Программа кружка для 9 класса
Пояснительная записка
Кружок «Подготовка к ОГЭ по математике» ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы.
Актуальность темы очевидна:
Особенность принятого подхода кружка «Подготовка к ОГЭ по математике» состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики. Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Этот кружок предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Экзаменационная работа по математике в новой форме (ОГЭ) состоит из двух частей и трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.
Кружок направлен на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого курса является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей, геометрии.
Кружок «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 класса. Курс предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Цели:
Преодолеть несоответствие количества отведенных на изучение математики часов тем требованиям, которые предъявляются к знаниям учащихся, их умениям и навыкам, выработанным на уроках математики, другими школьными предметами, использующими аппарат этой науки. Подготовить учащихся к сдаче экзамена
Задачи:
Занятия кружка направлены на систематизацию знаний. Формы организации учебного процесса направлены на углубление индивидуализации процесса обучения. Основным результатом является успешное выполнение заданий экзамена.
Практическое использование занятий кружка состоит в возможности успешно сдать экзамен, а также объективно оценить уровень своих знаний.
Форма и режим занятий:
1 раз в неделю по 1 часу тематические занятия практического характера.
Содержание программы
Знакомство с демонстрационным вариантом
экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ
Модуль «Алгебра»
Буквенные выражения
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Тождественные преобразования
Основная цель – выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей.
Уравнения и системы уравнений
Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования.. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, равносильные системы уравнений.
Неравенства
Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.
Последовательности и прогрессии.
Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.
Функции и их графики Функция, область определение и множество значений функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.
Решение тестовых заданий Обобщение и систематизация знаний по основным темам курса алгебры за 9 класс; формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Модуль «Геометрия»
Треугольники Высота, медиана, средняя линия треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Признаки равенства и подобия треугольников. Решение треугольников. Сумма углов треугольника. Свойства прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. Теорема синусов и косинусов. Неравенство треугольников. Площадь треугольника.
Многоугольники Виды многоугольников. Параллелограмм, его свойства и признаки. Площадь параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. Окружность Касательная к окружности и ее свойства. Центральный и вписанный углы. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Длина окружности. Площадь круга.
Модуль «Реальная математика»
Среднее арифметическое, размах, мода. Медиана, как статистическая характеристика. Сбор и группировка статистических данных. Методы решения комбинаторных задач: перебор возможных вариантов, дерево вариантов, правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Вероятность случайного события. Сложение и умножение вероятностей.
Прикладные задачи геометрии. Подсчёт по формулам.
Формулы расчёта расстояния, скорости, ускорения, высоты падающего тела температуры по шкале Цельсия и шкале Фаренгейта.
Основные приёмы и инструменты
Необходимо иметь следующие инструменты:
1. карандаш - остро заточенный.
2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой), разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;
3. циркуль
4. транспортир.
Планируемые результаты.
В результате изучения учащиеся должны:
1) Модуль «Алгебра»
- выполнять вычисления и преобразования,
- выполнять преобразования алгебраических выражений,
- решать уравнения, неравенства и их системы,
- строить и читать графики функций, исследовать простейшие математические модели.
2) Модуль «Геометрия»
- выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами,
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую
правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения,
- описывать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с
использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные
с нахождением геометрических величин.
3) Модуль «Реальная математика»
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема;
- выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот,
- описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами;
- интерпретировать графики реальных зависимостей,
- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными
свойствами рассматриваемых объектов
- анализировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах,
графиках
- решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать
шансы наступления случайных событий,
- оценивать вероятности случайного события, сопоставлять и исследовать модели реальной
ситуацией с использованием аппарата вероятности и статистики.
Методы
Объяснительно-иллюстративный
Частично-поисковый
Словесно-наглядно практический
Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности
Самостоятельная работа учащихся
Средства
предметные: вспомагательные средства
практические: построения изображений
интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение.
эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Формы обучения
Сочетание групповой, коллективной и парной работы.
Тематическое планирование (35 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Знакомство с демонстрационным вариантом экзаменационной работы для проведения в 2018 году ГИА | 2 |
2 | Модуль «Алгебра» | 15 |
3 | Модуль «Геометрия» | 7 |
4 | Модуль «Реальная математика» | 5 |
5 | Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 2018 | 5 |
| Итого | 34 |
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | теория | практика |
Знакомство с демонстрационным вариантом экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ | 2 | 1 | 1 |
1 | Решение заданий демонстрационного варианта экзаменационной работы для проведения в 2019 году ОГЭ | 1 | | 1 |
2 | Знакомство с правилами заполнения бланков ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | 1 | |
Модуль «Алгебра» | 15 | | |
3 | Числа, числовые выражения, проценты. Нахождение значений выражения. | 1 | | 1 |
4 | Упрощение выражений. Сокращение дробей. Разложение на множители. | 1 | | 1 |
5 | Решение тестовых заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | | 1 |
6 | Линейные уравнения. Дробно-рациональные уравнения. | 1 | | 1 |
7 | Квадратные уравнения. Биквадратные уравнения. | 1 | | 1 |
8 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | | 1 |
9 | Решение систем уравнений способом подстановки. | 1 | | 1 |
10 | Решение систем уравнений способом сложения. | 1 | | 1 |
11 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | | 1 |
12 | Линейные неравенства. Дробно-рациональные неравенства. | 1 | | 1 |
13 | Квадратичные неравенства. Системы неравенств. | 1 | | 1 |
14 | Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. | 1 | | 1 |
15 | Линейная функция. Квадратичная функция. | 1 | | 1 |
16 | Текстовые задачи на проценты. Текстовые задачи на движение. | 1 | | 1 |
17 | Текстовые задачи на сплавы. Текстовые задачи на составление уравнений. | 1 | | 1 |
Модуль «Геометрия» | 7 | | |
18 | Треугольник. Признаки равенства треугольников. Теорема Фалеса. | 1 | | 1 |
19 | Решение прямоугольных треугольников. Теорема синусов, теорема косинусов. | 1 | | 1 |
20 | Подобие треугольников. | 1 | | 1 |
21 | Окружность и круг. Окружность вписанная и описанная. | 1 | | 1 |
22 | Измерение геометрических величин. Площади, объемы фигур. | 1 | | 1 |
23 | Векторы на плоскости. | 1 | | 1 |
24 | Решение тестовых заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | | 1 |
Модуль «Реальная математика» | 5 | | |
25 | Статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Среднее результатов измерений | 1 | | 1 |
26 | Вероятность. Частота события, вероятность. | 1 | | 1 |
27 | Равновозможные события и подсчет их вероятности. | 1 | | 1 |
28 | Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения | 1 | | 1 |
29 | Прикладные задачи геометрии. | 1 | | 1 |
Решение тренировочных вариантов из учебных пособий и заданий из открытого банка заданий ОГЭ-9 2019 | 5 | | |
30 | Решение тестовых заданий ОГЭ | 1 | | 1 |
31 | Решение тестовых заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | | 1 |
32 | Решение тестовых заданий ОГЭ | 1 | | 1 |
33 | Решение тестовых заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | | 1 |
34 | Решение тестовых заданий ОГЭ Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | 1 | | 1 |
Информационно-образовательный ресурс
- федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
- Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов ОГЭ-2019 по математике
-Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по математике.
Литература
1. "ОГЭ-2016. Математика". Семенов А. В., Захаров П. И., Трепалин А. С.
2. "ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций". Глазков Ю. А. .
3. "ОГЭ 2017. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.
4. "Математика. 9 класс. ОГЭ 2018. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.
5. "ОГЭ. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вар. заданий. 3 модуля". Ященко И. В.
6. "Математика. 9 класс. ГИА-2018. Тренажер по новому плану экзамена. Алгебра, геометрия, математика" .
Лысенко Ф.Ф.
7. "ОГЭ (ГИА-9) . Математика. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий".
Лаппо Л. Д.
8. "Математика. 9 кл. Темат. тесты для подготовки к ГИА. Алгебра, геометрия, теория вероятностей".
Лысенко Ф. Ф.
Список рекомендуемых сайтов
http://edu.seun.ru – портал министерства образования Саратовской области.
http://www.fipi.ru - портал Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» осуществляет информационную поддержку ЕГЭ и государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы.
http://www.mccme.ru – портал Московского центра непрерывного математического образования.
http://en.edu.ru/db/sect/3217/3284- Естественно-научный образовательный портал
http://mathem.by.ru/index.html- Математика online.
http://schoolmathematics.ru/ege/zadanie-v10,
http://www.coolreferat.com/,
www.zadanonadom.ru,
matematikalegko.ru
www.mathgia.ru - Открытый банк задач по математике (ГИА)
http://www.mathnet.spb.ru/ Дмитрий Гущин – сайт элементарной математики
http://www.ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
http://egeigia.ru/ - Информационный образовательный портал. Подготовка к экзаменам
http://uztest.ru/ онлайн тесты по по математике (ГИА, ЕГЭ).
http://festival.1september.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.ziimag.narod.ru/
http://www.alleng.ru/
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
4