СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы кружков

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию программу кружка "Развиваемся, играя" для первого класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы кружков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ











Программа работы кружка

"Развиваемся, играя"




для учащихся 1-х классов















Составитель: Борисова Т.В.,

учитель начальных классов

МОБУ Лицей







2016/2017 учебный год

Пояснительная записка к программе

Нормативно – правовая база:

Нормативно – правовыми документами программы являются:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

4.Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010

5.Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников// И.В.Данилов - Учебный цент "Перспектива"

6.Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения// Е.В.Языканова - М.:, - 2014

7.Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г.№ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

8.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.

Программа разработана на основе авторской программы: Е.В.Языкановой. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения// М.: - 2014 и Система упражнений. Развитие навыков учебной деятельности младших школьников// И.В.Данилов - Учебный цент "Перспектива".

Является модифицированной.

Проблема усвоения школьной программы волнует всех: и учителей, и родителей. На успешность обучения младших школьников могут влиять разные факторы, такие, как физическое развитие, уровень тревожности, самооценка, взаимоотношения в семье и школе, социальный и экономический статус семьи и многие другие.

Новые требования к образованию заставляют пересмотреть взгляд на ученика как на объект учебно-воспитательного процесса. Его всё чаще рассматривают как субъекта своей деятельности. Таким образом, основной задачей обучения и воспитания становится изучение и формирование развивающегося человека как деятельного субъекта. Признавая ученика субъектом своей деятельности, нужно признать как данность и его собственные внутренние когнитивные способности.

Что же представляют собой когнитивные способности, каково их содержание?

Когнитивные способности рассматриваются как совокупность всех познавательных процессов человека, центральным звеном которой является мышление.

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие и память. Но в условиях специально организованного целенаправленного педагогического процесса это происходит намного быстрее и эффективнее, особенно если в раннем возрасте с ребёнком занимались родители. В действительности, как показывает практика, современным родителям не удаётся уделять достаточное внимание своим детям, чаще всего они перекладывают свои обязанности на детский сад и школу.

В своей педагогической деятельности, каждый раз набирая детей в первый класс, мы сталкивались с проблемой: низкий уровень когнитивных способностей, несформированность различных личностных свойств, негативное отношение ребёнка к учению.

Актуальность проблемы развития когнитивных способностей обучающихся не вызывает сомнения, но возникает вопрос о том, как организовать этот процесс и управлять им. Помогут в этом развивающие упражнения.

Программа способствует развитию и коррекции элементарных учебных умений, содержит упражнения по развитию графических навыков, внимания, оперативной памяти, наглядных логических операций.

Программа ориентирована на обучающихся 1-х классов. Она рассчитана на 66 часов в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 30-35 минут.





Содержание программы

Тема

Кол-во часов

1.

Развитие графических навыков

4

2.

Развитие произвольного внимания

4

3.

Обучение следованию инструкции

6

4.

Обучение нахождению существенных признаков

6

5.

Развитие оперативной памяти

4

6.

Тренировка объёма внимания

2

7.

Тренировка концентрации внимания

2

8.

Тренировка устойчивости внимания.

4

9.

Развитие умения сравнивать.

4

10.

Развитие умения обобщать.

4

11.

Развитие умения определять связи.

4

12.

Развитие умения обобщать по главному признаку.

4

13.

Развитие умения находить третий лишний.

4

14.

Развитие логического мышления.

6

15.

Тренировка объёма, устойчивости и концентрации внимания.

2

16.

Тренировка умения анализировать, сравнивать, обобщать.

2

17.

Итоговое тестирование.

2

Тематическое планирование



Дата

№ занятия

Тема


1-2

Развитие графических навыков.


3-4

Развитие графических навыков.


5-6

Развитие произвольного внимания.


7-8

Развитие произвольного внимания.


9-10

Обучение следованию инструкции.


11-12

Обучение следованию инструкции.


13-14

Обучение следованию инструкции.


15-16

Обучение нахождению существенных признаков.


17-18

Обучение нахождению существенных признаков.


19-20

Обучение нахождению существенных признаков.


21-22

Развитие оперативной памяти.


23-24

Развитие оперативной памяти.


25-26

Тренировка объёма внимания.


27-28

Тренировка концентрации внимания.


29-30

Тренировка устойчивости внимания.


31-32

Развитие умения сравнивать.


33-34

Тренировка устойчивости внимания.


35-36

Развитие умения сравнивать.


37-38

Развитие умения выделять главное.


39-40

Развитие умения обобщать.


41-42

Развитие умения обобщать.


43-44

Развитие умения определять связи.


45-46

Развитие умения определять связи.


47-48

Развитие умения обобщать по главному признаку.


49-50

Развитие умения обобщать по главному признаку.


51-52

Развитие умения находить третий лишний.


53-54

Развитие умения находить третий лишний.


55-56

Развитие логического мышления.


57-58

Развитие логического мышления.


59-60

Развитие логического мышления.


61-62

Тренировка объёма, устойчивости и концентрации внимания.


62-63

Тренировка умения анализировать, сравнивать, обобщать.


64-66

Итоговое тестирование.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

- в развитии и коррекции элементарных учебных умений;

- в развитии графических навыков, внимания, оперативной памяти, наглядных логических операций.

- овладеть способами исследовательской деятельности;

   - формировать творческое мышление;

Формы и виды учебной деятельности

     Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках кружка «Развиваемся, играя!» основываются на сочетании различных методов обучения:

• словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
• наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, эрудиции;
• практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере,

• репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
• индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

  Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при работе в кружке обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подходи механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

При организации работы обучающихся в кружке используются следующие виды:

- работа в группе - необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса.
Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности;

- работа в парах, которая помогает слушать каждого ученика в паре, обсуждать взаимно проблемные вопросы;

- работа в малых группах.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках кружка «Развиваемся, играя!» могут быть отнесены следующие.


- Взаимные вопросы и задания групп;

- Взаимообъяснение;

- Беседа;

- Интервью;

- Составление презентаций;


- Использование информационно-коммуникационных технологий.







Литература:

  1. Языканова Е. В. Развивающие задания, тесты, упражнения, игры,2010.

  2. И.В.Данилов Система упражнений// Учебный центр "Перспектива"

  3. В.В.Лайло Изучение алфавита и развитие восприятия// Дрофа - М.: 2001