СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его  становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "Биология" на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов. анализ.классификация.оценка. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Особенно важны межпредметные связи с курсами химии, географии, физики, так как вм осногве биологических процессов лежат различные явления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Соль-Илецка»




«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

от 28. 08. 2017 г.




«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________Ж.С.Каримова

28.08.2017г

«Утверждено»

Директор школы

____________ Н.Н.Ажмуратова

Приказ №66/2 от 08.08.2017г



Рабочая программа

по биологии

для 8 класса




Составила:

учитель биологии Суендыкова Д.М






2017


2.Пояснительная записка


2.1.Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:


  1. ФЗ №273 «Об образовании РФ»

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004г

  3. Примерная государственная программа для общеобразовательных учреждений по биологии класс

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

  5. Устав Муниципальной общеобразовательной школы №5 г.Соль-Илецка» Оренбургской области и регламентирует порядок рабочих программ педагогов

  6. Учебный план МОАУ «СОШ №5» г.Соль-Илецка на 2017-2018 учебный год




















2.2. Ведущие целевые установки предмета.

В процессе изучения курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.


2.3. Цели изучения предмета.


Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;


2.4. Задачи изучения предмета.


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



2.5.Общая характеристика предмета


В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.


2.6.Общая характеристика учебного процесса.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности.





2.7.Место предмета биология в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОАУ «СОШ № 5» г.Соль-Илецка

Данная программа рассчитана на 1 год – 8 класс.

Общее число учебных часов в 8 классе ‑ 68 (2 часа в неделю).

Особенностями преподавания биологии в данном классе является разная подготовленность учащихся к усвоению материала, способность к мыслительной деятельности, умение применять полученные знания. Так как программа базового уровня, все обучающиеся могут освоить данный курс.











3.Содержание учебного предмета


Программа имеет 18 содержательных разделов: «Человек как биологический вид», «Происхождение человека», «Краткая история развития знаний о человеке», «Науки, изучающие организм человека», «Общий обзор организма человека», «Координация и регуляция», «Нервная система», «Анализаторы», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины», «Выделение», «Покровы тела», «Размножение и развитие», «Высшая нервная деятельность», «Человек и его здоровье».



РАЗДЕЛ 1. Человек как биологический вид (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.





РАЗДЕЛ 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрация иллюстраций представителей различных рас человека.



РАЗДЕЛ 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.



РАЗДЕЛ 4. Общий обзор строения и функций организма

человека (4 часа)


Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

  1. Строение животной клетки

  2. Ткани



РАЗДЕЛ 5. Координация и регуляция (2 часа)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.



РАЗДЕЛ 6.Нервная система (4 часа)

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Лабораторные и практические работы

  1. Изучение головного мозга человека.



РАЗДЕЛ 7. Анализаторы (4 часа)

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторные и практические работы

1.Изучение изменения размера зрачка.



РАЗДЕЛ 8. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторные и практические работы

  1. Химический состав костей

  2. Выявление статической и динамической работы на утомление мышц

  3. Измерение массы и роста своего организма



РАЗДЕЛ 9. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторные и практические работы

1.Изучение микроскопического строения крови.



РАЗДЕЛ 10. Транспорт веществ (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторные и практические работы

1.Измерение кровяного давления.

2.Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.



РАЗДЕЛ 11. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные и практические работы

Определение частоты дыхания.



РАЗДЕЛ 12. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Демонстрация муляжей внутренних органов.

Лабораторные и практические работы

1.Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

2.Определение норм рационального питания.



РАЗДЕЛ 13. Обмен веществ и энергии. Витамины (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.



РАЗДЕЛ 14. Выделение (2 часа)


Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.




