ВВЕДЕНИЕ
Данная рабочая программа по «Занимательной геометрии» для 1 класса разработана в соответствии:
с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,
авторской программой Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Сборник Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. Ставрополь: СКИПКРО, 2010 г.
Цель программы:
Задачи программы:
формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;
развивать мелкую моторику у учащихся;
развивать конструктивное и пространственное мышление.
Для проведения занятий по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час в неделю.
Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации
потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого
ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
В конце первого года обучения дети должны:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1-й класс
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание). Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета. Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы. Сходство и различие прямой и кривой. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости. Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание. Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.
Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.
Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.
Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.
Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).
Симметричный орнамент в круге и квадрате.
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)
Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).
Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.
Понятие о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).
Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).
Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).
Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)
Представление о геометрическом теле.
Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.
Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками».
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребѐнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Дата | № п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | Форма контроля |
Т/з | П/з | С/р |
| | Геометрические фигуры | (11ч) | | | | | |
| 1 | Вводное занятие. Проверочная работа. | 1 | 1 | - | - | | |
| 2-3 | Сравнение фигур по различным признакам. | 2 | 1 | 1 | - | задания на распознавание фигур | |
| 4 | Классификация фигур по размеру и форме. | 1 | | 1 | - | задания на распознавание фигур | |
| 5 | Классификация фигур по форме. | 1 | - | 1 | - | задания на распознавание фигур | |
| 6 | Треугольник. | 1 | - | 1 | - | задания на распознавание фигур | Защита проекта |
| 7 | Геометрические фигуры. | 1 | - | 1 | - | знакомство с рамкой | Защита проекта |
| 8 | Сравнение фигур. Круг. | 1 | - | 1 | - | задания на распознавание фигур | Защита проекта |
| 9 | Сравнение фигур. Квадрат. | 1 | - | 1 | - | получение квадрата методом загибания «от угла», геометрические орнаменты в квадрате | Защита проекта |
| 10 | Геометрические фигуры. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | Защита проекта |
| 11 | Форма геометрических фигур. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | Защита проекта |
| | Начальные геометрические понятия | (16ч) | | | | | |
| 12 | Симметричный рисунок | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | Защита проекта |
| 13 | Точка, прямая. | 1 | - | 1 | - | получение прямой сгибанием листа неправильной формы | |
| 14 | Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. | 1 | - | 1 | - | получение пересекающихся фигур и непересекающихся прямых | Защита проекта |
| 15 | Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта |
| 16 | Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. | 1 | - | 1 | - | получение отрезка | |
| 17 | Квадрат. Диагональ квадрата. | 1 | - | 1 | - | получение квадрата, диагонали квадрата | Защита проекта |
| 18 | Геометрические фигуры (повторение) | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 19 | Конструирование букв. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта. |
| 20 | Конструирование лесенки. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта. |
| 21 | Окружность и круг. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 22 | Диаметр круга и его свойства. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 23 | Радиус круга и его свойства. | 1 | - | 1 | - | | |
| 24 | Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 25 | Симметричные фигуры. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | Защита проекта. |
| 26 | Внутри и снаружи. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 27 | Замкнутая и незамкнутая. | 1 | - | 1 | - | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| | Работа с конструктором | (7ч) | - | | - | | |
| 28 | Конструирование букв. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта |
| 29 | Конструирование лесенки. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта |
| 30-31 | Конструирование на основе многоугольника. | 2 | - | 1 | 1 | выполнение рисунка из геометрических форм | |
| 32 | План. Конструирование мебели. | 1 | - | 1 | - | | Защита проекта |
| 33 | Что я знаю. | 1 | 1 | - | - | | Тестирование |
| | Итого | 33 | 3 | 29 | 1 | | |
7