муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от «30» августа 2021 г. Согласована Руководитель МО Кулькова Н.А. Согласована Зам. директора по УВР _____________/Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы __________________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 141 от «01» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
АОП обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития. Вариант 7.2.
(обучение на дому)
учебного предмета (курса) Литературное чтение на родном языке (русском) в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2021–2022 учебный год
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития по предмету русский язык составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
АООП МОУ Семибратовская СОШ;
авторской программы по литературному чтению: Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы :
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 4 классе на изучение литературного чтения на родном языке (русском) отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Слушание литературного текста, восприятие на слух звучащей речи собеседника, ответы на вопросы по содержанию. Определение последовательности событий слушаемого текста, понимание сути услышанного.
Чтение. Чтение вслух. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм. Понимание смысловых особенностей по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Пути и возможности ознакомления с произведением. Чтение литературных произведений, соответствующих возрастным и психологическим особенностям по жанру.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Читательская деятельность. Данная деятельность включает в себя следующие содержательные линии: осознанное и беглое чтение, умение анализировать прочитанный текст, умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; понимание авторской позиции в художественных произведениях; выделение главной мысли, идеи автора; оценивание поведения героя произведения; пересказ содержания текста, прикладное использование книги как источника информации.
Выбор книги для чтения. Курс способствует установлению устойчивого интереса к самостоятельному чтению книг. Формирование мотивированного выбора книг, с учетом доступности для восприятия детьми, соответствия возрасту и тематическим интересам.
Русское устное народное творчество (сказка, поговорка, пословица, загадка, считалка). Особенности малых жанров фольклора. Поэтические и прозаические произведения. Жанровые особенности сказок, рассказов, поговорок, пословиц. Ознакомление с окружающей средой по научно-популярным произведениям. Исторические, приключенческие, сатирические произведения.
Работа с разными видами (художественные, учебные, научно-популярные произведения) текста. Их сравнение и анализ. Определение целей создания этих видов текста. Умение отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Говорение. Осознанное чтение текста. Отбор нужной информации из текста. Формирование собственного мнения, с опорой на прочитанный текст и передача впечатлений. Определение идеи автора по содержанию произведения. Составление диалога. Пересказ произведения. Чтение наизусть произведения. Передача структуры и выразительных средств языка произведения.
Письмо. Формирование впечатлений, мнений по поведению героев по прочитанному произведению в письменной форме. Дать письменную характеристику литературному герою. Подготовка аннотации по произведению. Составление маленьких текстов в письменной форме.
Творческая деятельность ученика. Данный курс основан на знания, умения и навыки, полученные на уроках русского языка. Чтение по ролям, инсценирование. Составление аннотации по прочитанной книге. Написать рецензию на прочитанное произведение. Написать характеристику героям прочитанных произведений.
Теория литературы. Обладание начальными научными понятиями в области теории литературы: литература, фольклор, художественное произведение, виды жанров, средства выразительности (сравнение, описание, олицетворение).
Литературные жанры: рассказ, повесть, пьеса; сказка, пословица, поговорка, загадка, частушки. Тема, идея произведения: художественный сюжет, композиция, образ, литературный герой, портрет героя, авторская характеристика. Средства выразительности: сравнение, олицетворение, описание: синонимы, антонимы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Количество часов | ЦОР |
1 | Летописи и былины | 4 | http://www.myshared.ru/slide/1279714/ |
2 | Чудесный мир классики | 5 | https://www.youtube.com/watch?v=vYGaGjxkGmU https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-apchehova-kashtanka-2774174.html |
3 | Поэтическая тетрадь | 3 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/01/03/n-a-nekrasov-muzhichok-s-nogotok-0 |
4 | Литературные сказки | 5 | https://www.uchmet.ru/library/material/2450744/ |
5 | Делу время – потехе час | 2 | http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/viktor-dragunskij-deniskiny-rasskazy-151405/professor-kislykh-schej-27.html |
