Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
Принята педагогическим советом школы Протокол № 8 от « » августа 2017 | Утверждаю: Директор школы Приказ № от « 27 » августа 2017 |
Рабочая программа
по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
(ФГОС ООО)
Составила:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………………………………………………………………….3-5
2.Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»………………………………………………………………..5-7
3.Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»…………………………………………………………..……8-9
Рабочая программа предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», примерной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности».
Учебный план ________ отводит на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в общем объеме 34 часа (1 ч в неделю при 34 неделях учебного года )
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Рабочая программа имеет цели:
усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях,
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
-о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
-об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
-о здоровом образе жизни,
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
-о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
-формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
-выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера и адекватно противодействовать им
-формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;
Новизна программы
Программа имеет модульную структуру: состоит из 2 модулей , 4 –х разделов и 9 тем, которые охватывают весь минимум содержания.
Модуль I «Основы безопасности личности, общества и государства. Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Модуль решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь
Межпредметные связи.
Курс представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов. В естествознании это сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые изучаются в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В физической культуре – основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом. Межпредметные связи реализуются за счет применения опорных знаний обучающихся, проведения интегрированных уроков и т.д.
Особенности организации учебного процесса по ОБЖ
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Методы обучения включают устное изложение материала (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция), обсуждение объясняемого материала (беседа, классно-групповое занятие, семинар), демонстрация, упражнение, самостоятельная работа.
Виды интерактивных методов используемых в обучении - мозговая атака, обучение в малых группах, метод учебных центров, деловая игра, метод проектов.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах
Тема 2. Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
Велосипедист — водитель транспортного средства
Тема 3. Безопасность на водоемах
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
Безопасный отдых на водоемах
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
Тема 4. Экология и безопасность
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Тема 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
РАЗДЕЛ II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
Обеспечение радиационной безопасности населения
Обеспечение химической защиты населения
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
МОДУЛЬ II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
РАЗДЕЛ III
Основы здорового образа жизни
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
РАЗДЕЛ IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах. Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека и факторы на него влияющие
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства | 23 |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 16 |
| 1.Пожарная безопасность | 3 |
1 | Водный инструктаж по ТБ. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 |
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 |
3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | 1 |
| 2. Безопасность на дорогах | 3 |
4 | Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | 1 |
5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
6 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | 1 |
| Безопасность на водоемах | 3 |
7 | Безопасное поведение на водоемах в различных условиях | 1 |
8 | Безопасный отдых на водоемах | 1 |
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде | 1 |
| 3. Экология и безопасность | 2 |
10 | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека | 1 |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 1 |
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 5 |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
13 | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
14 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия | 1 |
15 | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия (крнтрольная работа | 1 |
16 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | 1 |
| Раздел II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения | 4 |
17 | Обеспечение радиационной безопасности населения ) | 1 |
18 | Обеспечение радиационной безопасности населения ) | 1 |
19 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 |
20 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | 1 |
| Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 3 |
21 | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера | 1 |
22 | Эвакуация населения | 1 |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1 |
| Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 |
| Раздел III Основы здорового образа жизни | 8 |
24 | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека | 1 |
25 | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | 1 |
26 | Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества | 1 |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | 1 |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1 |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
30 | Профилактика вредных привычек | 1 |
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 |
| Раздел IV Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
| Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 3 |
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | 1 |
33 | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами | 1 |
34 | Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении | 1 |
17