Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Чкаловская школа-интернат»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МО ______/Кудряшова М.А./ «___» августа 2023г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______/Леканова И.К./ «___» августа 2023г. | «УТВЕРЖДАЮ» И.О. директора ГКОУ «Чкаловская школа-интернат» _______/ Леканова И.К./ «___» августа 2023г. |
ПРОГРАММА
индивидуальных занятий по направлению
коррекционно-развивающей деятельности «Сенсорное развитие»
на 2023-2024 учебный год
2 класс
(АООП, вариант II)
Составила:
Полякова Светлана Александровна,
педагог-психолог
г. Чкаловск
2023
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 2), в соответствии с ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом директора №60-п от 31.03.2023 года и учебного плана АООП УО (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного - 4 класса на 2023-2024 учебный год.
Цель:
Обогащение чувственного опыта ребенка в процессе целенаправленного воздействия на сохранные анализаторы, формирование целенаправленных произвольных действий с предметами и материалами, способствующее успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи:
- формирование потребности в общении, формирование положительных эмоциональных реакций при взаимодействии, коррекция и развитие эмоциональной сферы;
- формирование навыков установления контакта, положительной реакции на телесный контакт;
- коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;
- формирование умения реагировать на источник звука;
- формирование эмоциональных реакций на различные объекты и предметы;
- формирование моторных функций осязания и мелкой моторики обучающегося;
- формирование умения выполнять специфические манипуляции с предметами.
Содержание обучения
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью движения замедленны, неуклюжи, нет смысловой структуры движений из-за нарушения понимания задачи, он не владеет пространственной ориентацией, ограничение пространства и целенаправленное его расширение недоступно ребенку.
Восприятие окружающей действительности поверхностное, проявление конкретности и инертности мышления. Логический перенос усвоенного опыта отсутствует.
В результате коррекционного воздействия у ребенка могут появиться представления и элементарные понятия. Они, например, в состоянии объединять объекты, которые непосредственно воспринимает (одежда, обувь, посуда).
Глубоко умственно отсталый ребенок чаще всего находится в благодушном настроении, но у него могут быть и резкие перепады настроения, связанные с отсутствием в данный момент его элементарных потребностей (голод, жажда, изменение знакомой обстановки). Такие дети повышенно утомляемы, неспособны сосредоточиться. Эмоциональные реакции у них бедны, мало дифференцированы (если у ребенка отобрать игрушку, ребенок не проявит реакции недоумения, обиды, не попытается вернуть игрушку).
Внимание у ребенка неустойчивое, он склонен к застреванию на одном действии. Усвоив одно действие, например, извлечение звука из звучащей игрушки, он в течение долгого времени будет производить это действие бессмысленно.
У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью отсутствует подражание.
Речь у глубоко умственно отсталых детей обычно отсутствует. В активной речи у ребенка лепетные звукосочетания, звукоподражания, но они не всегда имеют предметную соотнесенность и социализированный характер (ребенок не использует речевые возможности при взаимодействии с окружающими).
Уровень понимания речи ограничен бытовой ситуацией - ребенок понимает названия предметов, действий, некоторых признаков в рамках бытового обихода. Инструкцию принимает только в определенной, привычной ситуации, ориентируясь на интонацию, ситуацию или выполняет по подражанию.
Между увеличением лексического словаря и улучшением активной речи нет прямой зависимости, что связано со сниженной потребностью в обмене информацией, нарушением фонематического слуха, аномалиями артикуляционного аппарата.
Мышление тяжело умственно отсталого ребенка хаотично, бессистемно. Чаще всего оно отсутствует, реже – имеются слабые смысловые связи. Интеллектуальная переработка собственного опыта отсутствует, но имеется определенная наблюдательность в бытовых ситуациях. Взаимодействие с другими детьми отсутствует или внимание на них эпизодическое. Ребенок, как правило, равнодушен к результатам своей деятельности.
Интерес к игрушкам снижен. В действиях с игрушками использует только примитивные способы действия, ребенок не нацелен на результат своих действий. Не развиты даже предпосылки к развитию интеллекта – внимание, восприятие, память. Ребенок не реагирует на звуковые и слуховые раздражения.