РАЗДЕЛ 15. Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

РАЗДЕЛ 16. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

РАЗДЕЛ 17. Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

РАЗДЕЛ 18 Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторные и практические работы

1.Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

2.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Резервное время — 5 часов





4.Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

РАЗДЕЛ 1. Человек как биологический вид

2



РАЗДЕЛ 2. Происхождение человека

2



РАЗДЕЛ 3. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1



РАЗДЕЛ 4. Общий обзор организма человека

4

2


РАЗДЕЛ 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

2



РАЗДЕЛ 6. Нервная система

4

1


РАЗДЕЛ 7. Анализаторы

4

1


РАЗДЕЛ 8. Опора и движение

8

3


РАЗДЕЛ 9. Внутренняя среда организма

3

1


РАЗДЕЛ 10. Транспорт веществ

4

2


РАЗДЕЛ 11. Дыхание

5

1


РАЗДЕЛ 12. Пищеварение

5

2


РАЗДЕЛ 13. Обмен веществ и энергии. Витамины.

2



РАЗДЕЛ 14. Выделение

2



РАЗДЕЛ 15. Покровы тела

3



РАЗДЕЛ 16. Размножение и развитие

3



РАЗДЕЛ 17. Высшая нервная деятельность

5



РАЗДЕЛ 18. Человек и его здоровье

4

2


ИТОГО

63 + 5ч резерв

13

















4.1. Календарно-тематическое планирование предмета «Биология»



ТЕМА

Кол час

Задачи раздела

ТЕМА

УРОКА

Дата


Материалы, оборудование

Лабораторныеи

практические работы

Творческие

задания

Д/З

Человек как биологический вид

2

Учащиеся должны знать: место человека в системе органического мира; черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза.

Учащиеся должны уметь: выявлять особенности строения тела человека, объяснять сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека; определять органы и системы органов человека, характеризовать стадии эволюции человека, расы человека, отделы скелета; распознавать на моделях, скелете, таблицах, ри­сунках отделы скелета, кости, его образующие, у человека и животных.

1)Место человека в системе органического мира. Сходства с животными и отличия от них.


Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника



Ст.5-7, ст.11 вывод учить.

2) Особенности человека


Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника



Ст.10-11

Происхождение человека

2

Учащиеся должны знать: биологические и социальные факторы антропосоциогенеза; основные этапы эволюции человека, их особен­ности; отличительные признаки расы.

3) Происхождение человека. Этапы его становления


Табл. по внешнему и внутреннему строению человека. Рис. учебника



Ст.12-17 ст.17 вывод учить

4) Расы человека. Их происхождение и единство


Табл. «Расы человека», рис. учебника



Ст.18-21, понятие раса, расизм, ст.21

вывод.

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

1

Дать представление по истории разви­тия знаний о строении и функциях организма челове­ка с древнейших времен до наших дней.


5) История развития знаний о строении и функциях ор­ганизма человека


Портреты ученых



Ст.21-30

Общий обзор организма человека

4

Учащиеся должны знать: клеточное строение организма, строение живот­
ной клетки, функции частей и органоидов клетки; строение и значение тканей; органы и системы органов.

Учащиеся должны уметь: раскрывать особенности строения и функций от­
дельных частей, органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов в поддержании гомеостаза организма человека; называть части и органоиды клетки тела человека, типы тканей, органы и системы органов; распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки.

6-7)Клеточное строение организма


Микроскоп, микропрепараты, табл. «строение животной и растительной клетки»

Л.р. №1

«Строение животной клетки»


Ст.31-34 заполнить табл., запись учить

8)Ткани и органы


Табл. «Ткани», рис. учебника, микроскоп, микропрепараты

Л.р. №2 «Ткани»


Ст.34-40

9) Строение и процессы жизнедеятельности органов человека.


Табл. «Ткани»



Ст.40-43

«Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности»








2


Учащиеся должны знать: строение и роль эндокринного аппарата в орга­низме человека; основные функции эндокринных желез.
Учащиеся должны уметь: распознавать основные железы внутренней сек­реции.






10)Эндокринная система.









Табл. «Строение кожи человека», «Железы внутренней секреции», «Вегетативная н.с.», рис. учебника


«Гормон роста», «Сахарное равновесие в крови», «Щитовидная железа и ее гормоны».

Ст.45-53, термины: железы внутренней секреции и смешенной секреции, гормоны

11) Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.


Табл. «Железы внутренней секреции», «Вегетативная н.с.», рис. учебника



подготовиться к зачетному уроку.







