• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Русский язык — один из богатейших языков мира. Повторение изученного в 5 классе. ГрамматикаМОРФОЛОГИЯ
Система частей речи в русском языке. Основания и выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Понятие об имени существительном. Нарицательные и собственные имена существительные.
Правописание собственных имён существительных (заглавная буква и кавычки). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Род как постоянный признак имён существительных. Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Система падежей в русском языке и типы склонения имён существительных. Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание ь и ов — ев в родительном падеже множественного числа после шипящих и ц. Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффикса -ен- в существительных на -мя. Неизменяемые существительные. Словообразование имён существительных с помощью суффиксов, приставок. Правописание суффиксов -ик-, -ек-; -ок-, -ек-; -онък- (-онок-), -еньк- после шипящих; суффиксов -чик-, -щик-. Правописание не с именами существительными.Правописание сложных имён существительных.
ГЛАГОЛ. Понятие о глаголе. Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению. Правописание не с глаголами. Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Буква ь в инфинитиве. Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов. Правописание -тся и -тъся в глаголах. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование. Правописание корней -бир бер-, -мир-,мер-, -тир--тер- и др. Наклонение глагола.Изъявительное наклонение. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении. Их значение. Прошедшее время. Значение, образование и изменение глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед -л-, в глаголах прошедшего времени. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени. Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени. Лицо и число глаголов. Значение 1, 2, 3-го лица. Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения. Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Правописание бы с глаголами в условном наклонении. Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении. Правописание глаголов в повелительном наклонении. Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом. Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Понятие об имени прилагательном. Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению. Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имён прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имён прилагательных в роли сказуемых. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую. Склонение полных прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих. Имена прилагательные с суффиксом -ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных типа лисий. Прилагательные с суффиксами -ин- (-ын-), -ое- (-ев-). Степени сравнения имён прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени. Употребление прилагательных в роли определений и сказуемых. Словообразование имён прилагательных с помощью суффиксов, приставок и сложения основ. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов -к- и -ск-. Правописание не с прилагательными. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.Особенности употребления разных форм прилагательных в разных стилях и жанрах речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи. Имена числительные простые, сложные и составные. Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные. Правописание удвоенной согласной в числительных. Правописание мягкого знака в числительных.
Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании. Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление. Порядковые числительные, их значение и изменение. Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники. Дробные числительные, их значение и изменение. Правописание падежных окончаний имён числительных.
НАРЕЧИЕ. Понятие о наречии как части речи. Роль наречий в речи. Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Степени сравнения наречий. Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание суффиксов –о - е после шипящих. Правописание н и нн в наречиях на -о. Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-. Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов. Словообразование наречий путём перехода слов из одной части речи в другую. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий (по списку).
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ. Понятие о словах категории состояния. Признаки слов категории состояния: общее грамматическое значение состояния, неизменяемость, синтаксическая функция — сказуемое в безличных предложениях. Группы слов категории состояния по значению. Сходство и различие наречий и слов категории состояния.
МЕСТОИМЕНИЕ. Основание выделения местоимения как части речи: особое грамматическое значение (обозначает не называя, а указывая). Роль местоимений в речи. Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями). Изменяемые и неизменяемые местоимения. Разряды местоимений по значению и грамматическим свойствам. Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении. Правописание местоимения с предлогами. Прописная буква в формах вежливости. Возвратное местоимение себя: значение, формы изменения, роль в предложении. Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Вопросительные местоимения: значение, изменяемые и неизменяемые, роль в предложении. Относительные местоимения: значение, изменяемые и не изменяемые, роль в предложении. Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимением. Неопределённые местоимения: значение, деление на изменяемые и неизменяемые, роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.
