СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа овз 7,2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.

 (обучение на дому)

учебного предмета (курса) Литературное чтение  в 4 «а» классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа овз 7,2»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрена

Заседание МО

протокол №__1__

от «30»_августа 2021г.

Согласована

Руководитель МО

___________ _/ Н. А. Кулькова/__

Согласована

Зам. директора по УВР

_____________/Т.А. Капралова/


Утверждена

Директор школы


__________________/С.Д. Лысюк/


Приказ по школе № 141

от «01» сентября 2021 г.





Рабочая программа

АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.

(обучение на дому)

учебного предмета (курса) Литературное чтение в 4 «а» классе







Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна











2020–2021 уч. г.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ, имеющих задержку психического развития по предмету литературное чтение составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), АООП МОУ Семибратовская СОШ, авторской программой Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 102 ч - 3 ч в неделю (34 учебные недели).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 частях/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина – М.: Просвещение, 2019


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Освоение АООП НОО (вариант 7.2) обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития;

формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

успешности обучения по всем учебным предметам;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;

5) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;

6) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;

7) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;

8) формирование потребности в систематическом чтении


Предметные результаты по видам деятельности

Виды речевой и читательской деятельности

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

- находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Творческая деятельность

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача информации). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно­познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (сравнение) в мини­сочинениях, рассказ на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно­популярная, справочно­энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно­следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Раздел

Количество часов по

программе

Количество проектов

Количество контрольных работ, проверочных

ЦОР

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1




2

Летописи, былины, жития

9

1

1

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Былины, сказания, жития».

1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-ilini-tri-poezdochki-umk-shkola-rossii-klass-3216788.html


2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/08/31/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-po-teme-letopisi


3.http://www.myshared.ru/slide/543050/

3

Чудесный мир классики

16


1

Итоговая контрольная работа за I четверть.

2

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Чудесный мир классики».

1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-aspushkin-nyane-klass-shkola-rossii-2651675.html


2.https://infourok.ru/prezentaciya_i_konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_a.s._pushkin_skazka_o_mertvoy_carevne_i-130802.htm


3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/01/16/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-ashik-kerib

4

Поэтическая тетрадь

8


1

Обобщающий урок, проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1.https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-kd-ushinskiy-chetire-zhelaniya-3569963.html


2.https://ppt-online.org/494124


3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/02/04/prezentatsiya-literaturnoe-chtenie-4-klass-i-a-bunin-listopad

5

Литературные сказки

15


1

Итоговая контрольная работа за 2 четверть.


2

Обобщение знаний и проверочная работа по разделу: «Литературные сказки».

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/12/v-f-odoevskiy-gorodok-v-tabakerke


2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/02/05/prezentatsiya-literaturnoe-chtenie-4-klass-v-m-garshin-skazka-o


3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/02/04/prezentatsiya-k-uroku-p-p-bazhova-serebryanoe-kopyttse


4.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/01/23/prezentatsiya-st-aksakov-alenkiy-tsvetochek

6

Делу время – потехе час

7


1

Обобщение знаний и проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/31/prezentatsiya-po-literaturnomu-chteniyu-e-l-shvarts-skazka-o


2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/01/03/v-yu-dragunskiy


3.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-poslovici-i-pogovorki-klass-3286699.html

7

Страна детства

10


1

Обобщение знаний и проверочная работа по теме:

«Страна детства».

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/02/23/prezentatsiya-k-uroku-chteniya-v-4-klasse-d-n-mamin-sibiryak


2.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-m-m-prishvin-viskochka-klass-2662722.html


3.https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-na-temu-vp-astafev-strizhonok-skrip-klass-1696393.html

8

Природа и мы

12


1

Итоговая контрольная работа за III четверть.

2

Обобщение знаний и проверочная работа по теме «Природа и мы».

1.https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chieloviechkov_priezientatsiia

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/03/27/prezentatsiya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-po-proizvedeniyu-k


3.https://www.youtube.com/watch?v=kmxE7utvWSc

9

Родина

5

1


1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-dlya-4-klassa-umk-shkola-rossii-na-temu-i-s-nikitin-rus-5314934.html


2.https://www.youtube.com/watch?v=SlBJs4P_0Tk

10

Страна Фантазия

6


1

Обобщение и проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1.https://www.youtube.com/watch?v=4AWUQVu1-Pg


2.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-k-bulichev-puteshestvie-alisi-klass-2979154.html

11

Зарубежная литература

13


Итоговая контрольная работа за год.

