СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс Сонин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п. Березовый, Фундамен­тального ядра содержания общего образования, в соответствии с авторской программой основного общего образования по биологии в 6-9 классах. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова./ Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология 5-11 классы, составитель И.Б. Морзунова, Москва: Дрофа 2011.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Программы развития и фор­мирования универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.

Целью биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает уча­щимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитар­ных дисциплин, природы и общества.

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные задачи курса:

– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

– отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми ценностями общества;

– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе зна­комства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, экс­перимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органичес­ки вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и курса «Общая биология» в 9 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 -9 классах выделяется 140 часов из федерального компонента, по 2 часа в неделю (70 часов в 8-ом и 70 часов в 9-ом классах).

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
























Учебно-методический комплекс

9 класс

  1. Учебник. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности». 9 класс.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс

  3. Методическое пособие к учебнику С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности». 9 класс.































Содержание курса 9 класс

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.


Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле (21 час)

Тема 1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2

Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.

Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

Лабораторные и практические работы

Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8

Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

РАЗДЕЛ 2

Структурная организация живых организмов (10 часов)

Тема 2.1

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3

Строение и функции клеток (5 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.

Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.

Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

РАЗДЕЛ 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1

Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.

Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

РАЗДЕЛ 4

Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 4.1

Закономерности наследования признаков (10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2

Закономерности изменчивости (6 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.

Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.

Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.


РАЗДЕЛ 5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)

Тема 5.1

Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2

Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па­мятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

Практическая работа

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Заключение (2 час)





















Тематическое планирование

9 класс

1

Введение

1


Определять место биологии в

системе наук.

Оценивать вклад

различных учёных-биологов в

развитие науки биологии

Методы биологических

исследований. Значение

биологии

Выделять основные методы

биологических исследовании.

Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами;

- строить речевые высказывания и ставить вопросы;

Личностные:

- различать виды ответственности внутри своей учебной работы;

- осваивать новые виды деятельности;

Регулятивные:

Умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные:

- добывать, перерабатывать и представлять информацию;

- оформлять результаты исследования и представлять их;

- осознавать познавательную задачу.



2

Эволюция живого мира на Земле

21

Л.Р.№1 «Приспособленность организмов к среде обитания».

Л.Р.№2 «Морфологический критерий вида».

Контрольная работа №1 «Эволюция живого мира на Земле».

Оценивать вклад Ч. Дарвина в

развитие биологических наук и

роль эволюционного учения.

Объяснять сущность

эволюционного подхода к

изучению живых организмов, значение биологического

разнообразия для сохранения

биосферы, причины

многообразия видов

Выделять существенные

признаки стадий

видообразования, основные этапы в процессе возникновения и

развития жизни на Земле

Различать

формы видообразования.

Формулировать, аргументировать и отстаивать

своё мнение. При работе в паре

или группе обмениваться с

партнёром важной информацией,

участвовать в обсуждении

3

Структурная организация живых организмов

10

Л.Р.№3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Л.Р.№4 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках».

Контрольная работа № 2 «Химическая организация клетки».

Определять предмет, задачи и

методы исследования цитологии

как науки. Объяснять значение

цитологических исследований

для развития биологии и других

биологических наук

Объяснять значение клеточной

теории для развития биологии

Сравнивать химический состав

живых организмов и тел

неживой природы, делать

выводы на основе сравнения.

Объяснять роль неорганических

и органических веществ в клетке

Характеризовать клетку как

структурную единицу живого.

Выделять существенные

признаки строения клетки.

Различать на таблицах и готовых

микропрепаратах основные

части и органоиды клетки.

Наблюдать и описывать клетки

на готовых микропрепаратах

4

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

Контрольная работа №3 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Определять самовоспроизведение

как всеобщее свойство живого.

Выделять существенные

признаки процесса размножения,

формы размножения.

