Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 12 станицы Незлобной»
Утверждено
Приказ № 250 от 30.08.2022
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
10 класс
Рабочая программа составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений:
А.Ю.Лазебникова, Н.И.Городецкая, Е.Л.Рутковская: Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М. «Просвещение», 2019
Учебник:
Обществознание 10 класс учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) под редакцией Л.Н.Боголюбова А.Ю.Лазебниковой, 2-е изд., М., «Просвещение», 2020 г.
Срок реализации программы: 2022 -2023 учебный год
Учитель истории и обществознания: Папченко Ирина Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (базовый уровень) разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от: 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578 , 29 июня 2017 г.)
А.Ю.Лазебникова, Н.И.Городецкая, Е.Л.Рутковская: Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М. «Просвещение», 2019
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в Общеобразовательных учреждениях на 2022-2023 учебный год. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
1.Обществознание.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень./под ред.Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, 2-е изд. - М.: «Просвещение», 2020 г.
В рамках изучения учебного курса ОДНКНР в МБОУ СОШ №12 станицы Незлобной реализована интеграция с учебными курсами: литература, русский язык, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство. Успешно реализуется духовно-нравственный компонент образования через предметную область «История», поскольку понимание российской истории невозможно без знакомства с основными понятиями, заложенными в ценностной парадигме православной культуры.
Модуль по обществознанию «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Духовная культура общества Религия- основа человеческой цивилизации | 1 | |
2 | Духовная культура общества Святая Библия- Книга книг | 1 | |
3 | Духовный мир личности Православие и религии мира (сравнительное религиоведение) | 1 | |
4 | Мораль Православное учение о человеке | 1 | |
5 | Религия и религиозные организации Православие- как основа бытия семьи | 1 | |
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 10 класса в сфере экономики государства. В рабочую программу по обществознанию 11 класса включен модуль «Финансовая грамотность» в количестве 7 часов.
«Финансовая грамотность»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Управление личными финансами и выбор банка | 1 | |
2 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 1 | |
3 | Что такое налоги. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | |
4 | Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | |
5 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | 1 | |
6 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | |
7 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | 1 | |
Содержание курса «Обществознание»
Введение – 1 час. Особенности курса «Обществознание». Методический аппарат учебника.
Глава 1. Человек в обществе (9 часов)
Что такое общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества.
Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Динамика общественного развития. Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема современного прогресса.
Социальная сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества человека. Самосознание и самореализация.
Деятельность – способ существования людей. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познавательная деятельность. Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Свобода и необходимость в деятельности человека. Свобода и ответственность. Что такое свободное общество.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика.
Глобальная угроза международного терроризма. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.
Глава 2. Общество как мир культуры (8 часов)
Духовная культура общества. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур.
Духовный мир личности. Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Мораль. Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.
Наука и образование. Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система.
Религия и религиозные организации. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религиозные организации в современной России.
Искусство. Виды искусства. Современное искусство
Массовая культура. Характерные черты массовой культуры СМИ и массовая культура.
Обобщение по теме «Общество как мир культуры»
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (16 часов)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права.
Источники права. Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Правоотношения. Правомерное поведение. Что такое правоотношение и правонарушение. Признаки правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Гражданин Российской Федерации. Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Элементы гражданских правоотношений. Имущественные права. Личные неимущественные права. Наследование. Защита гражданских прав.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Правовые основы предпринимательской деятельности.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование.
Семейное право. Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.
Экологическое право. Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.
Процессуальные отрасли права. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция.
Международная защита прав человека. Защита прав человека и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. Правовая база противодействия терроризму в России. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Человек в XXI в. Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации.
Обобщение (1 час)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
–неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
–принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–экологическая культура,
–эстетическое отношения к миру,
–положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
-самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
–оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные:
–искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–выделять черты социальной сущности человека;
–определять роль духовных ценностей в обществе;
–распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
–соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
–выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
–выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
–раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
–выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
–анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
–различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
–выявлять особенности научного познания;
–различать абсолютную и относительную истины;
–иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
–выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
–Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
–выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
–приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
–формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
–Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
–выделять основные элементы системы права; выстраивать иерархию нормативных актов;
–выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
–обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина,
–аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
–раскрывать содержание гражданских правоотношений;
–применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
–различать организационно-правовые формы предприятий;
–характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
–находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
–характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
–иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
–извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
–объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:
–Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
–выявлять особенности социального познания;
–различать типы мировоззрений;
–объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
–выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
–Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
–выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
–Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
–перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
–характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
–ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
–выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
–применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Тематическое планирование по обществознанию
Календарно- тематическое планирование по курсу «Обществознание» разработано с учетом рабочей программы воспитания, что конкретизируется в планируемых результатах.