1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-g-h-andersen-rusalochka-4-klass-4287693.html


2.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-dzh-svift-puteshestvie-gullivera-4-klass-4287681.html


Итого:

102

2

Проверочная работа – 8

Итоговая контрольная работа -4



  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

Содержание



1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Чтение и обсуждение авторского обращения.

стр. 3- 4 прочитать самостоятельно

02.09




2/1

Особенности былинного жанра. Выразительное чтение

былины «Ильины три поездочки».

стр.6-9прочитать выразительно

03.09

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки».

3/2

Деление на части, составление плана былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И. Карнауховой.

стр.9-11

прочитать, закончить составление плана

06.09

Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н.Карнауховой. Сравнение поэтическою и прозаического текстов.


4/3

Составление устного рассказа по репродукцие картины В.Васнецова «Богатыри».

стр.28, вопрос 3 составить устный рассказ по плану

08.09

Герой былины - защитник государства Российского. Картина В. Васнецова

«Богатыри».


5/4

Определение особенностей летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

стр.14-15,

прочитать и ответить на вопросы

09.09

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего».

6/5

Сравнение текста летописи «И вспомнил Олег коня своего» с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

стр.16-17, прочитать и ответить на вопросы

13.09

Летопись - источник исторических фактов, Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

7/6

Особенности житийной литературы. «Житие Сергия Радонежского».


стр.18-22,

дочитать самостоятельно

15.09

Сергий Радонежский - святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

8/7

Характеристика главного героя «Житие Сергия Радонежского».

стр.23-24, прочитать и ответить на вопросы,

закончить творческую работу

16.09

Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

9/8

Презентация проекта «Создание календаря исторических событий». Анализ и оценивание работ.

стр.25-26,

пользуясь планом выполнить задания.

20.09

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин


10/9

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Былины, сказания, жития».

стр.27-28 ответить на вопросы

22.09


Чудесный мир классики 16 ч

11/1

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье», словесное иллюстрирование.

стр.34, стр.36 выразительно читать, отвечать на вопросы.

23.09

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Сравнение словесного и изобразительного искусства. А. С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча». «Унылая пора! очей очарованье...». Авторское отношение к изображаемому. Интонация стихотворения. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.

12/2

Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Няне», «Туча» с передачей настроения.

стр.35, стр.38 выразительно читать,

отвечать на вопросы,

выучить наизусть (по желанию).

27.09

13\3

Деление на смысловые части «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и составление плана.

стр.39-44

читать, пересказ одной из частей

29.09



«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - мотивы народной сказки в литературной. Герои эстонской сказки. Характеристика героев сказки, отношение к ним. Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки. Выразительное чтение.





14/4

Описание внутреннего состояния героев «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

А. С.Пушкина.

стр.44-50

читать самостоятельно, задание 2, стр.56

30.09

15/5

Выявление авторского отношения к персонажам «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С.Пушкина.

стр.50-56,читать самостоятельно, задание 3 и 4, стр.57

04.10

16/6

Определение главной мысли сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

стр.50-56 просмотреть,

задание 8,стр.57

06.10

17/7

Соотнесение иллюстраций с текстом, выборочное чтение «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

задание 9,стр.57

07.10

18/8

Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».

стр.61-71 дочитать

11.10

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним







19/9

Чтение по ролям, устное составление характеристики героев сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб».

стр.61-71 читать эпизоды по ролям, закончить план сказки

13.10

20/10

Итоговая контрольная работа за I четверть. Наблюдение над средствами художественной выразительности в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб».

Закончить записи в тетради, вопросы 2 и 3 стр.71

14.10

21/11

Знакомство с историей жизни и творчества Л.Н. Толстого.

стр.74 прочитать

18.10

Л.Н.Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа Л. Толстого «Ивины». Главная мысль.





22/12

Характеристика главного героя . Л. Н. Толстой «Детство» по составленному плану.