Нервная система
















































4


Учащиеся должны знать: строение и функции нервной системы, ее час­тей; нейрона, рефлекторной дуги, спинного и голов­ного мозга;

роль нервной системы в регуляции функций ор­ганизма человека, в согласованной деятельности ор­ганов и связи организма с окружающей средой; роль вегетативной нервной системы, коры больших полу­шарий, отделов мозга.

Учащиеся должны уметь: сравнивать строение нервной системы человека и животных; распознавать основные ее части; работать с учебником; осуществлять самоконтроль, проводить наблю­дения.

12)Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система.


Схема строения н.с., «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги»


«И.С. Сеченов – отец русской физиологии», «И.И. Павлов - великий физиолог»

Ст.54-59

Термины:

Рефлекс, нейрон, нервный импульс, синапс, рефлектор.дуга



13)Спинной мозг


Рис. учебника, табл. «Спинной мозг»



Ст.60-63

14) Строение

и функции головного мозга


«Схема строения н.с», «Головной мозг человека»




Ст.63-69.

Подготов. к зачету

15)Полушария большого мозга


Табл. «Головной мозг»

Л.р. №3 «Изучение головного мозга человека »

«Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова»

C/70-75

Анализаторы

4




Учащиеся должны знать: органы чувств человека, части зрительного, слу­хового анализаторов; находить их на рисунках, таб­лицах, моделях; роль анализаторов в восприятии и анализе (раз­личении) раздражений окружающей среды; их взаи­мосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.

Учащиеся должны уметь: характеризовать гигиену органов зрения и слу­ха, обоняния и вкуса; объяснять свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, способность частей ана­лизаторов различать раздражения, взаимосвязь орга­нов чувств (анализаторов).

16) Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушение зрения. Профилактика.


Табл. Зрительный анализатор, рис. учебника

Л.р № 4 «Изучение изменения размера зрачка»

«Цветоощущение»

Ст.75-83

17) Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушение слуха, профилактика.


Табл. «Анализаторы слуха и равновесие», рис. учебника



Ст.84-91

18)Органы чувств.


Табл. «Обонятельные и вкусовые анализаторы», рис. учебника



Ст.91-99

19)Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость, обобщение знаний об органах чувств и анализаторах


Табл. зрительный анализатор, анализатор слуха и равновесие, обонятельные и вкусовые анализаторы, рис. учебника




Опора и движение








































































8






































































Учащиеся должны знать: состав и свойства костей, значение опорно-дви­гательного аппарата; влияние физического труда и спорта на его формирование; роль двигательной активности в сохранении здоровья; меры, предупреж­дающие нарушение осанки, развитие плоскостопия.

Учащиеся должны уметь: распознавать части опорно-двигательного аппарата (скелет, мышцы); характеризовать черты приспособленности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, и приводить примеры; характеризовать строение костей, типы их соединений, работу мышц; оказывать первую доврачебную помощь при
ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, при
переломах; соблюдать правильную осанку; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета; разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата, влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; устанавливать связь между строением частей и выполняемыми ими функциями; доказывать сходство млекопитающих животных и человека; характеризовать торможение как результат нервной регуляции, координирующей движение.

20)Опора и движение. Опорно-двигательная система.


Табл. «Скелет млекопитающего», «Скелет и мышцы человека», рис. учебника



Ст.100-107


21-22) Строение, свойства костей, типы их соединений


Табл. «Строение костей и типы их соединений», «Скелет человека», «Череп человека»

Л.р. №5 «Свойства декальцинированной и прокаленной костей. Хим. состав костей»


Ст.104-105 Терм.: сустав, суставная сумка

23)Профилактика травматизма. Причины оказания первой помощи.


Табл. «Строение костей и типы их соединений», палочки, дощечки, бинт, линейки.





















упражнение в наложении шин, повязок, и др. приемах оказания перв. помощи.

24)Опорно-двигательная система. Мышцы, их строение и функции


Табл. «Скелетные мышцы», микроскоп, микропрепарат мышечных тканей




25)Работа мышц


Табл. «Скелетные мышцы», «Рефлекторная дуга», динамом. ручной

Л.р.№6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

«Великие люди о пользе физических упражнений»

Ст.116-121, динамическая и статическая работа

26)Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.


