СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по окружающему миру.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Обсуждено на заседании МО протокол № ______от « »________ 2016 г. Руководитель МО ___________________ /Коляндра С.Е./ | Принята решением педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» Протокол №_______от « »__________2016 г. | Введено в действие приказом № ___ от « » ___________ 2016 г. Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» /В.Т.Горяинов / |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ступень обучения (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1-4 КЛАСС (ФГОС)
количество часов 270 часов
Учитель (категория) МО учителей начальных классов
Программа разработана на основе:
Программы по окружающему миру, 1-4 классы, авторы программы:
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая («Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 классы» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, Просвещение, 2011)
Основной образовательной программы НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Курск-2016г.
Рабочая программа по окружающему миру для 1-4классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерная программа по окружающему миру 1-4 классы.
Приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Приказ МО РФ от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» для учащихся 1-4, 5-9 классов, обучающихся по ФГОС и представляет собой практический курс окружающего мира для учащихся, получающих образование по УМК следующих авторов:
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 1 класс. М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 1 класс М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 2 класс М., «Просвещение», 2012 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 2 класс М., «Просвещение», 2012 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
Данная программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования. Она отражает обязательное для усвоения в начальной школе содержание обучения окружающему миру и реализует основные идеи стандарта второго поколения для начальной школы.
Целью обучения по предмету «Окружающий мир» является усвоение содержания предмета «Окружающий мир» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Главными задачами реализации программы по предмету «Окружающий мир» являются:
• уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
• понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
• модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить
социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
. уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
. понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
. модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
. психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Данная программа рассчитана на 270 часов, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации. Обязательное изучение предмета «Окружающий мир» осуществляется в объёме:
1 класс — 66 ч (33 учебные недели),
2 класс — 68 ч (34 учебные недели),
3 класс – 68 часов (34 учебные недели),
4 класс – 68 часов (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий мир» на уровне начального общего образования:
личностные, метапредметные, предметные
Результатами освоения программы «Окружающий мир» за 1 класс являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому этносу;
- Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- Эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
- Целостное видение окружающего мира через постепенное практическое знакомство с формулой»окружающий мир – это природа, культура и человек», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город, страна);
- Представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- Представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, в городе, стране);
- Положительное отношение к школе, учебной деятельности;
- Представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира – ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям – учебнику, рабочей тетради и пр.;
-первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
-этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
- потребность сотрудничества во взрослым и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в домашнем быту и на школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- Выделять из темы урока известные знания и умения;
- Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);
- Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
- Фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- Оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
- Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
- Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и др.);
- Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
- Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме;
- Понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
- Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- Проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- Устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- Проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
- Располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
Коммуникативные.
Обучающиеся научаться:
- Включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- Формулировать ответы на вопросы;
- Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- Договариваться и приходить к общему решению;
- Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- Употреблять в случае неправоты вежливые слова «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и пр.
- Понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
- Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и др.) по теме проекта.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
- Различать природу и культуру;
- Различать живую и неживую природу;
- Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
- Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
- Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
- Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и человек;
- Распознавать и называть комнатные растения;
- Ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
- Различать деревья, кустарники, травянистые растения;
- Устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;
- Называть наиболее распространённые растения своей местности;
- Различать культурные и дикорастущие растения;
- Различать хвойные и лиственные деревья;
- некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
- Называть фрукты, овощи, ягоды;
- Отличать животных от растений;
- Распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;
- Перечислять группы животных и их существенные признаки;
- Различать домашних и диких животных;
- Приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- Называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках и следовать им;
- Приводить примеры развивающих игр, в том числе игр народов своего края;
- Ухаживать за домашними животными: собаками, кошками;
- Называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
- Правильно обращаться с огнём, водой и электроприборами в доме;
- Определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
- Правильно называть родной город; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
- Определять ближайшие родственные связи в семье;
- Работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
- Находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе в творчестве народов своего края;
- Перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
- Определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
- Понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений, как библиотеки музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
- Узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
- Определять достопримечательности Москвы и своего региона;
- Определять некоторые особенности традиционной культуры своего края;
- Находить место России на земном шаре.