стр.75-77 прочитать, ответить на вопросы

20.10

23/13

Определение главной мысли. Л.Н. Толстого «Ивины»

стр.78-81

прочитать, ответить на вопросы

21.10

24/14

Деление текста на части, составление плана рассказа

А. П. Чехова

«Мальчики».

стр.85-88 дочитать, закончить план




25.10

Главная мысль. А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа - герои своего времени. Характер героев художественного текста. Оценка достижений.


25/15

Сравнение характеров

главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».

стр.88-92 дочитать, пересказ по плану

27.10

26\16

Обобщающий урок, проверочная работа по теме «Чудесный мир классики».

стр.96 устно ответить на вопросы

08.11



Поэтическая тетрадь 8 ч

27/1

Сравнение картин природы, созданных художниками и писателем при чтении рассказа К.Ушинского «Четыре желания».

стр.100-103

читать, задание 2 устно

10.11

Картины природы художников и писателей.

К.Д.Ушинский «Четыре желания».

28/2

Выразительное чтение, словесное рисование.Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко».

стр.104-105 выразительно читать первое стихотворение, второе – выучить наизусть

11.11

Выразительное чтение, словесное рисование. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»

29/3

Определение ритма, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка».


стр.106-107

выразительно читать и отвечать на вопросы

15.11

Ритм, интонация стихотворения. А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

30/4

Определение средств художественной выразительности в лирическом тексте. Е. А. Баратынский «Весна, весна! …», «Где сладкий шепот»


стр.108-110 выразительно читать

17.11

Художественная выразительность лирического произведения. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»

31/5

Наблюдение за ритмом, определение рифмующихся слов. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

стр.108-110 выразительно читать

18.11

Ритм, определение рифмующихся слов.

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».


32/6

Выразительное чтение, наблюдение за отношением автора к персонажам. Н.А. Некрасов «Саша»

стр.111выучить наизусть

22.11

Наблюдение за отношением автора к персонажам. Н.А.Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки».

33/7

Выразительное чтение, иллюстрирование. И. А. Бунина «Листопад».

стр.112-113 выразительно читать

24.11

Выразительное чтение, иллюстрирование И. А. Бунин «Листопад»

34/8

Обобщающий урок, проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

стр.114 устно отвечать на вопросы

25.11


Литературные сказки 15 ч

35/1

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

стр.122-126

дочитать до конца, карандашом разделить на части

29.11

.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. Заглавие и главные герои литературной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Подробный пересказ.












36/2

Особенности поведения, внешнего вида, речи

героев сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

стр.124-126, дочитать и объяснить непонятные слова

01.12

37/3

Деление текста сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» на части, составление плана и краткий пересказ.

стр.122-126

краткий пересказ по плану

02.12

38/4

Чтение по ролям диалогов героев сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»


06.12

39/5

Словесное иллюстрирование отдельных эпизодов сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»


08.12

40/6

Особенности сказа как литературного жанра. Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце»

стр.128-137 дочитать сказ до конца

09.12

П.П.Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие.


41/7

Выявление отражения реальной жизни в сказе П. П. Бажова «Серебряное копытце»

стр.133-137,

закончить деление на части

13.12

42/8

Наблюдение над особенностями речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

стр.128-137 просмотровое чтение для ответа на3 и 4 вопросы стр.137

15.12

43/9

Выборочный пересказ , чтение по ролям . П. П. Бажов «Серебряное копытце»

стр.137

вопрос 6 (письменно в тетрадь)

16.12

44/10

Итоговая контрольная работа за 2 четверть


20.12

45/ 11

Знакомство с произведением. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

стр.138-145 прочитать самостоятельно

22.12

Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям произведения. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование










46/12

Выразительное чтение диалогов. Словесное рисование.

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

стр.145-153 дочитать сказку до конца

23.12

47/13

Определение главной мысли и составление плана. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

стр.145-153 продолжить составление плана

27.12

48/14

Урок – викторина « Там на неведомых дорожках…» по теме

« Литературные сказки»

стр.138-145 краткий пересказ по плану

10.01

49/15

Обобщение знаний и проверочная работа по теме «Литературные сказки»

кроссворд по сказкам (на листе)

12.01


Делу время - потехе час 7 ч

50/ 1

Знакомство с произведением. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

стр.6-10 читать самостоятельно

13.01


Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.








