СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Биологии для 7 класса составлена на основе   примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Биологии»




Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология»

Название учебного предмета:

«Биология»

Класс:

7 класс

Составитель:

ШМО учителей - предметников

УМК:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Характеристика предмета

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

Структура курса:

Введение.

Многообразие растений

Цветок.

Семя растений.

Корни.

Лист.

Стебель

Растение — целостный организм.

Бактерии.

Грибы.

Мхи.

Папоротники.

Голосеменные.

Покрытосеменные или цветковые.

Однодольные растения.

Злаки

Лилейные

Цветочно-декоративные растения

Двудольные растения

Пасленовые

Бобовые.

Розоцветные.

Биологические особенности растений сада

Сложноцветные.

Обобщение.

Кол-во часов:

7 класс – 2 часа в неделю. 68 часов.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)

- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 103-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №376 от 31.082018г.)

-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.

Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.

Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:

  • Введение.

  • Многообразие растений

  • Цветок.

  • Семя растений.

  • Корни.

  • Лист.

  • Стебель

  • Растение — целостный организм.

  • Бактерии.

  • Грибы.

  • Мхи.

  • Папоротники.

  • Голосеменные.

  • Покрытосеменные или цветковые.

  • Однодольные растения.

  • Злаки

  • Лилейные

  • Цветочно-декоративные растения

  • Двудольные растения

  • Пасленовые

  • Бобовые.

  • Розоцветные.

  • Биологические особенности растений сада

  • Сложноцветные.

  • Обобщение.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе

Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше­ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас­тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се­мян в почву.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые си­стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во­лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна­чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  • испарение воды листьями;

  • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде­ление углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  • Органы цветкового растения.

  • Строение цветка.

  • Строение семени фасоли.

  • Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  • в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра­стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про­израстания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали­чие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

  • в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пше­ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо­зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе­ристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун­тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  • перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

  • Строение луковицы.

Двудольные растения.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

  • Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле­вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности раз­множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет­ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор­гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож­ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо­вание человеком.

Практические работы:

  • в саду, на школьном учебно-опытном участке;

  • вскапывание приствольных кругов;

  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  • Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери­ала о растениях.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

некоторые биологические особенности, а также приемы возде­лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте­ний, особенно местных;

разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Обучающиеся должны уметь:

отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот­ников, голосеменных);

приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц­ветных, сложноцветных);

различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме­ры однодольных и двудольных растений;

выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

различать грибы и растения.

Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов в 7 классе, с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе практических работ – 8; экскурсий – 3 .


Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.

Количество часов по семестрам в 7 классе

Семестр

I

II

III

IV

V

VI

Всего

Количество

часов

9

12

10

12

12

13

68


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата по факту

1 четверть.

Окружающий нас мир (1ч.)

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.

1

05.09


Многообразие растений (4ч)

Многообразие растений

1

06.09


Значение растений

1

12.09


Охрана растений

1

13.09


Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень

Лабораторная работа. Строение растения.

1

19.09


Цветок (5ч)

Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков)

Лабораторная работа. Строение цветка.

1

20.09


Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка)

1

26.09


Опыление цветков

1

27.09


Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие

1

03.10


Распространение плодов и семян

1

4.10


Семя растения (6ч)

Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли.

1

10.10


12.

Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы

1

11.10


13.

Размножение семенами.

1

17.10


14.

Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян

1

18.10


15.

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.

1

24.10


16.

Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян

1

25.10


2 четверть

Корень (4ч)

17.

Разнообразие корней

1

07.11


18.

Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски

1

08.11


19.

Значение корня в жизни растения

1

14.11


20.

Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень)

1

15.11


Лист (6ч)

21.

Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок)

1

21.11


22.

Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов


22.11


23.

Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету

1

28.11


24.

Испарение воды листьями, значение этого явления

1

29.11.


25.

Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений

1

05.12


26.

Листопад и его значение

1

06.12


Стебель (3ч)

27.

Строение стебля на примере липы

1

12.12


28.

Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам

Демонстрация опыта

1

13.12


29.

Разнообразие стеблей

1

19.12


Растение – целостный организм (2ч)

30.

Растение –целостный организм

1

20.12


31.

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания

1

26.12


Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч)

32.

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека

1

27.12


3 четверть

33.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

1

09.01


34.

Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание

1

10.01


35.

Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа

1

16.01


36.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника

1

17.01


37.

Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья.

1

23.01


38.

Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами)

1

24.01


Однодольные растения (4ч)

39.

Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза.

1

30.01


40.

Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие)

1

31.01


41.

Выращивание: посев, уход, уборка

1

06.02


42.

Использование в народном хозяйстве.

1

07.02


Лилейные(4ч)

43.

Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)

1

13.02


44.

Лук, чеснок –многолетние овощные растения

Лабораторная работа. Строение луковицы

1

14.02


45.

Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта.

Лилия, тюльпан, хлорафитум

1

20.02


46.

Дикорастущие лилейные. Ландыш

1

21.02


Двудольные растения (22ч)

47.


Пасленовые.

1

27.02


48.

Дикорастущие пасленовые.

Дикий паслен.

1

28.02


49.

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля

1

6.03


50.

Выращивание картофеля

1

7.03


51.

Овощные пасленовые.

Томат -помидор

1

13.03


52.

Овощные пасленовые. Баклажан и перец

1

14.03


53.

Цветочно-декоративные пасленовые.

Петунья и душистый табак

1

20.03


54.

Бобовые.

1

21.03


55.

Пищевые бобовые растения. Бобы и горох

1

03.04


56.

Фасоль и соя – южные бобовые культуры

1

04.04


57.

Клевер, люпин - кормовые травы

1

10.04


58.

Розоцветные.

Шиповник

1

11.04


59.

Плодово-ягодные розоцветные.

Яблоня, груша, вишня

1

17.04



60.

Плодово-ягодные розоцветные.

Малина, земляника

1

18.04


61.

Сложноцветные.

1

24.04



62.

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.

1

25.04


63.

Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные

1

08.05


64.

Уход за комнатными растениями.

Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа

1

15.05


65.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

Экскурсия на биостанцию МГПИ

1

16.05


66.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

1

22.05


67.


Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа

1

23.05


68.

Обобщение по теме «Растения – живой организм»

1

29.05




Дополнительная литература:


  1. Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.


  1. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.



  1. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.



  1. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.