Табл. «Скелетные мышцы»

Л.р.№7 «Измерение массы и роста своего организма.»



27)Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активно­сти в развитии аппарата опоры и движения человека


Карточки с заданиями



Повтор. терм.:надкостница, сустава,швы,кости,эпифиз,сустав. сумка, череп, груд.клетка,крестец,

Внутренняя среда организма






3


Учащиеся должны знать: основные компоненты внутренней среды орга­низма, значение и строение форменных элементов
крови; сущность понятий иммунитет, инфекционные
заболевания, значение предупредительных прививок
и лечебных сывороток, правила личной и общественной гигиены, выполнение которых предупреждает распространение СПИДа и других инфекционных за­болеваний.

Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, микропрепаратах,
рисунках клетки крови: лейкоциты, эритроциты,
тромбоциты; объяснять значение внутренней среды организ­ма, ее компонентов, объяснять состав крови, функции
ее форменных элементов.

28)Транспорт веществ. Внутренняя среда организма и ее значение


«Эпител., соединит., мышечные ткани», «Кровь»,


«Дыхательная функция крови»

Ст.127-135, до «Свертываемость крови…»

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции


«Кровь», рис. учебника, микропрепарат крови человека и лягушки, микроскоп

Л.р.№8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»

«Защитные свойства крови»

Ст.130-132

29)Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.


Табл. «Кровь», портреты И.И. Мечникова, Л. Пастера


«Из истории переливания крови»

Ст.136-137

30)Кровь. Группы крови. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.


«Кровь», «Ткани»



Ст138-143, повтор ст.116

Транспорт веществ
































4


































Учащиеся должны знать: строение органов кровообращения; сущность понятий пульс, кровяное давление; изменение крови в кругах кровообращения; вредное влия­ние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу.

Учащиеся должны уметь: распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; оказывать доврачебную помощь при кровотече­ниях; подсчитывать пульс, измерять артериальное
давление.


31)Кровеносная и лимфатическая система.


«Кровеносная система», «Схема кровообращения», «Сердце»



Ст.144-149

32)Работа сердца









«Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца»



Л.р№9 «Измерение кровяного давления»


Ст.149-153, «сердечный цикл», пауза, автоматизм.

33)Движение крови и лимфы по сосудам


Секундомер, тонометр, «Круги кровообращения», «Лимфообращение»

Л.р.№10 «Подсчет пульса в разных условиях»

«Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему», «Влияние табака на сердечно-сосудистую систему»

Ст.153-157

34)Заболевания сердечно-сосудистой системы, их пре­дупреждение.


«Схема кровообращения», «Значение тренировки сердца».



Повтор о клеточ. строении организма, внутрен. среде организма и транспорте веществ

Дыхание

5

Учащиеся должны знать; строение и функции органов дыхания, их взаи­мосвязь; изменение состава вдыхаемого и выдыхае­мого воздуха, гигиенические требования к его соста­ву; меры профилактики заболеваний органов дыха­тельной системы.

Учащиеся должны уметь распознавать на таблицах органы дыхания, объ­яснять взаимосвязь их строения и функции, соблюдать гигиенические требования, оказывать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.




35-36)Дыхание. Дыхательная система.


Табл. «Органы дыхания», «Воздухоносные пути», рис. учебника


«как надо дышать», «Гигиена воздуха»

ст.158-161

37-38) Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция. Чистота атмосферного вздуха как фактор здоровья.


Табл. «Органы дыхания», «Воздухоносные пути», рис. учебника

Практическая работа № 1 «Определения частоты дыхания»

«Болезни органов дыхания»

Ст.163-169

39)Заболевания органов дыхания, профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики.


Табл.«Органы дыхания», «Кровеносная система», марлевые салфетки



Ст.166-170

Пищеварение










5










Учащиеся должны знать: состав пищи человека и роль пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной системы, роль пищеварительных желез и ферментов в пищеварении, сущность и значение всасывания; роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения, методы изучения пищеварения; гигиенические требования к составу пищи; ме­ры профилактики зубных и желудочно-кишечных заболеваний; влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь: распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения; оказывать первую доврачебную помощь при пи­щевых отравлениях


40)Питание. Пищеварительная система. Пища как биологическая основа жизни. Роль ферментов в пищеварении.


