СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 6 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для 6 кл. составлена на основе федерального государственого образовательного стандарта, 2015 г..Изобразительное искусство: Л. А. Неменская "Искусство в жизни человека", М.- "Просвящение", 2013 г. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" 6 класс»

Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО

________/ Николаева Е. Л.

Протокол №________ от

«___»___________20____ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ №»

________/ Владимирова Л. М.

«___»___________20____ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №»

________/ Шакиров Р. М.

Приказ № _________ от

«___»___________20____ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству в 6 классах

Исламхузина Гузэль Фаритовна

ФИО учителя

учителя изобразительного искусства высшей квалификационной категории

наименование предмета категория

МБОУ « СОШ № 29»

Нижнекамского муниципального района республики Татарстан



2016/2017 учебный год



Пояснительная записка


Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса реализуется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании».

  3. Приказа Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  4. Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2019 учебные годы МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.

  5. Учебного плана МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ на 2015-2016 учебный год.

  6. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ № 29» НМР РТ.

  7. Рабочей программы по по предмету «Изобразительное искусство» для основной школы 6-го класса реализуется с помощьюучебника: «Искусство в жизни человека» учебник Л.Л.Неменская 6 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; Москва, Просвещение 2011 года. Учебник включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в 2012 учебном году.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Цель учебного предмета. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры миролюбивых отношений выработанных поколениями.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Изобразительное искусство»


Личностные результаты:

осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его культуре;

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческойдеятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.




Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство» в 6 классе

Личностные результаты:

Осознание этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение культуре, ценностям народов России и народов мира.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Сформированность ответственного отношения к учению.

Сформированность целостного мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу)

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты Регулятивные УУД

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

создавать реальный образ предмета и/или явления;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


Коммуникативные УУД

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, мнение (точку зрения),

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Ученик научится:

называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

применять перспективу в практической творческой работе;

навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

навыкам создания пейзажных зарисовок;

различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

пользоваться правилами работы на пленэре;

использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

различать и характеризовать виды портрета;

понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

использовать графические материалы в работе над портретом;

использовать образные возможности освещения в портрете;

пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну.

учащийся получит возможность научиться:

различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура).


В ходе реализации рабочей программы планируется использовать следующие формы промежуточного и итогового контроля: 
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. (Практическая работа или тест).
- Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки. 
- Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


Содержание курса

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (7 часов)


Пространственные искусства. Художественные материалы.

Рисунок– основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство.

Линия и ее выра­зитель­ные возможности. Ритм. Пятно.

Цвет. Ос­новы цветоведения.

Цвет. Ос­новы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Творчество художника Баки Урманче

Объемные изображения в скульптуре.

Анималистический жанр (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.


Мир наших вещей. Натюрморт (6 часов)


Натюрморт. Композиция.

Понятие формы. Много­образие форм ок­ружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

Изображения объёма на плоскости.

Освеще­ние. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюр­морте. Выразительные возможности натюрморта.



Понимание смысла деятельности художника (9 часов)


Портрет.

Конст­рукция головы человека и её основные про­порции.

Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульп­туре.

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок. Сатирические образы человека.

Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого (В. А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов).

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).


Вечные темы и великие исторические события в искусстве (7 часов)


Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден).

Построение и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Великие скульпторы.

Набросок фигуры человека с натуры.

Человек и его профессия. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М.Васнецов, М.В.Нестеров).


Человек и пространство в изобразительном искусстве (6 часов)


Жанры в изобрази­тельном искусстве.

Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Природа и художник. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.Д.Поленов)

Пейзаж настроения. Пейзаж в живописи художников импрессионистов К.Моне, А. Сислей.

Пейзаж в графике. Работа на пленере.

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл.


Тематический план с основными видами деятельности учащихся


Наименование разделов и тем

Всего часов


Виды деятельности учащихся

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

7

Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образаУметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

— Понимать , что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры. т.е определённых знаний и умений. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Объяснять, какие чувства вызывают образы, Понимать, какими средствами художники достигли этого впечатления. Использовать в художественно-творческой работе различные средства языка графики. Передавать в рисунке с помощью штриха светотеневые отношения, фактуру предмета. Передавать с помощью характера линий, штрихов, точек эмоциональное состояние природы. Выражать с помощью линии смятение, душевное волнение, тревогу, ликование, безмятежность, умиротворение, нежность, печаль, силу и др. Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.) Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.

Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые  навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (лепка, и др.).

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

6

Воспринимать самобытность художественного почерка мастера. Видеть в произведении искусства выражение морально-нравственной позиции автора. Получить опыт формирования собственной морально-нравственной позиции и ее выражения при восприятии художественного произведения. Воспринимать натюрморт как жанр изобразительного искусства. Понимать специфику художественного натюрморта в разные исторические эпохи. Выполнять с натуры и по воображению натюрморт, включать его в окружающее пространство. Передавать в натюрморте эмоциональное состояние.

Интерпретировать натюрморты голландских, испанских, французских, русских художников на основе понимания символического смысла помещенных в них предметов. Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Понимать разницу между реалистическим и декоративным натюрмортом. Делать зарисовки предметов быта с натуры и по представлению. Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знакомых, плоских, символических, объёмных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел. Характеризовать освещение как  важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о  различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне. Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; значение отечественной школы натюрморта в мировой художественного замысла при создании натюрморта. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла при создании натюрморта.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий предметный мир

3

Понимание смысла деятельности художника

9

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации. Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.

Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор). Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Понимать роль графического портрета в передаче непосредственного впечатления художника от натуры. Создавать графическими средствами выразительный образ человека .Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве. Участвовать индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы. Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства  и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.

Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа.

Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи.

Различать портрет как жанр изобразительного искусства. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века. Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в отечественном искусстве XX века.

4

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

6

Получать представления  о понятии тематическая картина как вид живописи; Различать произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.

Характеризовать классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической живописи сравнивать объекты , рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры. Определять и характеризовать понятия монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.

называть  произведения художника А. Дейнеки, памятники Москвы и города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).

выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными материалами.

Получать представления об особенности изображения человеческой фигуры в древнегреческой вазописи, классифицировать по характерным особенностям изображения человека; сравнивать объекты по заданным критериям; изображать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам; изображать фигуру человека. Знать и называть художников из «Товарищества передвижников». Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

5

Человек и пространство в изобразительном искусстве

7

Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох.

Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии».

Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики.

Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIXв. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Получать представление об истории художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные  картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И.Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной  графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, Санкт-Петербурга, родного города.

Приобретать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.

Овладеть навыками композиционного творчества в технике коллажа.

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворении в художественны образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя.

Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.



Тематическое планирование

Изобразительное искусство в жизни человека.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности обучающихся



1 чет. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»



1


Пространственные искусства.

Художественные материалы

1



Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей. Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения. В развитии культуры и представлений человека о самом себе. Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Понимать историческую ретроспективу и особенности становления различных жанров пластических искусства, иметь мотивацию к учебной деятельности. Найти и разобрать открытки по видам искусства.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.

- Понимать , что восприятие произведения искусства – творческая деятельность на основе зрительской культуры. т.е определённых знаний и умений.

- Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.

2

Рисунок - основа изобразительного искусства. Стилевое единство. Художественный образ.

1


Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества. Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Применять понятия реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. Овладеть композиционными задачами, выразительными средствами и правилами изображения, композиционных - Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Уяснить, что воображение и фантазия нужны человеку не только для того, чтобы строить образ будущего, но также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность. Понимать и объяснять условность изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества

Зарисовать с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь, фломастер.

3

Линия. Пятно. Ритм.

1

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры. Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы. Приобретать представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа. . Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Выбирать характер линии для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке. Овладевать навыками размещения рисунка в листе. Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий — тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.). Карандаш, уголь. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др. Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). Знать и называть линейные графические рисунки известных художников. Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения. Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы.

Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее). Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа. Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений. Осуществлять на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце и т.д.)

4

Цвет. Основы цветоведения.

1

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить близкие цветовые сочетания. Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»)

5

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.

Творчество художника Баки Урманче

1




Уметь сопоставлять понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония» с цветовыми отношениями, взаимодействие цветовых пятен в композиции; находить гармоничные цветовые сочетания. Развивать технику и приемы работы красками. - Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет. Различать и называть тёплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит». Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения.

Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). Подготовить реферат о творчестве Баки Урманче.

6

Объемные изображения в скульптуре.


1

Понимать выразительные возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связь объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами в скульптуре и их свойствами

Создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. Изображение объемных изображений животных. Материал - пластилин и стеки

7

Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Объемные изображения в скульптуре.

