Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы (начального общего) основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» с учетом Примерной программы (начального общего) основного общего образования по русскому языку и авторской программы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» («Школа России». Москва, «Просвещение», 2013)
Срок реализации рабочей программы 1 год.
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
.Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Текст и предложение. Обобщение изученного о словах, предложениях. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов |
Наша речь и наш язык -2ч В/М «Развитие речи»-1ч |
1 | | В/М «Развитие речи». Составление устного текста по рисунку | 1 |
2 | | Язык и речь, их значение в жизни людей | 1 |
Текст. Предложение. Словосочетание - 14ч В/М «Развитие речи»-2ч В/М « Учимся писать красиво»-1ч |
3 | | Входная контрольная работа | 1 |
4 | | Текст. Типы текстов | 1 |
5 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
6 | | Предложение | 1 |
7 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 |
8 | | Виды предложений по интонации | 1 |
9 | | Предложения с обращением | 1 |
10 | | В/М «Развитие речи». Составление предложений по рисунку | 1 |
11 | | Состав предложения | 1 |
12 | | Простое и сложное предложения | 1 |
13 | | Словосочетание | 1 |
14 | | Словосочетание | 1 |
15 | | Контрольное списывание по теме « Предложение» | 1 |
16 | | В/М «Развитие речи». Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 |
Слово в языке и речи - 19ч В/М «Развитие речи»-3ч |
17 | | Лексическое значение слова | 1 |
18 | | Синонимы, антонимы, омонимы | 1 |
19 | | Слово и словосочетание | 1 |
20 | | Фразеологизмы | 1 |
21 | | В/М «Развитие речи». Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 |
22 | | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Имя существительное, имя прилагательное | 1 |
23 | | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Глагол | 1 |
24 | | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Местоимение | 1 |
25 | | В/М «Развитие речи». Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды» | 1 |
26 | | Имя числительное (общее представление) | 1 |
27 | | Проверочная работа. Части речи. Тест | 1 |
28 | | Однокоренные слова | 1 |
29 | | Слово и слог. Звуки и буквы | 1 |
30 | | Слово и слог. Звуки и буквы | 1 |
31-32 | | Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—шу) и безударными гласными в корне | 2 |
33 | | Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков | 1 |
34 | | Проверочный диктант. «Слово в языке и речи» | 1 |
35 | | В/М «Развитие речи». Повествовательный текст по вопросам | 1 |
Состав слова - 16ч В/М «Развитие речи»-2ч В/М « Учимся писать красиво»-2ч |
36 | | Корень слова. Однокоренные слова | 1 |
37 | | Чередование согласных в корне. Сложные слова | 1 |
38 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
39 | | Формы слова. Окончание | 1 |
40 | | Формы слова. Окончание | 1 |
41 | | Приставка | 1 |
42 | | Значение приставки | 1 |
43 | | Суффикс | 1 |
44 | | Значение суффикса | 1 |
45 | | В/М «Развитие речи». Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 |
46 | | Основа слова | 1 |
47 | | Обобщение знаний о составе слова. Словарный диктант | 1 |
48 | | Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
49 | | Проверочная работа. Состав слова | 1 |
50 | | В/М «Развитие речи». Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. «Семья слов» | 1 |
51 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
Правописание частей слова - 29ч В/М «Развитие речи»-4ч В/М « Учимся писать красиво»-3ч |
52 | | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | 1 |
53 | | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
54 | | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
55 | | Правописание слов с безударными гласными в корне.Словарный диктант | 1 |
56 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
57 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 |
58 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 |
59 | | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Словарный диктант | 1 |
60 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
61 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
62 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант | 1 |
63 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
64 | | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 |
65 | | Правописание слов с удвоенными согласными. Словарный диктант | 1 |
66 | | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
67 | | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
68 | | Правописание суффиксов и приставок | 1 |
69 | | В/М «Развитие речи». Редактирование предложений в соответствии с изображением | 1 |
70 | | Правописание приставок и предлогов | 1 |
71 | | Правописание приставок и предлогов | 1 |
72 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
73 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 |
74 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | 1 |
75 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком и мягким знаками | 1 |
76 | | Административная контрольная работа за 1 полугодие | 1 |
77 | | Работа над ошибками. Правописание частей слова. | |
78 | | В/М «Развитие речи». Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану | |
79 | | В/М «Развитие речи». «Составляем орфографический словарь» | 1 |
80 | | В/М «Развитие речи». «Зимняя страничка» | 1 |