«Схема строения органов пищеварения», рис. учебника



Ст.171-170

41)Пищеварение в ротовой полости


Схема строения органов пищеварения, зубов. Рис. учеб


«Функции печени и роль желчи в процессе пищеварения»

Ст.174-179

42-43)Пищеварение в желудке и кишечнике Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.


Схема строения органов пищеварения, рис. учебника

Л.р.№11 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»

«Режим питания» «Желудочно-кишечные и глистные заболевания, их предупреждение»

Ст.180-186

44)Гигиена питания. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.


Схема строения органов пищеварения

Л.р № 12 «Определение норм рационального питания»


Ст.1185-186

Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

Учащиеся должны знать: суть и значение обмена веществ и энергии;

анатомо-физиологические и гигиенические поня­тия о пластическом и энергетическом обмене, значе­нии питательных веществ, витаминах и авитамино­зах, нормах питания.

Учащиеся должны уметь: объяснять биологическую роль обмена веществ, витаминов, общебиологические понятия о клеточном строении и обмене веществ организма, о связи орга­низма со средой; на конкретных фактах проводить разъяснитель­ную работу о вреде алкоголя и наркомании для орга­низма подростков.

45)Обмен веществ и превращение энергии.


Схема строения животной клетки, схема кровообращения, схема органов пищеварения



Ст.187-193

Вып. Рис. «Обмен веществ», ст.163

46)Витамины. Проявление авитаминоза и меры их предупреждения.


Рис. учебника


«Как осуществляется выделение продуктов жизнедеятельности у одно- и многоклеточных организмов»

Ст.1194-198

Выделение


2

Учащиеся должны знать: роль и значение мочевыделительной системы, особенности ее строения.

Учащиеся должны уметь: распознавать органы выделительной системы по
таблицам; объяснять, почему заболевания почек оказывают
очень серьезное влияние на здоровье человека, необходимость соблюдения гигиены почек; почему злоупотребление острой пищей, алкоголем приводит к по­ражению почек.

47)Выделение. Мочеполовая система.


Органы выделения человека



Ст.199-204, рис. «Работа нефрона»

48) Мочеполовые инфекции и меры их предупреждения для сохранения здоровья.















Органы выделения человека



Ст.202-203

Покровы тела

3

Учащиеся должны знать: строение кожи, ее функции; относительное пос­тоянство температуры тела человека; значение зака­ливания организма; гигиенические требования к ко­же, одежде и обуви; меры, предупреждающие пере­гревание и переохлаждение организма.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при поражениях ко­жи и нарушениях терморегуляции; устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи; разъяснять механизмы терморегуляции и зака­ливания.

49)Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями.


«Строение и функции кожи», рис. учебника



Ст.205-209

Зап. табл. «Строение кожи»

51)Роль кожи в терморегуляции организма


«Строение и функции кожи», рис. учебника



Ст.209-211

52)Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожении, их профилактика


«Строение и функции кожи», рис. учебника


«Курение и потомство», «Алкоголь и развивающийся организм»

Ст.210

Размножение и развитие

3

Учащиеся должны знать: сущность процесса оплодотворения и его значе­ние; развитие зародыша и плода в матке; роль половых желез в жизнедеятельности организма; преимущества полового размножения перед бесполым; гигиениче­ские требования к режиму будущей матери; вредное влияние алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. Учащиеся должны уметь: находить черты сходства и отличия в размноже­нии и развитии зародыша и плода млекопит. и чел.

53) Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.

54) Наследственные болезни. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.



«Зародыши позвоночных животных»


«Активный образ жизни и проблема старения»

Ст.212-220

55)Инфекции, передающиеся половым путем. Профилактика. Вич-инфекция и ее профилактика.
