1


Называть виды скульптурных изображений, объяснять их назначение в жизни людей. Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях. Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе. Осваивать простые  навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения животных различными материалами (лепка, и др.).


Мир наших вещей. Натюрморт.

8

Натюрморт. Композиция.

1


Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох. Узнавать о разных способах изображения предметов (знакомых, плоских, символических, объёмных и т.д.) в зависимости от целей художественного изображения. Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь). Осваивать простые композиционные умения организации изобразительной плоскости в натюрморте. Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении. Получатьнавыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.

Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм. Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей

9

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.

1


Понимать многообразие форм в мире; уметь объяснять понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. Видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира. - Характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы. Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела. Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур. Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых форм геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм. Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).

10





Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи. Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира. Строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы. Определять понятия: линия горизонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их в рисунке. Объяснять перспективные сокращения в изображениях предметов. Создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел.

Использовать перспективу как способ изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел. Дать определение понятию «ракурс», знать приемы объемного изображения геометрических тел

Применять конструктивные способности, изобразительные навыки в рисунке. Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4.

11

Освещение. Свет и тень.

1



Использовать понятие «освещение», как средства выявления объема предмета,

понятие « блик», «полутон», «собственная тень», « рефлекс»,

«падающая тень». Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.Изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением. - Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства. Углублять представления об изображении борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины. Осваивать основные правила объёмного изображения предмета (свет, тень, рефлекс и падающая тень). Передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта. Знакомиться с картинами-натюрмортами европейского искусства XVII-XVII веков, характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

12

Натюрморт в графике.

1



- Знать выдающихся художников- графиков. Творчество Ф.Дюрера, В. Фаворского. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению. Получать представления о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать творческий опыт выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне.

Использовать знания распределения света и тени, тональной насыщенности, контраста в графическом изображении. Уметь работать различными графическими материалами.

Выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен (при работе цветным карандашом). Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

13

Цвет в натюрморте.

1

Использовать представления о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей. Приобретать представление о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета; значение отечественной школы натюрморта в мировой художественного замысла при создании натюрморта. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

Выражать в натюрморте свои настроения и переживания. Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный.


«Понимание смысла деятельности художника»


14

Портрет. Изображение фигуры человека и образ человека. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).

1

Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа в искусстве. Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов. Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета (парадный и лирический портрет). Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

Знать закономерности в конструкции головы человека, пропорции лица, понятие средней линии и симметрии лица. Получать представлениями о красоте человека в истории искусства. Иметь представление о красоте человека в истории искусства.

Иметь представление выдающихся русских и зарубежных художников. Различать, в какие исторические эпохи они работали.

15

Конструкция головы человека и ее пропорции Образ человека - главная тема искусства

1

Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорции лица. Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (аппликация из вырезанных из бумаги форм).

16

Изображение головы человека в пространстве

1

Знать техники рисования головы человека, правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы находить красоту, гармонию, во внутреннем и внешнем облике человека.

- Приобретать представления о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра. Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Вглядываться в лица людей, в особенности

личности каждого человека. Создавать зарисовки объёмной конструкции головы. Выполнение автопортрета Материал: карандаш, уголь.

17

Портрет в скульптуре. Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Образ Мусы Джалиля в творчестве скульпторов Татарстана

1



- Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).

Портрет в скульптуре. Образ Мусы Джалиля в творчестве скульпторов Татарстана. Уметь изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.

Развивать пространственное мышление и воображение. Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей бессмертный, Домовой и др.)


18

Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека

1




- Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, окружающих людей. Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека. Овладевать новыми умениями в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительного изображения человека.

Уметь отбирать детали и обострять образ при изображении дружеских шаржей сатирических, комических образов литературных персонажей. Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелиевая ручка или черная тушь, гуашь, бумага.

19


Образные возможности освещения в портрете.

1


- Узнавать о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное

эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет. Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдательности и постигать визуальную культуру восприятия реальности и произведений искусства.

Освоить приемы изображения человека. Развить наблюдательность. Уметь работать в технике «гризайль». Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.

20

Роль цвета в портрете.

1

- Развивать художественное видение цвета, понимание его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения. Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете. Уметь составлять композицию портрета в заданном формате листа. Совершенствовать технику работы карандашом, красками, соблюдение пропорций в изображении. Ассоциативный портрет в техники коллажа «Мама, папа, бабушка, дедушка». Групповая работа.