ПОВТОРЕНИЕ.6 КЛАСС.Темы узкие и широкие. Простой и сложный план. Эпиграф. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Характеристика официально-делового стиля речи. Художественное повествование. Рассказ. Описание природы, помещения, одежды, костюма. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
№ урока | Тема урока | Кол.часов |
| |
| Русский язык -один из богатейших языков мира | |
1 | Русский язык -один из богатейших языков мира | 1 |
| Повторим изученное в 5 классе | |
2 | Повторим изученное в 5 классе по орфографии | 1 |
3 | Повторим изученное в 5 классе по орфографии | 1 |
4 | Повторим изученное в 5 классе по орфографии | 1 |
5 | Повторим изученное в 5 классе по орфографии | 1 |
6 | Повторим изученное в 5 классе по пунктуации | 1 |
7 | Повторим изученное в 5 классе по пунктуации | 1 |
8 | Повторим изученное в 5 классе по пунктуации | 1 |
9 | Повторим изученное в 5 классе по лексике | 1 |
10 | Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторим изученное в 5 классе» | 1 |
11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
| Грамматика. Морфология. Части речи | |
12 | Части речи | 1 |
13 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
14 | Слово и его формы | 1 |
| Самостоятельные части речи Имя существительное | |
12 | Части речи | 1 |
13 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 |
15 | Понятие о существительном | 1 |
16 | Нарицательные и собственные имена существительные | 1 |
17 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
18 | Практическая работа по теме «Имя существительное» | 1 |
19 | Род имени существительного | 1 |
20 | Число имени существительного | 1 |
21 | Темы широкие и узкие | 1 |
22 | Падеж и склонение имен существительных | 1 |
23 | Склонение существительных в единственном числе | 1 |
24 | Сравнение. Метафора.Эпитет | 1 |
25 | Творительное сравнение | 1 |
26 | Сочинение на тему «Если бы...» | 1 |
27 | Простой и сложный план. Эпиграф | 1 |
28 | Склонение существительных во множественном числе | 1 |
29 | Разносклоняемые существительные | 1 |
30 | Неизменяемые существительные | 1 |
31 | Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»- | 1 |
32 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
33 | Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Керженец» | 1 |
| Словообразование существительных | |
34 | Словообразование существительных с помощью суффиксов и приставок | 1 |
35 | Словообразование сложных существительных | 1 |
| Глагол | |
36 | Понятие о глаголе. Инфинитив | 1 |
37 | Возвратные глаголы | 1 |
39 | Виды глагола | 1 |
40 | Виды глагола | 1 |
41 | Лексические средства связи предложений в тексте | 1 |
42 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 |
43 | Времена глагола. Прошедшее время | 1 |
44 | Настоящее и будущее время | 1 |
45 | Описательный оборот | 1 |
46 | Лицо и число глагола | 1 |
47 | Спряжение глаголов | 1 |
48 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
49 | Книжный стиль: официально-деловая речь | 1 |
50 | Условное наклонение | 1 |
51 | Повелительное наклонение | 1 |
52 | Повелительное наклонение | 1 |
53 | Безличные глаголы | 1 |
54 | Безличные глаголы | 1 |
55 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Глагол» | 1 |
56 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
57 | Типы речи. Повествование | 1 |
58 | Рассказ | 1 |
59 | Метафора | 1 |
60 | Изобразительные средства языка. Практикум | 1 |
61 | Словообразование глаголов | 1 |
62 | Правописание суффиксов глаголов | 1 |
63 | Правописание суффиксов глаголов | 1 |
64 | Как создавать киносценарий | 1 |
65 | Правописание окончаний и суффиксов глаголов | 1 |
66 | Сочинение по рассказу А.П. Гай-дара «Совесть» | 1 |
| Имя прилагательное (26 ч) | |
67 | Понятие о прилагательном | 1 |
68 | Разряды прилагательных по значению | 1 |
70 | Разряды прилагательных по значению | 1 |
71 | Разряды прилагательных по значению | 1 |
72 | Контрольное тестирование № 1 по теме «Имя прилагательное» | 1 |
73 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | 1 |
74 | Описание природы. Зима | 1 |
75 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Зима. Лигачево» | 1 |
76 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Зима. Лигачево» | 1 |
77 | Полные и краткие прилагательные | 1 |
78 | Полные и краткие прилагательные | 1 |
79 | Склонение полных прилагательных | 1 |
80 | Склонение полных прилагательных | 1 |
81 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий- | 1 |
82 | Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий- | 1 |
83 | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин- (-ЫН-), -ое- (-ев-) | 1 |
84 | Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин- (-ЫН-), -ое- (-ев-) | 1 |
85 | Изложение, близкое к тексту | 1 |
86 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 |
87 | Степени сравнения прилагательных | 1 |
88 | Степени сравнения прилагательных | 1 |
89 | Степени сравнения прилагательных | 1 |
90 | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 |
91 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
92 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
| Словообразование прилагательных | |
93 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов | 1 |
94 | Словообразование прилагательных с помощью приставок | 1 |
95 | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ | 1 |
96 | Контрольное тестирование № 2 по теме «Словообразование прилагательных» | 1 |
