ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СВЕРДЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
2017
Рассмотрена и одобрена Методической комиссией дисциплин профессионального цикла преподавателей и мастеров по профессиям: «Оператор электронного набора и верстки», «Мастер по обработке цифровой информации». Протокол № ____ от «__» _________ 2017 г. | Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР № 408 от 27.10.2016 года, утвержденного Министерством юстиции ЛНР (№ 625/972 от 07.12.2016 года). |
Председатель комиссии ___________/Александрова С.И. | Заместитель директора по УПР ___________/Мартынова Е.В. |
Составители (авторы):
Дворядкина В.В. преподаватель ГБОУ СПО ЛНР «Свердловский колледж»
Головатюк В.А. мастер п/оГБОУ СПО ЛНР «Свердловский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ…………...………………………………………………….…………...1
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………..……………………………………………………………………...….4
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………………………………………………………..….7
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………..………………………….……8
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ…………………………………………………………………………………………….……19
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ……………………………………………………………………………....…..…..…22
2. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации
2.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочихслужащих(далее ППКРС)в соответствии с ГОС СПО ЛНР по профессии
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации», утвержденного приказом Министерства образования и науки ЛНР № 408 от 27.10.2016 года, утвержденного Министерством юстиции ЛНР (№ 625/972 от 07.12.2016 года).
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
«Ввод и обработка цифровой информации»и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
2.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями учащиеся в ходе освоения профессионального модуля должны:
иметь практический опыт:
подключения кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
настройки параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
ввода цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
сканирования, обработки и распознавания документов;
конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;
обработки аудио-, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиа файлов и другой итоговой продукции из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов;
осуществления навигации по ресурсам, поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет;
уметь:
подключать и настраивать параметры функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования;
настраивать основные компоненты графического интерфейса операционной системы и специализированных программ-редакторов;
управлять файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет;
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста;
вводить цифровую и аналоговую информацию в персональный компьютер с различных носителей, периферийного и мультимедийного оборудования;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
производить сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов;
производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер;
обрабатывать аудио-, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видеоредакторов;
создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов;
воспроизводить аудио-, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования;
производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода;
использовать мультимедиа-проектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера;
вести отчетную и техническую документацию;
знать:
устройство персональных компьютеров, основные блоки, функции и технические характеристики;
архитектуру, состав, функции и классификацию операционных систем персонального компьютера;
виды и назначение периферийных устройств, их устройство и принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации;
принципы установки и настройки основных компонентов операционной системы и драйверов периферийного оборудования;
принципы цифрового представления звуковой, графической, видео- и мультимедийной информации в персональном компьютере;
виды и параметры форматов аудио-, графических, видео- и мультимедийных файлов и методы их конвертирования;
назначение, возможности, правила эксплуатации мультимедийного оборудования;
основные типы интерфейсов для подключения мультимедийного оборудования;