21

Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).

1

- Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Использовать цветовые решения образа в портрете; понимать цвет, тон и освещение в портрете. Понимать, что цветом можно выражать настроение и характер героя, передать объем. Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: гуашь, кисть.

22

Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

1


- Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Понимать значение великих портретистов для характеристики эпохи и её духовной ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и выражения духовных ценностей эпохи. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Повторяем и обобщаем.




Вечные темы и великие исторические события в искусстве


23






Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).

1

Получать представления  о понятии тематическая картина как вид живописи; Различать произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.


24

Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов).


1

Получать представления  о понятии тематическая картина как вид живописи; Различать произведения изобразительного искусства на темы бытовой жизни французских импрессионистов и русских передвижников характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины. Объяснять понятие «станковая живопись»; выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.

Характеризовать классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической живописи сравнивать объекты , рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры. Определять и характеризовать понятия монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.


25

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский)

1

Характеризовать классические произведения и имена великих европейских мастеров исторической живописи сравнивать объекты , рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры. Определять и характеризовать понятия монументальная живопись, фреска, темперная и масляная живопись, станковое искусство.

называть  произведения художника А. Дейнеки, памятники Москвы и города (Волгограда-Сталинграда-Царицына).

выполнять художественный анализ произведений изобразительного искусства; строить тематическую композицию; работать художественными материалами.


26

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека.

1

Иметь представление о красоте человека в истории искусства. Знать представление о терминах «пропорции», «канон».

Приобретать творческий опыт и новые умения

в изображении фигуры человека, соблюдая пропорций.

Изображать фигуру человека в движении.

Уметь с помощью формы передавать характер, настроение. Уметь с помощью формы передавать характер, настроение. Получать представления об особенности изображения человеческой фигуры в древнегреческой вазописи, классифицировать по характерным особенностям изображения человека; сравнивать объекты по заданным критериям; изображать зарисовки человека с характерными особенностями, присущими различным древним культурам; изображать фигуру человека.

27

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М.Васнецов, М.В.Нестеров). Набросок фигуры человека с натуры.

1

Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, творческую познавательную активность. Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Формировать навыки в рисовании фигуры человека. Сформировать понятие о термине «набросок и техниках его выполнениях». Иметь представление о творчестве русских художников: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров. Воспитать любовь к России, и ее национальному искусству

Развить интерес к истории изобразительного искусства России. Иметь представление о творчестве художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок.

28

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Лепка фигуры человека.

1

Использовать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса.

Уметь с помощью формы передавать характер, настроение. Уметь с помощью формы передавать характер, настроение.



Человек и пространство в изобразительном искусстве


29

Жанры в изобразительном искусстве. Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.Федотов)


1

- Знать и называть жанры в изобразительном искусстве. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучение развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира. Рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Активно участвовать в беседе по теме.

Просмотр презентации на тему жанры. (дискуссия)


30

Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Линейная перспектива. Изображение пространства.

1

Узнавать об особенностях эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Уметь различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях живописи и графики. Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие произведений искусства, о средствах выражения художником эпического и романтического образа в пейзаже. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в изображении большого природного пространства.

Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти

Получать представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве разных эпох. Рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов. Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Получать представление о мировоззренческих основаниях правил линейной перспективы как художественного изучения реально наблюдаемого мира. Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Приобретать навыки (на уровне общих представлений) изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого пространства. - Объяснять понятия «картинная плоскость», «точка зрения», «линия горизонта», «точка схода», «вспомогательные линии». Различать и характеризовать как средство выразительности высокий и низкий горизонт в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Понимать понятие точки зрения, точки схода.

Познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности.


31

Пейзаж - настроение. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне,

А. Сислей).

1

- Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи XIXв. Характеризовать направления импрессионизма и постимпрессионизма в истории изобразительного искусства. Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Расширить знания о пейзаже как таком жанре в искусстве ,который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день. Передавать красками яркие цветовые состояния природы. Показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками. Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.


32

Природа и художник. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).

1

- Получать представление об истории художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина, И.Левитана, В.Д. Поленов. Характеризовать особенности понимания красоты природы в творчестве И.Шишкина, И.Левитана. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. Уметь рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины. Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников.

Уметь выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками. Развивать творческое воображение.


