РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для обучающихся 6 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы основного общего образования. Биология 5 – 9 классы /Н.И. Сонин, В.Б.Захаров. – М.: Дрофа, 2012. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования Рабочая программа по курсу «Биология. Живой организм. 6класс».
Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательной школы. Программа учитывает особенность классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. Уровень обученности обучающихся 6г класса невысокий.
Учебный предмет «Биология» относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы». В соответствии с учебным планом и примерной программой на предмет «Биология» в 6 классе отводится 1 час в неделю. За год на изучение программного материала отводится 35 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология. Живой организм»
Предметные:
- знать основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных, основные черты различия в строении растительной и животной клетках;
- рассмотрение биологических процессов в развитии;
- использование биологических знаний в быту;
- объяснять мир с точки зрения биологии;
- устанавливать взаимосвязь между органом и его функциями;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов;
- исследовать строение органов и их частей на натуральных объектах, определять их на таблицах;
- понимать смысл биологических терминов;
- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.
- формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значение семьи в жизни человека, воспитание уважительного отношения к старшим и младшим товарищам.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем, блока) | Кол-во часов | Использование проектной (исследовательской) деятельности | Количество и формы контроля |
1 | Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система | 4 | | |
2 | Деление клеток | 1 | | |
3 | Ткани растений и животных | 2 | | |
4 | Органы и системы органов | 3 | | 1 |
5 | Жизнедеятельность организмов | 18 | | 1 |
6 | Организм и среда | 3 | «Взаимоотношения организма и среды» | |
| Резервное время | 4 | | |
Тематическое планирование
№ | Тематический блок, тема уроков (с указанием формы учебного занятия) | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекция программы |
| | | По плану | По факту | |
| Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система | 4 | | | |
1 | Свойства живых организмов. Чем живое отличается от неживого | 1 | | | |
2 | Химический состав клетки. Лабораторная работа №1 «Химический состав клетки» | 1 | | | |
3 | Строение растительной клетки. Лекция | 1 | | | |
4 | Строение животной клетки (комбинированный) | 1 | | | |
| Деление клеток | 1 | | | |
5 | Деление клеток. Митоз, мейоз (комбинированный) | 1 | | | |
| Ткани растений и животных | 2 | | | |
6 | Типы тканей. Ткани растений, животных (комбинированный) | 1 | | | |
7 | Лабораторная работа №2 «Ткани живых организмов» (комплексное применение знаний, умений и навыков) | 1 | | | |
| Органы и системы органов | 3 | | | |
8 | Органы цветковых растений. Лекция | 1 | | | |
9 | Органы и системы органов животных (комбинированный) | 1 | | | |
10 | Растения и животные как целостный организм. Лабораторная работа №3 «Распознавание органов у растений и животных» | 1 | | | |
11 | Обобщение знаний по теме: «Строение и свойства живых организмов» | 1 | | | |
| Жизнедеятельность организмов | 18 | | | |
12 | Питание и пищеварение и у растений) (комбинированный) | 1 | | | |
13 | Питание и пищеварение у животных (комбинированный) | 1 | | | |
14 | Дыхание. Сущность дыхания растений и животных (комбинированный) | 1 | | | |
15 | Транспорт веществ в организме. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | 1 | | | |
16 | Выделение как физиологический процесс живых организмов (комбинированный) | | | | |
17 | Выделение у растений и животных. Обмен веществ (комбинированный) | 1 | | | |
18 | Опорные системы организмов. Лабораторная работа №4 «Разнообразие опорных систем животных» | 1 | | | |
19 | Движение. Лабораторная работа №5 «Движение инфузории-туфельки и дождевого червя» | 1 | | | |
20 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Видео-урок | 1 | | | |
21 | Нервная и эндокринная системы. Их роль в регуляции жизнедеятельности (комбинированный) | 1 | | | |
22 | Размножение. Бесполое размножение. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение растений» | 1 | | | |
23 | Половое размножение животных. Лекция | | | | |
24 | Размножение и развитие животных. Лабораторная работа №6 «Прямое и непрямое развитие насекомых» | 1 | | | |
25 | Половое размножение растений (комбинированный) | 1 | | | |
26 | Рост и развитие растений (комбинированный) | 1 | | | |
27 | Рост и развитие животных. Результаты исследовательской деятельности по теме: «Рост и развитие животных» Видео-урок, комбинированный | 1 | | | |
28 | Обобщение знаний по теме: «Жизнедеятельность организмов» | 1 | | | |
| Организм и среда | 3 | | | |
29 | Среда обитания. Экологические факторы (комбинированный) | 1 | | | |
30 | Природные сообщества (комбинированный) | 1 | | | |
31 | Взаимоотношения организма и среды. Защита проекта по теме: «Взаимоотношения организма и среды» (комбинированный) | 1 | | | |
32 | Резервное время | 1 | | | |
33 | Резервное время | 1 | | | |
34 | Резервное время | 1 | | | |
35 | Резервное время | 1 | | | |