Программа 2 класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Программа 3 класса направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные универсальные учебные действия
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
- представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
-личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
- понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
- представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
- перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
- перечислять правила ответственного туризма;
- перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
- определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
- характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
- характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
- показывать на карте водные объекты;
- характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
- характеризовать природные сообщества на примере леса;
- характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
- перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
- определять значение своего имени;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
- характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
- определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
- определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
- определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
- характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
- понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
- придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- планировать свои высказывания и действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
- понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УДД:
- донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроках и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
- узнавать государственную символику РФ;
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
- приводить конкретные примеры прав ребенка;
- показывать на карте границы России, ее крайние точки;
- показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
- назвать памятные даты России.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
Таблица
тематического распределения содержания начального общего образования
по окружающему миру
Содержание | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
1. | Мы и наш мир | 11ч | - | - | - |
2. | Наш класс | 13ч | - | - | - |
3. | Наш дом и семья | 15ч | - | - | - |
4. | Город и село | 14ч | - | - | - |
5. | Родная страна | 8ч | - | - | - |
6. | Человек и окружающий мир | 5ч | - | - | - |
7. | Время и календарь. Вселенная, время, календарь | - | 15ч | - | - |
8. | Осень | - | 19ч | - | - |
9. | Зима | - | 15ч | - | - |
10. | Весна и лето | - | 19ч | - | - |
11. | Радость познания | - | - | 12ч | - |
12. | Мир как дом | - | - | 23ч | - |
13. | Дом как мир | - | - | 24ч | - |
14. | В поисках Всемирного наследия | - | - | 9ч | - |
15. | Мы – граждане единого Отечества | - | - | - | 13ч |
16. | По родным просторам | - | - | - | 20ч |
17. | Путешествие по реке времени | - | - | - | 26ч |
18. | Мы строим будущее России | - | - | - | 9ч |
ВСЕГО: | 66ч | 68ч | 68ч | 68ч | |
Тематические контрольные работы | - | 6 | 6 | 6 | |
Проекты | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Практические работы | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Годовые стандартизированные контрольные работы | - | 1 | 1 | 1 | |
ВСЕГО: | 5 | 12 | 12 | 12 |
Программа 1 класса включает следующие разделы.
Мы и наш мир (10 ч) + 1ч из резервного времени
Дорога в школу — дорога к открытию мира.
Наш мир — это природа, культура и мы, люди. Неживая и живая природа.
Культура. Мы — это я и другие люди, живущие в согласии друг с другом. Разные народы Земли. Наш мир — это все, что мы любим, понимаем, знаем. Люди — творцы культуры.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за город в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (12 ч) + 1ч из резервного времени
Наш класс в школе. Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем.
Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Учитель — наставник и друг. Правила поведения в классе и школе, организация труда и отдыха.
Природа в классе — источник радости, красоты и знаний. Комнатные растения. Части растения. Уход за комнатными растениями. Разнообразие растений возле школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Аквариум и его обитатели, другие животные живого уголка. Необходимость бережного отношения к ним, уход за ними. Разнообразие животных: насекомые, рыбы, птицы, звери; основные отличительные признаки этих групп. Любовь к растениям и животным, забота о них — важная часть счастливой жизни культурного человека.
Распорядок учебного дня — разумное чередование учебной работы и отдыха. Книга — первый помощник в учёбе с давних времен. Игры во время переменок, на уроке физкультуры, в группе продлённого дня — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Мир детских игрушек и детского фольклора.
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном осеннем спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город для знакомства с природой в её естественных формах.
