Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Настольный теннис»
Составитель:
Третьяков Анатолий Семенович,
учитель физической культуры
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по дисциплине «Настольный теннис» направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности учащихся.
При разработке программы использованы учебно-методические материалы:
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004;
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982;
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979;
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990.
Программа составлена с учетом следующих нормативно-правовых актов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Федеральный закон от 20.03.1999 № 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 № 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недоступности перегрузок обучающихся в начальной школе».
Целью программы является освоение дисциплины «Настольный теннис».
Основными задачами программы являются:
Укрепление здоровья;
Содействие правильному физическому развитию;
Приобретение необходимых теоретических знаний;
Овладение основными приемами техники и тактики;
чувства дружбы.
Привитие учащимся организаторских навыков;
Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису;
Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,
Подготовка учащихся к районным и республиканским соревнованиям.
Форма организации детей на занятии: групповая, в парах.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Общая характеристика курса
Актуальность программы обусловлена доступностью игры в настольный теннис.
Играть в настольный теннис можно как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, а также в целом укреплению здоровья. Как и любой вид спорта, настольный теннис влияет на формирование личностных качеств ребенка, таких как коммуникабельность, воля, чувство товарищества, ответственность, дисциплинированность. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы, совершенствовать свои физические возможности и волевые качества.
Занятия настольным теннисом создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма. Кроме того, занятия настольным теннисом способствуют снятию физического и эмоционального напряжения учащихся после уроков, формированию целостности процесса психического и физического здоровья детей.
Адресат программы
К занятиям по настольному теннису допускаются все желающие, при отсутствии медицинских противопоказаний.
Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 11 лет.
Объем реализации программы
Учебно-тренировочная нагрузка на группу составляет 2 раза в неделю по 2 часа, 136 часов в год.
Срок освоения программы - 3 года.
Количество учащихся в группах: 1 года обучения - 15 человек,
2 год обучения – 12 человек,
3 год обучения – 10 человек.
Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся. В частности, в области физической культуры результаты заключаются в том числе во владении широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности, владении способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
К концу освоения программы учащиеся
будут знать:
правила игры в настольный теннис;
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
правила проведения соревнований;
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
будут уметь:
проводить специальную разминку для теннисиста
применять основы техники и тактики игры в настольный теннис;
применять основы судейства в теннисе;
составлять график соревнований в личном зачете и определить победителя;
разовьют следующие качества:
координация движений, быстрота реакции и ловкость;
общая выносливость организма;
адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
коммуникабельность в результате коллективных действий.
Формы аттестации/контроля
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Раздел III. Контрольные нормативы.
ОФП.
№ | Показатель | Возраст |
8-9 | 9-10 | 10-11 |
1 | Бег 30 м сек. | 6,5 | 6,2 | 6,0 |
2 | Прыжок в длину с места (см) | 105-115 | 120-130 | 135-140 |
3 | Отжимание от стола (раз/мин) | 10-20 | 21-27 | 30-34 |
4 | Скакалка, одинарные прыжки за 45 сек. | 60-70 | 75-80 | 85-90 |
5 | Сгибание и разгибание туловища (мин.) | 15 | 25 | 30 |
Техническая подготовка.
№ | Технический прием | Кол-во ударов | Оценка |
1 | Набивание мяча ладонной стороной | 100 | Хорошо |
65-80 | Удовлетворительно |
2 | Набивание мяча тыльной стороной | 100 | Хорошо |
65-80 | Удовлетворительно |
3 | Набивание мяча поочередно | 100 | Хорошо |
65-80 | Удовлетворительно |
4 | Сочетание наката справа и слева в правый угол стола | 20 и более | Хорошо |
От15 до 19 | Удовлетворительно |
5 | Выполнение наката справа в правый и левый углы стола | 20 и более | Хорошо |
От 15 до 19 | Удовлетворительно |
6 | Выполнение подачи справа накатом (из 10 попыток) | 8 | Хорошо |
6 | Удовлетворительно |
7 | Игра накатами справа по диагонали | 30 и более | Хорошо |
От 20 до 29 | Удовлетворительно |
8 | Игра накатами слева по диагонали | 30 и более | Хорошо |
От 20 до 29 | Удовлетворительно |
Контрольно-переводные нормативы.
№ | Показатель | Возраст |
8-9 | 9-10 | 10-11 |
1 | Двойной прыжок на скакалке за 45 сек. | 35-40 | 41-50 | 51-60 |
2 | Бег вокруг стола приставным шагом (с) | 34-24 | 23,8-22,4 | 22,0-20,0 |
3 | Перенос мяча (с) | 45 | 41,0-40,0 | 37,0-35,0 |
Содержание и методика контрольных испытаний.
Скакалка, двойные прыжки. Испытуемый выполняет двойные (« оборота скакалки при 1 подскоке) прыжки.
Бег вокруг стола приставным шагом. Два круга в одну сторону, два – в другую. Упражнение заканчивается при касании угла стола.
Перенос мячей. Расстояние между столами 3 метра. Коробка 5 см высотой. В коробке 15 мячей. Испытуемый берет правый рукой мяч и переносит в противоположную коробку левой рукой. Упражнение закончено, когда последний мяч перенесен в коробку.