основные приемы обработки цифровой информации;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки звука;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки графических изображений;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ обработки видео- и мультимедиа-контента;
структуру, виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети Интернет;
назначение, разновидности и функциональные возможности программ для создания веб-страниц;
нормативные документы по охране труда при работе с персональным компьютером, периферийным, мультимедийным оборудованием и компьютерной оргтехникой
2.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего 664 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки учащегося 327 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося 218 часов; самостоятельной работы учащегося 109 часов; учебной и производственной практики – 337 часов.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение учащимися видом профессиональной деятельности «Ввод и обработка цифровой информации», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименованиерезультатаобучения |
| |
ПК 1.1 | Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование |
ПК 1.2 | Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. |
ПК 1.3 | Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. |
ПК 1.4 | Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видеоредакторов. |
ПК 1.5 | Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. |
ОК1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК2 | Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практика) | Объем времени, отведенный на освоение Междисциплинарногокурса (курсов) | Практика | |
|
Обязательнаяаудиторная Учебнаянагрузка учащихся | Самостоятельная работа учащихся, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (еслипредусмотрена рассредоточенная практика) | |
|
|
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | |
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
ПК 1.1 – 1.5 | Раздел 1. Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации | 327 | 218 | 54 | 109 | | | |
| Производственнаяпрактика,часов (еслипредусмотренаитоговая (концентрированная) практика) | 175 | | 175 | |
|
|
|
| Всего: | 664 | 218 | 54 | 109 | 162 | 175 | |
|
4.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименованиеразделов Профессиональногомодуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа учащихся, курсовая работа (проект) (еслипредусмотрены) | Объемчасов | Уровень освоения |
Раздел I | МДК 01.01.Технологии создания и обработки цифровой мультимедийной информации | 45 | |
Тема 1. Введение. | Содержание учебного материала | | |
Цели и задачи изучаемого профессионального модуля. Основные требования техники безопасности при работе с компьютерами, периферийными устройствами и сетевыми подключениями | 2 | 1 |
Тема 2.Архитектура ПК | Содержание учебного материала | | |
Состав компьютера и взаимодействие узлов. Компоненты системных плат. Параметры и архитектура процессоров Виды памяти. Устройства ввода и вывода информации. Принцип действия, интерфейсы подключения и правила эксплуатации. Устройства хранения информации. Дисковые накопители и Flash-память. Мультимедийное оборудование. Аудио и видео карты. DVD-приводы. Проекторы. Назначения, возможности и принцип действия эксплуатации. Сетевое оборудование. Компоненты сети. Сетевые карты. Активное и пассивное сетевое оборудование. | 12 | 2 |
Лабораторная работа №1-2. | 2 | 2 |
Подключение устройств к ПК. Подключение мультимедийного и сетевого оборудования |
Самостоятельная работа учащихся. Подготовка сообщений учащихся на тему: «Компоненты ПК», «Периферийные устройства». Составить конспект по устройству ПК и его составляющим. Выучить наименование комплектующих ПК. | 8 | |
Тема 3.Представление информации в ПК | Содержание учебного материала | | |
Двоичное кодирование информации в компьютере. Системы счисления. Аналоговый и дискретный способы представления изображения и звука. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Выучить перевод из одной системы счисления в другую. | 2 | |
Тема 4.Операционные системы | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия ОС. Виды ОС. ОС семейства Windows. Организация файловой системы. Понятие файла и папки. Графический интерфейс. Среда рабочего стола. Действия с объектами. Программа Проводник. Файловые менеджеры. | 8 | 2 |
Лабораторная работа №3-4. Установка ОС Windows. Настройка параметров ОС. Управление файлами и папками. Работа с файловыми менеджерами | 2 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Составить конспект правил установки альтернативных ОС. Проанализировать имеющийся комплект драйверов устройств домашнего ПК. Подготовить презентацию по установке ОС на ПК. | 5 | |
