Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
«Принято» Руководитель МО ___________Т.В. Солдатенко. Протокол № ___ от «____»____________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________Т.П. Ступина «____»____________2022 г. | «Утверждено» Директор школы _____________ О.П. Кадейкина Приказ № ___ от «___»___2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя изобразительного искусства
Солдатенко Татьяны Викторовны
(высшая квалификационная категория)
по учебному курсу «Черчение»
8-9 класс
2022 - 2023
учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8–9 классов и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253) с изменениями от 5 июля 2017 г.
Учебный план школы.
Курс разработан самим автором рабочей программы с использованием учебника «Черчение» под редакцией А.Д. Ботвинникова.
1. Результаты освоения учебного курса «Черчение»
Изучение учебного курса «Черчение» даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
в направлении личностного развития:
у обучающихся будут сформированы
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированности основ российской, гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
в метапредметном направлении:
обучающиеся научатся
умению самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
умению самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
умению соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
умению оценивать правильность выполнения учебной задачи;
овладении основами самоконтроля, самооценки;
умению работать со справочниками и ГОСТами;
умению организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
обучающиеся получат возможность научиться:
отличать верно, выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
в предметном направлении:
обучающиеся научатся
правильно пользоваться чертежными инструментами;
выполнять геометрические построения;
наблюдать и анализировать форму несложных предметов;
выполнять технический рисунок;
выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;
осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;
выполнять чертежи сечений и разрезов;
выполнять чертежи сборочных единиц.
обучающиеся получат возможность научиться:
определять форму предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и положение предметов в пространстве;
различать виды изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях сборочной единицы;
правилам оформления чертежей;
методам проецирования;
узнавать чертежи различного назначения;
распознавать сечения и разрезы;
читать несложные сборочные чертежи
2. Содержание учебного курса «Черчение» с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
I Введение (1) | | |
Тема 1 Введение | открытие новых знаний | беседа |
II Техника выполнения чертежей и правила их оформления (3) | | |
Тема 2 Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 3 Правила оформления чертежей | практикум | графическая работа |
Тема 4 Правила оформления чертежей | практикум | графическая работа |
III Чертежи в системе прямоугольных проекций (7) | | |
Тема 5 Проецирование | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 6 Проецирование | практикум | графическая работа |
Тема 7 Прямоугольное проецирование | практикум | графическая работа |
Тема 8 Прямоугольное проецирование | практикум | графическая работа |
Тема 9 Расположение видов на чертеже | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 10 Расположение видов на чертеже | практикум | графическая работа |
Тема 11 Местные виды | практикум | графическая работа |
IV Аксонометрические проекции. Технический рисунок (8) | | |
Тема 12 Получение аксонометрических проекций | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 13 Получение аксонометрических проекций | практикум | графическая работа |
Тема 14 Построение аксонометрических проекций | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 15 Построение аксонометрических проекций | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 16 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | открытие новых знаний | графическая работа |
Тема 17 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | практикум | графическая работа |
Тема 18 Технический рисунок | практикум | графическая работа |
Тема 19 Технический рисунок | Практикум Мини - проект | беседа, графическая работа |
V Чтение и выполнение чертежей (12) | | |
