УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Сухобузимского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя школа»
Рассмотрено на экспертном Утверждаю
методическом совете: директор школы
председатель совета ________(Бурцаева Я.В.)
_______________Скобелина О. А. Приказ № 01-10-50/3
«28августа « 2019г. от « 29 августа2019г.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку
11 класс
Разработана:
Шпагиной Л. Н.
учителем русского языка и литературы
первой квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Трудные вопросы орфографии » (17 ч.) рассчитана на учащихся 11-х классов.
Сегодня остро стоит вопрос формирования национального самосознания у подрастающего гражданина Российской Федерации, одной из неотъемлемых составляющих которого является чувство гордости за родной язык, складывающееся не только из осознания его красоты, величия и могущества, но и из желания и умения сохранить эти качества. Потому мы обязаны прививать школьникам необходимость в их речевой и письменной практике постоянного использования и накопления потенциала и богатства русского языка, созданного великими предками, чем и способствовать его сохранению и развитию.
Тревожно состояние современного русского языка: расшатываются литературные нормы, происходит стилистическое снижение устной и письменной речи, бытовая – и, к сожалению, не только – сфера общения становится все более вульгарной.
Однако в наши дни оценка специалиста производится не только по качеству его профессиональной пригодности, но еще и по умению грамотно – устно и письменно – излагать мысли.
Для большей эффективности в достижении результатов обучения и из-за ограниченного количества часов русского языка преподавание курса может быть организовано следующим образом:
как дополнительный курс для учащихся 9-х классов;
как дополнительный или отдельный курс по подготовке к итоговой аттестации в 11-х классах.
Цели и задачи курса: обобщить и закрепить полученные знания по правописанию за курс 5-11 класса, активизировать внимание учащихся к употреблению рассматриваемых языковых явлений и фактов языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Одной из причин недостаточного усвоения десятиклассниками орфографических и пунктуационных норм является отсутствие достаточного количества уроков, отведенных для обобщения и повторения, полученных в 5-11 классе знаний и умений. Данный курс нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.
Определяющим фактором при построении программы является принцип написания слов (дефисные, слитные и раздельные написания) или принцип написания отдельных частей слов (правописание корней, суффиксов, окончаний). Так, например, при закреплении темы «Дефисные написания» в центре внимания дефисные написания сложных существительных (диван-кровать), прилагательных (светло-зеленый, химико-технологический), наречий (по-весеннему, крепко-накрепко), предлогов (из-за, из-под), а при закреплении темы правописание корней слов - принцип написания гласных и согласных в корнях. Вместе с тем данный учебный материал сопровождается заданиями, связанными с развитием речи учащихся.
При анализе трудных случаев орфографии особое внимание уделяется истории и этимологии (слова с непроверяемыми орфограммами), принципам орфографии, лежащим в основе правописания слов и отдельных морфем (корней, суффиксов, окончаний). При анализе пунктограмм - употребление в письменной речи какого-либо определенного знака препинания (тире в простом и сложном предложении) или особенности пунктуационного оформления синтаксических явлений (пунктуационное оформление слов, грамматически не связанных с членами предложения). Данный блок тем сопровождается также разными речевыми заданиями, связанными с редактированием текста или исправлением речевых ошибок в собственных высказываниях.
В связи с этим особый интерес с точки зрения формирования грамотного письма представляет раздел «употребление в речи», являющий собой практическую реализацию изучаемых явлений языка. Данный подход позволяет реализовать принцип функциональной грамотности.
2. Общая характеристика программы.
В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике (Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001. Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962. Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001. Граник Г.Г., Бондарко СМ. Знаки препинания. М., 1998. и другие.).
Изучение элективного курса по русскому языку в 11 классе – 17ч. в год, 0,5 ч. в неделю, но проведено будет 16 ч., согласно учебному плану.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 11 классе. Программа состоит из 4 тем:
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.
Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова.
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.
Срок реализации программы 1 год.
В программе представлен примерный тематический план данного курса с указанием количества часов, рекомендуемых на изучение каждой темы, и определением видов деятельности.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: организационно-деятельностная игра, презентация, семинар, соревнование и др.
Таким образом, разрабатывая методику проведения занятий по данной программе, необходимо учитывать условия проведения занятий - элективный курс, рассчитанный на развитие интереса к изучению филологических школьных дисциплин, предпочтение отдаётся занимательности как одному из факторов, влияющих на мотивацию учащихся к изучению русского языка.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии » (15 ч.)
Тема 1. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. – 3 ч.
Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. – 5 ч.
Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. – 1 ч.
Тема 4. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. – 5ч.
Литература
Для учителя:
Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход М.: Айрис-Пресс. 2001
Граник Г.Г., Бондаренко СМ. Знаки препинания. М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1991.
Львова СИ. Там, где кончается слово... (о слитных, дефисных и раздельных написаниях) - М., 1991.
Лукина Я.В. Степанова Л.В. Пишем диктанты с улыбкой. Трудные случаи орфографии. - СПб: «Златоуст», 2001.
Львова СИ. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. - М., 1994.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М.: 2001.
Для обучающихся:
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. - М., 1982.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». М, 1962.
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов н/Д, 1998.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М. 2002.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
Ахманова О.А.. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.
Словарь лингвистических терминов. М: 1997.
Толковый словарь Ожегова. М., 1994.
Толковый словарь Даля. М., 1995.
Этимологический словарь. М., 2000.
Календарно- тематическое планирование в 11 классе по элективному курсу 16 часов 1 полугодии (1часа в неделю)
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | Дата |
1 | Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой принцип русской графики. Обозначение гласных после шипящих и ц. Отступления от слогового принципа русской графики. | 3 1 1 1 | 3.09 10.09 17.09 |
2 | Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу. Употребление букв (е) ё и о после шипящих для обозначения ударного [о]. Правописание одного и двух н. Употребление и правописание частиц не и ни. | 5 1 1 1 1 1 | 24.09 1.10 8.10 15.10 22.10 |
3 | Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв. | 1 | 12.11 |
4 | Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. Слитное и раздельное написание не. Разграничение приставки не- и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на –мый. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. | 5 1 1 2 1 | 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 |
| Итоговое заняти(тестирование) | 2 | 24.12, 29.12 |
| Итого | 16 | |