Рабочая программа по биологии.
к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников.
Учитель биологии Кагирова Х.Р.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, Л.Н. Кузнецова и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов в 10 классе и 66 часов в 11 классе – (2 ч в неделю).
Рабочая программа по биологии построена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной части учебного курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
Приказ Минобразования РФ от 31.12.2015г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897» №1577.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
* Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
* Задачами учебного предмета являются:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Виды и формы контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа.
Программа предмета “Биология ” рассчитана на два года. Общее количество часов на уровне основного общего образования составляет 134 часа со следующим распределением часов по классам: 10-й класс – 68 часов; 11– й класс 66 часов.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Базовый уровень
Введение (2ч)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организациижизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Раздел I. КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО(26 ч)
Глава 1.Химический состав клетки (9 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Практическая работа:
№ 1 «Решение задач»
Глава 2.Структура и функции клетки (5 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»
№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Глава 3.Обеспечение клеток энергией (6 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Глава 4.Наследственная информация и реализация ее в клетке (12 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Лабораторная работа:
№3. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Практическая работа:
№ 2 «Решение задач»
Раздел II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (12 ч)
Глава 5.Размножение организмов (6 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Глава 6.Индивидуальное развитие организмов (6 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Раздел III. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (22 ч)
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Практическая работа:
№ 3-6 «Решение генетических задач»
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (5 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Практическая работа:
№ 7 «Решение генетических задач»
Глава 9.Генетика и селекция(3 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Биология, 11 класс
Раздел I.ЭВОЛЮЦИЯ (36 ч)
Глава 1.Свидетельства эволюции (6 ч)
Возникновение и развитие эволюционной биологии. Молекулярные свидетельства эволюции. Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Палеонтологические и биогеографические свидетельства.
Глава 2. Факторы эволюции (12 ч)
Популяционная структура вида. Наследственная изменчивость- исходный материал для эволюции. Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. Формы естественного отбора. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. Макроэволюция.
Лабораторные работы:
№1. Морфологические особенности растений различных видов.
№2. Изменчивость организмов.
№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10 ч)
Современные представления о возникновении жизни. Основные этапы развития жизни. Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Многообразие органического мира.
Глава 4. Происхождение человека (8 ч)
Положение человека в системе органического мира. Предки человека. Первые представители рода Homo. Появление человека Разумного. Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека.
Раздел II.ЭКОСИСТЕМЫ (21 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда (12 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Популяция в экосистеме. Экологическая ниша и межвидовые отношения. Сообщества и экосистемы. Экосистема: устройство и динамика. Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы.
Практические работы:
№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека.
№2. Аквариум как модель экосистемы.
Глава 6. Биосфера (6 ч)
Биосфера и ее биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек.
Практическая работа:
№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем.
Глава 7. Биологические основы охраны природы (3 ч)
Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. Биологический мониторинг.
Раздел III. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (9 ч)
Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (9 ч)
Вид. Критерии и структура. Способы видообразования. Движущие силы и факторы эволюции. Главные направления эволюции. Основные ароморфозы растений и животных. Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Г. Менделя. Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни организации. Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10класс
№ п/п | Название раздела, глава. | Количество часов, отводимых на тему |
1 | Введение. | 2 |
2 | Раздел I Клетка – единица живого: Глава 1. Химический состав клетки Глава 2. Структура и функции клетки Глава 3. Обеспечение клеток энергией Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке | 26 9 5 6 12 |
3 | Раздел II Размножение и развитие организмов: Глава 5. Размножение организмов Глава 6. Индивидуальное развитие организмов | 12 6 6 |
4 | Раздел III Основы генетики и селекции: Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности Глава 8. Закономерности изменчивости Глава 9. Генетика и селекция | 22 14 5 3 |
| Итого | 68 |
11класс
№ | Название раздела, глава. | Количество часов, отводимых на тему. |
1. | Раздел 1:Эволюция Глава 1: Свидетельства эволюции Глава 2: Факторы эволюции Глава 3: Возникновение и развитие жизни на Земле Глава 4: Происхождение человека | 36 6 12 10 8 |
2. | Раздел II. Экосистемы Глава 5: Организм и окружающая среда Глава 6: Биосфера Глава 7: Биологические основы охраны природы. | 21 12 6 3 |
| Раздел III. Подготовка к ЕГЭ. Глава 8: Общие закономерности развития живых организмов. | 9 9 |
| Итого | 66 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
10 КЛАСС.
