РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Информатика и ИКТ»
(внеурочная деятельность)
для 7-9 класса
Пояснительная записка
Курс информатики в школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образования. Более того, информатика как учебный предмет, на котором целенаправленно формируются умения и навыки работы с информацией, может быть одним из ведущих предметов, служащих приобретению учащимися информационного компонента общеучебных умений и навыков.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 13-15 лет. Сроки реализации программы: 3 года. Программа реализует обще интеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (7класс), 1 час в неделю (8 класс), 1 час в неделю (9 класс) по 40 минут, всего 104 часов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок «Юный информатик».
Цель программы: Формирование информационной компетенции и культуры обучающегося, формирование представления о процессе моделирования как способе преобразования объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель.
Задачи:
формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о процессе моделирования как способе преобразования объекта;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, модель, моделирование;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умения осуществлять совместную деятельность при выполнении проектов;
преобразование модели – изменение модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
формирование умений представления информации в виде информационных моделей различных видов на естественном и формальном языках.
воспитание ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Прогнозируемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с моделируемым объектом учащиеся будут уметь:
представлять моделируемый объект в удобной для восприятия форме;
создавать свои информационные модели в графическом и текстовом редакторах, в электронных таблицах и базах данных;
владеть основами компьютерной грамотности;
использовать информационное моделирование как способ приобретения знаний: преобразовывать объект из чувственной формы в знаково-символическую модель, строить информационные структуры, выбирать форму представления информации;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной и свободной теме.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
1. овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках
2. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
3. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
4. формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель - и их свойствах;
5. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
6. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
7. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса внеурочной деятельности
7 класс
Тема 1. Теоретические основы мультипликации (2ч)
История мультипликации. Теоретические основы мультипликации.
Тема 2. Растровая и векторная компьютерная графика (7ч)
Понятие компьютерной графики. Особенности растровой и векторной графики. Форматы графических файлов.
Выполнение работ по созданию, редактированию простейших рисунков в растровом графическом редакторе Paint. Инструменты рисования в растровом графическом редакторе GIMP. Поиск и загрузка изображений из сети Интернет. Создание растровых изображений с помощью сканера. Инструменты выделения в растровом графическом редакторе GIMP. Создание покадровых изображений, подготовка серии рисунков для программ аниматоров.
Создание векторных графических изображений в программе PowerPoint. Основы работы с автофигурами. Закраска рисунков. Создание рисунков из кривых. Порядок расположения и группировка объектов. Эффекты.
Тема 3. Компьютерная анимация (26ч)
Программа Microsoft GIF Animator. Создание простейших анимационных gif-файлов.
Выполнение работ по созданию, редактированию простейших анимационных презентаций в Power Point. Приобретение навыков вставки растровых и векторных изображений. Основные приемы обработки изображений в Power Point: обрезка, обесцвечивание однородного фона растрового изображения, разгруппировка и перегруппировка векторных изображений. Применение эффектов анимации, настройка их параметров. Создание анимации с использованием смены кадров в презентации. Вставка и настройка звука в Power Point. Сохранение презентации в режиме демонстрации.
8 класс
Тема 1. Мир информационных процессов (2 ч)
Информационное общество. Черты информационного общества. Информационные ресурсы общества.
Информационная деятельность человека. Информация и личная безопасность.
Тема 2. Файловая система компьютера (8 ч)
Изучение конфигурации и параметров быстродействия персонального компьютера. Подключение к компьютеру нового оборудования и установка программ.
Как начинает свою работу компьютер и операционная система. Безопасный режим в операционной системе Windows.
Файловая система компьютера. Атрибуты файлов. Таблица размещения файлов. Работа с объектами файловой системы. Способы выполнения операций с объектами файловой системы.
Сервисные программы. Работа с сервисными программами.
Файловый менеджер. Работа с объектами файловой системы с помощью файлового менеджера.
Тема 3. Начала программирования (17 ч)
Решение задач на составление линейных алгоритмов. Задачи геометрического содержания. Простейшие задачи целочисленной арифметики: выделение цифр числа, нахождение суммы и произведения цифр числа, получение чисел из цифр заданного числа, удаление цифр числа, вставка цифр в число. Графические возможности языка программирования: пересчѐт координат, имитация движения.
Тема 4. Живые картинки (10 ч)
Компьютерная презентация. Разметка слайдов. Рисование. Эффекты анимации. Использование гиперссылок в презентации. Скрытые слайды. Создание образца слайдов.
