СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку , Фгос "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку , Фгос "Школа России"»

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014г.).

Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:

1.Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 №08-548 «О Федеральном перечне учебников».

3.Федеральный государственный стандарт  основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897.

4.Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2014-2015, (распоряжение Министерства  образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр ( в ред. от 30.12.2010г. № 1235-мр).

5. Учебный план МОБУ ООШ №12 с. Червянка на 2017-2018 г

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


3. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов. В 4 классе - 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты


Обучающийся получит возможность научиться для формирова­ния следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положи­тельного отношения к школе, к изучению русского языка, ориен­тация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчиво­го учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных националь­но-культурных ценностей российского народа, его значения в про­цессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь яв­ляется показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за соб­ственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлеж­ности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических цен­ностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информацион­ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одно­классников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, свер­стниками в процессе выполнения совместной деятельности на уро­ке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятель­ности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятель­ности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осущест­вления и ставить новые учебные задачи; проявлять познаватель­ную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструк­циям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебни­ка, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во вну­треннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, това­рищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и раз­вивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различ­ные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведе­ние и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументиро­вать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной дея­тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации обще­ния и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие язы­ковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последова­тельность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для ре­шения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Познавательные УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой инфор­мации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов би­блиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных за­дач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе моде­ли, схемы, таблицы) представления информации для создания мо­делей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извле­кать необходимую информацию из текста художественного или по­знавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соот­ветствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графичес­кое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синте­за, обобщения, классификации по родовидовым признакам, уста­навливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рас­суждение, подводить факты языка под понятие на основе выделе­ния комплекса существенных признаков и их синтеза.



Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:


Ученик научится

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

– делить текст на части, озаглавливать части;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

– обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его

- склонять имена существительные в единственном числе;

- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;

- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;

- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.

- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;

-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;

- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;

- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;

- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;

- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;

- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.

- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;

- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;

- различать временные формы глагола;

- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;

- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;

- точно употреблять глаголы в предложении;

- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;

правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.


Ученик получит возможность научиться

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,

- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определенной орфограммой;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;

6. Содержание программы учебного курса

Раздел

Тема

Кол-во ч.

Содержание

Повторение

11ч

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).


Предложение

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Зна­ки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интона­ция перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без пере­числения), а, но. Интонация, знаки препинания при однород­ных членах с союзами и, а, но. Составление и запись пред­ложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное пред­ложение и предложение с однородными членами.


Слово в языке и речи

19ч

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео­логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связ­ной речи.

Имя существительное

41ч

Склонение имен существительных (повторение). Разви­тие навыка в склонении имен существительных и в распо­знавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и уп­ражнение в распознавании имен существительных 2-го скло­нения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен су­ществительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Озна­комление со способами проверки безударных падежных окон­чаний имен существительных (общее представление). Разви­тие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении па­дежных форм имен существительных с предлогом и без пред­лога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; рабо­тать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном чис­ле. Развитие навыка правописания окончаний имен существи­тельных во множественном числе. Формирование умений об­разовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; уро­жай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное

31 ч

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прила­гательных с именем существительным. Упражнение в рас­познавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и сред­него рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в един­ственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единствен­ном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во мно­жественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилага­тельных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение


Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склоне­ние личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, ме­ня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном упот­реблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол

32 ч

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании гла­голов по общему лексическому значению, в изменении гла­голов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представле­ние). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и чис­лам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мяг­кого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единствен­ного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаго­лы-исключения. Правописание безударных личных оконча­ний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознава­ние возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что де­лать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных гла­голах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правопи­сание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Разви­тие умения правильно употреблять при глаголах имена су­ществительные в нужных падежах с предлогами и без пред­логов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любо­ваться закатом, смотреть на закат).

Повторение

18ч






7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Темы разделов и подразделов

Максимальная нагрузка

Из них

Теорит. Часть

К/р

Повер.р

проекты

Развитие речи

1

Повторение

11

9

1







изл.-1


2

Предложение

9

5

1




1




соч.- 1

изл.-1

3

Слово в языке и речи

19

16

1





изл.-1

соч. - 1


4

Имя существительное

41

34

к.д. -2






1




соч. - 2

изл. – 2

5

Имя прилагательное

31

25

к.д.- 1





1





соч.-3

изл. -1


6

Местоимение

9

7

к.д.-1









Изл. – 1

7

Глагол

32

26

к.д. -1







1



изл. -3

соч. -1

8

Повторение

18

15

к.д-1





соч.-1

изл.-1


Итого

170

137

9


4

20



8. Описание материально-технического обеспечения

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин.