Тема 5. | Технологии обработки текстовой информации | 69 | |
Тема 5.1. Создание и редактирование текстовых документов | Содержание учебного материала | | |
Общие сведения о текстовых редакторах, процессорах и издательских системах. Структура программного окна текстового процессора и окна документа. Основные режимы работы программы. Настройка интерфейса программы. Работа с документами. Выполнение основных операций ввода и редактирования текста. Перемещение в тексте. Замена шрифта и его параметров. | 7 | 2 |
Лабораторная работа №5-7. Общие сведения о текстовых редакторах, процессорах и издательских системах. Структура программного окна текстового процессора и окна документа. Основные режимы работы программы. Настройка интерфейса программы. Работа с документами. Выполнение основных операций ввода и редактирования текста. Перемещение в тексте. Замена шрифта и его параметров. Правописание слов и орфография. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Настройка интерфейса программы. Изучить понятие диапазона, способы выделения диапазонов. Написать реферат на тему: «отличия текстовых редакторов от текстовых процессоров» | 5 | |
Тема 5.2. Форматирование текстовых документов | Содержание учебного материала | | |
Форматирование: символов, абзацев, текста и страниц документа. Установка размера, ориентации и параметров полей страницы. Создание буквицы, сносок и примечаний. Создание колонок. Создание и форматирование списков. Создание, модификация и удаление стиля. Нумерация страниц. Колонтитулы. | 7 | 2 |
Лабораторная работа №8-10. Создание буквицы, сносок и примечаний. Создание колонок. Создание и форматирование списков. Создание, модификация и удаление стиля. Нумерация страниц. Колонтитулы. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков. Создание экспресс-стилей. Установка параметров страницы. | 5 | |
Тема 5.3 Работа с графическими объектами | Содержание учебного материала | | |
Оформление документа. Вставка графических объектов. Создание и редактирование математических выражений. | 4 | 2 |
Лабораторная работа №11-12. Оформление документа. Вставка графических объектов. Создание и редактирование математических выражений. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить виды графических объектов. Ввод математических формул. | 3 | |
Тема 5.4. Операции с таблицами | Содержание учебного материала | | |
Создание Таблиц. Ввод данных в таблицы и их форматирование.Обработка табличных данных в среде текстового процессора.Создание документов на бланках, почтовых конвертах и наклейках с помощью слияния. Шаблоны документов. Стили форматирования. | 9 | 2 |
Лабораторная работа №13-15. Создание простых таблиц. Создание сложных таблиц. Редактирование и форматирование таблиц. Создание таблиц с расчетами. Шаблоны документов. Создание документов на бланках, почтовых конвертах и наклейках с помощью слияния | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Написать реферат «Обработка табличных данных в среде текстового процессора». Создание и обработка таблиц. Создание шаблонов документов. Составить конспект создания таблиц с расчетами | 6 | |
Тема 5.5. Работа с большими документами и шаблонами | Содержание учебного материала | | |
Создание названий и гиперссылок. Работа с большими документами. Создание содержания, списка иллюстраций и предметного указателя документа. Создание макросов. Предварительный просмотр и печать документов. | 5 | 2 |
Лабораторная работа №16-18. Работа с большими документами. Создание содержания, списка иллюстраций и предметного указателя документа. Создание названий и гиперссылок. Создание макросов. Предварительный просмотр и печать документов. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Подготовить презентацию на тему: «Создание макросов». Изучить параметры печати документов. Подготовить доклад «Создание списка иллюстраций и предметного указателя». | 4 | |
Тема 6. | Технология обработки числовой информации | 57 | |
Тема 6.1 Создание и редактирование электронных таблиц | Содержание учебного материала | | |
Интерфейс программы для создания электронных таблиц.Настройка параметров программы. Главное и контекстное меню.Обзор панели инструментов. Работа со справочной системой. Создание книги. Основные работы с электронными таблицами. Навигация и выделение объектов.Форматы данных. Ввод данных по типам. Стили представления данных.Работа с ячейками. Выделение ячеек и диапазонов. Ввод и редактирование данных. Защита данных. Поиск и замена данных в таблицах. Работа с книгами. Работа с листом.Технология форматирования электронных таблиц. Проверка правописания. Автоввод. Ввод прогрессий. | 9 | 2 |