33

Пейзаж в графике. Работа на пленэре. Наш любимый Нижнекамск

1

Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы. Создание коллективной графической композиции «Наш город» или «Архитектурный пейзаж, который мы хотели бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)». Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, родного города Нижнекамска. Воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам - краю, городу. Образ города.


34

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих) Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр В.И.Суриков)


1

Приобретать умения и творческий опыт в создании композиционного живописного образа пейзажа своей Родины.

Принимать посильное участие в сохранении культурных памятников. Получать представление о произведениях графического пейзажа в европейском и отечественном искусстве. Развивать культуру восприятия и понимания образности в графических произведениях. Рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности в произведениях пейзажной  графики, о разнообразии образных возможностей различных графических техник. Приобретать навыки наблюдательности, интерес к окружающему миру и его поэтическому видению путём создания графических зарисовок. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа. Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.


35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.







Промежуточная аттестация

1

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного отображения, ее претворении в художественный образ. Объяснять творческий и деятельностный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года. Участвовать в беседе по материалу учебного года. Участвовать в обсуждении творческих работ учащихся.

Занимательная викторина. Выставка работ учащихся.

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ или тесты.




Учебно-методическое обеспечение:


Дополнительные пособия для учителя: Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» 5-9 классы.

- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

- Рабочие программы по изобразительному искусству

- Неменская Л.А.Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Л.А.Неменская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013;

- «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс».под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;

– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

Интернет – ресурсы:

1. CD В.С. Кузин «Изобразительное искусство» для 5-х классов.

2. CD Б.Неменский « Комплекс уроков по ИЗО» 5-9 классы. 2010.

3. http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

4. http://smallbay.ru/autograf.html – просветительский и образовательный ресурс.

5. http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

6. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

7. http://www.museum.ru/ - портал посвященный всем музеям России и мира.

8. http://www.art-education.ru/AE-magazine/about.htm - научный журнал «Педагогика

искусства».

9.http://art-in-school.narod.ru/ - научно-методический журнал «Искусство в школе».

10. http://www.1september.ru/ - Издательский дом «Первое сентября».

11. http://www.rusiskusstvo.ru/journal/ - журнал «Русское искусство».

12. http://historic.ru/ - электронная библиотека.

13. http://www.arthistory.ru/ - изобразительное искусство. История, стили, художники,

картины.

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Википедия. Свободная энциклопедия.

15. http://tmn.fio.ru/works/83x/311/index.htm - история костюма.

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор ,интерактивная доска

Методический фонд

  • Репродукции картин художников.

  • Муляжи для рисования

  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.




Характеристика видов контроля качества знаний по «Изобразительному искусству»

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. 

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

  2. Текущий контроль в виде практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

  3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодия после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

  4. Итоговый контроль. Методы диагностики – конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, тест и др.

Основными функциями качественной оценки являются:

1. мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;

2. диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;

3. воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;

4. информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критерии оценивания творческих работ являются следующие параметры:

  • техническая реализация (как решена композиция): правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание, название рисунка);

  • техника выполнения (владение техникой): как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;

  • оформление (общее впечатление от работы): оригинальность, цветовое решение, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5»: ученик проявил самостоятельность в выборе содержания, вышел на эмоциональную выразительность. Появилось отношение автора к содержанию рисунка. Умеет владеть техникой и материалами.

Оценка «4»: оригинальный замысел, эмоциональная выразительность рисунка, передача динамики. Художественно-графическими материалами автор владеет слабо.

Оценка «3»: замысел рисунка не имеет развитой формы, нет передачи эмоциональной выразительности и динамики состояния персонажей и объектов, хотя графически работа выполнена правильно.

Оценка «2»: стереотипный рисунок. Ученик не проявил самостоятельности в выборе содержания рисунка, а шел по пути репродуцирования, не проявил свой творческий потенциал.

В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Критерии оценки теоретических знаний учащихся при тестировании:

Все верные ответы (задания) берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Отметка

Процент выполнения задания

Комментарий

«5» (отлично)

91-100%

Выполнение работы без ошибок или с незначительными ошибками

«4» (хорошо)

76-90%

Верное решение не менее 75% заданий или неполные, неточные ответы в 50% заданий

«3» (удовлетворительно)

51-75%

Верное решение не менее 50% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы

«2» (неудовлетворительно)

менее 50%

Верное решение менее 50% заданий


26