9 класс
Тема 1. Обработка текстовой информации (17 часов)
Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. Добавление буквицы и подложки. Форматирование шрифта, абзацев. Создание и использование стилей. Создание списков. Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул. Вставка и редактирование диаграмм. Создание макета. Форматирование разделов, колонок. Использование макросов. Работа со сканированными объектами. Вёрстка.
Тема 2. Работа в электронных таблицах (17 часов)
Ввод и редактирование данных (копирование, вставка, перемещение, автозаполнение). Форматирование данных. Стили, колонтитулы. Ссылки (абсолютные, относительные, смешанные) Использование функций. Построение и модификация диаграмм. Нестандартные диаграммы. Сортировка и фильтрация данных. Проверка данных и создание форм. Сводные таблицы и диаграммы. Создание и использование гиперссылок. Поиск решения и сценарии.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности
7 класс
№ раздела | Тема раздела | Виды УУД |
1 | Теоретические основы мультипликации (2ч) | Аналитическая деятельность: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Практическая деятельность: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; преобразовывать информацию по Заданным правилам и путѐм рассуждений. |
2 | Растровая и векторная компьютерная графика (7ч) | Аналитическая деятельность: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приѐмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | |
3 | Компьютерная анимация (26ч) | Аналитическая деятельность: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правиладелового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности. совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха. Практическая деятельность: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. |
8 класс
№ раздела | Тема раздела | Виды УУД |
1 | Тема 1. Мир информационных процессов (2 ч) | Аналитическая деятельность: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Практическая деятельность: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку); сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них; преобразовывать информацию по заданным правилам и путѐм рассуждений; | |
2 | Тема 2. Файловая система компьютера (8 ч) | Аналитическая деятельность: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием;совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия. осознанно строить речевое высказывание в устной форме; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника. Практическая деятельность: выбирать и запускать нужную программу; работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приѐмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств; создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
3 | Тема 3. Начала программирования (17 ч) | Аналитическая деятельность: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности. совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха. Практическая деятельность: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. |
4 | Тема 4. Живые картинки (10 ч) | Аналитическая деятельность: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности. совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать(сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха. Практическая деятельность: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. |
9 класс
№ раздела | Тема раздела | Виды УУД |
1 | Обработка текстовой информации (17 часов) | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц). вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов. |
2 | Работа в электронных таблицах (17 часов) | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Название раздела, тема | Дата проведения |
Тема 1. Теоретические основы мультипликации | |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. История мультипликации | |
2 | Теоретические основы мультипликации. | |
Тема 2. Растровая и векторная компьютерная графика |
3 | Растровая графика. | |
4 | Векторная графика. | |
5 | Рисование в растровых редакторах Paint | |
6 | Рисование в растровых редакторах Paint | |
7 | Сканирование рисунков, фотографий. | |
8 | Обработка и редактирование графических цифровых изображений. | |
9 | Создание gif-анимации в программе GIF Animator | |
Тема 3. Компьютерная анимация |
10 | Программа MO Power Point | |
11 | Разметка и фон слайда | |
12 | Создание векторных изображений в Power Point. | |
13 | Создание векторных изображений в Power Point | |
14 | Поиск изображений в интернете | |
15 | Создание векторных изображений в Power Point | |
16 | Добавление готовых изображений в Power Point | |
17 | Обработка готовых изображений в Power Point | |
18 | Настройка эффектов анимации и смены слайдов. | |
19 | Настройка эффектов анимации и смены слайдов | |
20 | Применение эффектов анимации в каждом объекте | |
21 | Применение эффектов анимации в каждом объекте | |
22 | Применение эффектов анимации в каждом объекте | |
23 | Работа со звуком в PowerPoint. | |