Лабораторная работа №19-21. Структура окна программы и ее настройка. Работа с файлами и шаблонами. Работа с ячейками и листами. Ввод и редактирование данных по типам. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Работа со справочной системой. Изучить элементы окна программы. Описать форматы данных. Составить конспект операций с листами. Написать реферат «Защита данных». Подготовить сообщение «Форматы данных» | 6 | |
Тема 6.2. Работа с формулами | Содержание учебного материала | | |
Использование формул и функций. Адресация ячеек. Относительные, абсолютные и смешанные адреса.Создание и ввод формул Автозаполнение диапазонов. Перемещение и копирование формул.Окно Мастера функций. Категории функций. Вычисление с помощью функций. Использование логических функций Использование статистических, даты и времени, математических, финансовых и текстовых функций.Массивы. Массивы в формулах. | 8 | 2 |
Лабораторная работа №22-25. Создание и ввод формул. Работа с Мастером функций. Использование статистических и математических функций. Использование логических функций в электронных таблицах. Использование функций даты/времени. Использование финансовых и текстовых функций в ЭТ. Работа с массивами. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся Выучить относительные и абсолютные адреса. Описать окно Мастера функций. Изучить категории функций. Определение массивов. Подготовить сообщение «Адресация ячеек» | 6 | |
Тема 6.3. Форматирование ЭТ | Содержание учебного материала | | |
Выполнение вычислений с данными с разных листов. Условное форматирование.Назначение, основные понятия и типы диаграмм. Мастер диаграмм. Редактирование и форматирование диаграмм.Создание базы данных. Поиск записей базы данных. Общие понятия и требования к оформлению списков. Обработка списков с помощью формы данных. Технология создания сводных таблиц и диаграмм. Настройка параметров страницы и печать электронной таблицы. | 11 | 2 |
Лабораторная работа №26-28. Условное форматирование. Создание графиков и диаграмм. Форматирование и редактирование элементов графиков и диаграмм. Работа со списками. Создание сводных таблиц и диаграмм. Расширенный фильтр. Вычисление итогов. Автофильтр. Создание сводных таблиц и диаграмм. Подготовка и печать листов и книг. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся Подготовить сообщение о типах диаграмм. Изучить параметры диаграмм. Создавать списки с помощью элементов управления.Создавать сводные таблицы. Подготовить реферат «Базы данных в Excel» | 7 | |
Тема 7. Технологии создания презентаций | Содержание учебного материала | | |
Понятие презентации и ее назначение. Общая характеристика программы Microsoft PowerPoint. Запуск Microsoft PowerPoint. Окно программы. Элементы интерфейса. Основные способы создания презентации. Шаблоны слайдов разных типов и их объекты. Создание, редактирование и форматирование слайдов. Основные принципы дизайна презентации и слайдов. Композиция, колористка, эргономика. Добавление эффектов анимации к объектам слайда. Настройка эффектов анимации. Использование гиперссылок и настройка действий, связанных с объектами презентации. Добавление звуковых объектов к слайдам презентации и работа з ними. Вставка и обработка видео объектов.Подготовка и проведение демонстрации. Печать слайдов | 10 | 2 |
Лабораторная работа №29-32. Создание презентации и слайдов. Добавление эффектов анимации. Создание гиперссылок и настройка действий, кнопка действий. Работа з таблицами, диаграммами. Вставка звуков, фильмов и графических элементов. Предварительный просмотр и печать презентации | 4 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить элементы интерфейса программы. Написать правила создания презентации. Изучить основные принципы дизайна. Создавать, редактировать и форматировать слайды. Добавлять звуковые объекты к слайдам презентации. | 7 | |
Тема 8 | Обработка информации в базах данных. | 39 | |
Тема 8.1. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия баз данных (БД) и системы управления базами данных (СУБД). Характеристика моделей данных. Проектирование реляционных баз данных. Концептуальна модель базы данных. Типы работы базы данных. Модель «сущность – связь» предметной области. Понятие сущности, атрибута, ключа, связи. | 3 | 2 |
Лабораторная работа №33. Проектирование базы данных. Нормализация отношений | 1 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучение концептуальной модели баз данных. Выучить понятия сущности, атрибута, ключа, связи. | 2 | |
