СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом 2004г

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса»

Филиал МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на методическом совете Согласовано Утверждаю

Протокол № от Заместитель директора по УР Директор школы

_________Бронникова Л.В. _________ Кугаевская Е.Д.

«__»_____201 г приказ от «__»_______№










Рабочая программа

по литературе для учащихся 9 класса

филиала МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» - «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»

на 2016 - 2017 учебный год



2 часа в неделю

68 часов в год

Автор программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

Учебник: « Просвещение» 2014



Составитель : учитель высшей категории

русского языка и литературы Кряжева Л.Н.





2016г.



Пояснительная записка.


Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

- сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;

- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).







Основное содержание учебного курса

ВВЕДЕНИЕ(1ч.)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3ч)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Народные песни.Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч)

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3ч)

Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА(32ч)

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная воина, восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу.

Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Романтизм в русской литературе и в литературе других народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. Проблема личности и общества. Тема "маленького человека" и ее развитие. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Историзм и психологизм в литературе.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Тургенев «Ася»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей…». М.Ю.Лермонтов.»Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А.Фет. «первый ландыш; А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(19ч)

Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе и Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину:М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе


И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…», Высоцкий

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч)

Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности.

Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).




Тематическое планирование.


№п/п

Раздел

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

1

Введение

Литература и исто­рия.

1

Урок усвоения новых знаний

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы

Знать: информацию о взаимодействии литературы и истории.

Уметь: объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. Использовать на практике: владение диалогической речью.

Конспект


2

Устное народное творчество

Отражение жизни народа в на­родных песнях.

1

Урок усвоения новых знаний

Народные песни. Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.

Уметь: выразительно читать, анализировать текст

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный


3


Частушка как малый песенный жанр.

1

Урок усвоения новых знаний

Народные песни. В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.


Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины

« историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.

Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать образы.

Использовать на практике: монологическую речь.

Уметь: определять худ.
особенности «Жития» (канонические черты) воспринимать и анализировать
художественные черты

Свободная работа с текстами


4


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

1

Урок усвоения новых знаний

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.


Знать: особенности предания как жанра народной прозы; термины, содержание произведения.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, определять род и жанр произведения.

Использовать на практике: извлечение информации из различных источников

Работа с текстами историч. документов и преданий


5

Из древнерусской литературы

Житийная литература как осо­бый жанр древнерусской лите­ратуры. «Житие Александра Невского»

1

Урок усвоения новых знаний

«Житие Александра Невского». Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

З н а т ь: содержание и историческую основу “Повести о житии … Александра Невского»”.

Уметь: объяснять смысл понятия «духовная литература», раскрывать духовно-едейное содержание, сравнивать житие с УНТ

Работа с текстом произвед. Работа по отбору информации из справочных материалов


6


Шемякин суд» как сатириче­ское произведение XVII века.

1

Урок усвоения новых знаний

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

З н а т ь: определение сатирической повести, содержание и историческую основу “Повести о Шемякином суде»”

Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые особенности сатирической повести.

Работа с текстом произвед.


7


Особенности поэтики бы­товой сатирической повести «Шемякин суд».

1

Урок усвоения новых знаний



8

Из литературы 18 века

Д. И. Фонвизин. «Недо­росль» Сатирическая направ­ленность комедии.

1

Урок усвоения новых знаний

Д. И. Фонвизин. «Недо­росль».

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.


Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.

Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения.

Использовать на практике: владение монологической и диалогической речью.



9


Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

1

Урок усвоения новых знаний

Д. И. Фонвизин. «Недо­росль». Классицизм как литературное направление. Особенно­сти анализа эпизода драмати­ческого произведения. Основ­ные правила классицизма в драматическом произведении. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Уметь: анализировать текст, называть персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как каждый из них оказывается в поместье Простаковой, давать характеристику героям

Беседа, работа с книгой .


10


Контрольная работа по комедии Фонвизина «Недоросль»

1

Урок контроля

Контрольная работа


Тест


11

Из литературы 19 века

И. А. Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя», Обоз», ее историческая основа. Мораль басен.

1

Урок усвоения новых знаний

И. А. Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя», Обоз»,

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре.
Знать: языковое своеобразие басен Крылова.

Уметь: выразительно читать, анализировать басни.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений;

уметь анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни.

