СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии 9 класс Сонин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ п. Березовый, Фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с авторской программой основного общего образования по биологии в 6-9 классах. Авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова./ Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология 5-11 классы, составитель И.Б. Морзунова, Москва: Дрофа 2011.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фундаментальные идеи биологии – эволюции и системной организации живой природы – на стадии их формирования.
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные задачи курса:
– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
– отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы. Ценностный компонент органически вплетается в учебную информацию, придаёт ей яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно-этический или эстетический смысл.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и курса «Общая биология» в 9 классе основной общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 -9 классах выделяется 140 часов из федерального компонента, по 2 часа в неделю (70 часов в 8-ом и 70 часов в 9-ом классах).
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.
Учебно-методический комплекс
9 класс
Учебник. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности». 9 класс.
Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс
Методическое пособие к учебнику С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин «Биология. Общие закономерности». 9 класс.
Содержание курса 9 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2
Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Заключение (2 час)
Тематическое планирование
9 класс | |||||
1 | Введение | 1 |
| Определять место биологии в системе наук. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии Методы биологических исследований. Значение биологии Выделять основные методы биологических исследовании. Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира | Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнерами; - строить речевые высказывания и ставить вопросы; Личностные: - различать виды ответственности внутри своей учебной работы; - осваивать новые виды деятельности; Регулятивные: Умение ставить цель, определять задачу, соотносить поставленную цель и условия ее достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: - добывать, перерабатывать и представлять информацию; - оформлять результаты исследования и представлять их; - осознавать познавательную задачу.
|
2 | Эволюция живого мира на Земле | 21 | Л.Р.№1 «Приспособленность организмов к среде обитания». Л.Р.№2 «Морфологический критерий вида». Контрольная работа №1 «Эволюция живого мира на Земле». | Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, причины многообразия видов Выделять существенные признаки стадий видообразования, основные этапы в процессе возникновения и развития жизни на Земле Различать формы видообразования. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении | |
3 | Структурная организация живых организмов | 10 | Л.Р.№3 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом» Л.Р.№4 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках». Контрольная работа № 2 «Химическая организация клетки». | Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Объяснять значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук Объяснять значение клеточной теории для развития биологии Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке Характеризовать клетку как структурную единицу живого. Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах | |
4 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | Контрольная работа №3 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого. Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения. Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов, уровни приспособления организма к изменяющимся условиям среды Объяснять биологическое значение митоза и мейоза, процесса оплодотворения Сравнивать митоз и мейоз Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.
| |
5 | Наследственность и изменчивость организмов | 20 | П/р № 1. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». Л/Р № 5. « Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и кривой».
| Определять главные задачи современной генетики, основные признаки фенотипа и генотипа. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки Выделять основные методы исследования наследственности и изменчивости Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности. Объяснять хромосомное определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом | |
6 | Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | Контрольная работа № 4 по теме «Биосфера, ее структура и функции». | Определять главные задачи современной экологии, существенные признаки влияния экологических факторов на организмы. Выделять основные методы экологических исследований. существенные признаки экологических факторов. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов
|
Планируемые результаты
Выпускник научиться: | Выпускник получит возможность научиться: |
Раздел «Человек и его здоровье» | |
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость; • применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
| • использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. |
Раздел «Общие биологические закономерности» | |
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности; • использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. | • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
|
Контроль и оценка планируемых результатов
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Инструментарий оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, кейс, тестового контроля
Нормы оценки знаний учащихся по биологии за устный ответ
Оценка 5:
Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.
Оценка 4:
Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка 3:
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.
