АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
(АОУ ШКОЛА № 16)
«СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | | «СОГЛАСОВАНО» Протокол заседания ШМО учителей естественно-научного цикла от __________ № __ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ________________ Костина Г.А. «__»____________ 2017 г. | «УТВЕРЖДАЮ» и.о. Директора школы _________________ Алексеева В.В. «___»____________ 2017 г. | |
|
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по биологии
10а класс
Составитель: Реснянская Ирина Петровна
учитель биологии
2017 год
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования (ООП СОО) АОУ школа № 16 и на основе УМК Пономаревой И.Н. Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2015
Программа рассчитана на 68 ч., 2 часа в неделю.
Планируются следующие типы работы на уроке:
ответы на уроке;
лабораторные работы;
практические работы;
контрольная работа;
В результате изучения биологии в 10 классе ученик должен знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику.
Ученик должен уметь:
- пользоваться научной терминологией,
- характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида,
- иллюстрировать примерами главные направления эволюции,
- выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных,
- на основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение в курс общебиологических явлений. 12 ч.
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень организации жизни. 15 ч.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.
Биогеоценотический уровень организации жизни. 16 ч.
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни. 25 ч.
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | По плану | Фактически |
Введение в курс общебиологических явлений.(12ч.) |
1. | Что изучает общая биология. | 04.09-08.09 | |
2. | Основные свойства жизни. | 04.09-08.09 | |
3. | Осенние явления в живой природе. | 11.09-15.09 | |
4. | Определение понятия «жизнь». | 11.09-15.09 | |
5. | Биосистема как структурная единица живой материи. | 18.09-22.09 | |
6. | Структурные уровни организации жизни. | 18.09-22.09 | |
7. | Практические аспекты биологии. | 25.09-29.09 | |
8. | Методы биологических исследований. | 25.09-29.09 | |
9. | Биологический метод очистки сточных вод. | 02.10-06.10 | |
10. | Бионика, биотехнология. Интродукция и акклиматизация. Кибернетика. | 02.10-06.10 | |
11. | Значение биологических знаний. | 09.10-13.10 | |
12. | Обобщающий урок по теме «Введение в курс общебиологических явлений». | 09.10-13.10 | |
Биосферный уровень жизни.(15ч.) |
13. | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 16.10-20.10 | |
14. | Роль живого вещества в биосфере. | 16.10-20.10 | |
15. | Теории абиогенеза и биогенеза о происхождении живого вещества. | 23.10-27.10 | |
16. | Теории А.И.Опарина и С.Миллера о происхождении жизни на Земле. | 23.10-27.10 | |
17. | Физико-химическая эволюция в развитии Земли. | 07.11-10.11 | |
18. | Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере. | 07.11-10.11 | |
19. | История развития жизни на Земле. | 13.11-17.11 | |
20. | Биосфера как глобальная экосистема на Земле. | 13.11-17.11 | |
21. | Круговорот веществ в биосфере. | 20.11-24.11 | |
22. | Механизмы устойчивости бисферы. | 20.11-24.11 | |
23. | Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы. Человек как житель биосферы. | 27.11-01.12 | |
24. | Л.р.№2 Оценка состояния окружающей среды. | 27.11-01.12 | |
25. | Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. | 04.12-08.12 | |
26. | Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы. | 04.12-08.12 | |
27. | Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень жизни». Контроль знаний. | 11.12-15.12 | |
Биогеоценотический уровень организации жизни.(16ч.) |
28. | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. | 11.12-15.12 | |
29 | Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. | 18.12-22.12 | |
30 | Строение и свойства биогеоценоза. | 18.12-22.12 | |
31. | Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. | 25.12-12.01 | |
32. | Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе. | 25.12-12.01 | |
33. | Л.р.№3 Черты приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. | 15.01-19.01 | |
34. | Условия сохранения устойчивости биогеоценозов. | 15.01-19.01 | |
35. | Зарождение и смена биогеоценозов. | 22.01-26.01 | |
36. | Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. | 22.01-26.01 | |
37. | Многообразие морских биогеоценозов. | 29.01-02.02 | |
38. | Многообразие биогеоценозов суши. | 29.01-02.02 | |
39. | Агробиоценозы, их свойства и значение. | 05.02-09.02 | |
40. | Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов. | 05.02-09.02 | |
41. | Природопользование в истории человечества. | 12.02-16.02 | |
42. | Экологические законы природопользования. | 12.02-16.02 | |
43. | Обобщающий урок по теме «Биогеоценотический уровень жизни». Контроль знаний. | 19.02-22.02 | |
Популяционно-видовой уровень организации жизни (25ч.) |
44. | Вид, его критерии и структура. | 19.02-22.02 | |
45. | Л.р.№4 Изучение морфологических свойств вида. | 26.02-02.03 | |
46. | Популяция как форма существования вида. | 26.02-02.03 | |
47. | Популяция как структурный компонент биогеоценоза. | 05.03-07.03 | |
48. | Популяция как основная единица эволюции. | 05.03-07.03 | |
49. | Понятие о микро – и макроэволюции. | 12.03-16.03 | |
50. | Видообразование и его способы. | 12.03-16.03 | |
51. | Система живых организмов на Земле как результат процесса эволюции. | 19.03-23.03 | |
52. | Сохранения биоразнообразия- насущная задача человечества. | 19.03-23.03 | |
53. | Человек как уникальный вид живой природы. | 02.04-06.04 | |
54. | Этапы эволюции человека. | 02.04-06.04 | |
55. | Расы человека, их происхождение и родство. | 09.04-13.04 | |
56. | Особенности популяционно-видового уровня жизни. | 09.04-13.04 | |
57. | Основные закономерности эволюции. | 16.04-20.04 | |
58. | Современные представления об эволюции органического мира. | 16.04-20.04 | |
59. | Естественный отбор и его формы. | 23.04-27.04 | |
60 | Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле. | 23.04-27.04 | |
61. | Основные направления эволюции. | 30.04-04.05 | |
62. | Прогресс и регресс в эволюции живой природы. | 30.04-04.05 | |
63. | Современное состояние изучения видов. | 07.05-11.05 | |
64. | Значение изучения популяций и видов. | 07.05-11.05 | |
65. | Генофонд и охрана видов. | 14.05-18.05 | |
66. | Проблема сохранения видов. | 14.05-18.05 | |
67. | Всемирная стратегия охраны природных видов. | 21.05-25.05 | |
68. | Обобщающий урок по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни». Контроль знаний. | 21.05-25.05 | |
5