1

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

7

1

2

Наглядно-учебные пособия


1. Таблицы по русскому языку для 1-4 классов

2. Словарные слова для 1- 4 классов

3. Репродукции с описанием «Времена года»

4. Орфографические и толковые словари.




























































Календарно – тематическое планирование по русскому языку

4 класс (170 часов, 5 ч в неделю)

Дата

Тема

Количество часов

Домашнее задание

По плану

Факт

Повторение (11ч)

1



Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык

1

Упр. 2 с.6 – написать сочинение по пословице.

2



Язык и речь. Формулы вежливости.

1

Упр. 3 с. 7 – подготовить сообщение

3



Текст и его план.

1

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» - с.9

4



Обучающее изложение

1

Написать сочинение на тему «Мои каникулы»

5



Анализ изложения. Типы текстов

1

Упр. 11 с.12 написать сочинение на выбранную тему

6



Предложение как единица речи

1

Упражнение из р.т

7



Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

Упр.19 с.16

8



Диалог. Обращение

1

Сделать карточку: придумать или выписать из текстов худ. Литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения, знаки препинания пропустить.

9



Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

1


Упр. 27 с.20

10



Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Прочитать рубрику «Страничка для любознательных »- с.21 по желанию

11



Словосочетание

1

Упражнение из р.т

Предложение (9ч)

12



Однородные члены предложения (общее понятие)

1

Упр. 36 с. 28; упр. 37 с.29 – устно

13



Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Упр. 41 с.31

14



Знаки препинания в предложениях с однородными членами



1

Упр. 46 с.31

15



Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

1

Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с другими картинами И.И. Левитана

16



Наши проекты

1


17



Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного

1

Упр. 52 с.37

18



Сложное предложение и предложение с однородными членами



1

Задание из р.т.

19



Обучающее изложение

1

Задание из р.т

20



Контрольный диктант по теме «Предложение»

1


Слово в языке и речи (19ч)

21



Слово и его лексическое значение

1

Упр. 61 с.43

22



Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

1

Упр. 64 с.45, упр. 68 с.46

23



Синонимы, антонимы, омонимы

1

Упр. 73 с.48

24



Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов



1

Упр. 76 с.50 – составить рассказ

25



Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

Выучить определения частей слова с.52, упр. 81 с.53

26



Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

Упр. 85 с. 54 , выучить одну скороговорку

27



Состав слова. Распознавание значимых частей слова

1

Упр. 88 с.56

28



Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Упр. 93 с. 58; подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы

29



Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах

1

Упр.99 с.60; прочитать материал рубрики «Страничка для любознательных» - с.61

30



Правописание приставок и суффиксов

1

Упр. 105 с.63

31



Разделительный твёрдый и мягкий знаки

1

Упр. 109 с.66

32



Обучающее изложение

1

Задание из р.т

33



Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

Упр. 114 с.68

34



Склонение имён существительных и имен прилагательных



1

Упр. 120 с.71

35



Имя числительное. Глагол

1

Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы.

36



Наречие как часть речи

1

Упр.129 с.75

37



Правописание наречий

1

Упр. 133 с.77 – рассмотреть репродукцию картины В.М. Васнецова и устно ответить на вопросы.

38



Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с другими картинами В.М. Васнецова.

39



Контрольный диктант по теме «Части речи»

1

Задание 1 с.78 – индивидуально

Имя существительное (41ч)

40



Распознавание падежей имен существительных

1

Упр. 140 с.83

41



Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имен существительных

1

Подготовиться к словарному диктанту.

42



Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

Задание из р.т.

43



Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

1

Упр. 150 с.87; записать в словарик слово аллея, составить с ним предложение

44



Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

Сделать карточку: составить и записать шесть словосочетаний с сущ., в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы – указать падеж сущ-ых.

45



Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

1

Задание из р.т.

46



Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения



1

Задание из р.т.

47



Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

1

Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с друними картинами А.А. Пластова

48



2- склонение имен существительных

1

Упр. 165 с.94; записать в словарик слово агроном, составить с ним предложение.