Оценка 2:
Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Нормы оценки за выполнение теста учащимися по биологии
% выполнения | 0-35 | 36-60
| 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ | Максималь-ное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
| 5 |
|
|
| 10 |
|
|
| 5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ | |||
| 5 |
|
|
| 15 |
|
|
| 15 |
|
|
| 5 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ | |||
| 10 |
|
|
| 10 |
|
|
| 5 |
|
|
| 5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 |
|
|
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.
| Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы
| Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ | Тема раздела, тема урока. | Кол-во часов | Сроки | Лабораторные работы | Цели, задачи | Новые термины | Региональный компонент
|
1. | Введение. Биология – наука о жизни. | 1 |
|
| Дать представление о предмете, методах и теориях биологии; показать практическое значение биологических знаний в н\р хоз-ве и формировании научного мировоззрения. |
|
|
I | Эволюция живого мира на земле. | 18 + 1 ч. резервное время | |||||
2. | Многообразие живого мира. | 1 |
|
| Систематизировать ранее изученный материал по многообразию живого мира на земле. | Филогенез, эволюция. | Систематика видов растений и животных Красной книги ДВ. |
3. | Основные свойства живых организмов | 1 |
|
| Систематизировать знания о сущности жизни и уровнях ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь; сформировать умение распределять биологические понятия, термины по соответствующим уровням организации живой материи.
| Основные свойства живого. |
|
4. | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 |
|
| Познакомить с деятельностью ученых разных периодов человеческой истории, объясняющих разнообразие живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея для понимания развития органического мира. | Таксон, система, иерархия. |
|
5. | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 |
|
| Продолжить изучение взглядов ученых на живую природу, причины разнообразия живых организмов; раскрыть сущность взглядов К. Линнея для понимания развития органического мира. |
|
|
6. | Научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 |
|
| Охарактеризовать научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина.
| Эмбриология, палеонтология. |
|
7. | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 |
|
| Раскрыть сущность учения Ч. Дарвина об искусственном отборе как основе формирования эволюционной теории. | Селекция, породы животных, сорта растений, мутации. |
|
8. | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 |
|
| Изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции. |
|
|
9. | Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. | 1 |
|
| Продолжить расширять знания о многообразии видов в природе; сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания; на конкретных примерах показать относительный характер приспособленности. | Мимикрия. |
|
10. | «Приспособленность организмов к среде обитания». | 1 |
| Лабораторная работа № 1. |
|
|
|
11. | Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. | 1 |
|
| Продолжить формирование понятия «вид», изучив его критерии и структуру. | Микроэволюция, уровни организации живой материи, дискретность, репродукция, гибрид.
|
|
12. | Лабораторная работа № 2 «Морфологический критерий вида». | 1 |
| Л/Р № 1. Морфологический критерий вида. | Конкретизировать знания о виде на основе изучения морфологического критерия; закрепить умение составлять описательную характеристику растения.
|
|
|
13. | Макроэволюция. Главные направления эволюции. | 1 |
|
| Дать понятия «макроэволюция», «биологический прогресс», «биологический регресс»; изучить основные направления эволюции, ведущие к биологическому прогрессу, и показать их соотношение; рассмотреть основные направления эволюции на конкретных примерах. | Макроэволюция, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. |
|
14. | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 |
|
| Показать общие закономерности биологической эволюции, охарактеризовать дивергенцию и конвергенцию на макроэволюционном уровне, углубив знания о результатах эволюции.
| Конвергенция, дивергенция |
|
15. | Контрольная работа № 1 по теме «Эволюция живого мира на Земле». | 1 |
|
| Систематизировать знания учащихся об эволюции живого мира на Земле, ее результатах и значении для развитии биологической науки; проверить сформированность умений определять изменчивость у растений и животных, их таксономические категории, черты приспособленности к определенным условиям существования. |
|
|
16. | Современные представления о возникновении жизни на Земле. | 1 |
|
| Познакомить с современными представлениями о возникновении жизни на Земле. | Гипотеза, теория. |
|
17. | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. | 1 |
|
| Изучить особенности проявления жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру, выделив главные ароморфозы – фотосинтез, многочисленность, половой процесс и показать их значение в дальнейшем развитии живого мира. | Диплоидность. |
|
18. | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 |
|
| Изучить особенности проявления жизни на Земле в палеозойскую эру, выделив главные направления дальнейшей эволюции растений и животных.
