СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"»



Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности "Функциональная грамотность" для обучающихся 1-х классов

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 22.03.2021 № 115;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);

  • Нормативно-правовыми актами ЯНАО и органами местного самоуправления, Уставом "Прогимназия "Центр детства".


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе авторской программы М.В. Буряк, С.А. Шейкина«Функциональная грамотность».

Актуальность: мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.

Обоснование создания программы:требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.


Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).Весь курс состоит из 4 блоков:

  • читательская грамотность;

  • математическая грамотность;

  • финансовая грамотность;

  • естественно- научная грамотность.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и ее свойства, вода и ее свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Математическая грамотность: счет в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задания на нахождение суммы, части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:


Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

•степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

•поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

•результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

•косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам


Тематическое планирование 1 год обучения

Тема/раздел


Количество часов, отводимых на освоение темы

Электронные учебно-методические материалы

Воспитательный компонент (формы учета РПВ)

1

Читательская грамотность

8 ч

http://basic.economicus.ru

осознавать личную ответственность за свои поступки

2

Математическая грамотность

8 ч

http://zanimatika.narod.ru/

формирование у обучающихся способности высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

3

Финансовая грамотность

8 ч

http://fcior.edu.ru

осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

4

Естественно - научная грамотность

9 ч

http://school-collection.edu.ru/

уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Всего за год:

33ч




Календарно-тематическое планирование курса

«Школа эконома»:

урока


Дата проведения

Тема урока

Форма проведения

план

факт

1.Читательская грамотность (8 часов)

1

01.09

 

В. Бианки "Лис и мышонок"

дискуссия

2

08.09

 

Русская народная сказка "Мороз и заяц"

творческая работа

3

15.09

 

В. Сутеев "Живые грибы"

ситуационная игра

4

22.09


Г. Цыферов "Петушок и солнышко"

обсуждение

5

29.09


М. Пляцковский "Урок дружбы"

занятие-практикум

6

06.10


Грузинская сказка "лев и заяц"

дискуссия

7

13.10


Русская народная сказка "Как лиса училась летать"

ситуационная игра

8

20.10


Е. Пермяк "Четыре брата"

дискуссия

2.Математическая грамотность (8 часов)

9

27.10

 

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца.

дискуссия

10

10.11

 

Про козу, козлят и капусту

занятие-практикум

11

17.11

 

Про петушка и жерновцы.

образно-ролевые игры

12

24.11

 

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

ситуационная игра

13

01.12


Про наливные яблочки

дискуссия

14

08.12


Про Машу и трех медведей

ситуационная игра

15

15.12


Про старика, старуху, волка и лисичку.

обсуждение


16

22.12


Про медведя, лису и мишкин мед.

образно-ролевые игры

3.  Финансовая грамотность (8 часов)

17

12.01

 

За покупками.

обсуждение


18

19.01

 

Находчивый Колобок.

дискуссия

19

26.01

 

День рождения Мухи - Цокотухи.

тест

20

02.02


Буратино и карманные деньги.

решение кроссвордов

21

09.02


Кот Василий продает молоко.

исследовательская деятельность

22

23.02


Лесной банк.

творческая работа

23

02.03


Как мужик и медведь прибыль делили.

проект

24

09.03


Как мужик золото менял.

творческая работа

  1. 4.Естественно - научная грамотность. (9часов)

25

16.03

 

Как Иванушка хотел попить водицы.

обсуждение


26

30.03

 

Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик.

урок-практикум


27

06.04

 

Про репку и другие корнеплоды.

ситуационная игра


28

13.04

 

Плывет, плывет кораблик.

ситуационная игра


29

20.04

 

Про Снегурочку и превращения воды.

исследовательская деятельность


30

27.04

 

Как делили апельсин

творческая работа

31

04.05


Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

обсуждение


32

11.05


Иванова соль.

дискуссия

33

18.05

 

В. Сутеев "Яблоко".

викторина







Список литературы:

1. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

2. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.

3. БурякМ.В.,Шейкина С.А. Функциональная грамотность 3 класс. Тренажёр для школьников– М.: Планета, 2022. – 112

4. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

6. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

7. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

8. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство

«Педагогика». М. 1990.

9.Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.

10.Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

11.Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997

12.Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!