МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ от «_____»__________202__г. №________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
6-7 классы
Срок реализации: 1 год
Автор:
Гуськова Елена Юрьевна,
учитель математики
2022 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) ), авторской программой Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсица, Ю.Н. Корлюговой, А.В. Половниковой «Финансовая грамотность. 5-7 классы» (2018) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6-7 классов в сфере экономики семьи.
Место предмета в учебном плане
Учебный курс «Основы финансовой грамотности» для 6-7 классов вводится в учебный план и обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Данный курс относится к компоненту общеобразовательного учреждения, реализуется обязательным курсом (в рамках расписания учебных занятий).
Согласно учебному плану МОКУ ООШ № 13 д. Мухино программа курса внеурочной
деятельности для 6-7 классов «Финансовая грамотность». Курс рассчитан на 34 часа – по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных стать ях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
умозаключению);
умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;
грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий
по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и
позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги,
товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
простых примерах;
путей их решения;
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного курса
Человек и государство: как они взаимодействуют (16 ч)
Занятия Налоги.
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия:
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка.
Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Компетенции:
объяснять, почему государство собирает налоги;
приводить примеры налогов;
описывать, как и когда платятся налоги;
рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
объяснять, почему вводятся акцизные налоги;
описывать последствия невыплаты налогов для граждан;
приводить примеры выплаты налогов в семье.
Занятие Социальные пособия.
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Основные понятия:
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Компетенции:
объяснять, почему существуют социальные выплаты;
описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры
пособий;
Занятия. Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (18 ч.)
Занятие Банковские услуги.
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия:
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Компетенции:
приводить примеры банковских услуг;
описывать условия вкладов и кредитов;
объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу;
объяснять, почему и как страхуются вклады;
находить информацию о вкладах и кредитах;
объяснять причины и последствия решений о взятии кредита;
объяснять условия кредита, приводить примеры;
рассчитывать проценты по депозитам и кредитам;
объяснять принцип работы пластиковой карты.
Занятие Собственный бизнес.
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Основные понятия:
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит. Компетенции:
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый
бизнес;
объяснять, что такое бизнес-план;
приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Занятие Валюта в современном мире.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия:
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Компетенции:
приводить примеры валют разных стран;
объяснять, что такое валютный курс;
находить информацию о валютных курсах;
проводить расчёты с валютными курсами.
Тематическое планирование рабочей программы курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 6-7 классы
№ раздела | Название темы (раздела) | Количество часов |
всего | Контр. работы | Пр., лаб. работы |
1 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 16 | 1 | 6 |
2 | Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 18 | 1 | 10 |
Итого: | 34 | 2 | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема раздела, урока | Дата |
план | факт |
Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов) |
1 | Могут ли люди быть финансово независимыми от государства | | |
2 | Что такое налоги и почему их надо платить | | |
3 | Какие бывают налоги | | |
4 | Учимся считать налоги | | |
5 | Ролевая игра «Считаем налоги семьи» | | |
6 | Сравниваем налоги граждан разных стран | | |
7 | Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства | | |
8 | Как работает налоговая служба | | |
9 | Учебные мини-проекты «Налоги» | | |
10 | Что такое социальные пособия и какие они бывают | | |
11 | Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ | | |
12 | Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» | | |
13 | Исследуем, какие социальные пособия получают люди | | |
14 | Учебные мини-проекты «Социальные пособия» | | |
15 | Обобщение результатов изучения раздела | | |
16 | Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют» | | |
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17 часов) |
17 | Для чего нужны банки | | |
18 | Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома | | |
19 | Какие бывают вклады | | |
20 | Что такое кредиты и надо ли их брать | | |
21 | Изучаем сайт Центрального банка РФ | | |
22 | Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья | | |
23 | Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы | | |
24 | Как работает банк | | |
25 | Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи» | | |
26 | Что мы знаем о бизнесе | | |
27 | Как открыть фирму | | |
28 | Для чего нужны бизнес-инкубаторы | | |
29 | Ролевая игра «Открываем фирму» | | |
30 | Что такое валюта и для чего она нужна | | |
31 | Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях | | |
32 | Обобщение результатов изучения раздела | | |
33 | Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» | | |
34 | Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Ролевая игра «Открываем фирму» | | |
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного методического объединения
учителей-предметников.
протокол от «______»________________202_ года №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________202__г.