Тема 8.2. Создание баз данных. | Содержание учебного материала | | |
Интерфейс и справочная система СУБД. Создание и открытие базы данных. Основные объекты БД. Создание таблиц, описание полей и ключей. Типы данных и свойства полей. Создание структуры таблицы. Ключевые поля. Типы связей между таблицами. Схема данных. Ввод данных в таблицы. | 4 | 2 |
Лабораторная работа №34-35. Создание таблиц в режиме Таблица и Конструктор. Редактирование и форматирование таблиц | 2 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить основные объекты баз данных. Выучить типы связей между таблицами. Создание ключевых полей. | 3 | |
Тема8.3. Обработка данных в БД | Содержание учебного материала | | |
Запросы на основе одной таблицы. Создание простых запросов. Параметрические запросы. Редактирование запросов. Многотабличные запросы. Перекрестные запросы. Назначение форм. Мастер форм. Создание форм с помощью Конструктора. Использование форм для ввода и редактирования данных. Назначение отчетов. Базовые типы отчетов. Режимы вывода отчетов. Автоматическое создание отчета. Основные разделы отчета. | 13 | 2 |
Лабораторная работа №36-38. Создание простых запросов и запросов на выборку. Создание перекрестных и параметрических запросов. Создание запросов на добавление и удаление записей. Создание форм. Автоформа и Мастер форм. Работа с формами в режиме Конструктора. Создание кнопочной формы. Создание отчетов. Совместное использование БД в локальной сети | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Написать реферат на тему: «Виды запросов». Изучить назначение форм. Создавать формы. Создавать запросы. Создавать отчеты. Создание вычисляемых полей в формах, запросах и отчетах. Составить конспект «БД в локальной сети» | 8 | |
Тема 9 Технологии обработки видео и звуковой информации | Содержание учебного материала | | |
Основные понятия и назначения мультимедиа. Программы для записи и обработки цифрового звука. Разработка проекта. Создание нового проекта. Линейный и нелинейный монтаж фильма. Настройка окна проекта. Монтаж видео. Вставка клипов в фильм. Разрезание клипов. Работа с титрами. Текст в титрах. Использование палитры спецэффектов и переходов | 11 | 2 |
Лабораторная работа №39-41. Знакомство с интерфейсом программы обработки звука. Запись и обработка звука. Сжатие и компрессия цифрового звука. Интерфейс программы обработки видео. Монтаж видео. Работа с текстом и тирами. Оформление кадра. Вставка рисунков, видео и звука. Сохранение проекта и просмотр проекта. Экспорт проекта. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить программы для записи и обработки цифрового звука. Подготовить сообщение о линейном и нелинейном монтаже фильма. Создавать видеофильм. Добавлять рисунки, видео и звук. Сохранять видео в различных форматах. | 7 | |
Тема 10 | Технологии обработки графической информации | 42 | |
Тема 10.1. Основные сведения о цифровом представлении графической информации в ПК | Содержание учебного материала | | |
Понятие растра, пикселя, палитра цветов. Принцип кодирования графической информации. Растровая, векторная и фрактальная графика | 2 | 1 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить типы графики | 1 | |
Тема 10.2. Технология работы в программе обработки растровых графических изображений | Содержание учебного материала | | |
Окно программы. Настройка редактора. Типы изображений. Форматы файлов. Инструменты редактора Виды и параметры форматов графических файлов. Методы конвертирования файлов. Работа с фотографиями и готовыми рисунками, отсканированными изображениями. Основные приемы рисования в редакторе. Работа с кистями, масками и контурами. Работа с текстом. Работа со слоями, фильтрами. Создание анимационных объектов. | 12 | 2 |
Лабораторная работа №42-45. Работа с готовыми растровыми изображениями. Создание надписи по заданным условиям. Создание растрового изображения. Работа с кистями. Работа со слоями. Создание коллажа. Создание анимационной графики. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить форматы графических изображений. Записать и рассмотреть инструменты редактора. Изучить методы конвертирования файлов. Создавать и редактировать изображения. Работать со слоями и фильтрами. | 8 | |
Тема 10.3. Технология работы в программе обработки векторных графических | Содержание учебного материала | | |
Окно программы. Настройка редактора. Типы изображений. Форматы файлов. Инструменты редактора. Рисование графических примитивов в редакторе. Редактирование и трансформация. Создание векторных объектов: простых фигур, линий, автофигур. Создание рисунка из кривых и ломаных. Работа с текстом. Цвет контура и заливки объекта. | 7 | 2 |