| Псилофиты. |
|
19. | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 |
|
| Изучить особенности проявления жизни на Земле в мезозойскую эру; продолжить формирование понятия «главные направления эволюции» на примере развития растительного мира мезозоя. |
|
|
20. | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 |
|
| Продолжить систематизировать знания о закономерностях развития жизни на Земле на примере кайнозойской эры, характеризуя важнейшие идиодаптации растительного и животного мира. |
|
|
II | Структурная организация живых организмов. | 10+6 часов резервного времени | |||||
21. | Клеточная теория строения организмов. | 1 |
|
| Изучить основные положения клеточной теории – одного из трех великих открытий 19 века, наряду с эволюционной теорией Ч. Дарвина и законом сохранения и превращения энергии, раскрыв ее значимость для доказательства единства живой природы.
|
|
|
22. | Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.. | 1 |
| Л/Р № 3. | Дать представление о цитологии – науки о строении, функциях, химической организации клеток организмов различных царств живой природы, ее методах, содержании; закрепить умение пользоваться микроскопом, рассматривать микропрепараты, находить на них структурные компоненты клетки и делать рисунки. |
|
|
23. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 1 |
|
| Конкретизировать положение клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере неорганических веществ: воды и минеральных солей; изучить их строение и функции в процессах жизнедеятельности клетки. | Полярность молекул, водородные связи, ковалентные связи, катализаторы. |
|
24. | Химическая организация клетки. Органические вещества – белки. | 1 |
|
| Изучить особенности строения и функции белков – органических веществ, составляющих основу всего живого на Земле.
|
|
|
25. | Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. |
|
| Л/Р № 4 | Развивать умение самостоятельной работы с лабораторным оборудованием; обобщать и делать выводы; |
|
|
26. | Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды. | 1 |
|
| Продолжить конкретизировать положения клеточной теории о сходстве химического состава клеток всех живых организмов на примере органических веществ – углеводов и липидов; изучить особенности их строения и функций в процессах жизнедеятельности клеток и организма. |
|
|
27. | Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты. | 1 |
|
| Изучить особенности строения и функций нуклеиновых кислот, отвечающих за хранение, передачу наследственной информации, являющихся вмести с белками основой живых тел, существующих на Земле. | Нуклеотид, ДНК, РНК. |
|
28. | Контрольная работа № 2 по теме «Химическая организация клетки». | 1 |
|
| Проверить знания по теме «Химическая организация клетки» |
|
|
29. | Строение клеток эукариот. Клеточная мембрана. | 1 |
|
| Охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны растений, животных, грибов, ее функции и способы поступления веществ в клетку. | Органеллы, прокариоты, эукариоты. |
|
30. | Цитоплазма и ее органоиды. | 1 |
|
| Конкретизировать положения клеточной теории о том, что клетка является структурно-функциональной единицей всех живых организмов на основе изучения строения и функций ее главных составных частей. | Пиноцитоз, фагоцитоз. |
|
31. | Клеточное ядро. | 1 |
|
| Изучить строение и функции ядра – важнейшего компонента клеток растений, животных. Грибов; сформировать умение объяснять роль ядра в хранении и использовании наследственной информации. |
|
|
32. | Прокариотическая клетка. | 1 |
|
| Расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки; продолжить формирование умения сравнивать биологические объекты (клетки прокариот и эукариот), находить общее и различное, формировать выводы. | Клеточная мембрана, клеточная стенка,спорообразование, дыхание, брожение. |
|
33. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. | 1 |
|
| Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве живых организмов; дать характеристику процессу диссимиляции, в результате которого живые организмы получают энергию, обеспечивающую все процессы их жизнедеятельности. | Диссимиляция, АТФ. |
|
34. | Пластический обмен. Синтез белка. | 1 |
|
| Расширить и углубить знания об обмене веществ – основном свойстве живых организмов; дать характеристику процессу ассимиляции, который обеспечивает клетку и организм в целом пластическим материалом. | ассимиляция, |
|
35. | Обмен веществ растительной клетки. | 1 |
|
| Расширить и углубить знания об обмене веществ на основе изучения способов питания организмов (автотрофном и гетеротрофном); дать характеристику фотосинтеза как примера пластического обмена у растений, обсудить его значение для живой природы. | Фотосинтез, хемосинтез. |
|
36. | Обобщающий урок по теме « Обмен веществ» | 1 |
|
| Обобщить знания учащихся по теме «Обмен веществ» |
|
|
III | Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5+1 час резервного времени | |||||
37. | Бесполое размножение организмов. Митоз. | 1 |
|
| Расширить и углубить знания о размножении как одном из свойств живых организмов на примере бесполого размножения и определять их биологическую роль.