Эмоции элементарные, определяются чувством удовольствия или неудовольствия. Кроме того, глубоко умственно отсталый ребенок достаточно безразличен к коммуникативно-эмоциональным сигналам со стороны взрослого.
Отсутствие умения взять предмет, реакции даже на неречевые звуки, фиксирования взгляда на неподвижном предмете затрудняет поиски взаимодействия с ребенком. В процессе коррекционного воздействия у таких детей могут приобретаться наиболее базисные и простые моторные навыки, психическое развитие детей с тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью невозможно без коррекционного вмешательства.
Ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на обогащение чувственного опыта и формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности.
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Работа по коррекции сенсомоторных нарушений строится с учётом возрастных особенностей обучающихся. Эффективность занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне.
В структуру занятия входит:
- упражнения на развитие внимания, памяти, мышления;
- упражнения на развитие восприятия;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания (позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов);
- ритуалы прощания и приветствия;
- упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющей музыкой и позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию;
- дыхательная гимнастика;
На занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение.
Для повышения эффективности работы по сенсорному развитию большое значение имеет следующее условие — использование в образовательном процессе различных приёмов:
• дидактические игры;
• игры с песком, водой, кубиками, конструктором;
• мозаика;
• графические игровые упражнения;
• пальчиковые игры;
• физкультурные упражнения игрового характера и т. д.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Содержание программы
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
-локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-соотнесение звука с его источником;
-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
-различение речевых и неречевых звуков.
Раздел 3. Развитие кинестетического и кинетического восприятия.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
-адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
-согласованность действий и движений разных частей тела;
-целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на форме предмета;
- фиксация внимания на цвете предмета;
- фиксация внимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по форме (круглый, квадратный);
-различение объектов по величине (большой, маленький);
-различение объектов по цвету (основные цвета).
Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная реакция на запахи;
-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по запаху;
-узнавание продукта по вкусу;
-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Раздел 6. Развитие восприятия пространства и времени.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на разных частях тела (левая, правая);
-фиксация внимания на расположении предмета (вверху, внизу, под, над, справа, слева и т.д.);
-знакомство с понятием «времена года».
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение частей тела (нога, рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.);
-выполнение действий по инструкции (дай предмет, подойди, возьми и т.д.)
-использование моделей частей суток, времен года.
Раздел 7. Развитие моторики.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
- выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.);
- выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов | Диагностика |
1. | Развитие зрительного восприятия. | 4 | 2 |
2. | Развитие слухового восприятия. | 4 | - |
3. | Развитие кинестетического и кинетического восприятия. | 3 | - |
4. | Развитие восприятия формы, величины и цвета. | 4 | - |
5. | Восприятие запаха и вкуса | 4 | - |
6. | Развитие восприятия пространства и времени. | 6 | - |
7. | Развитие моторики. | 4 | 2 |
| Итого 68 | 29 | 4 |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
2. Формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.
- Уметь определять под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Уметь адекватно реагировать на запрет и поощрение.
- Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметные результаты:
Минимальный уровень
- узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- расширение диапазона движений.
Достаточный уровень
узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- расширение диапазона движений
-сравнивать между собой предметы;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать предметы;
- определять последовательность событий.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка образовательных достижений освоения программы коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может выражаться в уровневой шкале:
0 баллов – отсутствие динамики;
1 балл - незначительная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе диагностического исследования (Диагностика личностного развития).
Учебно – методическое обеспечение
Список литературы для педагога:
Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз, 2000.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: метод. Рекомендации/ Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2009.
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. –М.,2000.
Маркова А.С. Организация коррекционно – развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. –М., 2000.
Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС / Е.А.Стребелева, Ю.Ю.Белякова, И.А.Выродова и др. –М.: Экзамен, 2007.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: наглядный материал / Е.А.Стребелева. – М.: Владос, 2007.
Сорокова М.Г. Система М.Монтессори: Теория и практика. – М., 2007.
Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика, игры, упражнения.- Ростов н/Д., 2006.