Наш дом и семья (14 ч) + 1ч из резервного времени
Мы в семье — это я и мои родные. Отношения в семье: любовь к детям, уважение к старшим, взаимопонимание и взаимопомощь. Родословное древо. Семейный архив и реликвии — семейная память. Я и члены моей семьи — часть моего народа. Культура моего народа (рукотворная и нерукотворная) хранится в семье и передаётся от одного поколения к другому.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Как рождаются вещи (превращение природных материалов в изделия благодаря труду людей). Красивые камни в нашем доме; изделия из камня — соединение красоты природы, фантазии и мастерства людей. Комнатные растения у нас дома. Растения огорода и сада. Овощи и фрукты на нашем столе. Как появляются на столе хлеб и каша, чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака и кошка — животные, прирученные человеком в глубокой древности. Породы собак и кошек.
Дикие и домашние животные. Наши коллекции: фигурки животных, игрушки, изображающие животных, и т. д. — соединение образов природы и творчества человека.
Ритм жизни в семье — основа здорового образа жизни. Режим дня, личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (13 ч) + 1ч из резервного времени
Мы в городе, селе — это я и мои земляки. Красота любимого города, родного села. Сочетание мира природы и мира культуры в городе, селе. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом, о наших земляках, их трудах и подвигах. Любовь к своему городу, селу — чувство, необходимое для счастливой жизни человека.
Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Разнообразие растений города. Лиственные и хвойные деревья. Растения цветника. Ботанический сад — царство удивительных растений, созданное человеком. Парки, скверы, заповедные места края — наше общее культурное богатство. Разнообразие животных парка, необходимость бережного отношения к ним.
Зоопарк — живой музей под открытым небом. Правила поведения в зоопарке.
Музеи и библиотеки — хранилища нашей общей культуры, нашего прошлого во имя будущего.
Мир профессий. Наши профессии и наш характер. Профессии в городе и селе: общее и различное.
Бережное отношение к природе и к результатам человеческого труда в городе и селе — норма жизни каждого культурного человека.
Блок внеклассной, внешкольной работы: экскурсия по родному городу; посещение музеев, библиотек, других культурно-просветительных учреждений. «Мастер своего дела» — встреча с родителями — представителями городских, сельских профессий.
Родная страна (7 ч) + 1ч из резервного времени
Мы в стране — это я и мои соотечественники. Россия — наша Родина. Символы России: флаг, герб, гимн. Москва — столица России. Москва в прошлом и настоящем. Любовь к Отечеству, знание его прошлого — норма жизни культурного человека.
Семья народов России — наше великое достояние. Костюмы и обычаи разных народов. Куклы народов России: о чём они рассказывают? Пословицы народов России: чему они учат? (Все народы ценят трудолюбие, любовь к детям, уважение к старшим, честность, верность дружбе и данному слову, чувство долга.) Взаимное уважение народов России — основа мира и согласия в стране.
Природа России — основа нашей жизни, наше великое богатство. Разнообразие и красота природы России. Охрана природы. Красная книга России. Заповедники.
Блок внеклассной, внешкольной работы: совместный праздник детей и родителей «Наш класс — семья народов России». Посещение природного и/или историко-архитектурного заповедника родного края.
Человек и окружающий мир (4 ч) + 1ч из резервного времени
Природное начало в человеке и его культурные особенности. Внешний облик человека; внутренний мир человека. Влияние внутреннего на внешнее, внешнего на внутреннее.
Ритм в человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве. Сопоставление ритма человеческой жизни с ритмом жизни природы (детство — молодость — зрелость — старость/утро — день — вечер/весна — лето — осень — зима) в творчестве разных народов мира. Каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека.
Программа 2 класса включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Время и календарь. Вселенная, время, календарь. (14 ч + 1ч экскурсия в музей)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень. (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Зима. (13 ч +1 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Весна и лето. (15 ч + 2ч экскурсии + 2 ч подвижные игры на свежем воздухе)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта— «Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Основные содержательные линии
Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследия». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Радость познания (12ч)
Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чем расскажет план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаем мир. Транспорт. Средства информации и связи.
