Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________________ Протокол № _ от «__» _____________ 2015г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ «__»__________ 2015 г. | Утверждаю Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Борисова Т.Н. ________________________ Приказ № _______________ от «___»__________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса экономики
в 11 классе Б.
на 2015-2016 учебный год.
68 часов
2 часа в неделю
Профильный уровень
Учитель:
Барковская Наталья Александровна
Стаж: 7 лет
Категория: 1 квалификационная категория
Аттестация: 29.05.2015 г.
г. Сорск. 2015
Пояснительная записка
Программа по экономике для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089). Примерных программ по экономике для 11 классов (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г.
№ 3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2015-2016 учебный год и тематического планирования, предложенного И.В. Липсиц.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Экономика» входит:
Липсиц И. В. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных организаций.
20 издание. Изд. Вита пресс Москва 2015г.
2) Липсиц И. В. Экономика. Кн. 1,2,- М.: Вита-пресс, 2004 г.;
3) Финансы, денежное обращение, кредит. Л.А. Дробозина - Юнити 1997 год;
4) Микро, макро экономика. Практикум - задачи, тесты, ситуации Ю.А. Огибин Санкт Петербург 1994 год.
5) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. - М.: Республика, 2004;
6) Экономическая теория. Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1995;
Общая характеристика учебного предмета
Экономика – это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. В руссом языке термин «экономика» имеет два значения:
так называется способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых для потребления. Синоним оттого значения является «хозяйство».
экономика обозначает науку, которая исследует как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей и жизненных благах. То есть основной смысл экономики – законы хозяйства.
Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных)наук, так же как история или философия.
Цели:
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности:
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, пра-фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,
критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
В изучении курса экономики используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, решение предложенных задач и ситуаций, работа с учебником и справочным материалом
В практике используются формы организации работы на уроке:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой),
- наглядные методы (метод демонстрации),
- практические методы (упражнения, решение задач).
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- тестирование.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные работы, тесты.
Главной формой проверки знаний является опрос. Программой по экономике предусмотрены
Тестовые задания, которые позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала. Один из обязательных тестов является контрольным. Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся, приобретённых за год или курс обучения экономике; самостоятельная работа позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по экономике.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе экономики терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но отвечает с небольшими затруднениями;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных терминов усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения базового курса экономики ученик 10 класса должен:
- понимать что такое экономика, для чего она изучается и как влияет на нашу повседневную жизнь;
- изучить принципы экономики, понять причины и сущность тех проблем, с которыми ему предстоит встретится в недалеком будущем;
- научиться находить наилучшие способы своего поведения в мире экономики;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с экономикой и реальной жизнью;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
«Экономика» И.В. Липсиц для общеобразовательных школ Издательство «Вита-Пресс»1996 г.,
«Экономика» И.В. Липсиц для общеобразовательных организаций 20-е издание школ Издательство «Вита-Пресс» 2015 г.,
а также дополнительных пособий:
Для учащихся:
«Экономика» И.В. Липсиц учебник для общеобразовательных учереждений 15-е издание, Издательство Вита Москва 2012г.
«Занимательная экономика» Л.И.Елховская Издательство «Просвещение» 1989 г.
Для учителя:
«Прикладная экономика» 3-е издание Москва «Артель-Сервис 2003 г.
«Экономика» поурочные планы по учебнику И.В. Липсица, составитель И.Б. Ремчукова, издательство «Учитель»2008г.
Учебник «Финансы, денежное обращение, кредит» Л.А. Дробозина/ ЮНИТИ 1997 год.
Учебник «Деньги банки и денежно-кредитная политика» Эд.Дж. Долан. Санкт-Петербург 1994 г
Сборник задач, тестов и ситуаций «Микро, макро экономика практикум» АО «Литера плюс»
Санкт-Петербург 1994 г.
Интернет ресурсы.
Календарно-тематическое планирование уроков экономике 11 класса
(2 часа в неделю, 68 часов)
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (6 ч) |
1 | | Классификация стран мира по уровню экономического развития | Группы стран по уровню экономичес-кого развития. К какой категории относится экономика России. | Классификацию стран мира по типам экономичес- ких систем и уровням экономического развития; | работать с диаграммами, графиками; составлять таблицу | Опрос | |
2 | | Россия, как постсоциалистическая страна с переходной экономикой | Классификация стран мира по типам экономических систем. Основные признаки развития экономики страны | На какие группы разделяет экономика страны по уровню экономического развития | Составить таблицу типов экономических систем стран мира | Опрос | |
3 | | Государство как основа российской экономики | Из чего складывается экономика России. Международная специализация. Николай Мордвинов – радетель за Россию | Устройство экономики России. Что такое специализация | Привести примеры международной специализации | Опрос | |
4 | | Экономика в лицах. Факты из истории | Платон. Томас Мор. Роберт Оуэн и другие. Кто эти люди и чем известны | Знаменитых людей в истории экономики | Рассказать что привнесли в развитие экономик стран мира Платон. Томас Мор. | Рассказ о любом экономисте на выбор. (Доклад, презентация) | |
5 | | Причины проведения в России приватизации государственной собственности | Причины проведения в России приватизации государственной собственности. Егор Гайдар | Причины проведения в России приватизации государственной собственности | Составить таблицу «Этапы приватизации в России» | Опрос | |
6 | | Экономическое устройство России | Итоговый урок | Основные теоретические вопросы | Составлять графики, таблицы | Обсуждение изученной темы | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА (5 ч) |
7 | | Российская промышленность. Причины технической российской промышленности начала 21 века | История возникновения и проблемы развития российской промышленности. Проблемы развития сельского хозяйства. | В чем причины слабости российской промышленности; | Уметь вести сравнительный анализ с помощью диаграмм | Опрос Пр.р. | |
8 | | Основные проблемы аграрного сектора российской экономики. Государственная поддержка сельского хозяйства | Сельское хозяйство России Петр Столыпин-реформатор | Историю развития сельского хозяйства в России. Развитие сельского хозяйства в наши дни. Гос. поддержка | Составить таблицу «Причины слабости российской промышленности | Пр.р. Подготовить доклад по теме аграрные реформы в России в 20 веке | |
9 | | Дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства | Государственная поддержка сельского хозяйства. Преобразования в российской промышленности: планы и прогнозы | В чем состоит поддержка сельско- го хозяйства; планы преобразо-вания промышлен-ности. | составлять тезисы; анализировать материалы СМИ | Пр.р. Анализ материалов СМИ. | |
10 | | | Создание кооператива или фермерского хозяйства Александр Чаянов- теория кооперативов | Что такое фермерское хозяйство | Составить примерный план необходимых денежных ресурсов и оборудования для создания фермерского хозяйства | Домашнее задание. Представьте что Вы создаете фермерское хозяйство. Составить план, краткое описание | |
11 | | Итоговый урок | Обсуждение домашнего задания | По результатам работы | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч) |
12 | | Различие в формировании спроса в зависимости от типа товаров | Основные виды эластичности спроса и предложения. Как определять графически характер эластичности спроса. | Почему спрос на товары может меняться по-разному; какие потребности насыщаются первыми; - чем совокупный спрос отличается от рыночного. | Вести расчёты на эластичность спроса | Схема «Виды эластичности спроса и предложения» Пр.р. | |
13 | | Закон Знгеля. Парадокс Гиффена | Формирование спроса. Закономерности изменения совокупного спроса | Работа с графиками. Составить схему формирования спроса | |
14 | | Зависимость спроса от изменения доходов покупателей | Зависимость спроса от изменения доходов покупателей. Влияние цен других товаров на спрос | Зависимость спроса от измене-ния доходов поку-пателей; влияние цен других товаров на спрос. | Начертить график | Составить таблицу «Факторы формирования спроса». | |
15 | | Индивидуальный и рыночный совокупный спрос | Индивидуальный и рыночный. спрос, взаимосвязь между ними. Совокупный спрос и закономерности поведения покупателей | Индивидуальный и рыночный спрос, взаимосвязь между ними; совокупный спрос и закономерности поведения покупателей. | Сравнивать и устанавливать взаимо-связь индивидуального и рыночного опросов | Решение задач | |
16 | | Факторы формирования и изменения рыночного спроса | Факторы формирования и изменения рыночного спроса | Факторы формирования рыночного спроса | Составить схему «Факторы формирования рыночного спроса» | Практическое задание | |
17 | | Расчет эластичности спроса | Расчет эластичности спроса. Классификация товаров | Рассчитывать эластичность спроса | Решать задачи. Составить таблицу «Классификация товаров» | Пр.р. | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ФИРМ НА РЫНКЕ (7 ч) |
18 | | Виды фирм. Цели деятельности фирм | Виды и цели деятельности фирм. Факторы, влияющие на выбор фирмой цели своей деятельности. | Виды и цели, факторы деятель-ности фирм; основные графические модели о максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции. | вести расчёты коэффициента эластичности предложения; построить кривую предложения | Составить схему «Виды фирм». Решения и графические иллюстрации задач на определение затрат, выручки, прибыли фирм в различных рыночных структурах | |
19 | | Возможность собственников влиять на цели деятельности фирм. Влияние целей фирмы на предложения | |
20 | | Индивидуальные и рыночные предложения | Индивидуальные и рыночные предложения и связь между ними. | Основные теоретические вопросы | Разбор ситуаций, решение задач | Решение задач | |
21 | | Понятие о совокуп-ном предложении, особенности его формирования | |
22-23 | | Метод расчета эластичности предложения | Метод расчета эластичности предложения. Факторы, формирующие уровень эластичности предложения | Понятия темы; метод расчета элас-тичности предло-жения; факторы, формирующие уровень эластич-ности предложения | Решение задач, разбор ситуаций. | Решение задач | |
24 | | Письменная работа по теме Спрос и предложение | Письменная работа состоит из нескольких вопросов и практических заданий | Материал изученной темы | Решить предложенные задачи. Проанализировать свой ответ. Привести примеры | Письменная работа | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИРМ (4 ч) |
25 | | Условия эффективности деятельности фирмы | Условия эффективности деятельности фирмы. Технологическая и экономическая эффективность деятельности фирмы | Почему фирма выгоднее рынка. | Рассчитывать, какой из способов производства наиболее экономи-чески эффективен | Опрос Пр.р. | |
26 | | Условия возникновения совершенной конкуренции | Условия возникновения совершенной конкуренции. Значи-мость конкуренции для общества | Условия и значимость возникновения совершенной конкуренции. | Решать задачи, моделировать ситуации и анализировать их | Решение задач. «Условия возникновения совершенной конкуренции» | |
27 | | Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции | Деятельность фирм в условиях совершенной конкуренции. Изменение ситуации на рынке при возникновении несовершенной конкуренции | Знать понятия темы | Опрос | |
28 | | Деловая игра по теме эффективность фирм | Разбить класс на группы. Каждая группа отдельная фирма. | Понятия конкуренции и эффективности функционирования фирмы | Доказать, в процессе игры, что товар своей фирмы выгоднее и лучше других. Объяснить почему. | По результатам игры Пр.р. | |
МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ (5 ч) |
29 | | Общий и предельный доходы от продаж как факторы формирования коммерческой политики фирмы | Общий и предельный доходы от продаж. Особенности поведения на рынке фирмы-монополиста | Почему конку-рентный рынок лучше для покупа-телей, чем моно-польный. Что меша ет совершенной конкуренции | Приводить примеры применения квот, входных барьеров. | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
30 | | Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок | Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированные рынки. Понятие о государственной монополии. Естественные монополии и причины их возникновения. | Типичные формы поведения фирм-монополистов | Различать виды монополий; классифицировать монополии по российским законам | Опрос Пр.р. | |
31 | | Методы антимонопольного регулирования | Причины появления антимонопольного законодательства. Меры противодействия монополизации рынков. | Понятия темы; причины появления антимонопольного законодательства | Диаграммы, таблица «Меры противодействия монополизации рынков» | Практическое задание | |
32 | | Демпинг и методы борьбы с ним. Классификация монополий по российскому законодательству | меры противодействия монополизации рынков | Практическое задание | |
33 | | Монополия и защита конкуренции. | Итоговый урок. Закрепление пройденной темы | Систематизация и проверка усвоения знаний по разделу | Тестовые задания. Решение задач | |
СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА (4 ч) |
34 | | Виды капитала, их роль в деятельности фирмы | Виды капитала. Понятие о рынке капитала. Сбережения и превращение их в инвестиции | Физический и невещественный капитал, рынок капитала, сбережения | | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
35 | | Структура рынка капитала | Структура рынка капитала. Понятие о заемном и собствен-ном капитале. Особенности российского кредитного рынка. Понятие о ценных бумагах и их основные виды. | что такое цена денежного капитала, инвестиционное планирование, дисконтирование. | Делать расчеты будущей стоимости по формулам | Решение задач | |
36 | | Формирование цен на рынке капитала | Понятие о цене денежного капитала. Закономерности формирования рыночной цены капитала. Типы финансовых посредников, действующих на рынке капитала | Формулу расчета пользователей на рынке природных ресурсов | Рассчитать рост суммы сбережений. | Анализ ситуаций. Решение задач | |
37 | | Итоговый урок | Письменная самостоятельная работа по теме «Функционирование рынка капитала» | Материал изученной темы | Решить предложенные задачи. Проанализировать свой ответ. Привести примеры | Письменная работа | |
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ПРОБЛЕМЫ ЕЁ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ (8 ч) |
38-39 | | Причины возникновения банков, основные виды услуг, оказываемых банками | История возникновения банков. Структура современных национальных банковских систем | Зачем люди придумали банки; как выдают кредиты; почему банки являются главными создателями денег; Центральный банк. | Уметь различать виды банков по роду их деятельности | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
40 | | Принципы кредитования | Принципы кредитования. Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит | Депозит, кредит, вексель, чек, чековый счёт. | Рассчитать процент за кредит, перечислять виды банковских депозитов | Опрос. Решение задач | |
41 | | Понятие о векселях и чеках | Безналичные денежные расчёты и роль банков в их обеспечении | Понятие вексель, чек, денежная масса, денежные расчеты. Уметь рассчитать необ- ходимое количество денежной массы для государства | Составить словарик темы, решить задачи по расчету денежной массы | Опрос | |
42 | | Функции Центрального банка страны. Управление банком | Функции Центрального банка страны (ЦБ). Регулирование Центральным банком РФ масштабов кредитной эмиссии. Управление банком | Знать: - понятия темы; - функции ЦБ РФ. Уметь объяснять процесс регулирования ЦБ РФ масштабов кредитной эмиссии | Составить словарик темы, таблицу «Функции ЦБ РФ» | Опрос Пр.р. | |
43 | | Урок закрепления и повторения (деловая игра «Управление банком») | Разбить класс на группы. Каждая группа отдельный банк. | Понятия как управлять банком. Из каких частей состоит банк. Как функционирует. Рассчитать процент выдаваемого кредита. | Доказать, в процессе игры, что ваш банк наиболее эффективный и прибыльный. Дать рекламу своему банку | По результатам игры Пр.р. | |
44-45 | | Банковская система и проблемы её функционирования | Уроки обобщения и закрепления знаний (решение задач на % и сложные %) | Понятия раздела. Основные теоретические положения раздела | Решать задачи на проценты | Решение задач | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (6 ч) |
46 | | Необходимость экономического роста | Причины, порождающие необходимость экономического роста. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для эконом. роста | Зачем государству нужен экономичес-кий рост | Сделать вывод: «Почему экономику называют биологией человеческого общества?» | Составить схему «Причины необходимости экономического роста» | |
47 | | Факторы ускорения экономического роста | Факторы ускорения экономического роста. Понятие экстенсивного роста, интенсивного роста. | Факторы ускорения экономического роста. Дать понятие экстенсивного роста, интенсивного роста | Работать с таблицей. Составить схему «Факторы ускорения экономического роста» | Опрос Пр.р. | |
48 | | Человеческий капитал | Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста | Понятие «человеческий капитал»; - значение человеческого капитала для экономического роста | Сделать вывод: значение человеческого капитала для обеспечения экономического роста | Опрос | |
49 | | Понятие об экономическом развитии | Понятие об экономическом развитии. Задачи, подлежащие решению для обеспечения экономичес- кого развития | Экономическое развитие; неравномерность экономического роста и развития. | Выполнить проблемные задания | Практическое задание | |
50 | | Экономические циклы | Экономические циклы и их основные фазы. Типы экономических циклов | Экономические циклы, методы воздействия на ход экономических циклов | Составить схему «Типы экономических циклов» | Опрос | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
51 | | Проблемы экономического роста | Цикличность экономического роста | методы воздействия на ход экономических циклов. Неравномерность экономического роста и развития | Полученные знания. Анализировать свои ответы | Тест | |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ И ВАЛЮТНОГО РЫНКА (4 ч) |
52 | | Причины возникновения международной торговли | Причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительного | Что порождает протекционизм; для чего нужен валютный рынок; -с кем и чем торгует Россия. | Объяснить понятие «главный двигатель международной торговли» | Составить таблицы «Принцип сравнительных затрат», «Принципы абсолютного и относительного преимущества» | |
53-54 | | Регулирование международной торговли | Влияние международной торговли на производственные возможности и уровень благосос-тояния торгующих стран. Значение международной торговли для экономики России | Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров зарубежных производителей | Сделать вывод «Значение международной торговли для экономики» | Опрос Пр.р. | |
55-56 | | Методы государственного регулирования внешней торговли | Методы государственного регулирования внешней торговли и экономические последствия их использования | Объяснить: влияние пошлин на импорт, на изменение рыночной ситуации; -что такое импортные квоты и внешнеторговая лицензия. | Анализ материалов СМИ. Работа с нормативным документом. Проанализировать закон «О валютном регулировании и валютном контроле | Тест | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (4 ч) |
57 | | Глобальная экономическая проблема | Различие в уровнях богатства наций как глобальная экономическая проблема | Знать: глобальные экономические проблемы конца XX века, начала XI века зачем нужно спасать природу. | Доказать взаимосвязанность экономики и экологии | Опрос | |
58 | | Взаимосвязь развития экономики и состояния экологии | Экономические аспекты экологических процессов | Понятия темы; экономические аспекты экологичес-ких процессов; в чём заключаются экономические ограничения; | Анализ материалов СМИ | Тестовые задания | |
59 | | Экономические проблемы мирового хозяйства | Урок повторения и обобщения | Основные положения и понятия темы | Решение проблемных заданий | Дома сделать небольшой доклад по теме «Глобальная экономическая проблема» | |
60 | | Зачитывание докладов, приготовленных дома. Обсуждения в классе | По результатам работы | |
ТЕКУЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ (2 ч) |
61-62 | | Производительность факторов производства. Технологии. Человеческий капитал | Текущие экономические проблемы России. Производительность факторов производ-ства. Технологии. Человеческий капитал | Производительность факторов производства, технологии; что такое человеческий капитал; текущие экономические проблемы. | Уметь делать обзор экономических статей из газет и журналов. Систематизация понятий темы | Опрос. Доклад по теме (по желанию) | |
№ п.п | Дата | Наименование урока | Краткое содержание | Требование стандарта | Форма контроля | Примечание |
Знать/понимать | Уметь/применять |
СТРАХОВАНИЕ (2 ч) ОБЗОР |
63 | | Участники страховых отношений | Страхователи, страховщики, страховые агенты. Классификация и виды | Понятия темы; страхование; Виды страхования Финансовые результаты страхования | Привести пример страхования | Опрос | |
64 | | Организация страхования в России | Гос.сектор страхования. Коммерческий сектор страхования | Опрос Пр.р. | |
65 | | Повторение всего пройденного курса экономики | Повторение теории. Решение задач. Подготовка к итоговой контрольной работе | Знать основные теоретические положения курса и понятия | Решать проблемные задачи, выполнять поставленные задачи, тестирования | Пр.р. | |
66 | | Вопросы экономики | Контрольный урок | | | Письменная работа | |
67 | | Резерв | | | | | |
68 | | Резерв | | | | | |
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экономика» И.В. Липсиц для общеобразовательных школ Издательство «Вита-Пресс»1996 г.,
а также дополнительных пособий:
Для учащихся:
«Экономика» И.В. Липсиц учебник для общеобразовательных учереждений 15-е издание, Издательство Вита Москва 2012г.
«Занимательная экономика» Л.И.Елховская Издательство «Просвещение» 1989 г.
Для учителя:
«Прикладная экономика» 3-е издание Москва «Артель-Сервис 2003 г.
«Экономика» поурочные планы по учебнику И.В. Липсица, составитель И.Б. Ремчукова, издательство «Учитель»2008г.
Учебник «Финансы, денежное обращение, кредит» Л.А. Дробозина/ ЮНИТИ 1997 год.
Учебник «Деньги банки и денежно-кредитная политика» Эд.Дж. Долан. Санкт-Петербург 1994 г
Сборник задач, тестов и ситуаций «Микро, макро экономика практикум» АО «Литера плюс»
Санкт-Петербург 1994 г.