Лабораторная работа №46-48. Рисование объектов. Работа с текстом. Работа с цветом. | 3 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить инструменты редактора. Создавать изображения. Создавать векторные объекты. Работать с цветом и заливкой. | 5 | |
Тема 11 Ресурсы Интернета | Содержание учебного материала | | |
Web-страница. Сайт. Портал.Web-сервер. Файл. Каталог. Средства поиска информации.Средства общения | 4 | 2 |
Лабораторная работа №49-50. Поиск заданной информации. Сохранение найденной информации | 2 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Изучить понятия сайт, портал, web-страница, web-сервер. Написать реферат на тему: «Средства общения» | 3 | |
Тема 12 Технологии создания Web-страниц и сайтов | Содержание учебного материала | | |
Технология создания сайта. Структура контента сайта. Структура документа. Основные блоки. Основные тэги HTML. Программа создания Web-страниц. Окно программы. Технологии создания сайта средствами программы. | 12 | 2 |
Лабораторная работа №51-54. Создание веб-страницы средствами языка разметки HTML. Создание Web-страницы средствами программы. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа учащихся. Записать структуру контента сайта. Изучить основные тэги HTML. Составить таблицу описания программ для создания Web-страниц. Изучить элементы окна программы. | 8 | |
Учебная практика | | 162 | |
| Виды работ: Введение отчетной документации. 1.Подключение кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования. 2.Настройки ОС. Операционная система ПК (установленная на ПК). 3. Кодирование информации по заданным условиям. Двоичное кодирование графической информации. 4. Создание текстовых документов, редактирование документов. Форматирование документов. Работа с таблицами. Создание и оформление таблицы в редакторе WORD. 5.Автоформатирование. Создание таблицы с формулами. Использование обрамлений и цветового оформления. 6.Создание и настройка графических объектов средствами текстовых редакторов. Вставка в текстовый документ графических объектов из файлов и библиотеки. 7.Предварительный просмотр документа. Нумерация страниц. Колонтитулы. Редактирование и вывод на печать. 8.Запуск редактора. Особенности интерфейса редактора Microsoft Excel. Ввод данных в таблицу. Работа в строке формул. 9.Мастер диаграмм. Основные элементы диаграмм. Редактирование и форматирование элементов диаграмм. Вставка объектов из других приложений. 10.Макросы. Создание и работа с макросами. Использование дополнительных возможностей редактора Excel. 11.Работа с базами данных. Системы управления базами данных. Знакомство с пользовательским интерфейсом программы Microsoft Ассеss. Разработка структуры базы данных. 12.Создание формы. Ввод данных и работа с формой. Редактирование базы данных. Создание запросов: запроса-выборки, запроса с параметром. 13. Настройка параметров. Запись звука. Оцифровка звука. Запись с микрофона. Редактирование звуковой дорожки. Удаление шума. Усиление сигнала. 14.Разбиение аудиозаписи на фрагменты. Применение различных аудио эффектов.. 15.Работа с фотографиями и готовыми рисунками, отсканированными изображениями. Работа с кистями, масками и контурами. Работа с текстом. Работа со слоями, фильтрами. Создание анимационных объектов. 16.Работа со слоями. Монтаж в растровой графике. 17.Рисование и обработка линий в векторной графике. Формирование и обработка фигур. Заливка и обводка объекта. 18.Работа в редакторе презентаций Power Point. Интерфейс редактора. Настройка рабочей области. 19. Форматирование слайда – шрифт, маркеры и отступы абзацев. Добавление графических объектов. 20.Добавление графических объектов. Настройка анимации объектов слайда. 21.Редактирование импортированных файлов в программе. Обработка аудио контента. 22.Запись и монтаж аудио информации. Создание итогового мультимедийного продукта. 23.Запуск браузера. Настройка браузера. Поиск заданной информации в Интернете. 24. Сохранение найденной информации по заданным условиям. 25.Создание Web-страницы. Разработка структуры сайта: главная, страницы, разделы, навигация. Обрисовка дизайн – макета. 26. Разработка концепции сайта, его структуры и навигации, дизайн – макет. | 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 | |
Производственная практика | | 175 | |