49



Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения

1


Упр. 168 с.96

50



3-е склонение имен существительных

1

Упр. 172 с. 97

51



Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения



1

Упр. 176 с. 99

52



Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

Упр. 179 с.101

53



Обучающее изложение

1

Задание из р.т.

54



Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных

1

Упр. 183 с. 103

55



Именительный и винительный падежи

1

Упр. 190с.107

56



Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Упр.200 с.110

57



Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

Упр. 207 с.113

58



Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Упр. 210 с.114

59



Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

Упр.215 с.116

60



Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

Упр. 218 с.117

61



Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1

Придумать и записать словосочетания с именами сущ-ми в творительном падеже

62



Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

1

Упр. 226 с.120

63



Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

Сделать карточку: написать десять словосочетаний с именами сущ-ми 1,2 и 3 –го склонения в предложном падеже с пропущенными окончаниями. На обратной стороне карточки написать окончания.

64



Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

Упр. 232 с. 123

65



Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1


Упр. 238 с. 126

66



Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1

Упр. 242 с. 128 – составить текст на тему «Берегите лес от пожара»

67



Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

1

Упр. 246 с.130

68



Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»



1

Переписать сочинение на чистовик; записать в словарик слово портрет, составить с ним предложение

69



Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

1


70



Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

Выписать из учебника литературного чтения одну строфу стихотворения с именами существительными с безударными падежными окончаниями, определить падеж и склонение имен существительных.

71



Склонение имен существительных во множественном числе



1

Упр. 252 с.132

72



Именительный падеж имен существительных множественного числа

1

Упр. 254 с.133 – списать слова, поставить ударение, запомнить произношение.

73



Родительный падеж имен существительных

множественного числа

1

Упр. 261 с. 136

74



Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа

1

Упр. 262 с.137; записать в словарик слово газета, составить с ним предложение

75



Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

1

Упр. 271 с.140

76



Обучающее изложение

1

Задание из р.т

77



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе

1

Упр. 275 с.142

78



Контрольный диктант за первое полугодие

1


79



Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа

1

Задания 1,2 с.143

80



Наши проекты

1


Имя прилагательное (31ч)

81



Имя прилагательное как часть речи

1

Упр. 5 с.6

82



Род и число имен прилагательных

1

Упр. 13 с.9; записать в словарик слова электростанция, электровоз, электричество, электрический, составить с ними предложение.

83



Описание игрушки

1

Оформить сочинение на листе для выставки

84



Склонение имен прилагательных

1

Упр. 20 с.12

85



Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»»

1

Переписать сочинение на чистовик; упр. 21 с.13 – выполнить грамматические разборы

86



Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Упр. 28 с.17

87



Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

Упр. 31 с.18; записать в словарик слово правительство.

88



Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

Упр. 37 с.20

89



Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

1

Упр. 41 с.21

90



Именительный, винительный, родительный падежи

1

Упр. 49 с.24; записать в словарик слова космос, космический , составить с ними предложения.

91



Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

Упр. 54 с. 26

92



Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Упр. 56 с.26-27

93



Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты

1

Выполнить проект

94



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

Индивидуальные задания на карточках

95



Склонение имен прилагательных женского рода

1

Упр. 59 с.29

96



Именительный и винительный падежи имен

прилагательных женского рода

1

Упр. 64 с.31

97



Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода

1

Задание из р.т

98



Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода



1

Упр. 75 с. 35

99



Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных

1

Упр. 76 с. 36

100



Изложение описательного текста

1


101



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных

1

Упр. 79 с. 37

102



Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

Упр. 83 с.39

103



Сочинение – отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»



1

Переписать сочинение на чистовик; упр. 85 с.40 – выполнить разбор слов как частей речи

104



Именительный и винительный падежи имен

прилагательных множественного числа

1

Упр. 89 с. 42

105



Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

1


Упр. 93 с. 44; записать в словарик слово ботинки, составить с ним предложение.