«И.М. Сеченов – отец русской физиологии», «И.П. Павлов - великий физиолог»

Ст221-224

Высшая нервная деятельность
































5


































Учащиеся должны знать: особенности высшей нервной деятельности чело­
века, ее значение в восприятии окружающей среды,
ориентацию в ней; значение профилактики утомления, активного отдыха, сна, вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль безусловных рефлексов в разви­тии врожденных форм поведения, значение безуслов­ных и условных рефлексов и их сущность; психиче­скую деятельность человека как функцию мозга; по­нятия потребность организма, психика человека ,память, внимание, характер, личность, темпера­мент; характеризовать поведение, рефлекторную тео­рию поведения, роль условного торможения.

56)Психология и поведение человека. Условные и безусловные рефлексы. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова,А.А.Ухтомского П.К.Анохина.


«Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга», портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлова, схема б/у слюноотделительного рефлекса



Ст.225-233. «Схема выработки условного рефлекса по И.П. Павлову» Ст.194»

57)Торможение, его виды и значение


Портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлов табл. «Головной мозг», рис. учебника


«Почему мы спим?», «Здоровый сон»

Ст.231-233

58)Биологическое значение сна. Познавательная деятельность мозга.




«Расстройство сна», «Гипноз – это частичный сон», «Слово как условный раздражитель»

Ст.235-237

59)Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Высшая нервная деятельность.


«Рефлекс. Рефлекторная дуга», «Строение головного мозга человека», портрет И.М. Сеченова, И.П. Павлова



Ст.242-245

60)Типы нервной системы


Табл. «Головной мозг», рис. Учебника



Ст250-253






Человек и его здоровье

4



































61)Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.





Конспект урока

62)Оказание первой доврачебной помощи.



Л.р.№13 «Изучение приемов остановки кровотечений»


Конспект урока

63)Факторы риска. Соблюдение правил поведения в окружающей среде.



Л.р №14 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.»


Конспект урока

64)Человек и окружающая среда.





Конспект урока

65) Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
























5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса



  1. Наглядные пособия:

Таблицы: Комплект таблиц по анатомии.

  1. Оборудование и приборы: микроскоп

3. Дидактический материал (раздаточный)

1.Рабочая тетрадь.

2.Раздаточные индивидуальные задания.




















Список литературы

Литература, используемая при подготовке программы.

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы – М.: Дрофа, 2011

2.В.З.Резникова Сборник тестов для тематического и итогового контроля ‑ М.: «Интеллект-Центр», 2010.

3. Н.Б.Ренёва, Н.И.Сонин Биология, Человек. 8 класс: Методическое пособие к учебникуН.И.Сонин,М.Р.Сапин. Биология, Человек. 8 класс

4. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа


Литература, рекомендованная для обучающихся

1. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология, Человек. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М.: Дрофа, 2011г.

2. Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология, Человек. 8 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. учеб. заведений. ‑ М.: Дрофа, 2011г.



Образовательные диски

Мультимедийное приложение к урокам биологии в 8 классе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Москва «Дрофа»

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».









6.Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности;

  • особенности высшей нервной деятельности и поведения;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения

энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных;

  • место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

  • зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

  • необходимость защиты окружающей среды;

  • причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать процессы жизнедеятельности организма человека:

  • рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма;

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды

  • клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде

обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять положение человека в системе органического мира (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды,

факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации;

  • находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках

значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных

заболеваний;

  • травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных

заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.









































7.Приложение к рабочей программе

Рекомендации по оцениванию ответов учащихся по Биологии.

  • Отметка «5»

  • Ученик показывает знания теорий, понятий; логично излагает основные положения раскрывает сущность и взаимосвязь процессов и явлений; конкретизирует теоретические положения примерами. Ученик демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать объекты и процессы и на основе этого делать выводы.

  • Отметка «4»

  • Ставится, если ответ не полностью раскрыт, недостаточно широко иллюстрирует примерами, допускает неточности, негрубые ошибки.

  • Отметка»3»

  • Ставится, если имеются неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, неверно трактует понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы.

  • Отметка «2»

  • Ставится, если допускаются грубые ошибки, или ответ полностью отсутствует.

  • Отметка «1»

ставится, если ученик:

*Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

*Полностью не усвоил материал.



Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

  • Отметка «5»

ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

  • Отметка «4»

  • ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

  • Отметка «3»

  • ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Отметка «2»

ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

  • Отметка «1»

ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.