Мир как дом (23 ч)
Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит все. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Животные в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов. Водоем – дом из воды. Как сохранить богатство природы. Охрана природы в культуре народов России.
Дом как мир (24 ч)
Родной дом – уголок отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное дерево. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом невелик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину.
В поисках всемирного наследия (8ч + 1ч проверочная работа (тест))
Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища.
Программа 4 класса включает разделы «Мы – граждане единого Отечества» (13 ч), «По родным просторам» (20 ч), «Путешествие по реке времени» (26 ч), «Мы строим будущее России» (9 ч).
Учащиеся знакомятся с понятием общество, народ, гражданин России и их признаками, с Конвенцией о правах ребёнка, о главе государства, Федеральном собрании и их функции. Формируется представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам, как ведётся летоисчисление. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.
«Мы – граждане единого Отечества» (10 ч) + 3ч из резервного времени
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
«По родным просторам» (18 ч) + 2ч из резервного времени
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
«Путешествие по реке времени» (23 ч) + 3ч из резервного времени
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
«Мы строим будущее России» (5 ч) + 4ч из резервного времени
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Образование Российской Федерации. Современная Россия. Развитие сельского хозяйства в России. Выдающиеся явления в современной культурной жизни России
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Книгопечатная продукция.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
Учебники:
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 1 класс. М., «Просвещение», 2011 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 1 класс М., «Просвещение», 2011 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 2 класс М., «Просвещение», 2012 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 2 класс М., «Просвещение», 2012 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 3 класс М., «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
Рабочие тетради
1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение», 2016 год.
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2016 год.
3. А.А., Плешаков М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч 2. М., «Просвещение», 2015 год.
4. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2015 год.
5. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение», 2015 год.
6. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2015 год.
7. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение», 2016 год.
8. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2016 год.
Методические пособия
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,1 класс, «Просвещение», 2011 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., 2 класс, «Просвещение», 2012 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение», 2013 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,4 класс, «Просвещение», 2014 год.
Книги для чтения
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». М., «Просвещение», 2011 год.
А.А.Плешаков. Книга для учащихся нач.кл. «Зеленые страницы».М., «Просвещение», 2009 год
Детская справочная литература о природе, социуме, труде людей и т. п.
Печатные пособия
Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Мир культуры и природа. Комплект цветных таблиц к курсу «Окружающий мир» и сопроводительный текст к ним.
Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Человек среди людей. Комплект цветных таблиц к курсу «Окружающий мир» и сопроводительный текст к ним.
Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Земля и люди – круглый год. Сопроводительный текст к комплекту фолий или таблиц.
Новицкая М.Ю., Казинцева М.В.Рукотворная кукла. Комплект учебно-наглядных и методических пособий для преподавателя. Комплект цветных таблиц и сопроводительный текст к ним.
Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи в соответствии с программой обучения.
Портреты выдающихся людей России.
Настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира».
Атлас исторических и географических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Технические средства обучения.
1. СССО (интерактивная доска, проектор, персональный компьютер, нетбуки учащихся, цифровые микроскопы, документ-камера, Модульная система экспериментов PROLog, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass).
2. Телевизор.
3.Видеомагнитофон.
4.Аудиопроигрыватель.
Электронные образовательные ресурсы.
1.CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебникам 1, 2, 3, 4 классов.
2. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
5.http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
6.http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.
7. http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html - Картинки о природе.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Физический глобус Земли
Компас.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский.
Лупа.
Часы с синхронизированными стрелками.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения для измерения веса, изучения свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.).
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения
Модель «Торс человека с внутренними органами»
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растении (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки
1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия в др.).
2.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин в др.).
3.Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.
4.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Оборудование класса
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, пособий и т. д.
4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5.Подставки для книг, держатели для карт и т. п.
6.База для хранения, транспортировки и зарядки учебного оборудования