МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на заседании | Согласовано | Утверждаю. |
методического объединения | с зам. директора школы по УВР | Директор школы |
учителей - предметников | _______________________ | ______________________ |
Протокол №____________ | | |
от «_____» _______ 20____г. | «______» __________20____ г. | Приказ № _________ |
Руководитель МО | | от «___»_________20___ г. |
________________________ | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 6 класса
(ФГОС ООО)
Разработана
учителем географии
Муковниной Татьяной Юрьевной
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа по географии для 6 класса разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577;
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ»;
3. Авторской программы по географии (Программа курса «География». 5-9 классы / авт. – сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с. – (ФГОС, Инновационная школа)
в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа»;
Объём часов:
В неделю - 1 час
Общий объём – 35 часов
Цели и задачи:
• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
• формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В процессе изучения используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
УМК
1. Учебник «География» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: Изд. «Русское слово» — учебник, 2015 г.
2. Атлас «География. Введение в географию. Физическая география» 5-6 класс.-М.: Изд. «Русское слово», 2018 г.
3. Контурные карты «География. Введение в географию. Физическая география» 6 класс.-М.: Изд. «Русское слово», 2018 г.
Сроки реализации программы - один учебный год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
•гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
•осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях итель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
•осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
•представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
•осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
•осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
•умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
•эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
•патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
•уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
•готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
•самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
•выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
•составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
•работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
•в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
•вычитывать все уровни текстовой информации;
•уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
•осознавать роль географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
•осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
•использовать географические умения:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
•использовать карты как модели:
- определять на карте местоположение географических объектов.
•понимать смысл собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Обучающийся получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
Содержание программы
Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Учебные понятия:
Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Основные образовательные идеи:
• Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)
• Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.
• Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.
Практические работы:
№1 «Определение по карте географических координат
Тема 2. Географическая карта (5 часов)
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия
Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Основные образовательные идеи:
• Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и еѐ части.
• План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
• Географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.
Практические работы:
№2 «Определение направлений и расстояний по карте»
Тема 3. Литосфера (7 часов)
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Учебные понятия
Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Основные образовательные идеи:
• Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли;
• Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы.
• Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет и на особенности природы и на образ жизни людей.
Практические работы:
№3 «Определение по карте географического гор и равнин»
Тема 4. Атмосфера (8 часов)
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Учебные понятия
Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Основные образовательные идеи:
• Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на Земле:
• Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, влажность, осадки) находятся в тесной взаимосвязи.
Практические работы:
№4 «Наблюдение за погодой. Обработка данных»
Тема 5. Гидросфера (4 часа)
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Учебные понятия:
Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Основные образовательные идеи:
• Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
• Необходимость рационального использования воды.
• Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты.
Практические работы:
№5 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
№6 «Описание по карте географического положения реки»
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Учебные понятия
Основные образовательные идеи:
• Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов.
• Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки.
• Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли.
Практическая работа
№7 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности»
Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Учебные понятия
Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Основные образовательные идеи:
• Почва — особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек.
• В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли.
• Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природные комплексы.
Персоналии
Практические работы:
№ 8 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности».
Повторение 1 час
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи. Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
Тема I | Земля как планета | 5 |
Тема II | Географическая карта | 5 |
Тема III | Литосфера | 7 |
Тема IV | Атмосфера | 8 |
Тема V | Гидросфера | 4 |
Тема VI | Биосфера | 2 |
Тема VII | Почва и географическая оболочка | 3 |
| Повторение | 1 |
| Итого: | 35 |
Календарно -тематическое планирование
№ | Дата проведения занятия | Тема урока, занятия | Примечания |
П | Ф |
ТемаI | | | Земля как планета 5 ч | |
1/1 | | | Земля и Вселенная | |
2/2 | | | Система географических координат | |
3/3 | | | Времена года | |
4/4 | | | Пояса освещенности | |
5/5 | | | П/Р №1 «Определение по карте географических координат» | |
Тема II | | | Географическая карта 5 ч | |
1/6 | | | Географическая карта и её масштаб | |
2/7 | | | Виды условных знаков | |
3/8 | | | Ориентирование | |
4/9 | | | Изображение рельефа на карте | |
5/10 | | | П/Р №2 «Определение направлений и расстояний по карте» | |
Тема III | | | Литосфера 7 ч | |
1/11 | | | Строение земного шара | |
2/12 | | | Виды горных пород | |
3/13 | | | Полезные ископаемые | |
4/14 | | | Движение земной коры | |
5/15 | | | Выветривание горных пород | |
6/16 | | | Рельеф суши и дна Мирового океана | |
7/17 | | | П/Р №3 «Определение по карте географического положения гор и равнин» | |
Тема IV | | | Атмосфера 8 ч | |
1/18 | | | Строение атмосферы | |
2/19 | | | Температура воздуха | |
3/20 | | | Атмосферное давление | |
4/21 | | | Движение воздуха | |
5/22 | | | Вода в атмосфере | |
6/23 | | | Погода | |
7/24 | | | Климат | |
8/25 | | | П/Р №4 «Наблюдение за погодой. Обработка данных» | |
Тема V | | | Гидросфера 4 ч | |
1/26 | | | Единство гидросферы | |
2/27 | | | Воды суши: реки и озера. П/Р №5 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы» | |
3/28 | | | Воды суши: подземные воды и природные льды | |
4/29 | | | П/Р №6 «Описание по карте географического положения реки» | |
Тема VI | | | Биосфера 2 ч | |
1/30 | | | Царства живой природы | |
2/31 | | | Биосфера и охрана природы. П/Р №7 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности» | |
Тема VII | | | Почва и географическая оболочка 3 ч | |
1/32 | | | Почва | |
2/33 | | | Природный комплекс. П/Р №8 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека» | |
3/34 | | | Природные зоны | |
35 | | | Повторение | |
13