6 | Страна детства | 4 | http://5literatura.net/Nosov/Nosov-Ogurtsy.html https://www.youtube.com/watch?v=TtiUK31gv8U |
7 | Природа и мы | 4 | http://www.myshared.ru/slide/1236415/ https://volna.org/tehnologija/mikhail_prishvin_zolotoi_lugh.html |
8 | Родина | 1 | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/10/12/prezentatsiya-k-uroku-chteniyaattvardovskiy-rasskaz-tankista |
9 | Страна Фантазия | 2 | http://www.myshared.ru/slide/631239/ |
10 | Зарубежная литература | 4 | https://uchi.ru/teachers/cards/442569?back_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books&congrat_path=https://uchi.ru/literature-club/teacher/books |
Итого: | 34 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературного чтения на родном языке в 4 а классе 2021-2022 учебный год
| Тема | Дата |
план | факт |
Летописи и былины (4 ч) |
| Знакомство с былиной «Алеша Попович и Тугарин Змеёвич». Характеристика главных героев. | 7.09 | 7.09 |
| Наблюдение над средствами художественной выразительности при чтении былины « Добрыня и Змей». | 14.09 | 14.09 |
| Комментированное чтение главы «Расселение славян» из «Повести временных лет». | 21.09 | 21.09 |
| Составление плана по тексту летописи «Поучение Владимира Мономаха детям». | 28.09 | 28.09 |
Чудесный мир классики (5 ч) |
| Знакомство с содержанием всей сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 5.10 | 5.10 |
| Деление текста на части-кадры для диафильма по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 12.10 | 12.10 |
| Соотнесение иллюстраций В. Васнецова с текстом сказки. Выразительное чтение отрывков «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. | 19.10 | 19.10 |
| Знакомство с содержанием рассказа А.П. Чехова «Каштанка». | 26.10 | 26.10 |
| Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Каштанка». Контрольная работа по разделу «Чудесный мир классики» | 9.11 | 9.11 |
Поэтическая тетрадь (3 ч) |
| Составление отзыва о прочитанном произведении русских поэтов о природе. | 16.11 | 16.11 |
| Конкурс чтецов на тему «Картины русской природы». | 23.11 | 23.11 |
| Наблюдение за отношением автора к герою. Выразительное чтение отрывка стихотворения Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». | 30.11 | 30.11 |
Литературные сказки (5 ч ) |
| Чтение по ролям, иллюстрирование при чтении сказки П.П. Бажова «Огневушка-поскакушка». | 7.12 | 7.12 |
| Знакомство с содержанием произведения П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 14.12 | 14.12 |
| Характеристика главных героев сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 21.12 | 21.12 |
| Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». | 28.12 | 28.12 |
| Викторина по прочитанным литературным сказкам. | 11.01 | 11.01 |
Делу время – потехе час (2 ч) |
| Определение главной мысли и творческий пересказ рассказа В.Драгунского «Профессор кислых щей».Контрольная работа по разделу «Литературные сказки» | 18.01 | 18.01 |
| Выразительное чтение диалогов из рассказа В.Драгунского «Где это видано, где это слыхано…» | 25.01 | 25.01 |
Страна детства (4 ч) |
| Выборочный пересказ фрагмента рассказа М.М.Зощенко «Находка». | 1.02 | 1.02 |
| Чтение по ролям, инсценирование эпизодов рассказа М.М.Зощенко «Бабушкин подарок». | 8.02 | 8.02 |
| Определение отношения автора к персонажам рассказа Н.Н.Носова «Огурцы». | 15.02 | 15.02 |
| Творческий пересказ рассказа Н.Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса». | 22.02 | 22.02 |
Природа и мы (4 ч) |
| Выборочное чтение эпизодов рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг». | 1.03 | 1.03 |
| Составление устного отзыва к рассказу В.В.Бианки«Неслышимка». | 15.03 | 15.03 |
| Комментированное чтение и составление цитатного плана рассказа В.В.Бианки « По следам». | 22.03 | 22.03 |
| Отличие художественного произведения от научно-познавательного по плану. Работа со справочной литературой. Контрольная работа по разделу «Природа и мы» | 5.04 | 5.04 |
Родина (1 ч) |
| Определение главной мысли произведения А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» по вопросам учителя. | 12.04 | 12.04 |
Страна Фантазия (2 ч) |
| Характеристика главного героя повести Н.Н. Носова «Незнайка на Луне». | 19.04 | 19.04 |
| Выразительное чтение по ролям отрывков из повести Н.Н. Носова «Незнайка на Луне». | 26.04 | 26.04 |
Зарубежная литература (4 ч) |
| Деление текста на части-кадры для диафильма. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». | 17.05 | 17.05 |
| Определение темы и главной мысли произведения. Ш.Перро «Ослиная шкура». | 24.05 | 24.05 |
| Знакомство с произведением. Г.Х.Андерсен «Снежная королева». Урок-отчет по теме «Любимые книги, любимые писатели». | 31.05 | 31.05 |
| Урок-отчет по теме «Любимые книги, любимые писатели». | | 31.05 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
4 | Урок-отчет по теме «Любимые книги, любимые писатели». | | | Объединение тем | 31.05 |