Чтение наизусть


12


И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности бас­нописца

1

Урок внеклассного чтения

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Влияние поворотных событии русской истории( Отечественная война, восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

З н а т ь: содержание прочитанного произведения.

У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное

Анализ басни


13


К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Ду­ма Рылеева и народное преда­ние «0 покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ

1

Урок усвоения новых знаний

К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.


Знать о думе как жанре, исторической основе произведения.
 Знать: термины, содержание произведения.

Уметь выразительно читать, анализировать поэтический текст, пользоваться справочной литературой

Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему.


14


Основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний



Сопоставительный анализ


15


Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С.Пушкина «К ***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября», «Туча».

1

Урок внеклассного чтения

А.С. Пушкин «К ***» («Я помню чудное мгно­венье...»), «19 октября», «Туча». Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина;
исторические источники;
содержание изучаемого произведения.

Уметь: выразительно читать, анализировать, владеть различными видами пересказа.

Использовать на практике: умение обосновывать суждения, приводить доказательства

Чтение наизусть


16


А. С. Пушкин. «История Пуга­чева» (отрывки). История пуга­чевского восстания в художе­ственном произведении и историческом труде писателя

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Историзм и психологизм в литературе.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: делать сообщение о Пугачевском восстании, о работе Пушкина над образом Пугачева (отрывки из

“Истории Пугачевского бунта”

А. С. Пушкина).


Выразительное чтение


17


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания про­изведения. Герои и их истори­ческие прототипы

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Пушкин Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Общественный и гуманистический пафос пафос русской литературы 19в. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

З н а т ь: содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героя.

У м е т ь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании Петруши Гринёва.

Сообщения:

– Первые жизненные испытания

П. Гринёва.

– Что такое милосердие?

Анализ эпизодов


18


Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его лич­ности.

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Пушкин Роман «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов повести.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по вопросам; давать характеристику героям (П

Аналитическая беседа


19


Семья капитана Миронова.в произведении Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок внеклассного чтения

А. С. Пушкин Роман «Капитанская дочка». Семья капитана Миронова. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина.

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию (П

Письменная работа «Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина»



20


Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

1

Урок усвоения новых знаний

А. С. Пушкин Роман «Капитанская дочка». Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

З н а т ь: содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам героев; участвовать в диалогах (П).


Письменная работа


21


РР Сочинение по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


1

Урок развития речи

РР сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

З н а т ь: исторические сведения о Пугачевском восстании; содержание изучаемого произведения, его проблематику. У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

Сочинение


22


А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.

1

Вн.чт.

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.


Пересказ




Образ Петербурга в произведениях Пушкина

1

Урок усвоения новых знаний


Письменная работа


23


Контрольная работа по твор­честву А. С. Пушкина

1

Урок контроля



Тест


24


Воплощение историче­ской темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

1

Вн.чт.

Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.


З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному

Пересказ


25


М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма..

1

Урок усвоения новых знаний

М. Ю. Лермонтов «Мцыри». России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. Романтизм в русской литературе и в литературе других народов Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Знать: основные факты жизни и творческого пути

М.Ю. Лермонтова; содержание поэмы «Мцыри»; оценку образа Мцыри В.Г. Белинским.

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; пересказывать, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа, сравнивать героев, выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

Использовать на практике: владение основными видами публичных выступлений.

Работа с иллюстрациями


26


Трагическоепротивопоставление человека и обстоятельств в поэмеЛермонтова «Мцыри»


1

Урок усвоения новых знаний


Конспект


27


Особенности композиции поэ­мы «Мцыри».

1

Урок усвоения новых знаний


Конспект


28


Контрольная работа по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»:

1

Урок контроля



Тест


29


Н. В. Гоголь. «Ревизор» как со­циальная комедия «со злостью и солью».

1

Урок усвоения новых знаний

Н. В. Гоголь. «Ревизор» .Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.


З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” (П)

У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; владеть различными видами пересказа.


Мини- сочинение


30


Разоблачение пороков чинов­ничества в пьесе

1

Урок усвоения новых знаний

З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.

У м е т ь: выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа

Анализ


31


Приемы са­тирического изображения чи­новников.

1

Урок усвоения новых знаний

З н а т ь: основы сценического поведения; содержание комедии.