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Кол.ч , отвод. на тему | Приме чание | Дата проведения урока |
План | Факт |
1 ПОЛУГОДИЕ Введение (2ч) |
1 | Введение. Биология – наука о живой природе. | 1 | | | |
2 | Методы изучения биологии. | 1 | | | |
Раздел 1. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО. Глава 1. Химический состав клетки (9ч). |
3 | Неорганические соединения клетки. | 1 | | | |
4 | Входная контрольная работа. | 1 | | | |
5 | Углеводы. Липиды. | 1 | | | |
6 | Белки. Строение белков. | 1 | | | |
7 | Функции белков. | 1 | | | |
8-9 | Нуклеиновые кислоты. | 2 | | | |
10 | Пр/р.№1. «Решение задач». | 1 | | | |
11 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | | | |
Глава 2. Структура и функции клетки (5ч). |
12 | Клетка – элементарная единица живого. | 1 | | | |
13 | Цитоплазма. | 1 | | | |
14 | Мембранные органоиды клетки. | 1 | | | |
15 | Л/р. №1. «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза» | 1 | | | |
16 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. Л/р. №2. «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | 1 | | | |
Глава 3. Обеспечение клеток энергией (6ч). |
17 | Обмен веществ. | 1 | | | |
18-19 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. | 2 | | | |
20-21 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | 2 | | | |
22 | Биологическое окисление при участии кислорода. | 1 | | | |
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (12ч). |
23-24 | Генетическая информация. Удвоение ДНК. | 2 | | | |
25-26 | Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код. | 2 | | | |
27-28 | Биосинтез белков. | 2 | | | |
29 | Пр/р.№2. «Решение задач». | 1 | | | |
30 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | | | |
ll ПОЛУГОДИЕ |
31 | Регуляция работы генов у бактерия. | 1 | | | |
32 | Регуляция работы генов у эукариот. | 1 | | | |
33 | Вирусы. | 1 | | | |
34 | Генная и клеточная инженерия. | 1 | | | |
Раздел 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. Глава 5. Размножение организмов (6ч). |
35 | Бесполое и половое размножение. | 1 | | | |
36-37 | Деление клетки. Митоз. | 2 | | | |
38-39 | Мейоз. | 2 | | | |
40 | Образование половых клеток. Оплодотворение. | 1 | | | |
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов (6ч). |
41-42 | Зародышевое развитие организмов. | 2 | | | |
43-44 | Постэмбриональное развитие | 2 | | | |
45 | Дифференцировка клеток. | 1 | | | |
46 | Развитие взрослого организма. | 1 | | | |
Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ СЕЛЕКЦИИ. Глава 7. Основные закономерности наследственности (14ч). |
47-48 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | 2 | | | |
49 | Пр/р №3. «Решение генетических задач». | 1 | | | |
50 | Генотип и фенотип | 1 | | | |
51 | Пр/р №4. «Решение генетических задач». | 1 | | | |
52-53 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 2 | | | |
54 | Пр/р №5. «Решение генетических задач». | 1 | | | |
55-56 | Сцепленное наследование генов. | 2 | | | |
57 | Пр/р №6. «Решение генетических задач». | 1 | | | |
58 | Отношения ген – признак. Внеядерная наследственность | 1 | | | |
59 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | 1 | | | |
60 | Генетические основы поведения. | 1 | | | |
Глава 8. Основные закономерности изменчивости (5ч). |
61 | Модификационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | 1 | | | |
62 | Мутационная изменчивость. | 1 | | | |
63 | Наследственная изменчивость человека. | 1 | | | |
64 | Пр/р №7. «Решение генетических задач». | 1 | | | |
65 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. | 1 | | | |
Глава 9. Генетика и селекция (3ч) |
66 | Одомашнивание как начальный этап селекции. | 1 | | | |
67 | Контрольная работа по итогам 2 полугодия. | 1 | | | |
68 | Методы селекции. Успехи селекции. | 1 | | | |
| Всего за год | 68 | | | |
11 класс.