Содержание программы
1. Теоретические сведения – 6 часов
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в настольный теннис;
Инвентарь и оборудование для игры в настольный теннис;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях настольным теннисом;
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Влияние физических упражнений на организм занимающихся, гигиена, самоконтроль на занятиях настольным теннисом;
Правила игры в настольный теннис;
Оборудование места занятий, инвентарь для игры настольный теннис;
2. Общефизическая подготовка – 20 часов (развитие двигательных качеств)
Подвижные игры
ОРУ
Бег
Прыжки
Метания
3. Специальная физическая подготовка – 20 часов
Упражнения для развития прыжковой ловкости
Упражнения для развития силы
Упражнения для развития выносливости
Упражнения для развития гибкости
Упражнения для развития внимания и быстроты реакции
4. Техническая подготовка -30 часов
техника хвата теннисной ракетки
жонглирование теннисным мячом
передвижения теннисиста
стойка теннисиста
основные виды вращения мяча
подачи мяча: «маятник», «челнок»
удары по теннисному мячу (удар без вращения – «толчок», удар с нижним вращением – «подрезка»)
5. Тактика игры – 31 часов
- Подачи мяча в нападении;
- Прием подач ударом;
- Удары атакующие, защитные;
- Удары, отличающиеся по длине полета мяча
- Удары по высоте отскока на стороне соперника
6. Учебная игра – 29 часов
парные игры
«игра защитника против атакующего»
«игра атакующего против защитника»
Тематическое планирование
Дата | Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды деятельности учащихся (УУД) | Формы аттестации (контроля) |
всего | теория | практика |
Раздел 1.Теоретические сведения 6 |
| Тема 1.История возникновения настольного тенниса | 1 | 1 | | Осуществляют поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. | Исследование |
| Тема 2.Правила техники безопасности при занятиях настольным теннисом | 1 | 1 | | | опрос |
| Тема 3. Правила игры по настольному теннису | 1 | 1 | | Слушают рассказ, ведут беседу, слушают объяснение; смотрят иллюстрации примеров, наблюдают демонстрацию позиций на доске. | Опрос |
| Тема 4. Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | | Опрос |
| Тема 5.Влияние физических упражнений на организм человека | 1 | 1 | | Опрос |
| Тема 6. Оборудование мест занятий, инвентарь для занятий н/т | 1 | 1 | | Опрос |
Раздел 2.Общефизическая подготовка 20 |
| Тема 1.Общеразвивающие упражнения | 4 | | 4 | выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками. | |
| Тема 2. Подвижные игры | 4 | | 4 | |
| Тема 3. Бег | 4 | | 4 | |
| Тема 4. Прыжки | 4 | | 4 | |
| Тема 5. Метания | 4 | | 4 | |
Раздел3. Специальная физическая подготовка 20 |
| Тема 1. Упражнения для развития силы. | 5 | | 5 | выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками. | |
| Тема 2. Упражнения для развития выносливости. | 5 | | 5 | |
| Тема 3. Упражнения для развития гибкости. | 5 | | 5 | |
| Тема 4. Упражнения для развития внимания и быстроты реакции. | 5 | | 5 | |
Раздел 4. Техническая подготовка 30 |
| Техника хвата теннисной ракетки. | 1 | | 1 | выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками. | |
| Жонглирование теннисным мячом. | 2 | 1 | 1 | |
| Стойка теннисиста. | 1 | 1 | | |
| Передвижения теннисиста | 1 | | 1 | |
| Основные виды вращения мяча. | 5 | 1 | 4 | |
| Подачи мяча: «маятник», «челнок». | 10 | 1 | 9 | |
| Удары по теннисному мячу (толчок, подрезка). | 10 | 1 | 9 | |
Раздел 5 Тактика игры. 31 |
| Подачи мяча в нападении. | 7 | 2 | 5 | выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками. | |
| Прием подач ударом. | 6 | 1 | 5 | |
| Удары атакующие, защитные. | 6 | 1 | 5 | |
| Удары, отличающиеся по длине полета мяча. | 6 | 1 | 5 | |
| Удары по высоте отскока на стороне соперника. | 6 | 1 | 5 | |
Раздел 6 Учебная игра. 29 |
| Парные игры | 11 | 2 | 9 | выполняют упражнения, тренинг, принимают решения, участвуют в соревнованиях, работают над ошибками | Анализ партий между |
| Игра защитника против атакующего | 9 | 1 | 8 | Анализ партий между |
| Игра атакующего против защитника. | 9 | 1 | 8 | Анализ партий между |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 12x24
спортивный инвентарь и оборудование:
теннисные ракетки и мячи на каждого обучающегося
набивные мячи
перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
скакалки для прыжков на каждого обучающегося
секундомер
гимнастические скамейки – 5-7 штук
теннисные столы - 4 штуки
сетки для настольного тенниса – 4 штуки
гимнастические маты – 8 штук
гимнастическая стенка
табло для подсчёта очков
волейбольный, футбольный, баскетбольный мяч
Список используемой литературы.
Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004
А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982
Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979
Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее-Волжское книжное издательство, 1990
Литература для обучающихся:
Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979.
Кун А. Всеобщая история физической культуры и спорта.
Под редакцией Столбова В.В.. М. Радуга. 1982.
Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.