Определять

митоз как основу бесполого

размножения и роста

многоклеточных организмов, мейоз как основу

полового размножения

многоклеточных организмов, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Объяснять биологическое

значение митоза и мейоза, процесса оплодотворения

Сравнивать митоз и мейоз

Оценивать влияние факторов

внешней среды на развитие

зародыша.



5

Наследственность и изменчивость организмов

20

П/р № 1. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Л/Р № 5. « Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и кривой».


Определять главные задачи

современной генетики, основные признаки фенотипа и генотипа.

Оценивать вклад учёных в

развитие генетики как науки

Выделять основные методы

исследования наследственности и изменчивости

Объяснять основные положения

хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и

наследование признаков, сцепленных с полом

6

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

5

Контрольная работа № 4 по теме «Биосфера, ее структура и функции».

Определять главные задачи

современной экологии, существенные признаки влияния экологических факторов на организмы.

Выделять основные методы экологических исследований. существенные признаки экологических факторов.

Проводить биологические

исследования и делать выводы на

основе полученных результатов











Планируемые результаты

Выпускник научиться:

Выпускник получит возможность научиться:

Раздел «Человек и его здоровье»

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.


• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Раздел «Общие биологические закономерности»

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.




















Контроль и оценка планируемых результатов


Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Инструментарий оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, кейс, тестового контроля


Нормы оценки знаний учащихся по биологии за устный ответ

Оценка 5:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4:

Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.


Нормы оценки за выполнение теста учащимися по биологии

% выполнения

0-35

36-60


61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максималь-ное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5



  • Минимальное количество – 10 слайдов

10



  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5



СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

5



  • Вставка графиков и таблиц

15



  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

15



  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5



ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан, идеи ясно изложены и структурированы

10



  • Слайды представлены в логической последовательности

10



  • Красивое оформление презентации

5



  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5



ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90





Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся


Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.


Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.










Календарно-тематическое планирование 9 класс



Тема раздела, тема урока.

Кол-во часов

Сроки

Лабораторные работы

Цели, задачи

Новые термины

Региональный компонент


1.

Введение. Биология – наука о жизни.

1



Дать представление о предмете, методах и теориях биологии; показать практическое значение биологических знаний в н\р хоз-ве и формировании научного мировоззрения.



I

Эволюция живого мира на земле.

18 + 1 ч. резервное время

2.

Многообразие живого мира.

1



Систематизировать ранее изученный материал по многообразию живого мира на земле.

Филогенез, эволюция.

Систематика видов растений и животных Красной книги ДВ.

3.

Основные свойства живых организмов

1



Систематизировать знания о сущности жизни и уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь; сформировать умение распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи.




Основные свойства живого.


4.

Развитие биологии в додарвиновский период.

1



Познакомить с деятельностью ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея для понимания развития органического мира.

Таксон, система, иерархия.


5.

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

1



Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея для понимания развития органического мира.



6.

Научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина.

1



Охарактеризовать научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина.












Эмбриология, палеонтология.


7.

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1



Раскрыть сущность учения Ч. Дарвина об искусственном отборе как основе формирования эволюционной теории.

Селекция, породы животных, сорта растений, мутации.


8.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

1



Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.



9.

Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора.

1



Продолжить расширять знания о многообразии видов в природе; сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания; на конкретных примерах показать относительный характер приспособленности.

Мимикрия.


10.

«Приспособленность организмов к среде обитания».

1


Лабораторная работа № 1.




11.

Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.

1



Продолжить формирование понятия «вид», изучив его критерии и структуру.

Микроэволюция, уровни организации живой материи, дискретность, репродукция, гибрид.








12.

Лабораторная работа № 2 «Морфологический критерий вида».

1


Л/Р № 1. Морфологический критерий вида.

Конкретизировать знания о виде на основе изучения морфологического критерия; закрепить умение составлять описательную характеристику растения.






13.

Макроэволюция. Главные направления эволюции.

1



Дать понятия «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс»; изучить основные направления эволюции, ведущие к биологическому прогрессу, и показать их соотношение; рассмотреть основные направления эволюции на конкретных примерах.

Макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.


14.

Общие закономерности биологической эволюции.

1



Показать общие закономерности биологической эволюции, охарактеризовать дивергенцию и конвергенцию на макроэволюционном уровне, углубив знания о результатах эволюции.





Конвергенция, дивергенция


15.

Контрольная работа № 1 по теме «Эволюция живого мира на Земле».

1



Систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развитии биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования.



16.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

1



Познакомить с современными представлениями о возникновении жизни на Земле.

Гипотеза, теория.


17.

Жизнь в архейскую и протерозойскую эру.

1



Изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру, выделив главные ароморфозы – фотосинтез, многочисленность, половой процесс и показать их значение в дальнейшем развитии живого мира.

Диплоидность.


18.

Жизнь в палеозойскую эру.

1



Изучить особенности проявления жизни на Земле в палеозойскую эру, выделив главные направления дальнейшей эволюции растений и животных.


Псилофиты.


19.

Жизнь в мезозойскую эру.

1



Изучить особенности проявления жизни на Земле в мезозойскую эру; продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного мира мезозоя.



20.

Жизнь в кайнозойскую эру.

1



Продолжить систематизировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на примере кайнозойской эры, характеризуя важнейшие идиодаптации растительного и животного мира.



II

Структурная организация живых организмов.

10+6 часов резервного времени

21.

Клеточная теория строения организмов.

1



Изучить основные положения клеточной теории – одного из трех великих открытий 19 века, наряду с эволюционной теорией Ч. Дарвина и законом сохранения и превращения энергии, раскрыв ее значимость для доказательства единства живой природы.








22.

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом..

1


Л/Р № 3.

Дать представление о цитологии – науки о строении, функциях, химической организации клеток организмов различных царств живой природы, ее методах, содержании; закрепить умение пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты, находить на них структурные компоненты клетки и делать рисунки.



23.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества.

1



Конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение и функции в процессах жизнедеятельности клетки.

Полярность молекул, водородные связи, ковалентные связи, катализаторы.


24.

Химическая организация клетки. Органические вещества – белки.

1



Изучить особенности строения и функции белков – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле.






25.

Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.



Л/Р № 4

Развивать умение самостоятельной работы с лабораторным оборудованием; обобщать и делать выводы;



26.

Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды.

1



Продолжить конкретизировать положения клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере органических веществ – углеводов и липидов; изучить особенности их строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма.



27.

Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты.

1



Изучить особенности строения и функций нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение, передачу наследственной информации, являющихся вмести с белками основой живых тел, существующих на Земле.

Нуклеотид, ДНК, РНК.


28.

Контрольная работа № 2 по теме «Химическая организация клетки».

1



Проверить знания по теме «Химическая организация клетки»



29.

Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана.

1



Охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, ее функции и способы поступления веществ в клетку.

Органеллы, прокариоты, эукариоты.


30.

Цитоплазма и ее органоиды.

1



Конкретизировать положения клеточной теории о том, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов на основе изучения строения и функций ее главных составных частей.

Пиноцитоз, фагоцитоз.


31.

Клеточное ядро.

1



Изучить строение и функции ядра – важнейшего компонента клеток растений, животных. Грибов; сформировать умение объяснять роль ядра в хранении и использовании наследственной информации.



32.

Прокариотическая клетка.

1



Расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки; продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее и различное, формировать выводы.

Клеточная мембрана, клеточная стенка,спорообразование, дыхание, брожение.


33.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен.

1



Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве живых организмов; дать характеристику процессу диссимиляции, в результате которого живые организмы получают энергию, обеспечивающую все процессы их жизнедеятельности.

Диссимиляция, АТФ.


34.

Пластический обмен. Синтез белка.

1



Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве живых организмов; дать характеристику процессу ассимиляции, который обеспечивает клетку и организм в целом пластическим материалом.