№ урока | Наименование раздела, тема урока. | Кол. часов, отвод-х на тему | Приме чание | Дата проведения урока |
План | Факт |
1 ПОЛУГОДИЕ Раздел 1. Эволюция |
Глава 1.Свидетельства эволюции (6ч) |
1 | Возникновение и развитие эволюционной биологии. | 1 | | | |
2 | Молекулярные свидетельства эволюции | 1 | | | |
3 | Входная контрольная работа. | 1 | | | |
4-5 | Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. | 2 | | | |
6 | Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции. | 1 | | | |
Глава 2. Факторы эволюции (12ч) |
7 | Популяционная структура вида. | 1 | | | |
8 | Л/р.№1. Морфологические особенности растений различных видов. | 1 | | | |
9 | Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. | 1 | | | |
10 | Л/р.№2. Изменчивость организмов. | 1 | | | |
11 | Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений. | 1 | | | |
12 | Формы естественного отбора. | 1 | | | |
13 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора. | 1 | | | |
14 | Л/р.№3. Приспособленность организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений. | 1 | | | |
15- 16 | Видообразование. | 2 | | | |
17 | Прямые наблюдения процесса эволюции | 1 | | | |
18 | Макроэволюция. | 1 | | | |
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (10ч). |
19-20 | Современные представления о возникновении жизни. | 2 | | | |
21 | Основные этапы развития жизни. | 1 | | | |
22 | Развитие жизни в криптозое. | 1 | | | |
23 | Развитие жизни в палеозое. | 1 | | | |
24 | Развитие жизни в мезозое. | 1 | | | |
25 | Развитие жизни в кайнозое. | 1 | | | |
26-27 | Многообразие органического мира. | 2 | | | |
28 | Контрольная работа по итогам 1 полугодия. | 1 | | | |
Глава 4. Происхождение человека (8ч). |
29- 30 | Положение человека в системе живого мира. | 2 | | | |
ll ПОЛУГОДИЕ |
31 | Предки человека. | 1 | | | |
32 | Первые представители рода Номо. | 1 | | | |
33- 34 | Появление Человека разумного. | 2 | | | |
35 | Факторы эволюции человека. | 1 | | | |
36 | Эволюции современного человека. | 1 | | | |
Раздел 2. Экосистема. Глава 5. Организмы и окружающая среда (12). |
37 | Взаимоотношения организма и среды. | 1 | | | |
38 | Пр/р.№1. Оценка влияния температуры воздуха на человека. | 1 | | | |
39 | Популяция в экосистеме. | 1 | | | |
40 | Экологическая ниша межвидовые отношения. | 1 | | | |
41- 42 | Сообщества и экосистемы. | 2 | | | |
43- 44 | Экосистема: устойчивость и динамика. | 2 | | | |
45 | Пр/р.№2. Аквариум как модель экосистемы. | 1 | | | |
46 | Биоценоз и биогеоценоз. | 1 | | | |
47- 48 | Влияние человека на экосистемы. | 2 | | | |
Глава 6. Биосфера (6ч). |
49 | Биосфера и биомы. | 1 | | | |
50- 51 | Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере | 2 | | | |
52- 53 | Биосфера и человек. | 2 | | | |
54 | Пр/р.№3. Сравнительная характеристика природных и нарушенных экосистем. | 1 | | | |
Глава 7. Биологические основы охраны природы (3ч). |
55 | Охрана видов и популяций. | 1 | | | |
56 | Охрана экосистем. | 1 | | | |
57 | Биологический мониторинг. | 1 | | | |
Раздел 3. Подготовка к ЕГЕ. Глава 8. Общие закономерности развития живых организмов (9 ч) |
58 | Вид. Критерии и структура | 1 | | | |
59 | Движущие силы и факторы эволюции. | 1 | | | |
60 | Основные ароморфозы растений и животных. | 1 | | | |
61 | Генетика. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Законы Менделя. | 1 | | | |
62 | Изменчивость признаков у организмов. Виды мутаций. | 1 | | | |
63 | Контрольная работа по итогам 2 полугодия. | 1 | | | |
64 | Систематика. Основные систематические категории живой природы, уровни. | 1 | | | |
65 | Клетка как биологическая система. Клеточная теория. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. | 1 | | | |
66 | Решение цитологических задач. | 1 | | | |
| Всего за год. | 66 | | | |
51