У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение к прочитанному

Письменная работа


32


Хлестаковщина как нравственное явление

1

Урок усвоения новых знаний

З н а т ь: определение понятия “хлестаковщина”.

Вопросы и задания


33


Сочинение по теме «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюже­та и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

1

Урок развития речи

РР сочинению по роману

Н. В. Гоголя «Ревизор»

З н а т ь: содержание статьи Белинского о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.

У м е т ь: составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; выражать свое отношение к прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать героев; строить устные и письменные высказывания

Сочинение


34


Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в лите­ратуре

1

Урок усвоения новых знаний

Н. В. Гоголь «Шинель». Тема «маленького человека» и ее развитие. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Самостоятельная работа


35


Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повество­вании

1

Урок усвоения новых знаний

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Работа в группе


36


М. Е. Салтыков - Щедрин. «История одного го­рода» Художественно-политическая сатира на общественные по­рядки.

1

Урок усвоения новых знаний

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: воспринимать и анализировать


Аналитическая беседа


37


Образы градоначальников. Средства создания комиче­ского в произведении.

1

Урок усвоения новых знаний

Н. В. Гоголь «Шинель». Иро­ния, сатира. Гипербола, гро­теск. Пародия. Эзопов язык Обучение анализу эпизода из романа «История одного горо­да». Подготовка к домашнему сочинению

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: воспринимать и анализировать


Конспект


38


Н.С. Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Урок усвоения новых знаний

Н.С. Лесков. «Старый гений». Краткий рассказ о писателе.

Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Пересказ


39


Л. Н. Толстой. Социально-нравствен­ные проблемы в рассказе «По­сле бала

1

Урок усвоения новых знаний

Л. Н. Толстой. «После бала». Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения

Анализ


40


Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова

1

Урок усвоения новых знаний

А.С. Пушкин. «Цветы последние милей…». М.Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет. «Первый ландыш; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

Знать отрывок наизусть.

У м е т ь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.


Чтение наизусть


41


А. П. Чехов. Рассказ «О любви» (из три­логии) как история об упущен­ном счастье.

1

Урок усвоения новых знаний

А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). Краткий рассказ о писателе.

История о любви и упущенном счастье.


З н а т ь: текст повести

У м е т ь: самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия создания образов героев: лиричность, музыкальность, философские раздумья

Свободная работа с текстом.


42

Из русской литературы 20 века

И. А. Бунин. Проблема рассказа «Кав­каз».

1

Урок усвоения новых знаний

И. А. Бунин. «Кав­каз».

Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути И. А. Бунина (Р); содержание рассказа (П).

У м е т ь: анализировать художественный текст (П); сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев (П); выражать свое отношение к прочитанному

Сочинение- рассуждение по тексту


43


А. И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Пред­ставления о любви и счастье в семье.

1

Урок усвоения новых знаний

А. И. Куприн. «Куст сирени». Краткий рассказ о писателе Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

У м е т ь: анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею, про блему произведения; выражать свое отношение к героям рассказа

Работа с кроссвордом


44


Историческая тема в творчестве А.А. Блока. . «Россия».

1

Урок усвоения новых знаний

А.А. Блок «Россия». Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.


З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта (Р). У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения

Анализ


45


Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».

1

Урок усвоения новых знаний

З н а т ь: отрывок наизусть

Размышление: – Герои Куликовской битвы – в боях за Родину

Чтение наизусть


46


С.А. Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1

Урок усвоения новых знаний

С.А. Есенин «Пугачев». Поэма на историческую тему. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества поэта. У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения формулировать тему, идею, проблематику произведения; выразительно читать произведения

Образ Пугачева


47


Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

2

Урок развития речи

РР Подготовка к домашнему сочинению


Урок- конференция


48


И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. «Московский говор»

1

Урок усвоения новых знаний

И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем». Краткий рассказ о писателе.

Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя(Р). У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения

Написать рассказ на тему «Как я написал свое первое сочинение»


49

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

1

Урок усвоения новых знаний

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

З н а т ь: содержание изучаемых произведений (Р); образную природу

словесного искусства.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию.


Анализ художественного текста


50


Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник. М.М. Зощенко. «История болезни»

1

Урок усвоения новых знаний

М.М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.


З н а т ь: содержание изучаемых произведений (Р); образную природу

словесного искусства.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию.

Самостоятельная работа


51


Сочетание фантастики и реальности в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне»

1

Урок усвоения новых знаний

М.А.Осоргин «Пенсне». Краткий рассказ о писателе.

Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя(Р). У м е т ь: формулировать тему, идею, проблематику произведения (П); выразительно читать произведения

Работа в паре


52


А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками

1

Урок усвоения новых знаний

А.Т Твардовский. «Василий Теркин». Краткий рассказ о писателе. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытании и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

З н а т ь: образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения.

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения (П); формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения; дать характеристику героев

Сочинение- рассуждение «Человек на войне»


53


Василий Тёркин – защитник родной страны.

1

Урок усвоения новых знаний

А.Т Твардовский. «Василий Теркин». Новаторский характер образа Василия Тёркина. Правда о войне в поэме Твардовского

З н а т ь: содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС (П); выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному

Образ Теркина


54


Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

1

Урок усвоения новых знаний

А.Т Твардовский. «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме

З н а т ь: образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: анализировать художественный текст; давать характеристику герою (П); характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выражать свое отношение к прочитанному (П); участвовать в диалоге

Конспект


55


РР Урок – концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве поэтов военного времени. Е. Винокурова («Москвичи»), М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова «Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друниной, К. Симонова, А.Суркова, С. Гудзенко, В. Высоцкого

1

Вн.чт.

Е. Винокуров («Москвичи»), М. Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов «Соловьи»), Л. Ошанин(«Дороги») и др. (См. стихи О. Берггольц, Ю. Друнин, К. Симонов, А.Сурков, С. Гудзенко, В. ВысоцкогоТрадиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

З н а т ь: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть.

У м е т ь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения (П); владеть различными видами пере Сказа; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Чтение наизусть, анализ


56


А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».

1

Урок усвоения новых знаний

А.П. Платонов «Возвращение». Краткий рассказ о жизни писателя. Тема Родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытании и их отражение в русской литературе и литературе других народов России. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

У м е т ь: выразительно читать произведение; анализировать текст (П); формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения

У м е т ь: участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою

Анализ


57


В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

1

Урок усвоения новых знаний

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Краткий рассказ о писателе. Обращение писателей второй половины 20в. К острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение (П); выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения (П); владеть различными видами пересказа

Самостоятельная работа


58


Сочинение на тему «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

1

Урок развития речи

сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»


Сочинение


59

Русские поэты о Родине, родной природе.

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…».

1

Урок внеклассного чтения

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.


З н а т ь: образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям

Чтение наизусть


60-61

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.



Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.

2

Урок усвоения новых знаний

У. Шекспир. Ромео и Джульетта».

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

З н а т ь: основные факты жизни и творчества

В. Шекспира; содержание трагедии “Ромео и Джульетта” (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать художественное произведение; определять род и жанр литературного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС

Анализ художественного текста


62


Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

Урок усвоения новых знаний

Сонеты У.Шекспира – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Сонет как форма лирической поэзии

З н а т ь: содержание пьесы; образную природу словесного искусства (П).

У м е т ь: выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта) (П); строить устные и письменные ответы; участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Выразительное чтение


63-64


Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа


Особенности классицизма в комедии Ж.- Б. Мольера. « Мещанин во дворянстве»

1

Урок усвоения новых знаний

Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). .Слово о Мольере.

XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.


З н а т ь: содержание пьесы, черты классицизма.

У м е т ь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения

Анализ образов.


65


Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

Урок усвоения новых знаний

Джонатан Свифт.

«Путешествия Гулливера». Краткий рассказ о писателе.

Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение

Тест


66


Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1

Урок усвоения новых знаний

Вальтер Скотт.

«Айвенго». Краткий рассказ о писателе.Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

З н а т ь: основные факты биографии писателя; содержание сказки (П).

У м е т ь: воспринимать и анализировать изучаемое произведение (П); определять род и жанр литературного произведения;

выявлять авторскую позицию; характеризовать систему образов.


Анализ


67-68


Итоговая контрольная работа



Анализ контрольной работы


Урок контроля

Итоговая контрольная работа

З н а т ь: основные факты биографии писателей; содержание произведений (П).

У м е т ьопределять род и жанр литературного произведения; выявлять авторскую позицию; характеризовать систему


Тест