| Виды работ: 1. Требования техники безопасности при работе с компьютером. Подключение кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования. 2.Кодирование информации в ПК по заданным условиям. Двоичное кодирование графической информации. 3.Загрузка. Настройки ОС. Тенденции развития.Операционная система ПК (установленная на ПК). 4. Ввод и корректировка фрагмента текста, перемещение по тексту. Копирование, перемещение и удаление текста 5.Загрузка текстового редактора. Создание текстовых документов, редактирование документов. Форматирование документов. 6.Работа с таблицами. Создание и оформление таблицы в редакторе WORD. Автоформатирование. Создание таблицы с формулами. 7.Вставка в текстовый документ графических объектов из файлов и библиотеки. 8. Нумерация страниц. Колонтитулы. Редактирование и вывод на печать. 9.Запуск редактора Microsoft Excel . Ввод и корректировка текста. Вставка столбцов и строк. Форматирование ячеек и диапазонов ячеек. Ввод данных в таблицу. 10.Создание и оформление таблицы с элементами форматирования. Рамки, цветовое оформление ячеек в таблице. 11.Работа в строке формул. Ввод и корректировка формул в ячейках. Использование Мастера функций.Работа со списками. Сортировка, фильтрация и отбор данных. Использование Автофильтра. 12.Работа с базами данных Microsoft Ассеss. Создание формы. Ввод данных и работа с формой. 13.Редактирование базы данных. Создание запросов: запроса-выборки, запроса с параметром. 14. Запись звука. Оцифровка звука. Запись с микрофона.Редактирование звуковой дорожки. Удаление шума. Усиление сигнала. Разбиение аудиозаписи на фрагменты. 15. Применение различных аудио эффектов. Разбиение аудиозаписи на фрагменты. Применение различных аудио эффектов. 16. Работа с фотографиями и готовыми рисунками, отсканированными изображениями. Основные приемы рисование в редакторе. Работа с кистями, масками и контурами. 17. Работа с текстом. Работа со слоями, фильтрами. Создание анимационных объектов. Рисование графических примитивов в редакторе. Редактирование и трансформация. 18.Работа со слоями. Монтаж в растровой графике.Работа с готовым растровым изображением. 19.Работа в редакторе презентаций Power Point. Добавление графических объектов. Настройка анимации объектов слайда. 20.Форматирование слайда – шрифт, маркеры и отступы абзацев. Добавление графических объектов. 21.Вставка рисунков, звука, видео, управляющих кнопок, гиперссылок. 22.Добавление графических объектов. Настройка анимации объектов слайда. Показ готовой презентации. 23.Редактирование импортированных файлов в программе. Обработка аудио контента. Запись и монтаж аудио информации. Создание итогового мультимедийного продукта. 24.Настройка браузера. Поиск заданной информации в Интернете. Сохранение найденной информации по заданным условиям. 25. Создание Web-страницы. Разработка структуры сайта: главная, страницы, разделы, навигация. Обрисовка дизайн – макета. Разработка концепции сайта, его структуры и навигации, дизайн – макет. | 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 | |
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов: «Информатики и информационных технологий», «Мультимедиа технологий»; лаборатории «Электротехника с основами радиоэлектроники»; подготовка самостоятельной работы учащихся осуществляется в библиотеке с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Рабочие места по количеству учащихся;
рабочее место для преподавателя
доска классная,
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор;
обучающие видеофильмы и презентации;
комплектующие ПК;
принтер;
сканер;
плоттер;
видео-, фотокамера;
источник бесперебойного питания;
мультиметр;
аудио оборудование.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
рабочие места по количеству учащихся;
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа-проектор;
аудио оборудование;
макет устройства ПК или его комплектующего;
огнетушитель;
плакаты и стенды.
5.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Агапова И. В.. Самоучитель AdobeInDesign CS4, СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 336с.; ил.
БурлаковМ..Gimp2007. Самоучитель, СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 720с.: ил.
ГлушаковС.В. MSPablisher 2010. Компьютерная верстка: Учебный курс. – Харьков: Фолио, 2010. – 485 с
Маркина И.В.Основы издательских технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 368 с.: ил
Молочков В.Издательство на компьютере. Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 712с.: ил.
Топорков С.AdobePhotoshopCS в примерах, СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 376с.: ил.
Производство полиграфической продукции / Под ред. Цигельмана Т.Е. – М.: Искусство, 2010.
Инструкция по организации работ, охране труда и экологической безопасности при работе на ПЭВМ (ПК) в издательствах и на полиграфических предприятиях Госкомпечати РФ. - М.: ПИЛО "Инженерный фонд", 2011.