Тема 20 Анализ геометрической формы предмета | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 21 Анализ геометрической формы предмета | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 22 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 23 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 24 Проекции вершин, ребер и граней предмета | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 25 Проекции вершин, ребер и граней предмета | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 26 Порядок построения изображений на чертеже | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 27 Порядок построения изображений на чертеже | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 28 Нанесение размеров с учетом формы предмета | практикум | графическая работа |
Тема 29 Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 30 Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 31 Порядок чтения чертежей деталей | практикум | графическая работа |
VI Эскизы (3) | | |
Тема 32 Выполнение эскизов деталей | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 33 Выполнение эскизов деталей | практикум зачет | графическая работа |
Тема 34 Выполнение эскизов деталей | практикум зачет | графическая работа |
Тема 35 Экскурсия | неурочная деятельность | |
VII Повторение (1) | | |
Тема 36 Повторение сведений о способах проецирования | вводный урок | беседа |
VIII Сечения и разрезы (6) | | |
Тема 37 Общие сведения о сечениях и разрезах | практикум | беседа |
Тема 38 Назначение сечений. Правила выполнения сечений | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 39 Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 40 . Соединение вида и разреза | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 41 Соединение вида и разреза | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 42 Другие сведения о разрезах и сечениях | практикум | беседа, графическая работа |
IX Определение необходимого количества изображений (2) | | |
Тема 43 Выбор количества изображений и главного изображения | практикум | беседа |
Тема 44 Условности и упрощения на чертежах | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
X Сборочные чертежи (5) | | |
Тема 45 Общие сведения о соединениях деталей | открытие новых знаний | беседа |
Тема 46 Изображение и обозначение резьбы | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 47 Чертежи болтовых и шпилечных соединений | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
Тема 48 Чертежи шпоночных и штифтовых соединений | практикум | беседа, графическая работа |
Тема 49 Общие свеления о сборочных чертежах изделий. Основные особенности строительных чертежей | открытие новых знаний | беседа, графическая работа |
XI Чтение строительных чертежей (2) | | |
Тема 50 Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах | открытие новых знаний | беседа |
Тема51 Понятие о деталировании. Порядок чтения строительных чертежей | Зачет | беседа, графическая работа |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел Тема | Количество часов |
I | Введение. | 1 |
II | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | 3 |
III | Чертежи в системе прямоугольных проекций | 7 |
IV | Аксонометрические проекции. Технический рисунок | 8 |
V | Чтение и выполнение чертежей | 12 |
VI | Эскизы | 3 |
VII | Повторение | 1 |
VIII | Сечения и разрезы | 6 |
IX | Определение необходимого количества изображений | 2 |
X | Сборочные чертежи | 5 |
XI | Чтение строительных чертежей | 2 |
XII | Резервное время | 1 |
Приложение №1 к рабочей программе
по учебному предмету «Черчение»
8 класс, утвержденной приказом
№_________от ________________
«Принято» Руководитель МО __________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Т.П.Ступина «____»____________2022г. | «Утверждено» Директор школы _________О.П. Кадейкина Приказ № ___ от «___»___2022 г. |
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Черчение» 8 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | Наглядные пособия, ЦОР |
1 | 05.09 | | Введение | Вводный урок | | | |
2 | 12.09 | | Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | Инструменты и принадлежности |
3 | 19.09 | | Правила оформления чертежей | Урок практикум. | | | Линии, форматы |
4 | 26.09 | | Правила оформления чертежей | Урок – практикум | Презентация | ПК, ММП | Размеры и масштабы |
5 | 03.10 | | Проецирование | Урок сообщения новых знаний | | | Способы проецирования |
6 | 10.10 | | Проецирование | Урок - практикум | Презентация | ПК, ММП | |
7 | 17.10 | | Прямоугольное проецирование | Урок сообщения новых знаний | | | |
8 | 24.10 | | Прямоугольное проецирование | Урок - практикум | Презентация | ПК, ММП | |
