СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Наглядная геометрия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Наглядная геометрия"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Наглядная геометрия"»

ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая программа по «Занимательной геометрии» для 1 класса разработана в соответствии:

с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373,

авторской программой Т.Е.Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Сборник Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы. Ставрополь: СКИПКРО, 2010 г.

Цель программы:

  • формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи программы:

  • формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;

  • развивать мелкую моторику у учащихся;

  • развивать конструктивное и пространственное мышление.

Для проведения занятий по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час в неделю.

Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,

 проведение математических игр,

 опросники,

 анкетирование

 психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

 занятия-конкурсы на повторение практических умений,

 занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

 самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

 участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

 результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

 активность,

 аккуратность,

 творческий подход к знаниям,

 степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации
потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого
ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

 игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы,
викторины, составление кроссвордов и др.),

 собеседования (индивидуальное и групповое),

 опросников,

 тестирования,

 проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

В конце первого года обучения дети должны:

1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.



  1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1-й класс

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (11 часов)

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание). Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета. Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (16 часов)

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы. Сходство и различие прямой и кривой. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости. Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание. Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.

Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.

Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.

Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).

Симметричный орнамент в круге и квадрате.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.

ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (знакомство с объемными фигурами происходит в течение IV четверти)

Представление о геометрическом теле.

Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Если в школе нет конструктора, то учитель заменяет работу с конструктором на конструирование из палочек и работой с различными мозаиками».



Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребѐнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

Дата

№ п/п

Наименование разделов


Всего часов

В том числе

Вид деятельности

Форма

контроля

Т/з

П/з


С/р




Геометрические фигуры

(11ч)







1

Вводное занятие. Проверочная работа.

1

1

-

-




2-3

Сравнение фигур по различным признакам.

2

1

1

-

задания на распознавание

фигур



4

Классификация фигур по размеру и форме.

1


1

-

задания на распознавание фигур



5

Классификация фигур по форме.

1

-

1

-

задания на распознавание фигур



6

Треугольник.

1

-

1

-

задания на распознавание фигур

Защита проекта


7

Геометрические фигуры.

1

-

1

-

знакомство с рамкой

Защита проекта


8

Сравнение фигур. Круг.

1

-

1

-

задания на распознавание фигур

Защита проекта


9

Сравнение фигур. Квадрат.

1

-

1

-

получение квадрата методом загибания «от угла», геометрические орнаменты в квадрате


Защита проекта


10

Геометрические фигуры.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм

Защита проекта


11

Форма геометрических фигур.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм

Защита проекта



Начальные геометрические понятия

(16ч)







12

Симметричный рисунок

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм

Защита проекта


13

Точка, прямая.

1

-

1

-

получение прямой сгибанием листа неправильной формы




14

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

1

-

1

-

получение пересекающихся фигур и непересекающихся прямых

Защита проекта


15

Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок.

1

-

1

-


Защита проекта


16

Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры.

1

-

1

-

получение отрезка



17

Квадрат. Диагональ квадрата.

1

-

1

-

получение квадрата, диагонали квадрата

Защита проекта


18

Геометрические фигуры (повторение)

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм



19

Конструирование букв.

1

-

1

-


Защита проекта.


20

Конструирование лесенки.

1

-

1

-


Защита проекта.


21

Окружность и круг.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм



22

Диаметр круга и его свойства.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм



23

Радиус круга и его свойства.

1

-

1

-




24

Окружность и ее элементы. Взаимное расположение окружностей.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм



25

Симметричные фигуры.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм

Защита проекта.


26

Внутри и снаружи.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм



27

Замкнутая и незамкнутая.

1

-

1

-

выполнение рисунка из геометрических форм




Работа с конструктором

(7ч)

-


-




28

Конструирование букв.

1

-

1

-


Защита проекта


29

Конструирование лесенки.

1

-

1

-


Защита проекта


30-31

Конструирование на основе многоугольника.

2

-

1

1

выполнение рисунка из геометрических форм



32

План. Конструирование мебели.

1

-

1

-


Защита проекта


33

Что я знаю.

1

1

-

-


Тестирование



Итого

33

3

29

1







7