Класс- 10
Учитель- Папченко И.С
Количество часов по учебному плану- 68 часов, 2 ч в неделю, 34 недели
Контрольных работ- +1 (входной контроль) + 1 (промежуточная контрольная работа) + 1 (итоговая промежуточная аттестация) + 1 (итоговое повторение)
Повторительно-обобщающих уроков – 4 ч.
Планирование составлено на основе программы:
А.Ю.Лазебникова, Н.И.Городецкая, Е.Л.Рутковская: Обществознание. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова 10-11 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М. «Просвещение», 2019
Учебники:
Обществознание 10 класс учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) под редакцией Л.Н.Боголюбова А.Ю.Лазебниковой, 2-е изд., М., «Просвещение», 2020 г.
№ п/п | Раздел, тема урока | Содержание, понятия, термины, виды деятельности | Характеристика деятельности обучающихся УУД | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение | Особенности курса «Обществознание». Методический аппарат учебника. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; | Стр. 4-6 | 02.09.22 |
2-4 | Что такое общество Входная контрольная работа | Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. | П.1 стр.6-16 отв.на вопросы стр. 14-15 | 06.09.22 09.09.22 13.09.22 |
5-6 | Общество как сложная система | Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. | П.2 стр. 16-25 отв.на вопросы стр. 24 | 16.09.22 20.09.22 |
7-9 | Динамика общественного развития | Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема современного прогресса. | П.3 стр.25-37 отв.на вопросы стр. 36-37 | 23.09.22 27.09.22 30.09.22 |
10-11 | Социальная сущность человека | Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества человека. Самосознание и самореализация. | П.4 стр. 38-43 отв.на вопросы стр. 42 | 04.10.22 07.10.22 |
12-13 | Деятельность-способ существования людей | Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. | П.5 стр.43-52 отв.на вопросы стр. 51 | 11.10.22 14.10.22 |
14-15 | Познавательная деятельность | Познаваем ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Многообразие форм человеческого знания. | П.6 стр. 52-64 отв.на вопросы стр. 64 | 18.10.22 21.10.22 |
16-17 | Свобода и необходимость в деятельности человека | Свобода и ответственность. Что такое свободное общество. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П.7 стр. 65-72 отв.на вопросы стр. 72 | 25.10.22 28.10.22 |
18-19 | Современное общество Ф/Г «Управление личными финансами и выбор банка» | Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. | П 8 стр. 73-83 отв.на вопросы стр. 82 | 08.11.22 11.11.22 |
20-21 | Глобальная угроза международного терроризма | Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Противодействие международному терроризму. | П.9 стр.84-91 отв.на вопросы стр. 90 | 15.11.22 18.11.22 |
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в обществе» | Повторить ранее изученный материал | П.1-9 стр. 6-90 | 22.11.22 |
23-24 | Духовная культура общества | Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П.10 стр. 96-104 отв.на вопросы стр. 104 | 25.11.22 29.11.22 |
25-26 | Духовный мир личности | Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. | П.11 стр.105-114 отв.на вопросы стр.113 | 02.12.22 06.12.22 |
27-28 | Мораль | Как и почему возникла мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. | П.12 стр. 114-123 отв.на вопросы стр. 122 | 09.12.22 13.12.22 |
29-30 | Наука и образование | Наука и её функции в обществе. Современная наука. Этика науки. Образование в современном обществе. Образование как система. | П.13 стр. 124-132 отв.на вопросы стр.131 | 16.12.22 20.12.22 |
31 | Промежуточная контрольная работа | Обобщить и повторить раннее изученный материал | | | 23.12.22 |
32-33 | Религия и религиозные организации | Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религиозные организации в современной России. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П 14 стр.132-141 отв.на вопросы стр. 141 | 27.12.22 30.12.22 |
34-35 | Искусство | Виды искусства. Современное искусство | П.15 стр.142-150 отв.на вопросы стр.149 | 10.01.23 13.01.23 |
36-37 | Массовая культура | Характерные черты массовой культуры СМИ и массовая культура. | П.16 стр. 150-161 отв.на вопросы стр.159 | 17.01.23 20.01.23 |
38 | Контрольная работа по 2 Главе | Повторить раннее изученный материал | Стр. 162-164 | 24.01.23 |