106



Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа

1


Упр. 99 с.46 – подготовится к изложению

107



Обобщение по теме «имя прилагательное»

1

Упр. 104 с.48

108



Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря

«Февральская лазурь»

1

Переписать сочинение на чистовик

109



Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний

1


Задание 2 с.50

110



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1



111



Анализ контрольного диктанта. Повторение

1


Индивидуальные задания на карточках

Местоимение (9ч)

112



Местоимение как часть речи

1

Упр. 111 с.53

113



Личные местоимения

1

Упр. 117 с.55

114



Изменения личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам

1

Упр. 124 с.59

115



Изменения личных местоимений 3-го лица по падежам

1

Упр. 131 с.62

116



Изменение личных местоимений по падежам

1

Упр. 136 с.64

117



Изложение повествовательного текста с элементами описания

1

Упр. 137 с. 65; упр. 138 с. 65 – выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи

118



Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»

1


Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Местоимение»

119



Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1


120



Анализ контрольного диктанта. Повторение

1


Индивидуальные задания на карточках

Глагол (32ч)

121



Роль глаголов в языке


Упр. 145 с. 70; записать в словарик слова гореть, сверкать , составить с ними предложения

122



Изменение глаголов по временам

1


123



Неопределенная форма глагола

1

Упр. 153 с. 74

124



Неопределенная форма глагола

1

Упр. 156 с. 75

125



Изменение глаголов по временам

1

Упр. 161 с.78

126



Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

Записать в словарик слова сверху, снизу, составить с ними предложения

127



Анализ изложения. Спряжение глаголов

1

Упр. 166 с.82

128



Спряжение глаголов

1

Упр. 170с.84

129



2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

Упр. 177 с.87

130



Сочинение по картине И.И. Левитана «Веса. Большая вода»

1

Переписать сочинение на чистовик; упр. 176 с. 86

131



I и II спряжение глаголов настоящего времени

1

Найти и выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аукает…» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число

132



I и II спряжение глаголов будущего времени

1

Упр. 188 с. 91

133



Наши проекты

1

Выполнить проектную работу

134



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Упр. 194 с.95

135



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Упр. 201 с. 99

136



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Упр. 205 с.100

137



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Упр. 206 с. 100

138



Возвратные глаголы

1

Упр. 213 с. 103; записать в словарик слово командир, составить с ним предложение.

139



Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

1

Упр. 219 с.105

140



Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

1

Упр. 224 с.107

141



Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

1

Найти пословицы и поговорки с глаголами I и II спряжения настоящего и будущего времени с безударными окончаниями

142



Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Упр. 233 с.111

143



Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Упр. 236 с.112

144



Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

Найдите в стихотворении глаголы, определите время, лицо, число, род

145



Изложение повествовательного текста по вопросам

1

Упр. 241 с.114 – выполнить грамматические разборы; упр. 242 с. 114

146



Контрольный диктант по теме «Глагол»

1


147



Анализ контрольного диктанта. Повторение

1

Индивидуальные задания на карточках

148



Обобщение по теме «Глагол»

1

Упр. 246 с. 116 составить устный рассказ на предложенные в упражнении темы.

149



Обобщение по теме «Глагол»

1

Упр. 250 с.117

150



Изложение повествовательного текста

1

Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол»

151



Проверка знаний по теме «Глагол»

1


152



Анализ изложения, тестовой работы. Повторение

1

Индивидуальные задания на карточках

Повторение (18ч)

153



Язык. Речь. Текст

1

Упр. 259 с.123

154



Предложение и словосочетание



1

Дополните словосочетания так, чтобы получились предложения. Составьте из них текст

155



Предложение и словосочетание



1

Найти в учебнике литературного чтения и выписать четыре предложения с однородными членами, указать названия произведений и авторов

156



Предложение и словосочетание



1

Упр. 273 с.127

157



Лексическое значение слова

1

Упр. 277 с.129

158



Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» »

1

Переписать сочинение на чистовик; упр. 278 с. 129 – выполнить грамматические разборы

159



Состав слова

1

Упр. 283 с. 131 ;

160



Состав слова

1

Выпишите из текста шесть слов с приставками и шесть слов с предлогами

161



Состав слова

1

Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»

162



Состав слова

1

Упр. 291 с.134

163



Части речи

1

Упр. 297 с. 136

164



Части речи

1

Упр. 308,309 с. 139

165



Изложение повествовательного текста по цитатному плану

1

Упр. 311 с. 140 упр. 312 с.141

166



Анализ изложения. Части речи

1

Упр. 322 с. 143

167



Итоговый контрольный диктант

1


168



Анализ контрольного диктанта. Повторение



1


169



Звуки и буквы

1


170



Игра «По галактике Частей Речи»

1








































9. Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.

№ изменений

Дата

Страница с изменениями

Основание для внесения изменений

Содержании о корректировке разделов, тем

подпись