Части речи -76ч В/М «Развитие речи»-10ч В/М « Учимся писать красиво»-2ч |
81 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
82 | | Части речи | |
83 | | Значение и употребление имён существительных в речи | 1 |
84 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 |
85 | | В/М «Развитие речи». Подробное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 |
86 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Словарный диктант | 1 |
87 | | В/М « Учимся писать красиво» | 1 |
88 | | Изменение имён существительных по числам | 1 |
89 | | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) | 1 |
90 | | В/М «Развитие речи». Работа с текстом. Письмо по памяти | 1 |
91 | | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода | 1 |
92 | | Имена существительные общего рода (первое представление) | 1 |
93 | | В/М «Развитие речи». Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.) | 1 |
94 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, рожь мышь, тишь, вещь) | 1 |
95 | | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, рожь мышь, тишь, вещь) | 1 |
96 | | Проверочный диктант. Правописание имён существительных | 1 |
97 | | В/М «Развитие речи». Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 |
98 | | Изменение существительных по падежам | 1 |
99 | | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. | 1 |
100 | | Именительный падеж. | 1 |
101 | | Родительный падеж | 1 |
102 | | Дательный падеж | 1 |
103 | | Винительный падеж | 1 |
104 | | Творительный падеж | 1 |
105 | | Предложный падеж | 1 |
106 | | Все падежи. Признаки падежей | 1 |
107 | | Морфологический разбор имени существительного. Начальная форма имени существительного | 1 |
108 | | Контрольная работа. Имя существительное | 1 |
109 | | В/М «Развитие речи». Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин | 1 |
110 | | Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 |
111 | | Роль имён прилагательных в тексте | 1 |
112 | | Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании | 1 |
113 | | В/М «Развитие речи». Составление текста-описания растения в научном стиле | 1 |
114 | | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе | 1 |
115 | | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного | 1 |
116 | | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя) | 1 |
117 | | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя) | 1 |
118 | | Изменение имён прилагательных по числам | 1 |
119 | | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного | 1 |
120 | | В/М «Развитие речи». Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям | 1 |
121 | | Изменение прилагательных по падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. (первое представление) | 1 |
122 | | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного | 1 |
123 | | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного | 1 |
124 | | Начальная форма имени прилагательного | 1 |
125 | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
126 | | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 |
127 | | Проверочный диктант. Имя прилагательное | 1 |
128 | | Анализ диктанта | 1 |
129 | | В/М «Развитие речи». Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
130 | | Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи | 1 |
131 | | Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа | 1 |
132 | | Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам | 1 |
133 | | Морфологический разбор местоимений | 1 |
134 | | Проверочная работа. Местоимение | 1 |
135 | | Значение и употребление глаголов в речи | 1 |
136 | | Значение и употребление глаголов в речи | 1 |
137 | | Значение и употребление глаголов в речи | 1 |
138 | | В/М «Развитие речи». Составление текста по сюжетным рисункам | 1 |
139 | | Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?» | 1 |
140 | | Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?» | 1 |
141 | | Изменение глаголов по числам в настоящем и будущем времени | 1 |
142 | | Изменение глаголов по числам в настоящем и будущем времени | 1 |
143 | | В/М «Развитие речи». Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись | 1 |
144 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
145 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
146 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
147 | | Изменение глаголов по временам | 1 |
148 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Родовые окончания глаголов (-а, -о) | 1 |
149 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Родовые окончания глаголов (-а, -о) | 1 |
150 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
151 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 |
152 | | Морфологический разбор глагола. | 1 |
153 | | Проверочный диктант. «Глагол» | 1 |
154 | | Работа над ошибками по теме «Глагол». | 1 |
155 | | Обобщение знаний о глаголе. | 1 |
156 | | Обобщение знаний о глаголе. Тест | |
Повторение – 14ч |
157 | | Части речи | |
158 | | Части речи | |
159 | | Обобщение изученного о слове, предложении | |
160 | | Правописание окончаний имен прилагательных | |
161 | | Правописание предлогов и приставок | |
162 | | Правописание безударных гласных | |
163 | | Правописание значимых частей слов | |
164 | | Однокоренные слова | |
165 | | Административная контрольная работа за год | |
166 | | Анализ контрольной работы | |
167 | | Текст. Тема текста. Части текста. | |
168 | | Контрольное списывание текста | |
169 | | Разбор по составу | |
170 | | Морфологический разбор | |
| | Итого часов | 170 |