создания рассказа. Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье. Роль пейзажа в рассказе. Знать историю создания рассказа, его содержание, героев; понимать тему, идею рассказа, каким представляется автору счастье;

уметь давать сравнительную характеристику главным героям, определять, что роднит героев при всем несходстве характеров, что отличает друг от друга, определять роль композиции и пейзажа в раскрытии характеров героев, их поступков и настроения Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

23-24 неделя



47

В. В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям».

Опрос, беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии.Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснять состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определять роль изобразительно–выразительных средств в раскрытии идеи произведения. Анализ стихотворения

24

неделя



48



49-50

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие»



М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка».

Пересказ, опрос, беседа, анализ, работа с текстом, характеристика персонажей, тест.

Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Художественное своеобразие рассказов Знать факты жизни и творческой деятельности писателей; уметь: отмечать афористичность, краткость речи, завершенность фразы, ироничное отношение к слабостям человека в рассказе Н.Тэффи, сочетание проникновенных и правдивых чувств в рассказе М.Зощенко, понимать абсурдность происходящего в сатирических произведениях. Большие проблемы «ма­леньких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов.

25 неделя


51

Б.Л.Пастернак «Никого не будет дома», «Июль»


Беседа, сравнительный анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Краткие сведения о поэте. Основные мотивы стихотворений. Художе­ственная идея.

26

неделя


52

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии 6 природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка»


Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии 6 природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50 — 60-х годов.

27

неделя



53

В/ч.Д.Б. Кедрин. «Зодчие»


Беседа, анализ, работа с текстом, выразительное чтение, сообщение.

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та­лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художе­ственная идея.

26 неделя



54-

55









В.П. Астафьев.

«Фотография, на кото­рой меня нет »


Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет » . Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Роль бабушки в жизни героя. Образ учителя. Приметы военного времени в рассказе. Значение фотографии для героя. Уметь определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения между людьми

27-28 неделя


56-57

М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

Беседа по содержанию, работа над содержанием, Беседа, сопоставительная работа, работа над языковыми средствами.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве

М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

28-29 неделя


58

М.В.Исаковский «Три ровесницы»

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение стихотворений, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

29 неделя


59

В.Ч. Литературный вечер «Музы не молчали»


Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений. работа с художественно-выразительными средствами.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве поэтов и писателей. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Знать автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на музыку; уметь объяснять тематику стихотворений, их музыкальность, простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять фронтовые песни с песнями народными

30

неделя


60



А.Т. Твардовский «За далью – даль»


Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение стихотворений, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

30 неделя


61-62



В.Г. Распутин. «Уро­ки французского».

.

Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­нияСлово о писателе. Образ учителя. Приметы военного времени в рассказе. Уметь определить основную мысль рассказа (непреходящая историческая память народа), отмечать непринужденность живых интонаций народной русской речи, определять художественную роль отступлений; понимать человеческие характеры и взаимоотношения

31 неделя


63

Творчество и жизненный путь башкирского поэта М. Карима. Стихотворение «Цветы на камне», «Я - россиянин».

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение стихотворений, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств

31 неделя


64

Творчество и жизненный путь татарского поэта Мусы Джалиля. Стихотворения «Мои песни», «Дуб»

выразительное чтение стихотворений. Комментированное чтение стихотворений, словарная работа, аналитическая беседа, опрос, работа с художественно-выразительными средствами.

Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. Уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приемов и средств, используемых автором для выражения чувств

32 неделя


65

Промежуточная аттестация (тест)



32 неделя


Зарубежная литература


66

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».


Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене. Понимать смысл выражений «вечные темы», «вечные образы», роль образов Меркуцио и брата Лоренцо, уметь объяснять сложность жизненных обстоятельств героев, шекспировский взгляд на «вечный конфликт

33 неделя


67

М. Сервантес. «Дон Кихот»


Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

34 неделя


68

Данте «Божественная комедия» (фрагменты)


Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности. о периоде поэтического становления Данте, происходящем в условиях переломных и переходных от литературного средневековья к новым творческим устремлениям ; понимать особенности лирического произведения эпохи Возрождения.

Понимать: способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов; уметь определять приемы создания лирических ситуаций, их роль в произведении; объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей.

34 неделя



69



Дж. Г. Байрон

«Корсар»

Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности (путь Дж. Байрона к литературе, судьба великого поэта); понимать особенности лирического произведения эпохи романтизма.

Понимать: способы раскрытия автором цинизма и самовлюбленности аристократов; уметь определять приемы создания лирических ситуаций, их роль в поэме; объяснять конфликт комедии, уметь составлять характеристику персонажей.

35 неделя


70

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

Беседа по содержанию, работа над содержанием, выборочный пересказ, слушание рассказа Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события

Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности, содержание произведения; понимать: историческое время, изображенное в романе, поступки героев; уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории и фантазии

35

неделя



Список литературы.

  1. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

  2. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

  3. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997


  1. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001


  1. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996


  1. Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006


  1. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004