Дополнительные источники:
1.Тимофеев Г., Тимофеева Е. Графический дизайн. Учебный курс, Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 314 с
Отечественные журналы:
«Полиграфия»
«ГАРТ»
«Курсив»
«Publish»
«КомпьюАрт»
Профессиональные информационные ресурсы:
http://www.printingbase.ru/
http://www.poly3.ru
5.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение учащимися профессионального модуля должно проходить в
условиях созданной образовательной среды, как в образовательном учреждении, так и в организациях соответствующих профилю профессионального модуля ПМ. 01Ввод и обработка цифровой информации.
Преподавание МДК модуля должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий учащиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение профессионального модуля предусматривает прохождение учащимися учебной и производственной практик в стенах образовательного учреждения и на профильных предприятиях.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Основы информационных технологий», «Основы электротехники», «Основы электроники и цифровой схемотехники», «Охрана труда и техника безопасности», «Экономика организации», «Безопасность жизнедеятельности» должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебных кабинетах «Информатики и информационных технологий», «Мультимедиа-технологии»; практические работы и учебная практика проводятся в лаборатории «Электротехники с основами радиоэлектроники».
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
- текущий контроль: опрос учащихся на уроках, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач учащимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
- промежуточный контроль: зачет, дифференцированный зачет, экзамен.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю профессионального модуля ПМ. 01 Ввод и обработка цифровой информации и профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля; опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основныепоказатели Оценкирезультата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. | Организация труда на рабочем месте: соответствие рабочего места эргономическим показателям. Подключение кабельной системы персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования в соответствии с технической документацией к оборудованию: правильная последовательность; соответствие схеме подключения. Настройка параметров функционирования персонального компьютера, периферийного и мультимедийного оборудования: точность определения параметров оборудования; оптимальность выбора настроек параметров. Настройка параметров основных компонентов графического интерфейса операционной системы и специализированных программ- редакторов: оптимальность выбора настроек параметров. | Текущий контроль. Выполнение практических и лабораторных работ Защита выполненных практических работ. Контрольные работы по темам МДК. Оценка выполнения работ на учебной и производственной практике. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. |
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. | Ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей; ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с периферийного и мультимедийного оборудования; управление файлами данных на локальных, съемных запоминающих устройствах, а также на дисках локальной компьютерной сети и в сети Интернет; сканирование прозрачных и непрозрачных оригиналов |
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. | Конвертирование медиафайлов в различные форматы; экспорт и импорт файлов в различные программы редакторы; |
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео редакторов | Обработка и распознавание документов; обработка аудио, визуального и мультимедийного контента, с помощью специализированных программ- редакторов; создание и редактирование графических объектов с помощью программ для обработки растровой и векторной графики; обработка аудио, визуального контента и медиафайлов средствами звуковых, графических и видео-редакторов. |
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлыи другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования. | Создание и воспроизведение видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов; осуществление навигации по ресурсам поиска, ввода и передачи данных с помощью технологий и сервисов сети Интернет; производить распечатку, копирование и тиражирование документов на принтере и других периферийных устройствах вывода; распознавать сканированные текстовые документы с помощью программ распознавания текста; производить съемку и передачу цифровых изображений с фото- и видеокамеры на персональный компьютер; воспроизводить аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования; использовать мультимедиапроектор для демонстрации содержимого экранных форм с персонального компьютера. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели Оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
|
|
|
|
|
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | проявление постоянного интереса к будущей профессии; получение дополнительных знаний по профессии путем самостоятельного поиска информации; участие в конкурсах профессионального мастерства; | Выполнение практических и лабораторных работ. Контрольные работы по темам МДК. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | планирование своей деятельности и поиск решений для организации собственной деятельности; обоснование выбора способа решения профессиональной задачи; | |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; способность нести ответственность за результаты своей работы | |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | эффективный поиск необходимой информации: использование различных источников, включая электронные учебники. | |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные Технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие с сокурсниками, преподавателями, мастерами производственного обучения, потенциальными работодателями; участие в планировании организации групповой работы; владение способами бесконфликтного общения в коллективе, соблюдение принципов профессиональной этики | |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | участие в мероприятиях спортивного, военно-спортивного характера. | |