51/ 2

Чтение по ролям, инсценирование. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

стр.10-15 читать самостоятельно, вопросы 3и4,стр.15

17.01

52/ 3

Определение отношения автора к своему герою. В. Драгунский

«Главные реки»

стр.17-21 читать, вопрос3и 4 стр.21

19.01


Инсценирование произведения. В.Ю.Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского.




53/ 4

Чтение по ролям. В. Ю. Драгунский «Главные реки»

стр.17-21 читать по ролям, задание 9и10 стр.21

20.01

54/ 5

Чтение пословиц о труде и отдыхе. Устное сочинение рассказа по выбранной пословице.

стр.22 прочитать вопросы и устно ответить

24.01

55/ 6

Выборочное чтение.

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

стр.23-27 прочитать самостоятельно,

вопросы 4и5,стр.27

26.01


В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. Инсценирование произведения.

56/ 7

Обобщение знаний и проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час»

стр.28 устно ответить на вопросы

27.01

Оценка достижений.


Страна детства 10 ч

57/1

Знакомство с произведением. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

стр.32-38 дочитать

рассказ

31.01


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.С.Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. Герой произведения.

58/2

Анализ поступков героя. Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

стр.32-38,ответить на4и5 вопросы стр.38

2.02

59/3

Знакомство с произведением. К.Г. Паустовский

« Корзина с еловыми шишками»

стр.39-47 дочитать


3.02

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.



60/4

Определение основной мысли произведения. К.Г. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

стр.39-47 закончить план

7.02

61/5

Пересказ фрагментов. К.Г. Паустовский

« Корзина с еловыми шишками»


9.02

62/6

Знакомство с произведением. М.М.Зощенко «Елка»

стр.49-53

дочитать

10.02


М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Составление плана. Пересказ

63/7

Выразительное чтение диалогов. М.М.Зощенко «Елка»

стр.49-53чтение диалогов по ролям

14.02

64/8

Выразительное чтение. Словесное иллюстрирование. М. И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка».

стр.54-55

выразительно читать и ответить на вопросы

16.02

Выразительное чтение, словесное иллюстрирование. М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».

65/9

Определение темы и главной мысли произведения. С. А. Есенин «Бабушкины сказки».

стр.56 выразительно читать

17.02

Главная мысль произведения, его тема. С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

66/10

Обобщение знаний и проверочная работа по теме: « Страна детства»


21.02

Оценка достижений.



Природа и мы 12 ч.

67 /1

Знакомство с произведением. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

стр.62-67

прочитать самостоятельно

24.02


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе.




68 /2

Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш»

стр.62-67

перечитать,

устно ответить на вопросы 1и2, стр 67

28.02

69 /3

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш».

стр.68читать и отвечать на вопросы

2.03

70 /4

Олицетворение как средство создания образа. С. А. Есенин «Лебедушка»

стр.69-73

выразительно читать и отвечать на вопросы

3.03

Олицетворение как средство создания образа.

С. А. Есенин «Лебедушка»

71 /5

Характеристика героя на основе его поступка. М.М. Пришвин «Выскочка»

отгадать кроссворд

5.03


М.М.Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка, герои произведения. Характеристика героя на основе поступков.

72 /6

Итоговая контрольная работа за 3 четверть.


9.03


73 /7

Знакомство с произведением. А. И. Куприн «Барбос и Жулька»

стр.77-81

закончить чтение рассказа

10.03


Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. Отношение человека к природе. А.И.Куприн «Барбос и Жулькa». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.



74 /8

Тема самопожертвования
в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

стр.77-81 перечитать и ответить на вопросы

14.03

75 /9

Знакомство с произведением. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

стр.82-89

дочитать рассказ

16.03


В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Деление текста на части Составление плана. Выборочный пересказ.




76 /10

Деление текста на части. Составление плана. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

стр.82-89

закончить план рассказа

17.03

77 /11

Выделение научно-естественных сведений о природе. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Проверочная работа по теме: «Природа и мы»

стр.89,

вопросы7и8

21.03

78 /12

Обобщение знаний по теме: "Природа и мы"

стр.90 устно ответить на

1-3вопросы

22.03

Оценка достижений



Родина 5 ч.

