МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
Программа работы кружка
"Развиваемся, играя"
для учащихся 1-х классов
Составитель: Борисова Т.В.,
учитель начальных классов
МОБУ Лицей
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка к программе
Нормативно – правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
4.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
5.Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников// И.В.Данилов - Учебный цент "Перспектива"
6.Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения// Е.В.Языканова - М.:, - 2014
7.Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г.№ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Программа разработана на основе авторской программы: Е.В.Языкановой. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения// М.: - 2014 и Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников// И.В.Данилов - Учебный цент "Перспектива".
Является модифицированной.
Проблема усвоения школьной программы волнует всех: и учителей, и родителей. На успешность обучения младших школьников могут влиять разные факторы, такие, как физическое развитие, уровень тревожности, самооценка, взаимоотношения в семье и школе, социальный и экономический статус семьи и многие другие.
Новые требования к образованию заставляют пересмотреть взгляд на ученика как на объект учебно-воспитательного процесса. Его всё чаще рассматривают как субъекта своей деятельности. Таким образом, основной задачей обучения и воспитания становится изучение и формирование развивающегося человека как деятельного субъекта. Признавая ученика субъектом своей деятельности, нужно признать как данность и его собственные внутренние когнитивные способности.
Что же представляют собой когнитивные способности, каково их содержание?
Когнитивные способности рассматриваются как совокупность всех познавательных процессов человека, центральным звеном которой является мышление.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие и память. Но в условиях специально организованного целенаправленного педагогического процесса это происходит намного быстрее и эффективнее, особенно если в раннем возрасте с ребёнком занимались родители. В действительности, как показывает практика, современным родителям не удаётся уделять достаточное внимание своим детям, чаще всего они перекладывают свои обязанности на детский сад и школу.
В своей педагогической деятельности, каждый раз набирая детей в первый класс, мы сталкивались с проблемой: низкий уровень когнитивных способностей, несформированность различных личностных свойств, негативное отношение ребёнка к учению.
Актуальность проблемы развития когнитивных способностей обучающихся не вызывает сомнения, но возникает вопрос о том, как организовать этот процесс и управлять им. Помогут в этом развивающие упражнения.
Программа способствует развитию и коррекции элементарных учебных умений, содержит упражнения по развитию графических навыков, внимания, оперативной памяти, наглядных логических операций.
Программа ориентирована на обучающихся 1-х классов. Она рассчитана на 66 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 30-35 минут.
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Развитие графических навыков | 4 |
2. | Развитие произвольного внимания | 4 |
3. | Обучение следованию инструкции | 6 |
4. | Обучение нахождению существенных признаков | 6 |
5. | Развитие оперативной памяти | 4 |
6. | Тренировка объёма внимания | 2 |
7. | Тренировка концентрации внимания | 2 |
8. | Тренировка устойчивости внимания. | 4 |
9. | Развитие умения сравнивать. | 4 |
10. | Развитие умения обобщать. | 4 |
11. | Развитие умения определять связи. | 4 |
12. | Развитие умения обобщать по главному признаку. | 4 |
13. | Развитие умения находить третий лишний. | 4 |
14. | Развитие логического мышления. | 6 |
15. | Тренировка объёма, устойчивости и концентрации внимания. | 2 |
16. | Тренировка умения анализировать, сравнивать, обобщать. | 2 |
17. | Итоговое тестирование. | 2 |
Тематическое планирование
Дата | № занятия | Тема |
| 1-2 | Развитие графических навыков. |
| 3-4 | Развитие графических навыков. |
| 5-6 | Развитие произвольного внимания. |
| 7-8 | Развитие произвольного внимания. |
| 9-10 | Обучение следованию инструкции. |
| 11-12 | Обучение следованию инструкции. |
| 13-14 | Обучение следованию инструкции. |
| 15-16 | Обучение нахождению существенных признаков. |
| 17-18 | Обучение нахождению существенных признаков. |
| 19-20 | Обучение нахождению существенных признаков. |
| 21-22 | Развитие оперативной памяти. |
| 23-24 | Развитие оперативной памяти. |
| 25-26 | Тренировка объёма внимания. |
| 27-28 | Тренировка концентрации внимания. |
| 29-30 | Тренировка устойчивости внимания. |
| 31-32 | Развитие умения сравнивать. |
| 33-34 | Тренировка устойчивости внимания. |
| 35-36 | Развитие умения сравнивать. |
| 37-38 | Развитие умения выделять главное. |
| 39-40 | Развитие умения обобщать. |
| 41-42 | Развитие умения обобщать. |
| 43-44 | Развитие умения определять связи. |
| 45-46 | Развитие умения определять связи. |
| 47-48 | Развитие умения обобщать по главному признаку. |
| 49-50 | Развитие умения обобщать по главному признаку. |
| 51-52 | Развитие умения находить третий лишний. |
| 53-54 | Развитие умения находить третий лишний. |
| 55-56 | Развитие логического мышления. |
| 57-58 | Развитие логического мышления. |
| 59-60 | Развитие логического мышления. |
| 61-62 | Тренировка объёма, устойчивости и концентрации внимания. |
| 62-63 | Тренировка умения анализировать, сравнивать, обобщать. |
| 64-66 | Итоговое тестирование. |
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- в развитии и коррекции элементарных учебных умений;
- в развитии графических навыков, внимания, оперативной памяти, наглядных логических операций.
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
Формы и виды учебной деятельности
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках кружка «Развиваемся, играя!» основываются на сочетании различных методов обучения:
• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, эрудиции;
• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере,
• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при работе в кружке обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подходи механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
При организации работы обучающихся в кружке используются следующие виды:
- работа в группе - необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности;
- работа в парах, которая помогает слушать каждого ученика в паре, обсуждать взаимно проблемные вопросы;
- работа в малых группах.
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках кружка «Развиваемся, играя!» могут быть отнесены следующие.
- Взаимные вопросы и задания групп;
- Взаимообъяснение;
- Беседа;
- Интервью;
- Составление презентаций;
- Использование информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
Языканова Е. В. Развивающие задания, тесты, упражнения, игры,2010.
И.В.Данилов Система упражнений// Учебный центр "Перспектива"
В.В.Лайло Изучение алфавита и развитие восприятия// Дрофа - М.: 2001