97 | Сочинение-описание помещения | 1 |
98 | Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов | 1 |
99 | Сочинение-описание одежды, костюма (по фотографии кабинета Л.Н. Толстого) | 1 |
100 | Выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1 |
| Имя числительное | |
101 | Понятие о числительном | 1 |
102 | Простые, сложные и составные числительные | 1 |
103 | Простые, сложные и составные числительные | 1 |
104 | Количественные числительные | 1 |
105 | Склонение количественных числительных | 1 |
106 | Рассуждение о разных стилях речи | 1 |
107 | Рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
108 | Синтаксические особенности количественных числительных | 1 |
109 | Собирательные числительные | 1 |
110 | Собирательные числительные | 1 |
111 | Порядковые числительные | 1 |
112 | Порядковые числительные | 1 |
113 | Дробные числительные | 1 |
114 | Дробные числительные | 1 |
115 | Дробные числительные | 1 |
116 | Правописание числительных | 1 |
117 | Правописание числительных | 1 |
118 | Правописание числительных | 1 |
119 | Сжатое изложение | 1 |
120 | Правописание числительных | 1 |
121 | Правописание числительных | 1 |
122 | Правописание числительных | 1 |
123 | Правописание числительных | 1 |
124 | Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя числительное» | 1 |
125 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
126 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Купола и ласточки» | 1 |
127 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Купола и ласточки» | 1 |
128 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 |
| Наречие | |
129 | Понятие о наречии | 1 |
130 | Степени сравнения наречий | 1 |
131 | Степени сравнения наречий | 1 |
132 | Сравнение с помощью наречий | 1 |
133 | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 |
134 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
| Словообразование наречий | |
135 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 |
136 | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 |
137 | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 |
138 | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 |
139 | Составление рассказа от первого лица | 1 |
140 | Контрольное тестирование № 3 по теме «Словообразование наречий» | 1 |
141 | Анализ ошибок, допущенных в тестовой работе | 1 |
142 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 |
| Категория состояния | |
143 | Понятие о категории состояния | 1 |
144 | Отличие категории состояния от других частей речи | 1 |
145 | Отличие категории состояния от других частей речи | 1 |
146 | Сжатое изложение | 1 |
| Местоимение | |
147 | Понятие о местоимении | 1 |
148 | Местоимение и другие части речи | 1 |
149 | Личные местоимения | 1 |
150 | Личные местоимения | 1 |
151 | Личные местоимения | 1 |
152 | Рассказ от первого лица | 1 |
153 | Возвратное местоимение | 1 |
154 | Притяжательные местоимения | 1 |
155 | Притяжательные местоимения | 1 |
156 | Притяжательные местоимения | 1 |
157 | Вопросительные местоимения | 1 |
158 | Вопросительные местоимения | 1 |
159 | Вопросительные местоимения | 1 |
160 | Текст | 1 |
161 | Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимения | 1 |
162 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка» | 1 |
163 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 |
164 | Относительные местоимения | 1 |
165 | Относительные местоимения | 1 |
166 | Относительные местоимения | 1 |
167 | Неопределенные местоимения | 1 |
168 | Неопределенные местоимения | 1 |
169 | Неопределенные местоимения | 1 |
170 | Отрицательные местоимения | 1 |
171 | Отрицательные местоимения | 1 |
172 | Отрицательные местоимения | 1 |
173 | Контрольное тестирование № 4 по теме «Местоимения» | 1 |
174 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | 1 |
175 | Определительные местоимения | 1 |
176 | Определительные местоимения | 1 |
177 | Сочинение по картине К.Н. Успенской-Кологривовой «Не взяли на рыбалку» | 1 |
178 | Анализ ошибок, допущен ных в сочинении - | 1 |
179 | Указательные местоимения | 1 |
180 | Указательные местоимения | 1 |
181 | Указательные местоимения | 1 |
182 | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 |
183 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 |
| Повторим изученное в 6 классе | |
184 | Повторение изученного в 6 классе. Части речи | 1 |
185 | Повторение изученного в 6 классе. Имя существительное | 1 |
186 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах существительных | 1 |
187 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах существительных | 1 |
. 188 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов | 1 |
189 | Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов | 1 |
190 | Метапредметная контрольная работа | 1 |
191 | Правописание имен прилагательных | 1 |
192 | Правописание имен прилагательных | 1 |
193 | Правописание имен прилагательных | 1 |
194 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Март» | 1 |
195 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | 1 |
196 | Правописание числительных | 1 |
197 | Правописание числительных | 1 |
198 | Правописание наречий | 1 |
199 | Правописание наречий | 1 |
200 | Категория состояния | 1 |
201 | Правописание местоимений | 1 |
202 | Итоговая контрольная работа | 1 |
203 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой контрольной работе | 1 |
204 | Повторение изученного по культуре речи | 1 |