79 /1

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. И.С. Никитин «Русь»

стр. 94-97

выразительно читать, вопрос 5 стр.97

24.03


Знакомство с названием раздела. Подбирать книги по теме. И.С.Никитин «Русь».

80 /2

Использование при чтении интонаций, соответствующих смыслу текста С. Д. Дрожжин «Родине»

стр.98-99 выразительно читать, ответить на вопросы

4.04

Образ Родины в поэтическом тексте. Воспринимать на слух художественное произведение. Ритм стихотворения. С.Д.Дрожжин «Родине».


81 /3

Определение авторского отношения к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина!..»

стр.100выразительно читать, ответить на вопрос 2

6.04

Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...».


82 /4

Заучивание наизусть. Песня защитников Брестской

крепости.

стр.101выучить наизусть,

7.04

Тема стихотворения. Песня защитников Брестской крепости. Авторское отношение к изображаемому.

83 /5

Презентация проектов «Они защищали Родину!» Анализ и оценивание работ.

стр.102-103 закончить тв. работу

11.04

Поэтический вечер. Оценка достижений


Страна Фантазия 6 ч.

84 \ 1

Особенности фантастического жанра. Знакомство с главами произведения. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

стр.109-112 дочитать

13.04

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержaния раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.

85 /2

Характеристика героев. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

стр.109-113прочитать самостоятельно, ответить на 2 и 3 вопросы стр.113


14.04

86 /3

Сравнение литературного

произведения и художественного фильма. Е.С. Велтистов «Приключение Электроника»

посмотреть последнюю серию кинофильма, ответить на 4 вопрос стр.113

18.04

87 / 4

Сравнение фантастической

литературы и сказки. К. Булычев «Путешествие Алисы»


стр.114-119

прочитать самостоятельно

20.04

Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Сравнение героев фантастических рассказов.


88 /5

Деление текста на части, составление плана. К. Булычев «Путешествие Алисы»


стр.114-119

прочитать ещё раз, ответить на5 вопрос стр.119

21.04

89/6

Обобщающий урок, проверочная работа по теме: «Страна Фантазия»


25.04

Оценка достижений


Зарубежная литература 13 ч

90 /1

Фантастические события в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

стр.126-128читать , ответить на1-4 вопросы стр.128

27.04


Особенности фантастического произведения. Средства художественной выразительности. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

91 /2

Выделение в тексте средств художественной выразительности.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

стр.126-128читать , ответить на 5 вопрос стр.128

28.04

92 /3

Знакомство с произведением. Г.Х. Андерсен «Русалочка»



стр.130-148 чит.

4.05


Главная мысль произведения. Составление плана, деление на части. Главные герои, отношение автора, эмоциональные переживания героев.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»





Контроль знаний

93 /4

Деление текста на части, составление плана. Г.Х. Андерсена «Русалочка»

дописать план

5.05

94 /5

Определение эмоционально-нравственных переживаний персонажей. Г.Х. Андерсен «Русалочка»


11.05

95 /6

Итоговая контрольная работа за год.


12.05

96 /7

Определение главной темы и мысли произведения. Г.Х. Андерсен «Русалочка».

отгадать кроссворд

16.05

Главная мысль произведения. Составление плана, деление на части. Главные герои, отношение автора, эмоциональные переживания героев.

Г. Х. Андерсен «Русалочка»



97 /8

Составление устного рассказа о главной героине по плану. Г.Х. Андерсен «Русалочка».


18.05

98 /9

Тема первой любви в произведении М.Твена «Приключения Тома Сойера»

стр.150-155 дочитать самостоятельно

19.05



Главные герои произведения, мотивы их поступков. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Отзыв о произвендении.





99 /10

Сравнение героев, мотивов их

поступков. М.Твен «Приключения Тома Сойера».


23.05

100 /11

Написание отзыва о произведении. М. Твен «Приключения Тома Сойера»


Закончить отзыв, нарисовать рисунок

25.05

101/12

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

стр.156

ответить на вопросы

26.05


Оценочные достижения


102/13

Урок-игра «Литературные тайны»

читать книги из рекомендательного списка

30.05





Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





Объединение тем