39-40 | Современные подходы к пониманию права | Нормативный подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | П.17 стр. 165-173 отв.на вопросы стр. 172 | 27.01.23 31.01.23 |
41-42 | Право в системе социальных норм | Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. | П.18 стр. 173-182 отв.на вопросы стр.181 | 03.02.23 07.02.23 |
43-44 | Источники права | Что такое источник права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | П.19 стр. 182-193 отв.на вопросы стр. 193 | 10.02.23 21.02.23 |
45-46 | Правоотношения. Правомерное поведение Ф/Г «Кредит: зачем он нужен и где его получить» | Что такое правоотношение и правонарушение. Признаки правонарушения. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. | П.20 стр. 194-203 отв.на вопросы стр. 202 | 24.02.23 28.02.23 |
47-48 | Гражданин Российской Федерации Ф/Г «Что такое налоги. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет» | Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. | П.21 стр. 203-213 отв.на вопросы стр. 212 | 03.03.23 07.03.23 |
49-50 | Гражданское право Ф/Г «Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании» | Гражданские правоотношения. Элементы гражданских правоотношений. Имущественные права. Личные неимущественные права. Наследование. Защита гражданских прав | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П.22 стр. 214-225 отв.на вопросы стр. 224 | 10.03.23 14.03.23 |
51-52 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | Конституционные основы социальной защиты. Социальная защита граждан. Право на социальное обеспечение. Право на охрану здоровья | П 23 стр. 225-233 отв.на вопросы стр. 233 | 17.03.23 21.03.23 |
53-54 | Правовые основы предпринимательской деятельности Ф/Г «Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать» | Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | П 24 стр. 234-245 отв.на вопросы стр. 245 | 31.03.23 04.04.23 |
55-56 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства Ф/Г «Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет» | Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. | П 25 стр. 247-256 отв.на вопросы стр. 255 | 07.04.23 11.04.23 |
57-58 | Семейное право | Правовая связь членов семьи. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П 26 стр. 256-266 отв.на вопросы стр.266 | 14.04.23 18.04.23 |
59-60 | Экологическое право | Общая характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | П 27 стр. 267-275 отв.на вопросы стр. 275 | 21.04.23 25.04.23 |
61-62 | Итоговая промежуточная аттестация Процессуальные отрасли права | Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. | П 28 стр. 276-289 отв.на вопросы стр. 288 | 28.04.23 02.05.23 |
63-64 | Международная защита прав человека Ф/Г «Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия» | Защита прав человека и свобод средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. | Предметные УУД: научиться применять понятийный аппарат обществоведческих знаний; расширять опыт оценочной деятельности. Научиться: характеризовать свои права; применять в обществе правила этикета Получать возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения; раскрывать основные черты духовного мира анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций Познавательные УУД: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать; обобщать факты, делать выводы; осуществлять расширенный поиск информации. Регулятивные УУД: определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность; оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов. Личностные УУД:, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; е позиции, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания. | П 29 стр. 289-297 отв.на вопросы стр. 296 | 05.05.23 09.05.23 |
65-66 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Правовая база противодействия терроризму в России. Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму. | П 30 стр. 297-306 отв.на вопросы стр.305 | 12.05.23 16.05.23 |
67 | Повторительно-обобщающий урок по 3 Главе | Повторить раннее изученный материал | Повт. П 17-30 стр. 165- 306 | 19.05.23 |
68 | Итоговое повторение Человек в XXI в. | Человек и глобальные вызовы современного общества. Человек в мире информации. | Стр. 313-318 | 23.05.23 |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей гуманитарного цикла от _______________ № _____ ________________ Столбовская Ю.Н. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Бондарь И.А. « ____» _______________2022 г. |