24 | Работа со звуком в PowerPoint | |
25 | Работа с фрагментом видео в PowerPoint | |
26 | Работа с фрагментом видео в PowerPoint | |
27 | Работа с фрагментом видео в PowerPoint | |
28 | Работа над проектом «Мультфильм в PowerPoint» | |
29 | Работа над проектом «Мультфильм в PowerPoint» | |
30 | Работа над проектом «Мультфильм в PowerPoint» | |
31 | Работа над проектом «Мультфильм в PowerPoint» | |
32 | Работа над проектом «Мультфильм в PowerPoint» | |
33 | Защита проекта «Мультфильм в PowerPoint» | |
34 | Защита проекта «Мультфильм в PowerPoint» | |
35 | Обобщение и систематизация | |
8 класс
№ | Название раздела, темы | Дата проведения |
Тема 1. Мир информационных процессов |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Информационное общество. Черты информационного общества. Информационные ресурсы общества. | |
2 | Информационная деятельность человека. Информация и личная безопасность. | | |
Тема 2. Файловая система компьютера |
3 | Изучение конфигурации и параметров быстродействия персонального компьютера. | |
4 | Подключение к компьютеру нового оборудования и установка программ. | |
5 | Начало работы компьютера и операционная система. Безопасный режим в операционной системе Windows. | |
6 | Файловая система компьютера. Атрибуты файлов. Таблица размещения файлов. | |
7 | Работа с объектами файловой системы. | |
8 | Сервисные программы. Работа с сервисными программами. | |
9 | Файловый менеджер. Работа с объектами файловой системы с помощью файлового менеджера. | |
Тема 3. Начала программирования |
10 | Решение задач на составление линейных алгоритмов. | |
11 | Задачи геометрического содержания. | |
12 | Простейшие задачи целочисленной арифметики. | |
13 | Выделение цифр числа | |
14 | Практическая работа «Выделение цифр числа» | |
15 | Нахождение суммы | |
16 | Практическая работа «Нахождение суммы» | |
17 | Произведения цифр числа | |
18 | Практическая работа «Произведения цифр числа». | |
19 | Получение чисел из цифр заданного числа | |
20 | Практическая работа «Получение чисел из цифр заданного числа» | |
21 | Удаление цифр числа | |
22 | Практическая работа «Удаление цифр числа». | |
23 | Вставка цифр в число. | |
24 | Практическая работа «Вставка цифр в число». | |
25 | Графические возможности языка программирования пересчѐт координат. | |
26 | Графические возможности языка программирования имитация движения. | |
Тема 4. Живые картинки |
27 | Компьютерная презентация. | |
28 | Разметка слайдов. | |
29 | Рисование. | |
30 | Эффекты анимации. | |
31 | Использование гиперссылок в презентации. | |
32 | Скрытые слайды. Создание образца слайдов. | |
33 | Разработка проектов. | |
34 | Разработка проектов. | |
35 | Защита проектов. | |
9 класс
№ | Название раздела, темы | Дата проведения |
Тема 1. Обработка текстовой информации (17 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. Добавление буквицы и подложки. | |
2 | Редактирование текста. Проверка орфографии, тезаурус, сортировка данных. Добавление буквицы и подложки. | |
3 | Форматирование шрифта, абзацев. Создание и использование стилей. | |
4 | Форматирование шрифта, абзацев. Создание и использование стилей. | |
5 | Создание списков | |
6 | Создание списков | |
7 | Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул | |
8 | Вставка объектов: рисунков, автофигур, символов, таблиц, формул | |
9 | Вставка и редактирование диаграмм | |
10 | Вставка и редактирование диаграмм | |
11 | Создание макета. Форматирование разделов, колонок | |
12 | Создание макета. Форматирование разделов, колонок | |
13 | Использование макросов | |
14 | Использование макросов | |
15 | Работа со сканированными объектами | |
16 | Вёрстка | |
17 | Вёрстка | |
Тема 2. Работа в электронных таблицах (17 часов) |
18 | Ввод и редактирование данных (копирование, вставка, перемещение, автозаполнение) | |
19 | Ввод и редактирование данных (копирование, вставка, перемещение, автозаполнение) | |
20 | Форматирование данных. Стили, колонтитулы | |
21 | Форматирование данных. Стили, колонтитулы | |
22 | Ссылки (абсолютные, относительные, смешанные) | |
23 | Ссылки (абсолютные, относительные, смешанные) | |
24 | Использование функций | |
25 | Использование функций | |
26 | Построение и модификация диаграмм. Нестандартные диаграммы. | |
27 | Построение и модификация диаграмм. Нестандартные диаграммы. | |
28 | Сортировка и фильтрация данных. Проверка данных и создание форм | |
29 | Сортировка и фильтрация данных. Проверка данных и создание форм | |
30 | Сводные таблицы и диаграммы | |
31 | Сводные таблицы и диаграммы | |
32 | Создание и использование гиперссылок | |
33 | Создание и использование гиперссылок | |
34 | Поиск решения и сценарии. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и информатика, 2016. – 98 с.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Операционная система Windows 7
Пакет офисных приложений MS Office 2016
Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6» http://school-collection.edu.ru