Материально техническое обеспечение программы
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для ароматерапии и др.);
иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений;
мультимедийное сопровождение, видео презентации к урокам в соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий;
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.;
Комплект специализированного оборудования для сенсорной комнаты
№ | Наименование |
1 | Мягкий уголок |
2 | Мягконабивной ковёр-крокодил |
3 | Сенсорная гусеница |
4 | Настенное крепление для балансировочных досок |
5 | Балансировочная доска тип 1 |
6 | Интерактивная воздушнопузырьковая трубка |
7 | Мягкая платформа для воздушнопузырьковой трубки |
8 | Комплект из двух акриловых зеркал для воздушнопузырьковой трубки |
9 | Световой стол из бука для рисования песком |
10 | Тренажер зрительной координации по движению глаз |
11 | Комплект «Змея тактильная» |
12 | Развивающий набор |
Набор методических материалов для развития и коррекции восприятия
№ | Наименование |
1 | Знакомство с формой |
2 | Тактильное домино |
3 | Сказки |
4 | Свойства предметов |
5 | Предметный мир в картинках |
6 | Знакомство с цветом |
7 | Сенсорный ящик |
8 | Сенсорные пластины |
Комплект специализированного оборудования для коррекционной работы
№ | Наименование |
1 | Диагностический коррекционно-развивающий комплекс |
2 | Тактильные цифры и математические знаки |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Кор-ка |
| 1 четверть 17 часов | | | |
| Диагностическое обследование ребенка (стартовая д.). | 4 | | |
1. | Обследование развития коммуникативной сферы, речевого развития. | 1 | 01.09 | |
2. | Обследование сенсомоторного развития, сенсорно-перцептивной деятельности. | 1 | 06.09 | |
3. | Обследование развития восприятия (зрительного, слухового, пространственного, временного), развития игровой деятельности. | 1 | 08.09 | |
4. | Обследование развития мыслительной деятельности, элементарных математических представлений и способов осуществления деятельности. Обследование развития представлений об окружающем мире. | 1 | 13.09 | |
| Развитие зрительного восприятия. | 9 | | |
5. | Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете - фонарике | 1 | 15.09 | |
6. | Фиксация взгляда на лице человека. | 1 | 20.09 | |
7. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным ярким предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). | 1 | 22.09 | |
8. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным ярким объектом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). | 1 | 27.09 | |
9. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете – пламени свечи справа, слева, перед ребенком. | 1 | 29.09 | |
10. | Простейшие упражнения для снижения визуального напряжения и восстановления работоспособности (пальминг). | 1 | 04.10 | |
11. | Фиксация взгляда на яркой картинке. Прослеживание взглядом за ее расположением на плоскости стола. | 1 | 06.10 | |
12. | Привлечение внимания к игрушкам. Фиксация взгляда на движущейся игрушке. | 1 | 11.10 | |
13. | Реакция на соприкосновение с материалами различными по фактуре (гладкий-шероховатый) | 1 | 13.10 | |
| Развитие слухового восприятия. | 8 | | |
14. | Реагирование на речь взрослого, обращенную к ребенку. Различение речевых и неречевых звуков | 1 | 18.10 | |
15. | Реакция на звучащие игрушки. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию | 1 | 20.10 | |
16. | Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником (погремушка, неваляшка). | 1 | 25.10 | |
17. | Локализация неподвижного источника звука (погремушки), расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 | 27.10 | |
| 2 четверть 16 часов | | | |
18. | Фиксация взгляда на светящейся звучащей игрушке, локализация ее в пространстве. Соотнесение звука игрушки с его источником в пространстве. | 1 | 08.11 | |
19. | Что звучит? Развитие слухового внимания. | 1 | 10.11 | |
20. | Звуки на улице и в помещении. | 1 | 15.11 | |
21. | Музыкальные звуки. | 1 | 17.11 | |
| Развитие кинестетического и кинетического восприятия (движение) | 9 | | |
22. | Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки, шишки) разной величины (вложение мелких игрушек, шишек в руку ребенка). | 1 | 22.11 | |
23 | Движение в заданном направлении в пространстве. | 1 | 24.11 | |
24 | Сминание материала (пассивное, при возможности активное) одной рукой, двумя руками газеты, цветной бумаги). Дотягивание и захват бумаги, газеты | 1 | 29.11 | |