9 | 07.11 | | Расположение видов на чертеже | Урок сообщения новых знаний | | | Виды |
10 | 14.11 | | Расположение видов на чертеже | Урок – практикум | | | |
11 | 21.11 | | Местные виды | Урок - практикум | | | |
12 | 28.11 | | Получение аксонометрических проекций | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
13 | 05.12 | | Получение аксонометрических проекций | Урок - практикум | | | |
14 | 12.12 | | Построение аксонометрических проекций | Урок сообщения новых знаний | | | |
15 | 19.12 | | Построение аксонометрических проекций | Урок - практикум | | | |
16 | 26.12 | | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | Урок сообщения новых знаний | Проекции | ПК, ММП | |
17 | 09.01 | | Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности | Урок - практикум | | | |
18 | 16.01 | | Технический рисунок | Урок сообщения новых знаний | | | Технический рисунок |
19 | 23.01 | | Технический рисунок | Мини проект | | | |
20 | 30.01 | | Анализ геометрической формы предмета | Урок сообщения новых знаний | | | |
21 | 06.02 | | Анализ геометрической формы предмета | Урок - практикум | | | |
22 | 13.02 | | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | Урок сообщения новых знаний | | | |
23 | 20.02 | | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел | Урок - практикум | Презентация | ПК, ММП | |
24 | 27.02 | | Проекции вершин, ребер и граней предмета | Урок сообщения новых знаний | | | Проекции |
25 | 06.03 | | Проекции вершин, ребер и граней предмета | Урок – практикум | | | |
26 | 13.03 | | Порядок построения изображений на чертеже | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
27 | 20.03 | | Порядок построения изображений на чертеже | Урок – практикум | | | |
28 | 03.04 | | Нанесение размеров с учетом формы предмета | Урок - практикум | | | Размеры |
29 | 10.04 | | Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей | Урок практикум | Презентация | ПК, ММП | |
30 | 17.04 | | Чертежи разверток поверхностей геометрических тел | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | Развертки |
31 | 24.04 | | Порядок чтения чертежей деталей | Урок – практикум | | | |
32 | 15.05 | | Выполнение эскизов деталей | Урок - практикум | | | Эскизы |
33 | 22.05 | | Выполнение эскизов деталей | Зачет | | | |
34 | 26.05 | | Выполнение эскизов деталей | Зачет | | | |
Итого 34 часа
неурочных занятий: 4 (12%)
Приложение №2 к рабочей программе
по учебному предмету «Черчение»
9 класс, утвержденной приказом
№_________от ________________
«Принято» Руководитель МО __________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Т.П.Ступина «____»____________2022г. | «Утверждено» Директор школы _________О.П. Кадейкина Приказ № ___ от «___»___2022 г. |
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Черчение» 9 класс
№ п/п | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Примечание |
Наглядные пособия, ЦОР | Наглядные пособия, ЦОР |
1 | 05.09 | | Повторение сведений о способах проецирования | Вводный урок | | | |
2 | 12.09 | | Общие сведения о сечениях и разрезах | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | Информация о сечениях и разрезах |
3 | 19.09 | | Назначение сечений. Правила выполнения сечений | Урок практикум. | | | Сечения |
4 | 26.09 | | Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
5 | 03.10 | | Соединение вида и разреза | Урок – практикум | | | |
6 | 10.10 | | Соединение вида и разреза | Урок - практикум | Презентация | ПК, ММП | Разрезы |
7 | 17.10 | | Другие сведения о разрезах и сечениях | Урок - практикум | | | |
8 | 24.10 | | Выбор количества изображений и главного изображения | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
9 | 07.11 | | Условности и упрощения на чертежах | Урок сообщения новых знаний | | | |
10 | 14.11 | | Общие сведения о соединениях деталей | Урок сообщения новых знаний | | | |
11 | 21.11 | | Изображение и обозначение резьбы | Урок - практикум | | | |
12 | 28.11 | | Чертежи болтовых и шпилечных соединений | Урок сообщения новых знаний | Презентация | ПК, ММП | |
13 | 05.12 | | Чертежи шпоночных и штифтовых соединений | Урок сообщения новых знаний | | | Дополнительные сведения |
14 | 12.12 | | Общие сведения о сборочных чертежах изделий. Основные особенности строительных чертежей | Урок - практикум | | | |
15 | 19.12 | | Порядок чтения сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах | Урок - практикум | | | |
16 | 26.12 | | Понятие о деталировании. Порядок чтения строительных чертежей | Урок сообщения новых знаний. Экскурсия | | | |