|
|
|
38. | Половое размножение организмов. Мейоз. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – ведущей формы размножения в органическом мире; изучить развитие половых клеток животных; раскрыть сущность мейоза – способа деления клетки, с помощью которого образуется и половые клетки. | Сперматозоиды, яйцеклетка, овогенез, сперматогенез, овоциты, мейоз. |
|
39. | Развитие половых клеток. | 1 |
|
| Изучить развитие половых клеток, показать их различия и сходства в строении и функциях. |
|
|
40. | Онтогенез. Эмбриональное развитие. | 1 |
|
| Продолжить формирование умений об индивидуальном развитии организмов, изучить эмбриональный период их развития; сформировать умения характеризовать этапы эмбрионального развития на основе цитологических знаний. | Эмбриональное развитие, дробление, бластула, бластоцель, гаструляция, гаструла, органогенез, экто-, мезо-, энтодерма. |
|
40. | Онтогенез. Постэмбриональное развитие. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов на примере характеристики постэмбрионального периода. | Метаморфоз, личинка. |
|
41. | Контрольная работа №3 по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | 1 |
|
| Проконтролировать знания по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». |
|
|
IY | Наследственность и изменчивость организмов. | 8+4 часа резервное время | |||||
41. | Генетика как наука. Основные понятия генетики. | 1 |
|
| Сформировать представление о генетике как о науке, о закономерностях наследственности и изменчивости, ее роли в развитии биологической науки.
| гомозигота, гетерозигота, ген, аллельные гены, признак доминантный и рецессивный, генотип, фенотип. |
|
42. | Гибридологический метод изучения наследственности. Первый закон Менделя. | 1 |
|
| Сформировать представления о гибридологическом методе изучения наследственности, предложенного Г. Менделем; показать его достоинства в определении закономерностей передачи наследственных признаков организмами. | Гибридизация, гибрид, чистые линии, альтернативные признаки. |
|
43. | Второй закон Менделя. Неполное доминирование | 1 |
|
| Сформировать знания о моногибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования с использованием знаний по цитологии. Основных понятий генетики; начать формирование умения записывать схемы скрещивания. | Моногибридное скрещивание, закон доминирования, гаплоидный и диплоидный набор, неполное доминирование, гипотеза чистоты гамет. |
|
44. | Решение генетических задач. | 1 |
| П/р № 1. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | Продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное скрещивание; записывать условия задачи, ее решение, ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики. |
|
|
45. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1 |
|
| Сформировать знания о дигибридном скрещивании и его результатах; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования с использованием знаний по цитологии. Основных понятий генетики; начать формирование умения записывать схемы скрещивания. | Дигибридное скрещивание. |
|
46. | Анализирующее скрещивание. | 1 |
|
| Расширить изучение наследования признаков на примере анализирующего скрещивания, позволяющего определять генотип неизвестной особи. | анализирующее скрещивание. |
|
47. | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 |
|
| Дать представление о генетике человека как о науке, ее предмете, методах, задачах, проблемах; продолжить формирование умения объяснять результаты наследования признаков с использованием знаний по цитологии и генетике. | Первичные и вторичные половые признаки, аутосомы, половые хромосомы, дальтонизм, гемофилия. | Медико-генетическая служба края и ее роль в профилактики наследственных патологий. |
48. | Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков». | 1 |
|
| Обобщить знания по теме «Закономерности наследования признаков». |
|
|
49. | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. | 1 |
|
| Продолжить формирование представлений об основных свойствах живых организмов – наследственности и изменчивости, умений объяснять наследственную изменчивость на основе цитологических и генетических знаний. | Изменчивость, мутации, кроссинговер, кариотип, полиплоидия. |
|
50. | Модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об изменчивости, одном из основных свойств живых организмов, на примере фенотипической изменчивости; сформировать умение определять статистический характер этих изменений.