25 | Размазывание материала (краски) руками по альбомному листу, ватману (сверху вниз, слева направо) | 1 | 01.12 | |
26 | Реакция на соприкосновение с материалами различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий). | 1 | 06.12 | |
27 | Реакция на соприкосновение с материалами различными по фактуре (гладкий-шероховатый) | 1 | 08.12 | |
28 | Ориентировка в схеме лица. | 1 | 13.12 | |
29 | Ориентировка в схеме собственного тела. | 1 | 15.12 | |
30 | Расположение предметов в ближнем пространстве – перед, за, справа, слева. | 1 | 20.12 | |
| Развитие восприятия формы, величины и цвета. | 8 | | |
31 | Различение предметов по форме и величине. | 1 | 22.12 | |
32 | Соотнесение слов «один-много» с соответствующим количеством предметов. Соотнесение слов «большой-маленький» с величиной предмета. | 1 | 27.12 | |
33 | Определение наощупь объёмных фигур и предметов. | 1 | 29.12 | |
| 3 четверть 22 часа | | | |
34 | Определение наощупь поверхности предметов. | 1 | 10.01 | |
35 | Называние в доступной форме игрушек, реакция на игрушки. Расстановка их на столе. | 1 | 12.01 | |
36 | Реакция на давление на поверхность тела различными материалами. | 1 | 17.01 | |
37 | Различение круга и квадрата. | 1 | 19.01 | |
38 | Использование графического изображения для обозначения геометрических фигур. | 1 | 24.01 | |
| Восприятие запаха и вкуса | 9 | | |
39 | Реакция на запахи (лимон, банан). | 1 | 26.01 | |
40 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (кислый, сладкий). | 1 | 31.01 | |
41 | Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (хвоя). | 1 | 02.02 | |
42 | Узнавание (различение) объектов по запаху (яблоко). | 1 | 07.02 | |
43 | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (соленый, горький). | 1 | 09.02 | |
44 | Переливание материалов (вода) двумя руками (с использованием инструментов (стаканчик, ложка и др.)). | 1 | 14.02 | |
45 | Пересыпание материалов (круп) двумя руками (с использованием инструментов (стаканчик, ложка и др.)). | 1 | 16.02 | |
46 | Реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре (холодный, теплый). | 1 | 21.02 | |
47 | Реакция на соприкосновение с материалами различными по вязкости (жидкий, густой, сыпучий) | 1 | 28.02 | |
| Развитие восприятия пространства и времени. | 8 | | |
48 | Развитие пространственных представлений (называние и показ частей тела). | 1 | 01.03 | |
49 | Развитие пространственных представлений (показ расположения предметов в комнате). | 1 | 06.03 | |
50 | Развитие пространственной ориентации (расположение помещений в школе) | 1 | 13.03 | |
51 | Расположение предметов в ближнем пространстве – перед, за. | 1 | 15.03 | |
52 | Расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве – справа, слева. | 1 | 20.03 | |
53 | Вставление предметов в отверстия (брусочки). | 1 | 22.03 | |
| 4 четверть 14 часов | | | |
54 | Нанизывание предметов на стержень (кольца пирамидки). | 1 | 03.04 | |
55 | Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. | 1 | 05.04 | |
| Развитие моторики | 9 | | |
56 | Речевые игры с движением. | 1 | 10.04 | На 17.04 |
57 | Выполнение пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. | 1 | 12.04 | На 17.04 |
58 | Толкание предмета от себя (мячи, игрушки на колесиках, ящики, входная дверь и др.). | 1 | 17.04 | На 19.04 |
59 | Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). | 1 | 19.04 | |
60 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Пальчиковые игры. | 1 | 24.04 | |
61 | Движение в заданном направлении в пространстве (с мячом, обручем). | 1 | 26.04 | |
62 | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновение человека (поглаживание). | 1 | 03.05 | |
63 | Развитие реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вата, резина, пластмасса). | 1 | 08.05 | |
| Диагностическое обследование ребенка (итоговая д.). | 4 | | |
65 | Обследование развития коммуникативной сферы, речевого развития. | 1 | 15.05 | |
66 | Обследование сенсомоторного развития, сенсорно-перцептивной деятельности. | 1 | 17.05 | |
67 | Обследование развития восприятия (зрительного, слухового, пространственного, временного), развития игровой деятельности. | 1 | 22.05 | |
68 | Обследование развития мыслительной деятельности, элементарных математических представлений и способов осуществления деятельности. Обследование развития представлений об окружающем мире. | 1 | 24.05 | |