ассимиляция,


35.

Обмен веществ растительной клетки.

1



Расширить и углубить знания об обмене веществ на основе изучения способов питания организмов (автотрофном и гетеротрофном); дать характеристику фотосинтеза как примера пластического обмена у растений, обсудить его значение для живой природы.

Фотосинтез, хемосинтез.


36.

Обобщающий урок по теме « Обмен веществ»

1



Обобщить знания учащихся по теме «Обмен веществ»



III

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5+1 час резервного времени

37.

Бесполое размножение организмов. Митоз.

1



Расширить и углубить знания о размножении как одном из свойств живых организмов на примере бесполого размножения и определять их биологическую роль.









38.

Половое размножение организмов. Мейоз.

1



Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – ведущей формы размножения в органическом мире; изучить развитие половых клеток животных; раскрыть сущность мейоза – способа деления клетки, с помощью которого образуется и половые клетки.

Сперматозоиды, яйцеклетка, овогенез, сперматогенез, овоциты, мейоз.


39.

Развитие половых клеток.

1



Изучить развитие половых клеток, показать их различия и сходства в строении и функциях.



40.

Онтогенез. Эмбриональное развитие.

1



Продолжить формирование умений об индивидуальном развитии организмов, изучить эмбриональный период их развития; сформировать умения характеризовать этапы эмбрионального развития на основе цитологических знаний.

Эмбриональное развитие, дробление, бластула, бластоцель, гаструляция, гаструла, органогенез, экто-, мезо-, энтодерма.


40.

Онтогенез. Постэмбриональное развитие.

1



Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики постэмбрионального периода.

Метаморфоз, личинка.


41.

Контрольная работа №3 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1



Проконтролировать знания по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».



IY

Наследственность и изменчивость организмов.

8+4 часа резервное время

41.

Генетика как наука. Основные понятия генетики.

1



Сформировать представление о генетике как о науке, о закономерностях наследственности и изменчивости, ее роли в развитии биологической науки.








гомозигота, гетерозигота, ген, аллельные гены, признак доминантный и рецессивный, генотип, фенотип.


42.

Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя.

1



Сформировать представления о гибридологическом методе изучения наследственности, предложенного Г. Менделем; показать его достоинства в определении закономерностей передачи наследственных признаков организмами.

Гибридизация, гибрид, чистые линии, альтернативные признаки.


43.

Второй закон Менделя.

Неполное доминирование

1



Сформировать знания о моногибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования с использованием знаний по цитологии. Основных понятий генетики; начать формирование умения записывать схемы скрещивания.

Моногибридное скрещивание, закон доминирования, гаплоидный и диплоидный набор, неполное доминирование, гипотеза чистоты гамет.


44.

Решение генетических задач.

1


П/р № 1. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное скрещивание; записывать условия задачи, ее решение, ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики.



45.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1



Сформировать знания о дигибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования с использованием знаний по цитологии. Основных понятий генетики; начать формирование умения записывать схемы скрещивания.

Дигибридное скрещивание.


46.

Анализирующее скрещивание.

1



Расширить изучение наследования признаков на примере анализирующего скрещивания, позволяющего определять генотип неизвестной особи.

анализирующее скрещивание.


47.

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



Дать представление о генетике человека как о науке, ее предмете, методах, задачах, проблемах; продолжить формирование умения объяснять результаты наследования признаков с использованием знаний по цитологии и генетике.

Первичные и вторичные половые признаки, аутосомы, половые хромосомы, дальтонизм, гемофилия.

Медико-генетическая служба края и ее роль в профилактики наследственных патологий.

48.

Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков».

1



Обобщить знания по теме «Закономерности наследования признаков».



49.

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость.

1



Продолжить формирование представлений об основных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости, умений объяснять наследственную изменчивость на основе цитологических и генетических знаний.

Изменчивость, мутации, кроссинговер, кариотип, полиплоидия.


