М
УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
Амурская область, город Зея, улица Народная, д.21, г.Зея; телефон (416 58) 2 40 64
УТВЕРЖДЕНА
приказом МОАУ Лицей
от 31.08.2021 №132-од
РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ!
1 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(базовый уровень)
Автор: Романенко Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, высшей категории
г. Зея
2021
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолеть трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности.
У учащихся могут быть сформированы:
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
-умения включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
-использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- в развитии и коррекции элементарных учебных умений;
- в развитии графических навыков, внимания, оперативной памяти, наглядных логических операций.
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1.Развитие графических навыков - 2 часа. Умение рисовать по клеточкам.
2.Развитие внимания - 5 часов. Развитие произвольного внимания, устойчивости и концентрации.
3.Обучение следованию инструкции - 2 часа. Умение слушать и слышать учителя и выполнять его указания.
4.Обучение нахождению существенных признаков - 2 часа. Находить существенные признаки предметов. Анализ и синтез, классификация.
5.Развитие памяти - 5 часа. Развитие всех видов памяти.
6.Развитие логического мышления - 14 часов. Анализ и синтез, классификация. Умение проводить аналогии.
7.Итоговое тестирование - 2 часа. Диагностика когнитивных способностей.
Формы и виды учебной деятельности
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках кружка «Развиваемся, играя!» основываются на сочетании различных методов обучения:
• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, эрудиции;
• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере; репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при работе в кружке обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подходи механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
При организации работы обучающихся в кружке используются следующие виды: работа в группе - необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности;
- работа в парах, которая помогает слушать каждого ученика в паре, обсуждать взаимно проблемные вопросы;
- работа в малых группах.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках кружка «Развиваемся, играя!» могут быть отнесены следующие.
- Взаимные вопросы и задания групп;
- Взаимообъяснение;
-Беседа;
-Интервью
-Использование информационно-коммуникационных технологий.
3.Тематическое планирование
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развиваемся, играя!» для 2-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
- применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (работа в парах и группах); дискуссии (для приобретения опыта ведения конструктивного диалога);
- умение ставить перед собой цели и проявление инициативы;
- отстаивание своего мнения и самостоятельность в действиях;
- привлечение внимания к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на социально-значимой информацией;
- использование воспитательных возможностей содержания курса через подбор соответствующих задач для решения.
Тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Развитие графических навыков | 2 | | 2 |
Развитие внимания | 5 | 0,5 | 4,5 |
Обучение следованию инструкции | 2 | 1 | 1 |
Обучение нахождению существенных признаков | 2 | | 2 |
Развитие памяти | 5 | | 5 |
Развитие логического мышления | 14 | | 14 |
Итоговое тестирование. | 2 | | 2 |
Итого | 32 | 1,5 | 30,5 |
6