| Фенотип, норма реакции, факторы внешней среды. |
|
51. | Изменчивость организмов. | 1 |
| Л/Р № 5. « Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и кривой». | Закрепить знания об изменчивости организмов, научиться находить признаки изменчивости у натуральных объектов. |
|
|
52. | Селекция организмов. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний о закономерностях наследственности и изменчивости применительно к практической деятельности человека по выведению новых сортов растений и пород животных; сформировать представление о селекции как о науке, связи ее с другими биологическими науками, особенностях селекции растений и животных. | Селекция, генофонд, сорт, порода, полиплоиды, интерферон, инсулин. | Селекционные работы в крае. Ученые-селекционеры края и их достижения. |
Y | Взаимоотношения организма и среды. | 12+3 час резервное время | |||||
53. | Экология как наука. | 1 |
|
| Сформировать представления об экологии как науке, о взаимоотношении организмов между собой и окружающей средой.
| Экология. |
|
54. | Структура биосферы. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об уровнях организации природы на примере биосферного; изучить структуру и функцию биосферы. | Биосфера, живое, биогенное, косное, биокосное вещество, биогенные элементы, микроэлементы. |
|
55. | Круговорот веществ в природе. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний о главной функции биосферы – круговороте химических элементов, продолжить развитие умения характеризовать взаимосвязь живого и неживого на примерах круговоротов воды, углерода, азота, серы, фосфора. | Хемосинтез. |
|
56. | Биогеоценоз. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об уровнях организации живой материи на примере биогеоценотического уровня; сформировать представление о биогеоценозе, его структуре, связях элементов структуры, роли В. Н. Сукачева в создании учения о биогеоценозах.
| Биогеоценоз. | Экосистемы края и приспособленность популяций различных видов к жизни в них. |
57. | Биоценоз. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об уровнях организации живой природы на примере биоценотического уровня, сформулировать представление о биоценозе, его структуре; цепях и сетях питания, правиле экологической пирамиды. | Биоценоз. |
|
58. | Абиотические факторы. | 1 |
|
| Систематизировать знания о влиянии абиотических факторов – света, температуры, влажности – на живые организмы и их приспособленности к этим факторам; продолжить формирование умения объяснять биологические процессы и явления на основе полученных знаний. | Абиотические факторы, растения светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые. |
|
59-60. | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. | 2 |
|
| Систематизировать знания о типах взаимоотношений живых организмов между собой; сформировать умение определять типы отношений у организмов разных систематических групп. | Биотические факторы. |
|
61. | Контрольная работа № 4 по теме «Биосфера, ее структура и функции». | 1 |
|
| Проконтролировать знания по теме «Биосфера, ее структура и функции». |
|
|
62. | Биосфера и человек. Антропогенные факторы. | 1 |
|
| Продолжить формирование знаний об экологических факторах среды на примере антропогенного; сформировать представление о взаимодействии факторов среды, умение оценивать влияние деятельности человека на виды, экосистемы и принимать решение по их охране. | Антропогенные факторы. | Изменение среды обитания организмов на территории края под воздействием антропогенного фактора. |
62. | Природные ресурсы и их использование. | 1 |
|
| Сформировать представление о природно-ресурсных возможностях окружающей среды, умение оценивать их состояние и принимать решение по их охране. |
|
|
63. | Проблемы экологии. | 1 |
|
| Сформулировать целостное представление о проблемах экологии на глобальном, региональном и локальном уровнях, возможных путях их решения; продолжить ориентировать учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей среды. | Экология. | Сохранение и восстановление экосистемы, охрана популяций и видов. |
64. | Эволюция биосферы. Ноосфера. | 1 |
|
| Сформировать представление об этапах эволюции биосферы. | Ноосфера. |
|
65. | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | 1 |
|
| Обобщить знания учащихся по теме «Основы экологии». |
|
|
66. | Итоговое тестирование за курс «Общие закономерности». | 1 |
|
|
|
|
|
2 часа - резервное время.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников. Созданных под руководством Н.И. Сонина 5-11 классы – М.: Дрофа, 2011.
3. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г..
4. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
5. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
6. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. -254с.
7. Т.А..Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс», Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2009 г.
8. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.
9.С.В.Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности.. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2006-2010 г..
Информационные ресурсы:
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11.
2.Биология .9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику.