СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ (8, 10-11 кл), тематическое планирование по ОБЖ (8 кл.)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни» / Под общей редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 год и составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ (8, 10-11 кл), тематическое планирование по ОБЖ (8 кл.)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 82 г.Владивостока»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 82

физической культуры и ОБЖ ___________________ _____________

протокол № 5 от

Приказ № ____ от

« 25 » мая 2016г. «___»___________2016г. «_____»____________ 2016г.








Рабочая программа по ОБЖ

(базовый уровень)

8, 10-11 классы


Срок реализации данной программы: 2016-2017 учебный год



Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни» / Под общей редакцией А.Т.Смирнова



Программу составил: Думлер Валерий Владимирович











Владивосток

2016


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ СОШ № 82 разработана на основе программы: «Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни» / Под общей редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 год и составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.):

1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.

2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации.

3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствии с которыми на изучение курса ОБЖ в 8, 10 – 11 классах отводится по 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса

(федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

 

Основными целями изучения курса ОБЖ являются:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.


На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 8-й класс; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;

-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;

-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 8, 10-11-х классах.



Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 8-м классе основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (8 кл.):

   описание источников опасности и их видов;

   основные понятия и терминология в области ОБЖ, классификация опасностей;

   техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ;

   опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях; уголовная ответственность несовершеннолетних;

   первая медицинская помощь и способы ее оказания пострадавшим;

  опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образование. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

   проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

   последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

   формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и заболеваний, передаваемых половым путём (ЗППП);

   оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

   овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

   ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

   изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

   основные руководящие документы в области обороны и службы в ВС РФ;

   обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

   предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

   обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

   постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

  • начальная военная подготовка в школе.










Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, календарно -тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.

В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.

С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения курсу ОБЖ строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.

Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.

 

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.











Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ, следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», Спартакиады по военно-прикладным видам спорта, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.).

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной рабочей программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в «Требованиях к уровню подготовки выпускников».











Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.



Контроль качества образования по курсу ОБЖ

         Для 8 класса

        проведение тестирования по пройденному материалу;

        самостоятельные работы; письменный опрос;

        семинары, круглые столы;

        зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;

        сообщения учащихся по тематике.

 

Для 10, 11 классов


        тестирование (10,11 класс); письменный опрос;

        рефераты и их защита (10, 11 класс);

        самостоятельные работы, семинары (10, 11 класс);

        умение проводить диагностику простых заболеваний, оказывать НМС и ИВЛ пострадавшим (10, 11 класс).

 






Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ

 

Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для  разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.

 

Выпускник должен:

 

Знать/понимать:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,

респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

• правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

• пользования бытовыми приборами и инструментами;

• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.







Перечень учебно – методического комплекта

Программа: Основы безопасности жизнедеятельности. Программа общеобразовательных учреждений. 1-11 кл.: Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни/ Под общей редакцией А. Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2012 год. – 110с.

Учебники: Основы безопасности жизнедеятельности: комплект учебников для учащихся 5-11 кл. общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов (и др); под ред. Ю. Л. Воробьёва – Астрель, Москва, 2014.

УМК учителя:

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности. / авт.-сост. Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. И. Хабнер. – М.: Дрофа, 2002; Азбука выживания А.В. Гостюшин 2000г.

Евлахов В. М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2006;

Мишин Б.И. Обучение в 5-11 классах по учебникам «ОБЖ» под ред. Ю.Л.Воробьёва. 5-11 классы/Б.И.Мишин, М.В.Юрьева. – Москва: Астрель, 2014.

Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. / А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; под общ. ред. А. Т. Смирнова. М: Просвещение, 2006.

Методика обучения ОБЖ / Л.В.Байгородова, Ю.В.Индюков-2003г.

Основы безопасности жизнедеятельности/ Дидактические материалы 5-9 класс-2007г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ 5-11кл. К учебнику под ред.Ю.Л.Воробьёва.-Астрель. 2007.
























Тематическое планирование уроков по ОБЖ

8 класс - 34 урока


урока

Тема урока

Тип урока

Дом.

задание

Вводимые понятия

Дата

Раздел I. Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека


1 четверть – 8 уроков


Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

1

Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера

Изучение

нового

материала

Введ-е,

§1

ЧС техн-го хар-ра, авария, катастрофа, ЧС локальная, местная, территориальная, федеральная, глобальная.


2

Источники ЧС техногенного характера и их последствия

Комбини-

рованный

§2

Транспортные аварии, пожары и взрывы, аварии с выбросом ОХВ, РВ, БОВ, гидродинамические


3

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

Комбини-

рованный

§3



Глава 2. Пожары и взрывы

4

Пожары

Комбини-

рованный

§4

Пожароопасные объекты, пожар, горение, горючее вещество, окислитель, источник воспламенения, огненный шторм.


5

Взрывы

Комбини-

рованный

§5

Взрыв, взрывоопасный объект, террористический акт, признаки наличия взрывных устройств.


6

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

Комбини-

рованный

§6

Первичные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов


7

Последствия пожаров и взрывов

Комбини-

рованный

§7



8

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

Комбини-

рованный

§1 - §8

Эвакуация. Действия при обнаружении возгорания













2 четверть – 7 уроков


Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

9

Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

Изучение

нового

материала

§9 - 10

АХОВ, ХОО.

Аммиак, хлор

Характеристика АХОВ


10

Причины и последствия аварий на ХОО.

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

Комбини-

рованный

§11-12

Зона химического заражения. ИСЗ, КСЗ; противогазы изолирующие, фильтрующие; респираторы; герметизация


11

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

Комбини-

рованный

§13

Химические ожоги кислотой и щёлочью


Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

12


Радиоактивность и радиационно-опасные объекты.

Изучение

нового

материала

§14

Ионизирующее излучение, радиоактивность,

радиационно - опасный объект, радиационная авария


13

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты

Комбини-

рованный

§15

Доза, период полураспада, лучевая болезнь


14

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях, принципы защиты. Правила поведения, действия населения при РА авариях и РА загрязнении местности

Комбини-

рованный

§9 -17

Радионуклеиды. Стабильный йод


15

Обобщающий урок по гл.1,2,3,4.

Проверка знаний













3 четверть – 11 уроков


Глава 5. Гидродинамические аварии

16

ГДА и гидротехнические сооружения.

Изучение

нового

материала

§18

ГДА; плотина, бьеф, гидроузел


17

Причины и виды ГДА, последствия ГДА,

Комбини-

рованный

§19 - 20

Напорный фронт, прорыв, проран, волна прорыва, катастрофическое затопление


18

Меры по защите населения от последствий ГДА. Правила поведения при угрозе и во время ГДА

Комбини-

рованный

§21

Правила поведения при угрозе затопления и при аварии на ГТС



Глава 6. Нарушение экологического равновесия


19

Экология и экологическая безопасность

Изучение

нового

материала

§22

Экология, биосфера, техносфера, экосистема, экологическая катастрофа, экологическая безопасность


20

Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы

Комбини-

рованный

§23-24

Мутагенез; загрязнение; атмосфера


21

Загрязнение почв,

Комбини-

рованный

§25

литосфера


22

Загрязнение природных вод

Комбини-

рованный

§26

гидросфера


23

Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России

Комбини-

рованный

§22-27

ПДК, шум, электромагнитное излучение


24

Обобщающий урок по гл.6: «Нарушение экологического равновесия»

Проверка знаний

Подго-

товка к

контр.

работе §1-27



25

Контрольная работа по 1 разделу

Проверка знаний




26

Анализ итогов контрольной работы. НМС, ИВЛ


с.172-175

Наружный массаж сердца, искусственная вентиляция лёгких







4 четверть - 8 уроков


Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила

безопасного поведения

Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах

1(27)

Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения

Изучение

нового

материала

§28-29

ПДД


2(28)

Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка

Комбини-

рованный

§30-31

Регулируемый

(нерегулируемый)

перекрёсток. Обязанности водителя


3(29)

Экстремальные ситуации аварийного характера

Комбини-

рованный

§32



Уголовная ответственность несовершеннолетних

1(30)

2(31)

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Изучение

нового

материала

Конс-

пект

Преступление, наказание


3(32)

Как уберечь себя от преступлений

Комбини-

рованный

Конс-

пект. Подго-товка

к контр.

работе

Самооборона, превышение пределов С.


Подведение итогов по курсу ОБЖ

1(33)

Итоговая контрольная работа по курсу ОБЖ за 8 класс

Проверка знаний




2(34)

Анализ результатов выполнения контрольной работы. Подведение итогов за год. Инструктаж по ТБ при купании на водоёмах. Первая помощь утопающему

Урок-

беседа. Работа над ошибками