СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии 5 класс при очно-заочной форме обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Филиал « Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»




Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на МО учителей Зам. директора по МР Приказ директора школы предметников Протокол № 1 от 28.08.2019 г № 18 от 30.08.2019 г

Протокол № 1 от 26.08.2019 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» для 5 класса

основного общего образования

(очно-заочная форма обучения)

на 2019– 2020 учебный год













Разработчик: Ненашева С. В., учитель













г. Новоалтайск, 2019




Оглавление


Пояснительная записка ………………………………………………………………… 3

1.Планируемые образовательные результаты обучения…………………….…………..6

2.Содержание учебного предмета ……………………………………………………… 8

3.Тематический план………………………………………………………………………10

Приложение №1……………………………………………………………………………11

Приложение №2………….………………………..…………………………………… 12










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Биология» для учащихся 5 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» при очно-заочной форме обучения.

Нормативная база рабочей программы

- ФГОС ООО (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г № 1897, с изменениями от 2014 г, 2015 г.);

- Федеральный перечень учебников (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 г № 345.);

- Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждена приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

- Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

- Годовой календарный график КГКОУ ««Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» на 2019-2020 учебный год (утвержден приказом директора школы от 30.08.2019 г. № 18);

- Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» (утверждено приказом директора школы от 20.08.2019 г. № 17);

- Письмо УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов» №5/3-9

Цели и задачи реализации рабочей программы (изучения предмета)

Рабочая программа рассчитана на реализацию целей и задач обучения биологии в 5 классах, обозначенных в авторской программе, которые не противоречат целям ФГОС в части преподавания данного учебного предмета и основной образовательной программы основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на изучение биологии в 5 классе при очно-заочной форме обучения отводится 0,5 час в неделю, 17 часов в год соответственно.

Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование

В рабочей программе уменьшено количество часов на изучение всех тем, так как авторская программа рассчитана на 35 часов в год из расчета 1 часа в неделю, сокращение учебных часов становится возможным за счет применения подачи материала блоками, с показом основных алгоритмов и предоставлением заданий для закрепления при самостоятельной работе учащихся.

Практические и лабораторные работы, предусмотренные программой, проводятся виртуально с использованием видеоматериалов и интерактивных пособий, что объясняется режимными требованиями исправительного учреждения, на территории которого находится школа и в соответствии с письмом УФСИН России по Алтайскому краю «О разработке учебных планов».


Формы организации учебного процесса, методы и приемы обучения, педагогические технологии, используемые для реализации рабочей программы.


Рабочая программа ориентирована на формирование предметных и общенаучных понятий, практических предметных умений и метапредметных образовательных результатов, что предполагает организацию образовательного процесса на основании требований системно-деятельностного подхода.

В преподавании предмета используются развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные педагогические технологии. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В процессе урочной деятельности используются приемы организации образовательной деятельности обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых результатов курса и формирование метапредметных образовательных результатов. Такая продуктивная деятельность, создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся, обеспечивает осознанность работы обучающихся. Предпочтительными организационными формами образовательной деятельности являются проектная и исследовательская деятельность. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальные занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обучение осуществляется через опыт и сотрудничество, учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

В данной рабочей программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности, представленных в программах для основного общего образования.


Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


Основными формами контроля степени достижения планируемых результатов обучения являются: устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, тестов, выполнение заданий с использованием ИКТ. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваютсяпо усмотрению учителя.

Оценивание результатов образовательной деятельности осуществляется согласно Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»

Средства реализации рабочей программы


Средствами реализации рабочей программы являются УМК, созданный коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Программа

- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс (авторы Н.И. Сонин, В. Б. Захаров) / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.

Учебник:

- А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа,2016.

Методические пособия:

- В.Н. Кириленкова, В.И. Сивоглазов. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию.– М.:Дрофа,2015.

Рабочие тетради:

- Н.И. Сонин. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. – М.:Дрофа,2017


1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Введение в биологию»

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

—основные признаки живой природы;

—устройство светового микроскопа;

—основные органоиды клетки;

—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

—существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

—основные признаки представителей царств живой природы.

—основные среды обитания живых организмов;

—природные зоны нашей планеты, их обитателей.

—предков человека, их характерные черты, образ жизни;

—основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

—правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

—простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

—характеризовать методы биологических исследований;

—работать с лупой и световым микроскопом;

—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

—определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

—устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

—различать изученные объекты в природе, на таблицах;

—устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

—объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

—сравнивать различные среды обитания;

—характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

—сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

—выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

—приводить примеры обитателей морей и океанов;

—наблюдать за живыми организмами.

—объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

—объяснять роль растений и животных в жизни человека;

—обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

—соблюдать правила поведения в природе;

—различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

—вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

—ставить учебную задачу под руководством учителя;

—систематизировать и обобщать разные виды информации;

—составлять план выполнения учебной задачи.

—проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

—использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

—самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

—находить и использовать причинно-следственные связи;

—формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

—выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

—работать в соответствии с поставленной задачей;

—составлять простой и сложный план текста;

—участвовать в совместной деятельности;

—работать с текстом параграфа и его компонентами;

—узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты:

—Формирование ответственного отношения к обучению;

—формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

—формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

—осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

—формирование основ экологической культуры.



































2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Биология. Введение в биологию. 5 класс

(35/70ч, 1/2ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8/16ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах.

Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с цельюконкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов(14/28 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6/8 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины—степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов - определителей, чучел, гербариев и др.).

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле (5/10ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его

причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита

планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы

Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время— 2/8ч

Работы, отмеченные знаком*, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).


3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Тема раздела

Кол-во час.

Из них

Пр. работы

Лаб. работы

Проекты

5 класс

1

Живой организм: строение и изучение

4


2

-

2

Многообразие живых организмов

7


-

-

3

Среда обитания живых организмов

3


1

-

4

Человек на земле

3


1

-


Итого:

17


4

-




































ПРИЛОЖЕНИЕ №1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема урока

Лабораторные и практические работы

Дата

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (4ч)

1

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.


09.09


2

Методы изучения природы. Увеличительные приборы

Л.Р.№1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа.

23.09


3

Клетка – элементарная единица живого.

Л.Р.№2 Строение клеток кожицы чешуи лука.

07.10


4

Содержание химических веществ в клетке. Вещества и явления в окружающем мире.


21.10


Раздел 2. Многообразие живых организмов(7ч)

5

Развитие жизни на Земле


18.11


6

Разнообразие живых организмов. Классификация организмов


02.12


7

Бактерии. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.


16.12


8

Грибы. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека


13.01


9

Растения. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека


27.01


10

Животные. Признаки, характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека


10.02


11

Охрана живой природы.


24.02


Раздел 3. Среда обитания живых организмов (3 ч)

12

Среды обитания. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков

Л.Р.№3 Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографии)


09.03


13

Природные зоны Земли


06.04


14

Жизнь в морях и океанах


20.04


Раздел 4. Человек на Земле (3ч)

15

Научные представления о происхождении человека


04.05


16

Изменения в природе вызванные деятельностью человека


18.05


17

Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Л.Р.№ 4.Простейшие способы оказания первой помощи.



















































ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

Дата по журналу, когда была сделана корректировка


Номера уроков, которые были интегрированы


Тема урока, которая стала после интеграции


Основание для корректировки


Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки