СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для основного общего образования, 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для основного общего образования, 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для основного общего образования, 5 класс»















Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»

для основного общего образования

5 класс





































Результаты освоения курса внеурочной деятельности (5 класс)


Личностные результаты

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России (идентификация себя в качестве гражданина России).

  2. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  3. Готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  4. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения (веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).

  5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

  7. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу).

  8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

  9. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей.

  10. Интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции).







класс

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

5

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

-оценивать свою деятельность;

-работать по своему плану;

-устанавливать связь между полученными характеристиками продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.


1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признак свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

-определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

-критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

-определять свое отношение к природной среде;

-выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.


1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

-определять возможные роли в совместной деятельности;

-играть определенную роль в совместной деятельности;

-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения);

-определять свои действия и действия партнера;

-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-корректно отстаивать свою точку зрения;

-критически относиться к собственному мнению;

-выделять общую точку зрения в дискуссии;

-договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

-организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

-выбирать и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных языков в соответствии с условиями коммуникации;

-выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

-использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений.




Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности


Речь. Речевая деятельность. Понятие нормы современного литературного языка.Правила речевого этикета.

Фонетика.Почему не всегда совпадают звучание и написание слова?

Для чего используют звуковые повторы в речи.Какова роль интонации в устной речи? Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает - собирает»

Словообразование. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов? Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения. Презентация творческой работы

Графика. Орфография. Пунктуация. Зачем нужно знать алфавит? В чём секрет правописания морфем? Как пунктуационные знаки помогают передать смысл высказывания? Не пером пишут – умом. Тайны письма. Бенефис знаний.

Лексика. Фразеология. На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте? О чём рассказывают фразеологизмы? Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Морфология. Синтаксис.Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи? В чём секрет глагола и его форм? Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Повторение в конце и в начале года.



Наименование раздела

5 класс

Повторение и изучение в конце и в начале года

2

Речь. Речевая деятельность

3

Фонетика

4

Словообразование

7

Графика. Орфография. Пунктуация.

6

Лексика. Фразеология

6

Морфология. Синтаксис

7

Итого:

35





Виды деятельности:

  • Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и пути их преодоления.

  • Владеть различными видами монолога и диалога– нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

  • Распознавать гласные и согласные.

  • Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.

  • Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов.

  • Различать изученные способы словообразования слов различных частей речи;

  • оценивать основные выразительные средства словообразования

  • Иметь представление об орфографии как о системе правил.

  • Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.

  • Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

  • Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

  • Овладеть основными понятиями лексикологии.

  • Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами;

  • Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.

  • Осознавать основные понятия фразеологии.

  • Опознавать фразеологические обороты по их признакам

  • Овладеть основными понятиями морфологии.

  • Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.



Формы организации деятельности: проблемный поиск, урок-концерт, работа со словарями, выполнение творческой работы и ее презентация, лаборатория.





Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

1

Повторение в начале года

1

Речь. Речевая деятельность (3 ч.)

2

Понятие нормы современного литературного языка

1

3-4

Правила речевого этикета

2

Фонетика (4 ч.)

5

Почему не всегда совпадают звучание и написание слова?

1

6

Для чего используют звуковые повторы в речи

1

7

Какова роль интонации в устной речи?

1

8

Обобщающее занятие «Кто говорит – сеет, кто слушает - собирает»

1

Словообразование (7 ч.)

9

О чём рассказывает словообразовательная модель слова

1

10-11

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

2

12

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

1

13

Этимология слов. Работа со словарями

1

14

Сказочные превращения

1

15

Презентация творческой работы

1

Графика. Орфография. Пунктуация (6ч.)

16

Зачем нужно знать алфавит?

1

17

В чём секрет правописания морфем?

1

18

Как пунктуационные знаки помогают передать смысл высказывания?

1

19

Не пером пишут – умом. Тайны письма

1

20-21

Бенефис знаний

2

Лексика. Фразеология(6 ч.)

22

На какие группы делится словарный состав русского языка

1

23

В чём особенность употребления слова в художественном тексте?

1

24

О чём рассказывают фразеологизмы?

1

25

Фразеология в художественных произведениях

1

26-27

Лабораторная работа

2

Морфология. Синтаксис (7ч.)

28

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи?

1

29

В чём секрет глагола и его форм?

1

30

Как отличать грамматические омонимы

1

31-32

Какими бывают предложения

2

33-34

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

35

Повторение в конце года

1