50.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

1



Продолжить формирование знаний об изменчивости, одном из основных свойств живых организмов, на примере фенотипической изменчивости; сформировать умение определять статистический характер этих изменений.






Фенотип, норма реакции, факторы внешней среды.


51.

Изменчивость организмов.

1


Л/Р № 5. « Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и кривой».

Закрепить знания об изменчивости организмов, научиться находить признаки изменчивости у натуральных объектов.



52.

Селекция организмов.

1



Продолжить формирование знаний о закономерностях наследственности и изменчивости применительно к практической деятельности человека по выведению новых сортов растений и пород животных; сформировать представление о селекции как о науке, связи ее с другими биологическими науками, особенностях селекции растений и животных.

Селекция, генофонд, сорт, порода, полиплоиды, интерферон, инсулин.

Селекционные работы в крае. Ученые-селекционеры края и их достижения.

Y

Взаимоотношения организма и среды.

12+3 час резервное время

53.

Экология как наука.

1



Сформировать представления об экологии как науке, о взаимоотношении организмов между собой и окружающей средой.


Экология.


54.

Структура биосферы.

1



Продолжить формирование знаний об уровнях организации природы на примере биосферного; изучить структуру и функцию биосферы.

Биосфера, живое, биогенное, косное, биокосное вещество, биогенные элементы, микроэлементы.


55.

Круговорот веществ в природе.

1



Продолжить формирование знаний о главной функции биосферы – круговороте химических элементов, продолжить развитие умения характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора.

Хемосинтез.


56.

Биогеоценоз.

1



Продолжить формирование знаний об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического уровня; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры, роли В. Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах.



Биогеоценоз.

Экосистемы края и приспособленность популяций различных видов к жизни в них.

57.

Биоценоз.

1



Продолжить формирование знаний об уровнях организации живой природы на примере биоценотического уровня, сформулировать представление о биоценозе, его структуре; цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды.

Биоценоз.


58.

Абиотические факторы.

1



Систематизировать знания о влиянии абиотических факторов – света, температуры, влажности – на живые организмы и их приспособленности к этим факторам; продолжить формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний.

Абиотические факторы, растения светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые.


59-60.

Биотические факторы.

Взаимоотношения между организмами.

2



Систематизировать знания о типах взаимоотношений живых организмов между собой; сформировать умение определять типы отношений у организмов разных систематических групп.

Биотические факторы.


61.

Контрольная работа № 4 по теме «Биосфера, ее структура и функции».

1



Проконтролировать знания по теме «Биосфера, ее структура и функции».



62.

Биосфера и человек. Антропогенные факторы.

1



Продолжить формирование знаний об экологических факторах среды на примере антропогенного; сформировать представление о взаимодействии факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решение по их охране.

Антропогенные факторы.

Изменение среды обитания организмов на территории края под воздействием антропогенного фактора.

62.

Природные ресурсы и их использование.

1



Сформировать представление о природно-ресурсных возможностях окружающей среды, умение оценивать их состояние и принимать решение по их охране.



63.

Проблемы экологии.

1



Сформулировать целостное представление о проблемах экологии на глобальном, региональном и локальном уровнях, возможных путях их решения; продолжить ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей среды.

Экология.

Сохранение и восстановление экосистемы, охрана популяций и видов.

64.

Эволюция биосферы. Ноосфера.

1



Сформировать представление об этапах эволюции биосферы.

Ноосфера.


65.

Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

1



Обобщить знания учащихся по теме «Основы экологии».



66.

Итоговое тестирование за курс «Общие закономерности».

1






2 часа - резервное время.



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология  / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников. Созданных под руководством Н.И. Сонина 5-11 классы – М.: Дрофа, 2011.

3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г..

4. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.

5. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.

6. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.

7. Т.А..Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2009 г.

8. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.

9.С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2006-2010 г..

Информационные ресурсы:

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11.

2.Биология .9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику.