Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании» от 10.07.1992 г № 3266-1 (с изменениями на 01.12.2007г);
Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г № 196 (с изменениями на 30.12.2008г);
Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г № 69(с изменениями на 22.07.2008г);
Федерального закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001г № 3(с изменениями на 07.03.2005 г).
Требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования.
Курс ОБЖ разработан на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по предмету и авторской программы по ОБЖ для 6 класса под общей редакцией А.Т.Смирнова.
Программа рассчитана на 17 часов и включает теоретические и практические знания. Соотношение времени составляет:
- региональный компонент – 0,5 часа.
Руководствуясь данной программой и объемом часов с учетом специфики обучения, в учебную программу внесены изменения и дополнения:
- введена тема «Безопасность и защита человека в опасных ситуациях»
3 часа
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
1. Формирование у обучающихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества.
2. Выработать сознательное отношение к вопросам безопасности окружающих.
3. Развивать качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и ЧС.
4. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. Усвоение знаний:
• Об опасных ситуациях в природных условиях,
• О здоровом образе жизни,
• Об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Воспитание ответственного отношения сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся должен
Знать/ понимать:
• Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
• Правила безопасности дорожного движения пешеходов и пассажиров транспортных средств и велосипедистов;
Уметь:
• Уметь вести себя при возникновении опасных ситуаций в природных условиях ;
• Оказание первой медицинской помощи;
• Соблюдать правила безопасности дорожного движения пешеходов и пассажиров транспортных средств и велосипедистов;
• Адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и велосипедиста
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• Обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
• Соблюдения мер безопасности и правил поведения при активном отдыхе на природе.
Тематическое планирование 6 класс
№ модуля, раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
I Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 3
1 Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 3
II Безопасность человека в природных условиях 14
2 Подготовка к активному отдыху на природе 3
3 Активный отдых на природе и безопасность 3
4 Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности. 3
5 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 1
6 Опасные ситуации в природных условиях 2
7 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 2
Всего часов 17
Содержание учебной программы
ОБЖ (6 класс)
Раздел I
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (3 ч)
Тема 1
Безопасность и защита человека в опасных ситуациях (3 ч)
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом доме или общественном здании.
Раздел II
Безопасность человека в природных условиях (14 ч)
Тема 2
Подготовка к активному отдыху на природе (3 ч)
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 3
Активный отдых на природе и безопасность (4 ч)
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походах. Порядок движения походной группы.
Тема 4
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности. (3 ч)
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата. Акклиматизация в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом водным или воздушным видами транспорта).
Тема 5 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (1 ч)
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Тема 6
Опасные ситуации в природных условиях (2 ч)
Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Тема 7
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (2 ч)
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Поурочное планирование учебной программы
ОБЖ (6 класс)
Раздел, тема, урок Наименование разделов, тем, уроков Количество часов
Раздел Тема
I Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 3
1 Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 3
1.1 Организация дорожного движения. 1
1.2 Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. 1
1.3 Пожары в жилых и общественных зданиях. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом доме или общественном здании.
1
II Безопасность человека в природных условиях 14
2 Подготовка к активному отдыху на природе 3
2.1 Природа и человек 1
2.2 Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности 1
2.3 Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре. Определение необходимого снаряжения для похода 1
3 Активный отдых на природе и безопасность 4
3.1 Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе 1
3.2 Обеспечение безопасности в пеших, горных и лыжных походах 1
3.3 Водные походы и обеспечение безопасности на воде 1
3.4 Велосипедные походы и безопасность туристов 1
4 Дальний и международный туризм, меры безопасности 3
4.1 Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях 1
4.2 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта 1
4.3 Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным и воздушным видами транспорта 1
5 Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде 1
5.1 Добровольная, вынужденная автономия человека в природной среде. 1
6 Опасные ситуации в природных условиях 2
6.1 Опасные погодные явления 1
6.2 Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них Клещевой энцефалит и его профилактика 1
7 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях 1
7.1 Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок. 1
Всего часов: 17
Перечень литературы и средств обучения.
1. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07 1992 № 3266-1 (с изменениями на 1.12.2007г.)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2008 года.
3. Э.Д. Днепров. А.Г.Аркадьев «Сборник нормативных документов ОБЖ (4-е издание, - М: Дрофа, 2008 год)
4. Примерные программы по основам безопасности жизнедеятельности. 2008 года.
5. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности (комплексная программа). Под общей редакцией А.Т. Смирнова 5 – 11 классы изд. Москва, Просвещение 2009 год.
6. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «ОБЖ 6 класс» изд., М: Просвещение, 2008г.
7. В.Н. Латчук, В.В. Марков «Дидактические материалы ОБЖ 5-9 классы изд., Дрофа, 2000г.
8. В.М. Евлахов «Раздаточные материалы по ОБЖ 5-9 кл, изд., М: Дрофа, 2006 г.
9. Федеральный закон «Безопасности дородного движения от 10.12.1995г. № 196 (с изменениями на 30.12.2008 г.)
10. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12 1994 г. № 69 (с изменениями на 22.07.2008 г.)
11. Федеральный закон «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001, № 3 (с изменениями на 07.03.2005 г.)
12. Электронные пособия по курсу ОБЖ
• Сам себе МЧС;
• Чрезвычайные приключения Юли и Ромы (3 диска)